Мастерская по творчеству А.И.Куприна. 11 кл.
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Урок-мастерская-это интересная и неизбитая, на мой взгляд. форма урока литературы. Преимущество этой формы в том, что учащиеся могут интерпретировать текст," пропустить его через себя", дать своё толкование и понимание прочитанного вформе мини-сочинения. Учитель продумывает вопросы, которые подталкивают учащихся к пониманию текста, а степень понимания и глубину проникновения в текст показывают работы учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_.kuprin.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Мастерская по творчеству А.И.Куприна.

                                     «Гранатовый браслет» (Опыт интерпретации текста).

 Толковый словарь:

 Интерпретация – толкование, раскрытие смысла чего-либо, разъяснение того или иного смысла.

1.Послушайте стихотворение Николая Ландау, австрийского поэта начала 19 века:

Молчать и гибнуть… Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова!-

Как свет застенчивый лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный…

-? Это практически сюжет одного произведения А.И.Куприна. Какого?

-Да, это «Гранатовый браслет». Именно это произведение А.И.Куприна является предметом изучения  нашей мастерской сегодня.

2. « Молчать и гибнуть» - это духовный обет Желткова, но он всё-таки напоминает о своей любви, потому что это поддерживает в нём надежду, даёт силы переносить страдания любви. Это прекрасное чувство, возвысившее обычного человека над миром несправедливости и злобы.

-? А могла ли быть такая любовь в действительности? Как вы думаете? Эта история –вымысел или Куприн взял сюжет из жизни?

- Сюжет взят из жизни. Князья Туган-Барановские: Людмила Ивановна Туган-Барановская-Любимова.  Чтение воспоминаний сына: с.59-60 в книге «Русская литература 20 века. Практикум.11 класс.».

А ещё сам Куприн в письме к Ф.Д.Батюшкову: «Сейчас я занят тем, что полирую рассказ «Гранатовый браслет». Это- помнишь?- история маленького телеграфного чиновника П.П.Жолтикова, который был так безнадёжно , трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова…»

3.? Так что же всё-таки такое любовь? В рассказе генерал Аносов говорит о сильной любви, которая «заключает весь смысл жизни - всю вселенную!» Может ли быть такой любовь? Или любовь и вселенная- это абстрактные и несравнимые понятия?

- Например, у Данте в «Божественной комедии» каждая из 3 частей заканчивается словами «Любовь, движущая солнцем и прочими звёздами».

4. Найдите в тексте рассказа подтверждение (опровержение) своим рассуждениям и выявите позицию автора - как Куприн понимает любовь?

- «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.» Т.е. любовь, по мнению автора, должна основываться на возвышенных чувствах, должна стремиться к идеалу, её необходимо нести всю жизнь, не предаваясь мимолётным страстям и увлечениям. Подтверждением могут служить слова из письма А.И.Куприна Ф.Д.Батюшкову (1906) : «Любовь- это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.»

5. ? Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

6.Послушайте фрагменты из воспоминаний Т.Алексинской (с.60-62 в книге «Русская литература 20 века. Практикум. 11 класс»). :

-Сильна как смерть,- говорю я.-Вы находились под влиянием Мопассана, когда писали эти стихи!

- Я находился под влиянием моей «старческой» любви, - смеясь , отвечает Куприн.

        Навсегда.

Ты смешон с седыми волосами…

Что на это я могу сказать?

Что любовь и смерть владеют нами?

Что велений их не избежать?

Нет , я скрою под учтивой маской

Запоздалую любовь мою,

 Развлеку тебя забавной сказкой,

Песенку весёлую спою.

Локтем опершись на подоконник,

Смотришь ты в душистый тёмный сад…

Да, я видел: молод твой поклонник,

Строен он, и ловок, и богат.

Все твердят, что вы друг другу пара,

Между вами только восемь лет.

Я тебе для свадебного дара

Приобрёл рубиновый браслет.

Жизнью новой, светлой и пригожей,

Заживёшь в довольстве и любви.

Дочь родится на тебя похожей,

Не забудь же, в кумовья зови.

Твой двойник! Я чувствую заранее:

Будет ласкова ко мне она.

В широте любовь не знает граней:

Сказано - как смерть она сильна.

И никто на свете не узнает,

Что годами, каждый час и миг,

От любви томится и сгорает

Вежливый, почтительный старик.

Но когда потоком жаркой лавы

Путь твой перережет гневный рок,

Я с улыбкой, точно для забавы,

Беззаботно лягу поперёк.

Как вы считаете, есть ли связь между гранатовым браслетом и рубиновым из стихотворения «Навсегда»?

