Вечер памяти Владимира Высоцкого « Такую жизнь нельзя назвать короткой».
методическая разработка по литературе по теме

Коротеева Татьяна Николаевна

Материал может быть использован на уроке литературы, а также при разработке классного часа. Желательно использовать диск с песнями Высоцкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_pamyati_vladimira_vysockogo.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                  Вечер памяти Владимира Высоцкого

          « Такую жизнь нельзя назвать короткой».

  В центре зала располагается экран для слайдовой презентации.

  Оформляется книжная выставка « Он жил как пел».

1 ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы вспоминаем большого поэта современности, выдающегося артиста, незабываемо игравшего на подмостках Театра на Таганке, яркого киноактёра, покорившего зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытного исполнителя авторских песен, звучащих во всех уголках страны.

  В телевизионном интервью, рассказывая о своих песнях, Высоцкий говорил: « Вы спросили, кем я себя больше считаю- поэтом, композитором, актёром? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос, может быть, всё вместе будет называться каким-то одним словом, и тогда я скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет… я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез…может, это какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофона в ХIХ веке, была только бумага, теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны.., значит, может появиться новый вид искусства- для меня».

                Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого.

2 ведущий: Действительно, современное развитие техники помогло раскрыться самобытному таланту Владимира Высоцкого- синтезу поэтического слова, музыки, артистизма, необыкновенной модуляции голоса- и сделало его достоянием миллионов людей.

  Родился Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью- переводчицей с немецкого языка, то в семье отца- связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке.

  По окончании школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование- это специальность, а всё остальное- забава, Высоцкий  поступил на механический факультет Московского инженерно- строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал- душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу- студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.

  По окончании школы- студии Высоцкий некоторое время работал актёром Московского драматического театра им. Пушкина, затем- Театра миниатюр, делал первые пробы в кино. Но после того как увидел «Доброго человека из Сезуана» Б. Брехта- первый спектакль только что открывшегося Театра на Таганке- понял: вот его театр, в другом он себя уже не представлял.

             

              Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого

                           в разных ролях.

1 ведущий: 16 лет, по день смерти- 25 июля 1980 года, Владимир Высоцкий был ведущим актёром Театра на таганке. В 1971 году в театре был поставлен спектакль по трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. Заглавную роль в нём сыграл Высоцкий.

Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого

          в роли Гамлета.                                                                                      

  «Я сам себя предложил на эту роль,- признавался он.- Давно хотел сыграть её, смотрел почти всех наших Гамлетов. Сыграть не просто по-другому, чем они, а ( так мне самому тогда казалось) как хотел Шекспир. Но, вероятно, об этом думает каждый актёр».

  Роль, о которой мечтает любой актёр, стала, пожалуй, его главной театральной работой. В течение восьми с половиной лет, то есть до самой смерти, Высоцкий выходил на сцену в образе датского принца.

  Эта постановка, как и все постановки Театра на Таганке, была выдержана в условной манере. Театр словно говорил зрителю: мы играем не пьесу драматурга, жившего несколько веков назад, а историю, которая происходила, происходит и будет происходить в любое время и в любом месте. Гамлет метался на сцене, полный огромной внутренней энергии, пружинистый, задыхающийся от безвременья, от жажды прожить жизнь в полную силу и от невозможности сделать это. Высоцкий говорил:

« Творчество требует от меня полной отдачи и каких-то невероятных сил: физических, эмоциональных…Я играл Галилея, играю до сих пор Гамлета- эти роли требуют от меня нечеловеческого напряжения».

  18 июля- в предынфарктном состоянии- сыграл он своего последнего Гамлета. 25 июля французские газете сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке  в Москве умер».

 

2 ведущий: Официальное признание пришло после смерти. Сейчас поэта печатают, вышли на экран не показанные в своё время кинокартины с его участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего выдающегося современника, статьи и воспоминания о нём заполнили страницы газет и журналов. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя»  и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР.

 

  Во второй половине 50-х годов Булат Окуджава запел свои стихи под гитару. Запел не как артист на эстраде, а как-то по домашнему, доверительно просто. Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы Владимир Высоцкий. Осознал и сразу же подхватил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком»  с поющими согласными звуками.

  Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал,- это был Булат, и вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией… я считаю его своим крёстным отцом».

         Демонстрируется слайд, изображающий поэта с гитарой.

  С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь Высоцкого. « Это дело- авторская песня ( термин впервые введён Высоцким) – требует очень большой работы,- говорил поэт,- эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. И если есть впечатление, что это делается очень легко, то это ложное впечатление. Если на одну чашу весов бросить всё, что я делаю кроме авторской песни- деятельность мою в театре, кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую только работу над песней, то мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что песня всё время не даёт покоя, скребёт за душу и требует, чтобы ты  вылил её на белый свет и , конечно, в музыку».

  Песни, которые сам автор называл уличными, или городским романсом, а многие до сих пор считают «блатными», сильно повлияли на его судьбу. Для обывателей, в том числе сановных, эти песни стали как бы визитной карточкой поэта. Страшась обличающего творчества Высоцкого, они желали видеть в нём только автора блатных песен. Это становилось предлогом для отказав публикации стихов и ограничения концертной деятельности.

  Сам поэт говорил об этих песнях: « Я считаю, что они колоссальную мне принесли пользу в смысле работы над формой, очистки, простоты, такой нарочитой, кажущейся примитивизации мелодии, чтобы это сразу входило не только в уши, но и в душу».

