Читательская конференция "Такие разные мамы"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

На основе сопоставительного анализа рассказов Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" учащиеся наблюдают о разных  отношениях матери к своей дочери. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_mamy.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Такие разные мамы»

(читательская конференция по рассказам

Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама»)

Х класс

Цели: обзорно познакомить с жизнью и творчеством современных писательниц  Л.Петрушевской и И.Полянской, проанализировать их рассказы, выявить темы, сходство и различие рассказов,  лексические, синтаксические особенности, сравнить композиции произведений;

развивать навыки анализа прозаического произведения, устную монологическую  и письменную речь, вести работу со словарями и дополнительными источниками;

воспитывать активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.

Ход урока.

        I. Оргмомент.

        II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.  Здравствуйте, дети и уважаемые гости. Сегодня мы проведём читательскую конференцию по рассказам Л.Петрушевской и  И.Полянской. Как   вы думаете, почему тема конференции  «Такие разные мамы»?

(Ответы детей)

Учитель.  Правильно. Мы познакомимся с жизнью и творчеством современных писательниц  Л.Петрушевской и И.Полянской, проанализируем их рассказы, выявим  темы, найдём сходство и различие рассказов,  лексические, синтаксические особенности, сравним композиции произведений.

        III. Работа по содержанию конференции:

а) краткая характеристика творчества Л.Петрушевской и И.Полянской;

б) громкое чтение рассказов Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама»;

в) работа над анализом рассказов.

Библиотекарь. Ребята, каковы темы, прочитанных рассказов? Можно ли сказать, что темы произведений совпадают? (В обоих рассказах речь идёт о         матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.)

Ученик. В.И.Даль в своём словаре так определил слово «мать»: МАТЬ-родительница, мама; мать родная. Дружески: всякая женщина в летах чествуется матерью.

Библиотекарь. Давайте найдём и зачитаем, как описываются образы матерей в рассказах? (В рассказе «Страна» уже в первом предложении         заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина…»;         далее читаем: «Она сама со следами былой красоты на лице…» - это         портрет, внешняя характеристика.)

Учитель.  Найдите примеры внутренней характеристики, а это, как правило, поступки. («Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает         вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под         рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой         бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само         собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или         лекарство.»)

Библиотекарь. Что рисует вам  воображение, когда вычитаете: «…а потом всё опростилось, всё пошло само собой»? (Женщина опускается всё ниже.         Раньше было стыдно пить при дочери, а теперь нет. Совесть её         постепенно засыпает.)

Библиотекарь. А на самом ли деле девочке всё равно? (Может всё равно         сейчас, когда она мала.

Библиотекарь.  А когда подрастёт и начнёт понимать неправильность поведения своей мамы, как она будет на это реагировать?

(Ответы детей: 1) девочка начнёт стесняться матери;

        2) кто-то думает, что по русской пословице «яблоко от яблони         недалеко падает»; 3) кто-то предполагает, что вместе со стыдом за         свою мать придёт и желание  изменить жизнь близкого человека.)

Учитель.  В рассказе Ирины Полянской совершенно другой образ матери. Обратите внимание на предложения «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.»

Библиотекарь. Дана ли внешняя характеристика этой женщины? (Нет,         внешняя характеристика не дана.)

Библиотекарь. Что помогает нам мысленно «построить» её внешний и внутренний облик? (Помогают её поступки и речь: она счастлива своим         материнством, она чувствует свою ответственность за ребёнка, а         потому мы представляем её красивым внешне человеком. В рассказе         «Мама» появляется ещё одна мать – мать героини. От чьего лица ведётся повествование; то есть в э том произведении представлена так называемая женская линия трёх поколений.)

Сообщение учащегося о генетической наследственности. Наука утверждает, что 90% интеллектуальных способностей передаётся по материнской линии, а вот предрасположенность к различным заболеваниям и особенности внешнего облика поровну делятся между матерью и отцом.)

Библиотекарь. Не случайно, видимо, врачи так настаивают на том, чтобы будущая мать, ожидая ребёнка и родив его, несла ответственность за своего малыша.

Учитель.  Только ли беспокойство матери мы чувствуем в рассказе «Мама»?         (Нет, мы чувствуем ещё беспокойство бабушки и всей линии родственников и предков этой семьи («Я держала мамину жёсткую руку, точно через неё крепила единство со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти»). Мы видим, как тяжело ждать двум женщинам решения врачей, как друг в друге находят они утешение и понимание.)

Библиотекарь. Какой смысл вы вкладываете в определение «плохая мать» и «хорошая мать»? в каком рассказе не звучит словосочетание «духовная связь» и почему? (…мать хорошая – это не только та, которая         беспокоится о физическом состоянии своего ребёнка: как он одет, во         что обут, болен или здоров, а та, для которой важно и духовное         единение со своим ребёнком. В рассказе «Страна» автор обращает         внимание на абсолютно «безголосое», «безречевое» общение матери и         дочери.)

Учитель.  Докажите это строками из текста. («Дочь обычно тихо играла на         полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе         укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не         бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад». В произведении         И.Полянской чувствуется глубокая духовная связь между маленькой         девочкой, матерью и бабушкой. Все эти люди не просто переживают         друг за друга – они ответственны за судьбы друг друга, понимают         значимость собственных поступков, знают, что ребёнок только         тогда счастлив, когда чувствует не физическую заботу, но и         духовную, в совместной игре, разговоре, чтении, прогулках.)

