"Кладезь народной мудрости"
классный час по литературе (6 класс) по теме

Данное внеклассное мероприятиепреследует следующие цели: приобщение детей к народному творчеству, прививитие любви к народным традициям, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladez_narodnoy_mudrosti.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Кладезь народной мудрости»

(игра «Звездный час»,посвященная народному творчеству)

Цели: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Ход игры.

  1. Вступительная часть.

Ведущий. Народное творчество – народная мудрость, народное знание…  Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и потому, что это наши истоки. Задачу – вырастить  свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой – жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов – в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупинки – золотинки народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки. Мы не знаем имен их творцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог – народ». Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с собой и станем «Иванами не помнящими родства».

Мы собрались сегодня на игру-викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.

Представляю вам игроков… Поприветствуем их!

Все участники игры перед вами. А теперь настало время познакомиться с правилами.

Правила игры.

1.За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.

2.Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то оба получают звезду.

3.На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд.

4.После каждого тура, а их -  три, будет отсеиваться одна пара игроков, набравшая наименьшее количество очков.

5.Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.

6.В суперигре сразятся две пары, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут…

Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.

  1. Проведение туров игры.

I тур

Ведущий. Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма… Сказка – ложь, да в ней намек…», - писал А.С.Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорош ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Первое задание (слайды).

Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».

Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?

Ответ: №3. «Сказка о царе Салтане».

Второе задание. (Слайды).

А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Шабарша, Соловей-разбойник.

Вопрос №1. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и работнике его Балде». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой сказки?

Ответ: №3. Шабарша.

Вопрос №2. Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое?

Ответ: №1. Иван Быкович.

Вопрос 3. В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло, хорошие и плохие герои. Кто из этих героев является отрицательным персонажем?

Ответ: №4. Соловей-разбойник.

Переходим к следующей группе вопросов.

По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.

Третье задание (слайды).

Вы видите лису, волка, щуку и хамелеона.

Вопрос 1. Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?

Ответ: №4. Хамелеон.

Вопрос 2. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке?

Ответ: №3. Щука.

Вопрос 3. Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем русских народных сказок?

Ответ: №1. Лиса.

Четвертое задание. (слайды)

Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

Вопрос. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

Ответ: №3. «Крокодил Гена и его друзья»

Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры, послушайте рассказ о таком удивительном виде устного народного творчества, как пословицы и поговорки.

У русского народа, как и любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течении многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:

Пословица недаром молвится.

Глупая речь не пословица.

Пословица – всем делам помощница.

Игра со зрителями «Аукцион пословиц и поговорок»

Ведущий. Много ли вы знаете пословиц и поговорок? Их, как я уже говорила, бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…

II тур

Ведущий. Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866), писал, что пословица – «это цвет народного ума, это житейская народная правда». Михаил Шолохов назвал пословицу «сгустками разума», «крылатой мудростью».

Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги: Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, М.В.Ломоновов, Я.А.Коменский, портреты которых находятся перед вами.

Первое задание.

Вопрос 1. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил 300 пословиц и поговорок?

Ответ: №2. К.Д.Ушинский в книге «Родное слово».

Вопрос 2. Кто из них является автором книг, ставших в России классическими образцами детской и народной литературы?

Ответ: №1 Л.Н.Толстой.

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые фразы – вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые фразы находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Второе задание.

Перед вами портреты Екатерины II, Петра I, Ивана Грозного и А.В.Суворова. необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

«За ученого – трех неученых дают».

Ответ: №4. А.В.Суворов.

«Победителей не судят»

Ответ: №1. Екатерина II.

«Воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость».

Ответ: №2. Петр I.

Третье задание.

Вопрос. А сейчас вспомним крылатые выражения наших великих русских писателей, поэтов, баснописцев – А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, А.С.Пушкина и Д.И.Фонвизина.

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Ответ: №2. И.А.Крылов.

«Любви все возрасты покорны».

Ответ: №3. А.С.Пушкин.

«Не хочу учиться, а хочу жениться».

Ответ: №4. Д.И.Фонвизин.

«Счастливые часов не наблюдают».

Ответ: №1. А.С.Грибоедов.

Переходим к другой группе вопросов.

Четвертое задание (слайды)

Вопрос. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины. А можем ли мы, современные люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от считалки?

Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу Ягу – лей по целому ведру!

Ответ: №3. Это была закличка.

Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта.

Черт сидит, качается и говорит:

 - Год году хуже, год году хуже, год году хуже.

Мужик его веслом хлопнул:

 - А на этот год тебе хуже всех.

Да убил.

Ответ: №1. Бывальщина.

Прокоп-укроп,

Медный лоб.

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

Ответ: №2. Дразнилка.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Палка щелк щенков сплеча!

Два щенка ушли ворча.

Ответ: №4. Считалочка.

На этом заканчивается II тур.

Пока подсчитываются очки, которые набрали участники во втором туре, послушаем песню.

Ведущий. С большой грустью объявляю, что игровую площадку покидают…

Вам вручаются утешительные призы…

Мы начинаем заключительный тур.

III тур

Ведущий. А сейчас попрошу зрителей отгадать загадку.

Загадка. Сам дней не знает, а другим называет. (Календарь)

III тур хочу начать с небольшого рассказа о русском земледельческом календаре.

Исстари основным занятием славян было земледелие. Полная зависимость от природы заставляла крестьян изучать окружающий мир. Это вылилось в целый ряд правил, примет, тонких и верных наблюдений. Не случайно в народном календаре все сезоны, месяцы, недели и даже дни имеют свои собственные имена, например, день Лукерьи, Юрьев день, день Луки и Иванов день.

Первое задание.

Вам предстоит по небольшому описанию особенностей дня определить, о каком из них идет речь.

Вопрос 1. С этим днем в России связано печальное событие. До XVI века за неделю до этого праздника и спустя неделю после этого дня крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому. Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их навечно за боярами. Что это за день?

Ответ: № 2. Юрьев день.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», - говорят до сих пор в том случае, когда неожиданное сообщение отнимает надежду, обманывает ожидания.

И снова загадка для зрителей.

Загадка. Стоит поп низок, на нем 100 ризок.

Ризки снимешь, сам заплачешь. (Лук)

Лук – очень почитаемый на Руси овощ.

Вопрос 2. В каком из этих дней наши прадедушки высаживали лук на грядки?

Ответ: №3. День Луки.

Лук высаживали в день Луки (5 мая).

Звучит русская народная песня «А я по лугу» (в записи или исполнении учащихся)

Вопрос 3. Считается, что с 24 мая начинают появляться комары. В какой из этих дней?

Ответ: № 1. День Лукерьи.

Прослушанная песня была подсказкой. Комары начинают появляться в день Лукерьи-комарницы.

Вопрос 4. Этот день принадлежит к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, так как оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки. О каком дне идет речь?

Ответ : № 4. Иванов день.

Иванов день или иван-Купала (7 июля). Ивана-Купалу называют также «чистоплотным», потому что на заре этого дня принято купаться, этому купанию приписывается лечебная сила.

Второе задание (слайды).

Переходим к следующему заданию. Перед вами названия русских городов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома, Дымково и Тула.

Вопрос 1. В каком из сел в XVII веке возник русский народный промысел росписи по дереву?

Ответ: № 2. Село Хохлома (Нижегородская область).

Вопрос 2. В каком из этих населенных пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают?

Ответ: №4. Тула.

Конечно же, речь идет о тульских печатных пряниках.

Вопрос 3. Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне.

Ответ: № 1. Станция Гжель Московской области.

Вопрос 4. Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, смешанными особым способом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присущи только им.

Ответ: № 3. Слобода Дымково близ Вятки (ныне город Киров).

И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка для зрителей.

Загадка. В лесу вырос, на стене вывес,

На руках плачет, кто слушает – скачет. (Балалайка)

Третье задание

Перед вами названия музыкальных инструментов: балалайка, гусли, жалейка.

Вопрос 1. Все ли эти русские народные музыкальные инструменты являются струнными?

Ответ: № 3. Жалейка.

Жалейка – это русский духовой язычковый инструмент, который представляет собой деревянную трубочку с тремя-семью игровыми отверстиями.

Вопрос 2. На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко»?

Ответ: № 2. Гусли.

Вопрос 3. У Аллы Пугачевой и Вики Цыгановой есть песни о музыкальном инструменте. Каком?

Ответ: № 1. Балалайка.

Ведущий. Это был последний вопрос третьего тура.

Просим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы)

В финал вышли…

  1. Финал игры и подведение итогов.

КАЛЕНДАРЬ

Из слова «календарь» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно, использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т. е. букву «а» - два раза, а остальные – по одному. Тот, кто назовет последнее слово, - победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…

Игра со зрителями.

«Аукцион песен о временах года»

Ведущий. Внимание, зрители! Пока игроки составляют слова, проведем аукцион песен о временах года…

Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова,но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Ведущий. Побеждают… Настал их звездный час…Вручаются подарки.

Заключительное выступление ансамбля «Летечко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звездный час "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов...

Презентация "Кладезь народной мудрости"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории Звездный час "Кладезь народной мудрости"...

"Кладезь народной мудрости."

Это мероприятие проводится после изучения темы "Устное народное творчество" в 6 классе,которое поможет закрепить материал по пройденной теме....

Классный час "Кладезь народной мудрости"

Игра «Звёздный час», посвящённая народному творчеству.Цели: приобщать детей к народному творчеству; прививать любви к народным традициям; расширять их представление о культуре русского народа; р...

Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)

Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по разделу "фольклор"...