7.Литературный критик Модест Гофман дал такую оценку творчеству Куприна: «Быть может самое ценное  в Куприне -неожиданность его таланта, то, что не поддаётся никаким описаниям, никакой характеристике : кажется, Куприн говорит просто, не обдумывая и не взвешивая слова, не заботясь о том впечатлении, которое он производит на читателя, не заботясь о художественной картине, пишет так, как Бог ему на душу положит,- и впрямь Бог вкладывает в его уста простые, но нужные слова, и каким-то непонятным чудом, чудом стихийности, получается художественно верная и значительная картина, заражающая своей эмоциональной трепетностью и жизненностью».

? Согласны ли вы с критиком?

8.Итак, «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её равнодушию. Это его творческая удача!

К.Г.Паустовский писал об этом рассказе Куприна: «Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословление всему:  земле, водам, деревьям, цветам, небесным запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключённой в женщине.»

Напишите свои мысли  о прочитанном и услышанном в форме небольшого сочинения на тему: «Да святится имя Твоё, Александр Куприн!»

Фрагменты сочинений  учащихся «Да святится имя Твоё, Александр Куприн!»

Александр Иванович Куприн -  выдающийся мастер   слова. Все его лирические произведения наполнены обжигающим огнём страсти, согревающим теплом любви, обволакивающим шёлком нежности. Он, как никто другой, смог раскрыть глубины человеческой души, её терзания, переживания. Такие произведения, как «Гранатовый браслет» или «Олеся» давно уже считаются классикой любовной драмы.

«Гранатовый браслет»- одно из величайших творений Куприна. Оно наполнено глубинным, сложным смыслом. Любовь, по мнению автора, чувство, которое нужно беречь, ценить, которым нужно дорожить. К сожалению, главная героиня понимает это тогда, когда теряет шанс обрести настоящую любовь…

На меня «Гранатовый браслет» произвёл очень приятное впечатление, мне кажется, я многое взяла  для себя оттуда. А ещё мне хочется воскликнуть: Россия будет вечно благодарна А.Куприну за такие волнующие произведения!

        Мифтахова Ф.

… Каждый человек понимает это чувство по-разному: для кого-то любовь-смысл жизни, для кого-то – привычка, а кто-то уверен, что её  и вовсе не существует. В понимании же Куприна любовь великая есть любовь трагичная, т.е. любовь может  быть самым ярким чувством, а может и ранить,  поломать судьбу, даже убить. Но точно одно: люди, познавшие это чувство,  являются самыми счастливыми людьми на Земле!                                                                         Белякова Е.

… Я просто восхищена этим произведением, вызвавшим у меня слёзы. Но слёзы не грусти, нет. Скорее слёзы радости и зависти, белой зависти. Ведь чтобы уметь так любить, нужно быть избранником судьбы,  такая любовь-это дар, дающийся не всем.

                                                                                                                                      Сарварова Л.

…По моему мнению, определения любви нет. Это чувство невозможно описать словами, оно рождается в сердце. Но любовь- это одна из составляющих смысла жизни, это прекрасное чувство.

Я считаю, что счастливым может называть себя лишь тот человек, которому удалось почувствовать и пережить искреннюю и чистую любовь.

                                                                                                                                    Сахапова Л.

…Он не видел смысла в жизни без неё…В голову мне приходит аналогия с лебедями: если умирает один из влюблённых лебедей, то второй тоже умирает от тоски. Так и в «Гранатовом браслете», она «умерла» для него, и он покинул этот мир, мир без неё.

                                                                                                                                         Кузнецова Ю.

…Желтков - это жрец в храме любви, он всего себя отдал любви, всего, до последнего вздоха.

По Куприну любовь-это величайшее чувство, часто трагическое, но настоящее. Вернее, только трагическую любовь Куприн признаёт настоящей. Счастье – познать это всепоглощающее чувство, не пройти мимо него.

        Капитонова Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна...

Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»

Урок – исследование  по русской  литературе 20 века.   Дан  материал по  теме любви  в творчестве А.И.Куприна. На уроке  ведется наблюдение за тем, как рассматр...

Викторина по творчеству А.И. Куприна

Вопросы викторины можно использовать при подготовке к литературной игре....

Презентация к уроку по творчеству А.И.Куприна ("Гранатовый браслет")

Презентация к уроку по произведению А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Тема: «Мастерская по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»

Урок-занятие представляет собой мастерскую по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Цель урока: помочь детям погрузиться в себя; обнаружить многочисленные связи с миром, сформировать у учащих...