Библиотекарь. Докажите эти слова строками из рассказа. («Я держала         мамину…  руку, точно её рука, только она могла вытащить меня из         пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из неё только что         выпала рука моей дочери, которую унесли».)

Учитель.  Что вы можете сказать о лексике, которая использована в рассказах? (У Л.Петрушевской неслучайно много стилистически сниженной         лексики, например, пьющая женщина, блондин ходил у ней в мужьях,         бежит в гастроном за очередной бутылкой, пьёт за столом или лёжа         на тахте и т.д. Эта лексика помогает понять мир чувств и интересов         старшей героини.

        В рассказе И.Полянской, наоборот, много книжной лексики, есть слова         и словосочетания высокой эмоциональной окраски: пучина отчаяния,         крепила единство, темнота вибрировала под веками, заклинающим         жестом простёрла руку. Этот лексический выбор говорит о том, что         перед нами искренние, верящие в добро люди, умеющие сострадать.)

Учитель.  В рассказе «Страна» очень много отрицательных местоимений, оборотов с частицами не и ни, отрицательных наречий. Найдите их и зачитайте. («Как бы ни была пьяной», «как ни в чём небывало», «никому не         видимая», «пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи»,         «никто не знает», «не надо ничего», «никогда не просыпаться».)

Учитель.  О чём это говорит? (О пустоте жизни, существования,         ненужности, несчастье, отсутствии смысла жизни и т.д.)

Учитель.  В рассказе «Мама» много существительных собирательного характера, эмоционально-окрашенных наречий, причастий. Найдите их и зачитайте. (Родные, поколение, единство, предки, восторженно,         удивительно, посвятивший, ушедшие.)

Учитель.  Для чего автор их использует? (Автор помогает нам осознать         духовную суть героинь. Их наполненную смыслом жизнь.)

Библиотекарь. В чём, по-вашему, суть настоящего материнства?         (Настоящее материнство – это не только физиология, хотя, к         сожалению, для некоторых женщин это так (вот откуда такое         количество брошенных или несчастных детей); это ещё и духовная         ответственность за своего ребёнка, огромная любовь,         самопожертвование, совместный рост матери и её дитя. Становясь         матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает         гораздо большее – продолжение своей жизни и развитие жизни своего         ребёнка )

Библиотекарь. Как вы можете объяснить, что в обоих рассказах героини безымянны? (Так подчёркивается типичность ситуации: таких семей (и         счастливых, и несчастных) – огромное количество.)

Библиотекарь. Можно ли утверждать, что в одном из  рассказов речь о счастливых людях, а в другом – о несчастных и почему? Докажите. (В конце         рассказов ясно слышится авторская позиция. Л.Петрушевская в         последнем предложении пишет: «… никто не знает, как они касаются         головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну,         которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной,         морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы         никогда не просыпаться».Эти  слова помогают понять, что их         счастливая жизнь – во сне, а явь – это однообразие и пустота.

        И.Полянская вкладывает в уста старшей героини восклицание: «Нет,         нет! Бог не допустит! Не смей об этом и думать!» В этой         стойкости, вере и надежде на исцеление внучки счастье семьи.)

Учитель.  Идея семейного счастья и несчастья выражается и в композиции произведений. Сравните композиции рассказов. (Рассказ  Л.Петрушевской в         большей степени расчленён на абзацы – это не только         расчленённость, это раздробленность жизни героинь, их разбитый на         куски день до детского садика и после, их беззащитность и         беспомощность. В рассказе И.Полянской плотность текста более         высокая, три крупных абзаца подчинены раскрытию трёх микротем:

                        1) женской линии, роду;

                        2) истории болезни маленькой девочки;

                        3) единению матери и дочери.

Учитель.  Что вы можете сказать о наличии в рассказах предложений с  прямой речью? (В рассказе «Страна» нет предложений с прямой речью, что         ещё раз указывает на отсутствие общения между героинями. В         рассказе  «Мама» одно предложение с прямой речью несёт такой         заряд веры и надежды, что невольно читатель проникается этим         чувством сам.)

IV. Итог урока.

Библиотекарь. Перечислите, какой должна быть настоящая мать?

(Ответы детей)

(Запись на экране.

Настоящая мать должна:

  • Думать о своём ребёнке;
  • Заботиться не на словах, а на деле;
  • Многое прощать;
  • Общаться со своим ребёнком всегда, даже если он этого не хочет;
  • Хвалить за достоинства, прощать недостатки;
  • Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей;
  • Спрашивать вечером о том, как прошёл день;
  • Уметь радоваться, веселиться;
  • Не говорить одно, а делать другое;
  • Воспитывать собственным примером;
  • Не забывать своих детей ради того, чтобы быть хорошей для всех;
  • Не говорить, что «зря я тебя родила».)

Библиотекарь. Что мы не назвали из перечисленного? Зачитайте.

Учитель. Как вы считаете, нужно говорить о таких острых темах? Сделали вы для себя какие-нибудь выводы? Достигли мы поставленных целей?

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему «Моя  будущая семья». На этом наша читательская конференция закончена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Мамы разные нужны. Мамы разные важны.

Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автоб...

КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).

В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....

Сценарий праздничной программы "Мамы разные нужны, мамы разные важны" ко Дню Матери

Сценарий посвящён Дню Матери, содержит стихотворения, сценки, названия вокальных и танцевальных номеров....

Мамы разные нужны! Мамы разные важны!

для внеклассного мероприятия ко Дню Матери....