Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выбора и ответственности за сделанный

выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат

Цели урока: осознание чувства ответственности за сделанный жизненный выбор, развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, осмысление философской концепции романа.

Ход урока Слово учителя:

На прошлом уроке мы начали разговор о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита», одном из лучших произведений русской литературы 20 века, культовой книге, оказавшей огромное влияние на умы не одного поколения советских людей.

Эта книга необычна во всех отношениях: «последний закатный роман» великого мастера полон откровений и загадок, которые ещё только предстоит разгадать. Мы с вами пытались определить жанр романа. Легко ли это сделать?

Да, определить жанр романа просто невозможно. Любовный, сатирический, социально-бытовой, исторический, философский... Любое определение подходит.

Какое определение роману дал литературовед М.Бахтин? («Мениппея» от «Менипповых сатир». Этот жанр предполагает карнавальность, смену масок. Здесь герои поднимаются на небеса и спускаются в преисподнюю, и всё это ради испытания на человечность.

Но всё-таки, прежде всего, это роман - философский, и одна из главных проблем, поднимаемых автором, это проблема выбора и ответственности за сделанный выбор.

Эта тема не нова в мировой литературе. Веками спорили философы, решая, есть или нет у человека право выбора.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя...

В нашумевшем бестселлере уже нашего века «Гарри Поттер и тайная комната» один из главных героев - профессор Дамблдор говорит: «Ведь человек - это не свойство характера, а сделанный им выбор». Так что же такое выбор, и в чём заключается проблема выбора в романе? Ответ на этот вопрос мы и должны найти сегодня на уроке.

В качестве домашнего задания вам было предложено перечитать и проанализировать первую «ершалаимскую» главу, давшую название всему роману мастера, «Понтий Пилат».

Булгаков переносит нас в мир двухтысячелетней давности, но мир, не исчезнувший, а существующий параллельно, мир, более реальный, чем Москва 30-х годов.

Итак, обратите внимание, как меняется сам ритм текста: «В белом плаще...».

-Кто такой Понтий Пилат? (Это историческая личность, наместник императора Тиберия в одной из захваченных Римом провинций - Иудее; это и евангельский персонаж - судья, расследовавший дело Иисуса Христа, убедившийся в его невиновности и пытавшийся уговорить иудеев отпустить невинного). Его просьба не имела успеха, тогда он вышел к народу иудейскому, приказал подать воды и омыл руки, показывая тем самым, что он неповинен в крови сего праведника. Отсюда, кстати, пошло выражение «умыть руки».

Понтий Пилат — представитель могущественнейшей Римской империи, наместник кесаря императора, человек, олицетворяющий силу и власть, и считающий, что это самое главное в мире. К нему на суд приводят ... Кого? (Нищего бродягу, человека без роду и племени, одетого в старенький разорванный голубой хитон, избитого)

Как по-вашему должен отнестись к нему могущественный прокуратор Иудеи? (С явной неприязнью и осуждением).

Не забудьте, что у прокуратора мучительно болит голова (гемикрания - мигрень, и он, раздражённый и измученный, ненавидит весь мир).

Какую ошибку совершает осуждённый?

Почему Пилата так раздражает это слово? (Иешуа называет прокуратора добрым человеком, а доброта, по мнению Пилата, свидетельство слабости).

За это Иешуа подвергается наказанию. Какому?

Между ними завязывается беседа (совершенно ненужная и бессмысленная, с точки зрения прокуратора).

В ходе беседы выясняется, что перед Пилатом никакой не мессия, а нищий бродяга, Человек, у которого нет ни осла, ни учеников, ничего, кроме убеждения, что все люди добрые. Кстати, как вы понимаете эти слова? (Все люди рождаются равно безгрешными, и лишь жизнь делает их злыми.) Единственный его последователь - Левий Матвей, бывший сборщик податей, после разговора с Иешуа бросивший деньги на дорогу, заявив, что они отныне ему ненавистны. (Обратите внимание на реакцию Пилата на эти слова)

Обвинение против Иешуа заключается в том, что он говорил «..что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Но о какой истине идёт речь? Что такое истина? Удивителен ответ Иешуа:

- истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова...

Как вы понимаете эти слова? Не напоминает ли вам это известное выражение о том, что «гвоздь в моём сапоге важнее гибели королевства»? Истина - понятие субъективное. Известный детский писатель Владислав Крапивин говорит: «В человеческом мышлении господствует закон оптики... Свои мелкие заботы и несчастья кажутся важнее больших, но далёких. Не своих... Муха, которая летает у твоего носа, выглядит крупнее самолёта. И так во всём... Человечество давно уже по сути дела живёт на сундуке с динамитом и гасит окурки о его щелястую крышку. Но этот факт занимает нас, в общем-то, меньше, чем ежедневные проблемы: скажем, неуды в зачётках, или загубленный в Госкино сценарий....» Не этот ли принцип срабатывает и здесь? Головная боль для Пилата важнее, чем абстрактные рассуждения о философских категориях.

Арестант излечивает прокуратора, и благодарный Пилат готов оправдать арестованного, если тот поклянётся, что не призывал никого разрушить ершалаимский храм. И тут наступает один из ключевых моментов главы, да и всей книги.

- Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? - спросил, очень оживившись развязанный.

- Ну хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это.

- Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? - спросил арестант. - Если это так, ты очень ошибаешься. 

Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:

- Я могу перерезать этот волосок.

- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант. - Согласись, что перерезать волосок уж5 наверно, может лишь тот, кто подвесил?

Что это значит? Всё заранее предопределено? Тот, кто подвесил, тот и перережет? О каком выборе может идти речь? В чём смысл поступков человеческих? Этот — великий грешник, а этот великий святой, потому что так решено заранее? Тут, по сути дела, столкнулись две точки зрения на судьбу - «человек - сам кузнец своего счастья» или «человек - раб обстоятельств»? А как вы думаете? На самом деле, все религии, даже античные, более всех ориентированные на предопределённость, утверждают право человека на свободный выбор. Если судьба и записана заранее, то в нескольких вариантах. Всё зависит от выбора, который человек делает в определённые моменты своей жизни.

И вот прокуратор оказывается в ситуации выбора.

О каком выборе идёт речь? (Он может подписать приговор или оправдать Иешуа).

Каково первоначальное решение Пилата?

Что изменило его выбор? (Содержимое второго пергамента, поданного секретарём. Закон об оскорблении его императорского величества). Оказывается, Иешуа познакомился с Иудой (добрым человеком), который пригласил его к себе, светильники зажёг... (Очень интересный момент - по закону Тиберия для принятия доноса необходимо, чтобы доносчик привёл шпионов в дом. А для того, чтобы они могли подтвердить обвинение, он должен был зажечь определённое количество светильников. Лишь тогда донос принимался.)

Почему Пилат утверждает приговор синедриона? (Трусость, безусловно, один из самых страшных пороков). Но ведь Пилат не трус... Почему?

Итак, Понтий Пилат свой выбор сделал. И за сделанный выбор ему придётся нести ответственность. «Погиб! Погибли!» И нелепая мысль о бессмертии, причём бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску.

«Бессмертие пришло... Бессмертие...» И мысль о бессмертии почему-то заставила Пилата похолодеть на ершалаимском солнцепёке. О каком бессмертии идёт речь?

Странно, бессмертие - вековая мечта человечества. Философский камень, эликсир бессмертия... Это то, о чём люди всегда мечтали. А здесь бессмертие как наказание...

В каком ещё произведении русской литературы вечная жизнь даётся как казнь? (М.Горький «Старуха Изергиль», легенда о Ларре).

А как бы вы поступили на месте Пилата? (Очень сложно. Часто человек не подозревает о том, как поведёт себя в экстремальной ситуации).

Вот вы и оказались в ситуации выбора. Да, эта ситуация надуманная, умозрительная, но всё же попытка не просто поставить себя на место другого человека, но примерить на себя возможность собственного выбора. Что важнее для вас - собственное благополучие или гуманистические принципы? Что значит для нас, людей 21 века, безводная, высушенная солнцем гора, с тремя столбами на ней? Какое нам дело до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Какое нам дело до повешенных на этих столбах? Или есть дело?

Что же ожидает прокуратора?

Он обречён на бессмертие. И в течение 2 тысяч лет будет мучиться бессонницей и мыслью о том, что он о чём-то не договорил с осуждённым, а, может быть, не дослушал тогда, давно, 2 тысячи лет назад. А в те короткие мгновения, когда он сможет забыться сном, ему будет сниться лунная дорога, по которой он пойдёт с Иешуа, и позорной казни не будет, и бродячий философ, выдумавший невероятную вещь, что все люди добрые, будет жив, и, может быть, они сумеют о чём-то договориться.. .И рядом с Пилатом будет лишь его собака. Верный пёс ни в чём не виновен, единственное, чего он боялся, это гроза. «Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

А как же Иешуа? Какой выбор стоит перед бродячим философом? И есть ли у него вообще возможность выбора?

Да, есть. Он может отказаться от своих слов. И Пилат пытается дать ему шанс на спасение. Он спрашивает, говорил ли тот что-либо о кесаре-императоре, « или... не...говорил?» Прокуратор намеренно протягивает слова, посылает Иешуа намекающие взгляды, но всё бесполезно. Арестованный не понимает его, точнее не хочет понимать. «Правду говорить легко и приятно».

Почему?

Для Иешуа отказаться от своих слов невозможно. Ведь это значит отказаться от своих убеждений, от истины, которую он принёс в наш мир. Он знает, что ждёт его, и, тем не менее, делает свой выбор. Всё, что он принёс людям, - это слова. «Так что вам дал Иешуа? Слова, слова...» И за эти слова он готов умереть. У каждого человека есть свобода выбора, и каждый делает свой выбор сам.

Выбор стоит перед каждым из героев романа - перед мастером, перед Маргаритой, перед Иваном Бездомным. Почему мастер не заслуживает света, а заслуживает только покой? Потому что он тоже сделал свой выбор. Он сжёг свой роман, отказался от него, струсил, как и Пилат когда-то, он оказался слабее обстоятельств. И за свой выбор ему тоже пришлось отвечать. Он не смог отстоять своё СЛОВО, принесённое в мир, оказался слаб. И пусть его ожидает не наказание, ведь от его выбора никто не пострадал, но и награды ожидать не за что.

Итак, каждый человек делает свой свободный выбор, за который и отвечает. Но, делая свой выбор, не стоит забывать о совести, страшном звере, который не даёт спать по ночам. И о бесконечном одиночестве того, кто отвергает человеческие законы, и о том, что «ничто на земле не проходит бесследно...»

Домашнее задание: приготовить рассказ о судьбе мастера, ответить на вопрос: почему мастер не заслужил света, а заслужил покой? Какой выбор стоит перед другими героями романа?

                                                                         

Масиева М.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Понтий Пилат и Иуда Искариот как образы Евангелия и герои М.Булгакова"

В данной работе рассматривается степень соответствия образов Евангелия  Понтия Пилата  и Иуды Искариота  героям романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".Материал сопровождается  п...

Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".

Целевая аудитория: 11 классЦель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской  истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - ...

Проект "Вечные образы - Понтий Пилат"

Проект "Вечные образы - Понтий Пилат" ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424a1b0c10f94e0...

Тест на тему:"Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор - это ответственность" (8 класс)

Тест на тему:"Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор - это ответственность" составлен с использованием ресурсов Интернета, с учетом выполнения ВПР и сдачи ОГЭ по обществознанию....

План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.Тип занятия: комбинированный урок.Форма занятия: беседа с элементами диспута.Цель...

Проблематика романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе.

Цель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской  истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения...