урок литературы
презентация к уроку литературы (6 класс) на тему

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_7.rar821.29 КБ

Предварительный просмотр:

                             Александр Сергеевич Пушкин

                                          «Зимнее утро»

Цель урока:

  1. знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»
  2.  анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы;
  3.  работа над выразительным чтением стихотворения;
  4. воспитание интереса к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина;
  5. обогащение словарного запаса учащихся;
  6. развитие культуры устной речи.

Словарная работа: пейзаж, антитеза, анафора, аллитерация.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукции русских художников-пейзажистов Шишкина, Васильева, Саврасова, Степанова, Грабаря, Юона; презентация, карточки.

                                        Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Подготовка к восприятию нового материала. Слайд 1

- Ребята, какое время года изображено на картине Юона? (Зима)

-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже? (пасмурно, холодно, голый лес)Слайд 2

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает? (светлое, радостное) Почему? (солнечный день, снег сверкает, искрится).Слайд 3,4

- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение. А как называется изображение природы в искусстве? (пейзаж). Слайд 5,6

Слайд 7

- Вспомним с вами недавно изученное стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Почему снег «печальный»? слайд 8

- А сегодня мы с вами познакомимся с новым поэтическим произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».слайд 9

 Это стихотворение одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Мы ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо. Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на обратном пути с Кавказа. Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

III. Анализ стихотворения

1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

нега — наслаждение (устар.);

взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

вечор — вчера (диал.);

нынче — сейчас (устар.);

озарена — освещена (устар.);

велеть — приказать (устар.);

запречь — запрячь, запрягать (диал.);

предадимся — отдадимся (устар.). слайд 10

2. 

— Какое чувство передано в этом стихотворении? (радостное, веселое)

— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание. Слайд 11

— К кому обращается поэт?

— Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. «Друг прелестный», «мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора»). Слайд 12

Аврора (от лат. aura — «предрассветный ветерок») — богиня зари

Вторая часть. Слайд 13

— Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, луна – бледным пятном, которая не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи. Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные». Слайд 14

Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы. (Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой) Слайд 15

— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.(работа с карточками)

3-я и 4-я строфы. Слайд 16

— Можно ли их объединить?

— Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

— Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

— С чем сравнивается снег? Почему?

— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Слайд 17 .Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) Слайд 18

— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?(передает ощущение нарядности, праздности природы).

-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой; «прозрачный лес», «снег лежит великолепными коврами», «речка блестит подо льдом»).
-
Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.

- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе? (Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт в 4 строфе поэт использует эпитеты: «с веселым треском трещит затопленная печь»)

4-я строфа.

— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы?  Слайд 19 .Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин). Слайд 20

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

— Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

— Разговорные, диалектные.

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)

 - С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)

 - Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)

  - Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
      — Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?
( «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим).
      Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию.

4. Стихотворный размер. Слайд 21

— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.) 

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха

Схема: — / — / — / — /…
То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.

— Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.) Слайд 22

IV. Работа по группам

— Итак, какое же общее настроение стихотворения?

— Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов

(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)

Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

— Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Белый, жёлтый — солнце…)

— Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? (“О” — можно удвоить ударные, так как они более заметны; “е” — … , “а” — … , “э” — … , больше — “о”.)

Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий. Слайд 23

А — густо-красный

Я — ярко-красный

О — светло-желтый или белый

Е — зелёный

Ё — жёлто-зелёный

Э — зеленоватый

И — синеватый

Ю — голубоватый, сиреневатый

И — синий

У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

- Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, которая помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

V. Работа по выразительному чтению стихотворения.

— Чем отличается настроение, с которым вы прочтёте 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?

— Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?

— Звуки 4-й строфы. Что они передают?

— Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

VI. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», вспомнили, что такое эпитет, сравнение и олицетворение, познакомились с такими средствами выразительности, как антитеза, аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

  - Так почему же при чтении стихотворения у нас возникает чувство радости?
      (
При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно).

VII Выставление оценок. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро". Слайд 24

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения....