Лирическая дерзость А.А.Фета
презентация к уроку литературы (9 класс) по теме

Голова Нина Анатольевна

Данная презентация используется в качестве наглядного материала к разработке урока "Особенности поэтического таланта А.Фета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Лирическая дерзость А.А.Фета1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лирическая дерзость» А.А.Фета. Как беден наш язык! – Хочу и не могу. – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною… Портрет работы И. Репина (1882)

Слайд 2

Взгляд на сущность искусства Писатель-реалист И.С. Тургенев считал, что к поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума». Поэт-романтик А.А.Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт» (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты.

Слайд 3

« …до судороги не понимаю», - писал И.С. Тургенев об импрессионистской манере письма А.А.Фета. А что такое « ИМПРЕССИОНИЗМ » ?

Слайд 4

Всё началось в 60-е годы XIX в. В Париже. В Салоне (знаменитая выставка) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, французская пресса – «бандой сумасшедших». Критика их работы назвала «мазнёй». Клод Моне Эдуард Мане Эдгар Дега Огюст Ренуар

Слайд 5

О.Ренуар. Скалы в Гернсее.1883 г .

Слайд 6

Э. Мане. Молодая девушка в саду. 1880 г.

Слайд 7

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 8

С появлением в 1872 году картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» всем стало понятно , что эти художники стремились передать впечатления о жизни. От французского слова « impression » - «впечатление» направление получило название в искусстве XIX в. – первой половины XX в. – « ИМПРЕССИОНИЗМ ». К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872 )

Слайд 9

Импрессионизм (характерные особенности) зафиксирован момент, впечатление от увиденного; необычная композиция, расположение фигур; нечёткие, размытые линии; внесён пленэр, т.е. воздух, прозрачность, лёгкость; запечатлена вибрация воздуха и света; использованы чистые, яркие цвета.

Слайд 10

Среди русских художников можно назвать импрессионистами Игоря Грабаря и Константина Коровина . Черты импрессионизма встречаются в работах В.Серова и И. Левитана .

Слайд 11

Портрет И. Грабаря. Работа Кустодиева. И. Грабарь. Февральская лазурь.

Слайд 12

К. Коровин. Фотография . К. Коровин. Париж ночью. 1898 г .

Слайд 13

Валентин Серов. Автопортрет. В. Серов. Открытое окно.

Слайд 14

Исаак Левитан. Автопортрет. 1880 г. И.Левитан. Хмурый день. 1895 г .

Слайд 15

«Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками , и никакого, как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдёшь на некоторое расстояние, посмотришь – и, в общем, получается цельное впечатление ». Л.Н.Толстой.

Слайд 16

«Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Музыканты способны уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба… и передать их необъятную пульсацию». ( Клод Дебюсси ) Свои музыкальные пьесы К.Дебюсси называет «Облака» , «Снег идёт» , «Отражение в воде» . Французский композитор Клод Дебюсси. Фотография.

Слайд 17

Клода Дебюсси считают основным представителем импрессионизма в музыке . Любовь к пейзажу, красочность текуче-подвижных моментов, воздушная тревожность пространства - вот черты импрессионизма в музыке Дебюсси .

Слайд 18

В литературе импрессионизм не сложился в направление. В литературе можно говорить о нём как о явлении или стиле того или иного поэта, писателя. Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии . Он первым уловил это новое веяние в искусстве и в своих стихах предвосхитил XX век удивительной игрой со словом, которой ещё не знала поэзия . А.Фет внёс в поэзию своё самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость». (Л.Толстой)

Слайд 19

Как проявилась « лирическая дерзость » в стихотворении « Над озером лебедь в тростник протянул…» ? Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре утонул, Меж двух изгибаясь небес. И воздухом чистым усталая грудь Дышала отрадно. Легли Вечерние тени. – Вечерний мой путь Краснел меж деревьев вдали. А мы – мы на лодке сидели вдвоём Я смело налёг на весло , Ты молча покорным владела рулём , Нас в лодке как в люльке несло. И детская чёлн направляла рука Туда, где, блестя чешуёй, Вдоль сонного озера быстро река Бежала змеёй золотой. Уж начали звёзды мелькать в небесах… Не помню, как бросил весло, Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг, Куда нас потоком несло!

Слайд 20

Своеобразие пейзажных зарисовок Необычный ракурс предметов («лебедь в тростник протянул», «в воде опрокинулся лес»); Нет чёткости изображения («в заре потонул», «меж двух изгибаясь небес»); Яркие краски, передающие вечерний колорит. Вибрация цвета («путь краснел», «блестя чешуёй». «пёстрый флаг»); Игра света и теней («вечерние тени», «начали звёзды мелькать в небесах»); вибрация воздуха ( эпитет «чуткий воздух»). Пейзажи Фета воздушны, в них много света. В литературоведении есть термин - фетовский пленэр

Слайд 21

Стремление зафиксировать «трепет жизни» Тождество состояния природы и внутреннего мира человека («вечерние тени – «вечерний мой путь », «нас в лодке как в люльке несло», «сонное озеро» - «не помню, как бросил весло», «нас потоком несло», «воздухом чистым» «грудь дышала отрадно»); Психологический параллелизм (« а мы – мы на лодке сидели…») помогает почувствовать состояние двух влюблённых как единое целое; Метафора – «быстро река бежала» напоминает о быстротечности жизни; Метафоричные эпитеты («усталая грудь», «покорный руль»); Анафора («не помню…») придаёт напряжённость стихотворению; Безличный глагол «несло», употреблённый дважды, подчёркивает динамику ; Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает кульминации.

Слайд 22

Что роднит лирику Фета с импрессионизмом в живописи, музыке? Стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни ; Зафиксировать «трепет жизни», показать мир в его подвижности, изменчивости; Передать тождество состояния природы и внутреннего мира человека ; Способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души; Поиск новых способов поэтической выразительности : О, если б без слова Сказаться душой было можно!

Слайд 23

Использованная литература 1 .Портрет Эдуарда Мане . Работа Надара. 1910 г.. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%AD. 2. Э. Мане. ht Молодая девушка в саду.1880 г. http://www.staratel.com/pictures/mane/main.htm 3. Портрет. tp Эдгар Дега . Edgar Degas . Историческая справка. http://www.liveinternet.ru/users/intera1/tags/сюзанна+валад 4.Дега ( Degas ) Эдгар : Голубые танцовщицы http :// biography . sgu . ru / works 2. php ? id =38 он/:// smallbay . ru / manet . html 5. Пьер Огюст Ренуар . Скалы в Гернсее. 1883 г. Лондон. http://www.museum-online.ru/Impressionism/Pier_Ogust_Renoir/Canvas/813 6. Портрет. Ренуар Пьер Огюст jpg. 71302','71302','3... http://linza1.mylivepage.ru/image/643/4368 7. Портрет. Клод Оскар Моне http://tematema96.beon.ru/21455-204-quot-klod-mone-quot.zhtm 8. Портрет А.А. Фета . Работа И. Репина. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%82,_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F 9. Фотография Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин... http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/fet/photo.htm 10. Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева . http://www.turgenev.org.ru/art-gallery/zhizn-iskusstvo-vremya/031.htm 11. Клод Моне Впечатление. Восход солнца . http://www.liveinternet.ru/users/ex_officio/friends / 12. Игорь Грабарь. Портрет работы Кустодиева http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%8C,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 l

Слайд 24

l 13. Репродукция картины Февральская лазурь. Художник Грабарь Игорь (Grabar... http://www.posterlux.ru/Reproductions-of-Paintings-by-Artists/Grabar-A47/Page-1 14. Портрет Коровина Константина Алексеевича. http://www.my-chekhov.ru/biografii/korovin.shtml 15 .. Коровин К. А. Париж ночью. 1898 г.. http://photo.sfu-kras.ru/thumbnails.php?album=topn&cat=1&page=312 16. Валентин Серов. Автопортрет. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%92 . 17. Валентин Серов " Картины , живопись " Открытое окно. htt.p://vserov.ru/kartina/67.php 18. Исаак Левитан, Автопортрет ( 1880 ) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD_%D0%98. 19. И . И . Левитан . Хмурый день.1895. http://www.museum.ru/Alb/?type=6&Page=187 20. Благой Д Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. –М., 1975. 21. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1989 22. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8 классов. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996 l 23. Портрет. Клод Ашиль Дебюсси .. http://www.musbooks.ru/publications/articles/articleclassic/ 24. Клод Дебюсси «Отражение в воде» http://artofpiano.ru/group.php?c=debussy&g=images1_arrau 25. Слайд №3 цитата http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0900.shtml 26. Слайд №15 цитата http://festival.1september.ru/articles/518810/ 27. Слайд №16 цитата http://www.debussi.ru/debussi_i_simvolizm/debussi_i_simvolizm_4/debussi_i_simvolizm_4-9/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Природа-мир истина и красоты.Анализ лирического стихотворения А.А.Фета"Учись у них-у дуба,у берёзы"

Сегодня мы  совершим путешествие в  поэтический мир лирического произведения  А.А.Фета , а начинается оно  со слов  Учись у них...

А.А.Фет. Жизненный факт в лирической миниатюре А.А.Фета. Презентация

В данной презентации представлена попытка рассмотрения вопроса о соотношении жизненного факта и его поэтического осмысления в творчестве поэта...

Анализ лирического текста в школьном изучении ( на примере стихотворения А.Фета «Пчёлы»)

Анализ стихотворения А.Фета "Пчёлы" в школьном изучении для обучающихся 10 класса.Представлена схема анализа  и подробный разбор стихотворения А.Фета, которые могут быть использованыдля...

ЧЕТЫРЕ ШАГА К ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ДЕРЗОСТИ

Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в искоренении дерзости и склонности ребенка к пререканиям....