Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
статья по литературе (7 класс) по теме

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2009_g.dpkvystuplenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина   «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из  « Повести временных лет»                

(урок-исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»)

       «Пушкин-всегда открытие и всегда тайна»,-так определял глубину творчества поэта в 1987г. Е.С.Гейченко. Именно поэтому каждый урок по произведениям А.С.Пушкина для школьников, действительно, должен стать открытием. На уроках словесности,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 приступая к исследованию гениальных творений А.С.Пушкина,я всегда провожу беседу с ребятами о роли поэта как зачинателя, родоначальника новой литературы и в первую очередь-неповторимого,образного,самобытного русского слова и русского стиха.Но творческие искания и осуществления не были произволом гениального                                                                                                                                                                                                                                                               ума.Поэт откликался на коренные потребности,издавна поставленные перед собой русской литературой,а значит и всем историческим развитием России. И только творческий гений Пушкина привёл в единую систему разнообразные речевые стихии:русскую народную,церковно-славянскую и западно-европейскую,причём цементирующей основой стал русский народный язык. «…В нём, как будто в лексиконе,заключилось всё богатство,сила и гибкость нашего языка…Его эпитет так отчётист и смел,что иногда один заменит целое описание»,-писал Н.В.Гоголь.

На изучение творчества А.С.Пушкина в VII классе отводится всего 6 часов (по программе В.Я.Коровиной) Учащиеся расширяют знания о жизни и творчестве поэта, знакомятся с отрывком из поэмы  «Полтава», поэмой «Медный всадник», балладой «Песнь о вещем Олеге», в которых прослеживается интерес  Пушкина к истории России, прославляется мужество и отвага русского народа, ярко выражено чувство любви к Родине. Моя задача как учителя, раздвинув рамки школьной программы, построить уроки так, чтобы вызвать удивление, живой, неподдельный интерес к неповторимому слову поэта.Ведь «…за его сочинениями-как будто ясными по форме и предельно глубокими,исчерпывающими по смыслу-остаётся нечто ещё большее,что пока ещё не сказано…»,-размышлял о творчестве А.С.Пушкина  Андрей Платонов.

      Урок – исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» следует за уроком первого знакомства с балладой. На данном уроке учащиеся  сопоставят языковые, композиционные, жанровые особенности летописного источника «Сказание о смерти Олега от коня» и пушкинской баллады, получат некоторое представление об исторической изменчивости языка, некоторые сведения о грамматических особенностях древнерусского языка, глубже увидят  неповторимое своеобразие пушкинского языка, словаА.С.Пушкина. .                                                                                                                           Поэт в поисках доказательств правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своём творчестве к истории. В «Песни о вещем Олеге», опираясь на летописный источник «Повести временных лет», воссоздавая эпоху княжения Олега, поэт отвечал на главный для себя вопрос о взаимоотношении власти и творца.

       «Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным – романтиком в 1822 году. П.А. Вяземский в статье «Взгляд на литературу нашу в последнее десятилетие после смерти Пушкина (1847г.), характеризуя исторические взгляды поэта обратил внимание на то, что у него «было верное понимание истории; свойство, которым одарены не все историки».

       Пушкин положил в основу произведения легенду, облечённую в форму баллады. В VII классе обучающиеся расширяют знания о жанре баллада, её характерных чертах (обращение поэта к поэтическому прошлому; таинственный, фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности).

       Чтобы создать живую картину или художественный образ, поэт из сокровищницы общенародного языка собирает самые нужные, самые  точные, самые яркие для выражения мыслей и чувств слова.

 Моя цель – показать, в сравнении с летописным источником, сложность, многоплановость пушкинского стихотворения, дать возможность семиклассникам  провести сопоставительный анализ, в ходе которого они должны ответить на сложный проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин в 1822г. в Южной ссылке обращается к далёкой старине и что для молодого поэта- романтика было более важно: изобразить исторические события, участником которых был князь Олег, показать самобытные черты древнерусского человека, его мировидение, «дух» языческой эпохи или ответить на волнующие его вопросы современной жизни.

       Создание проблемной ситуации – важный момент в развитии творческой активности учащихся на уроке,а тип урока – исследовательская лаборатория – ориентирует учащихся на поисковую работу, когда ученик не получает готовых знаний, а их добывает, сам определяет путь к освоению знаний. В лаборатории внимание ребят направлено на задание: через  логическую структуру мастерской учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников, которые сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, учитель чередует индивидуальную и групповую работы, осуществляет связь с другими видами искусств (живописью,музыкой), что способствует развитию индивидуальности ученика, даёт толчок творческому процессу создания нового текста. Учитель и ученики на таком уроке- единомышленники.

              Приёмы, используемые в  исследовательской лаборатории «Черты истории и славянской древности в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»: эвристическая беседа, повышает мотивацию к более глубокому изучению поэтического текста; беседа с привлечением исторического, лингвистического комментария и справок даёт более широкое представление о произведении во взаимосвязи с историей, историей языка, другими видами искусств, в частности с живописью; кооперировано – групповая деятельность учащихся ( в группах, есть лидеры – консультанты: («историки», «лингвисты» и «литературоведы») создаёт условия для развития познавательной активности обучающихся, условия для творческой обстановки, развивает умения  самостоятельно разрешать проблему, умения отстаивать свои взгляды и мысли, создаёт условия для поисково – исследовательской работы.

     Сопоставительный анализ текстов баллады А.С.Пушкина и летописи, в основе которого лежит сравнение языкового уровня, средств художественной изобразительности, жанра, идейного содержания произведений X , XIX веков, повествующих об одном эпизоде русской истории,помогает выявить авторскую позицию.

       Творческие приёмы: чтение наизусть, устное словесное рисование, включение смежных видов искусств в урок, наблюдение за ролью тех или иных языковых средств, исторической изменчивостью языка, создание рассуждения по заданной теме- направлены на обучение школьников чтению древнерусских текстов,рассматривая их в нескольких плоскостях – как «вместилище» самой разнообразной информации (об авторе, об эпохе),на расширение лингвистической компетенции учащихся, которая поможет объяснять многие явления современного русского языка, обусловленные историческими процессами;на воспитание читательской культуры семиклассников.

Работа на уроке начинается с беседы о том, в чём связь между языком и художественной литературой.В ходе беседы семиклассники делают вывод:художественный текст очень интересно и полезно рассматривать под  «лингвистическим микроскопом».Мною поставлена задача: «Через анализ летописного «Сказания о смерти Олега от коня» Нестора и баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» узнаем,как с течением времени с 10 по 19 века развивался и совершенствовался русский литературный язык ,в чём истинное великое совершенство поэтического языка А.С.Пушкина.Ведь язык его произведений направлен к идеалу истинного вкуса в единстве трёх его проявлений«соразмерности,сообразности,благородной простоты,искренности и точности выражения».

Далее работа учащихся по сопоставительно языковому анлизу двух текстов выстривается как кооперировано-групповая( «Лингвисты», «Историки», «Литературоведы», «Биографы»)Знакомство с фонетическими и грамматическими особенностями древнерусского языка(история и значение буквы Ъ,краткие формы местоимений МИ,ТИ,СИ,НЪ,этимологический анализ слов «речь», «изречение» в сопоставлении с древнерусским причастием «ръкли»и т.д.) позволило плавно перейти к исследованию лексических особенностей баллады(значение и роль в произведении устаревших слов «кудесник», «волхвы», «внемлет», «брег», «тризна», «бранное», «отрок»),к анализу средств художественной выразительности в балладе и летописном источнике(множество метонимий в балладе «сёла и нивы»вместо «страна», «в броне»-материал вместо предмета «кольчуга», «грядущие годы таятся во мгле» вместо события, «могильной засыплюсь землёю» вместо «умру»-внешний признак вместо действия;большое количество эпитетов в балладе и простой и строгий язык летописи и т.д.)Большую работу выполняет группа «Лингвистов»,ребята после проведённого исследования делают выводы: «Дело в том,что метонимия в пушкинское время воспринималась как архаизм,придающий окраску старины и высокой речи.И в балладе поэт с его помощью создаёт красивую легенду Древней Руси». «Историки» подходят к выявлению авторской оценки изображаемым событиям , идейного содержания баллады А.С.Пушкина и летописного произведения Нестора: «Поэт в «Песни о вещем Олеге» не ставит задачу воспроизведения летописного стиля и приближения речи персонажей к исторической реальности.У него на первый план выступает задача поэтического «оживления» событий и впечатляющих образов.А в летописи ,хоть и автор только сообщает о событиях не украшая их живописными подробностями,почти не дополняя собственными рассуждениями,оценка Олегу даётся далеко не однозначная.Олег-устроитель русского государства,вызывающий в этой связи несомненную симпатию летописца,гибнет,и в этой гибели повинен он сам,позволивший возобладать в себе гордыне,одному из самых тяжких грехов по христианской религии.В «Песни о вещем Олеге» передан колорит русской старины:тут и языческие верования в судьбу и волхвов,и суровый дружинный быт,и величавость характеров людей той эпохи,закалённых в боях и походах.Уже в языке А.С.Пушкин воссоздаёт дух могучего времени».

Форма урока-исследовательская лаборатория-даёт большие возможности для сопоставительного анализа языкового уровня произведений двух эпох,основанных на одном историческом событии.Семиклассники открывают для себя,какие значительные изменения произошли в русском литературном языке,приходят к выводу.что балладу А.С.Пушкина отличает подчёркнутая простота языковых средств,значительность и глубина содержания,так как каждое слово наполняется «мыслию целого произведения».Поэтому образ Олега получает новое содержание.Пушкин создал поэтический,трогательный образ князя,но вместе с тем Олег-властный и жестокий правитель.Предсказанной кудесником судьбы «победитель», «воитель», «могущий», «вещий» не избежал.А в словах волхва-«вдохновенного кудесника» писатель декларирует независимость и правдивость подлинной поэзии.Ребята подбирают ряд синонимов к слову «кудесник»,и среди них появляется слово «пророк».Группа «Литературоведов» выразительно читают стхотворение «Пророк»,созданное поэтом в 1826 году,анализируя в сопоставлении с «Песнью о вещем Олеге», приходят к выводу,что данные произведения объединяет основная идея :«Поэт-это человек необыкновенный ,умеющий видеть и предсказывать будущее,терпеливо выносящий все страдания,которые выпадают на его судьбу.достойно выполняющий своё предназначение  «Глаголом жги сердца людей».А.С.Пушкин,обращаясь к истории русского государства,изучая древерусские летописи и находя в них «простодушие», «умилительную кротость» и вместе с тем «нечто мудрое,совершенное»,отвечает на волнующие его вопросы современности».

Через совершенствование навыков анализа художественного текста,развитие умения прослеживать взаимосвязь жанра со средствами художественной изобразительности к пониманию идейного замысла произведения в совокупности с атмосферой открытий и духом творчества,к постижению тайны пушкинских произведений.Вот в чём преимущественная особенность,по моему убеждению, уроков литературы,построенных в форме исследовательских лабораторий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....

Презентация к уроку "Баллады А.С.Пушкина. "Песнь о вещем Олеге"

Презентация к уроку литературы по творчеству А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"...

Урок литературы по балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

Урок по литературе по балладе Пушкина "Песнь о вещем Олеге " для учащихся восьмого класса....

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Презентация: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе....

Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 2.Проанализировать характеры персонажей баллады. 3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьб...

Технологическая карта дистанционного урока литературы в 7 классе на тему: «Баллада А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге» c использованием платформы МЭО

Урок знакомит учеников с летописным  источником произведения А. С. Пушкина, развивает навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения. Урок спос...