  Основная же заслуга этих песен, наверное, в том, что поэт благодаря им поверил в действенную силу своей сатиры и решился на тяжёлое подвижничество, которому посвятил всего себя, всю свою жизнь,- стал песнями бороться с недостатками нашей жизни.

           Демонстрируется следующий слайд. 

1 ведущий: Одни любили его, другие- ненавидели. Он признавался:

Не привыкать глотать мне горькую слюну-

Организации, инстанции и лица

Мне объявили явную войну

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну…

Но был твёрд:

И песню напишу я не одну.

И в песне той кого-то прокляну,

Но в пояс не забуду поклониться

Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!

Пусть чаша горькая- я их не обману.

Диапазон сатиры Высоцкого огромен. От беззубых старух, разносящих слухи; соседа, который завидует всем, потому, что уверен: « у них денег- куры не клюют», до ставших все известными Вань и Зин, товарищей учёных, доцентов с кандидатами, убирающих картошку, Бермудского треугольника и интересующихся им жителей Канатчиковой дачи… Да разве можно перечислить всех, кого коснулась сатирическая муза Владимира Высоцкого, не только коснулась, а показала, как всё это нелепо.

           Звучит песня «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное- невероятное» с Канатчиковой дачи».

2 ведущий: Но есть в стихах поэта и другой мир- прекрасный мир романтики.

        Демонстрируется слайд, изображающий гору с прикреплённой табличкой, на которой выбиты слова Высоцкого: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя».

Здесь «горы спят, вдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; хоть одна из непройденных дорог, а дожидается нас; здесь страхуют товарища и можно положиться на друга, как на себя самого. Здесь «морской хмельной невиданный простор сродни горам в безумье, буйстве, кротости», и уже не удивляешься, узнав, что наша планета «рождалась в муках творчества». Автор вообще любил ставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что «интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так».

     

       Звучит песня «Вершина».

      Слайд меняется. Появляется высказывание Р. Рождественского: «Песни Высоцкого о войне- это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых».

1 ведущий: Военные песни блистательной россыпью вкраплены в поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца, теребит души. В беседе с корреспондентом поэт объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать- это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во-вторых, у меня военная семья…»  

             

    Звучит песня « Почему всё не так...»

  Появляется слайд, изображающий маленького Володю с отцом.

Война только коснулась Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу.

  Отец Владимира, Семен Владимирович Высоцкий рассказывал: «Воевать я начал на Северо- Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи, который обеспечивал оборонительные бои на дальних подступах к Москве. А День Победы встретил в столице Чехословакии Праге… Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом».  Эти рассказы дали потом свои ростки в военных песнях Владимира Высоцкого.

  Появляется слайд с высказыванием Р. Рождественского: «У Владимира Высоцкого есть песни, чем-то похожие на роли. Роли из никем не поставленных и- более того- никем не написанных пьес».

  Высоцкий наполнял свои песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны. Поэт рассказывал: «в письмах, например, меня спрашивают: «Не тот ли вы самый Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?» или «Были ли вы на 3-м Украинском фронте, деревня такая-то и в такое-то время?» И довольно много таких писем. Значит люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну».

  Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно эти песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача- писа

ть о людях, которые воевали.

    Звучит « Песня самолёта- истребителя».

  Появляется слайд с портретами поэта на фоне афиш театра.

2 ведущий:  Изобилие информации и частые стрессы вызвали защитную реакцию и сделали нас малочувсвительными, особенно к чужим переживаниям, но песня «Кони привередливые» никого не оставила равнодушным. Люди переживали трагедию автора, как свою собственную. В песне поражает всё. Человек сам себе поёт реквием. Сам себя гонит к «краю». Сам себя везёт к «последнему приюту». Сам оттуда прислушивается, что же произошло. Высоцкий с первых слов накаляет атмосферу, доводя напряжение до предела: «вдоль обрыва»- страшно, «по-над пропастью»- дух захватывает, «по самому по краю»- уже невозможно… А он всё гонит своих коней.

     Звучит песня «Кони привередливые».

Появляется слайд, изображающий Высоцкого и Марину Влади.

  В самом главном поэзия Высоцкого близка есенинской поэзии- она проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Высоцкий всегда был лирик, быть может в первую очередь- лирик, даже в «уличных» и самых сатирических песнях, но его стихи о любви были почти неизвестны.

  Звучит песня «Теперь я не избавлюсь от покоя…»

1 ведущий:  25 июля 1980 года в возрасте 42-х лет поэта не стало. Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление народной скорби.

 

Демонстрируется слайд, изображающий похороны поэта.                                    

 Вспоминает Владимир Надеин: « Когда Высоцкий умер, многие ведомства оказались захваченными врасплох. В Москве шла Олимпиада, и казалось, всем было не до того. Через несколько часов вышла «Вечёрка» с «рамкой». Спасибо «Вечёрке», она была одна… «Рамка» выглядела скромно, всего несколько строк: «с глубоким прискорбием… артист Театра на Таганке…»

   К ночи народу прибавилось. С балкона восьмого этажа были видны обращённые вверх лица. Стояли всю ночь. Это тоже давняя традиция русской поэзии…Мы были светло потрясены тем проявлением всенародной любви, которая выплеснулась на Таганскую площадь, на Верхнее- Радищевскую улицу, на Интернациональную улицу, через Яузу и дальше, дальше, на пять километров по набережной. Не могло быть и речи о том, что скромное старое здание театра, где шло прощание, пропустит сквозь себя хоть малую толику скорбящих. Но люди стояли.

  К началу второго стало безоговорочно ясно, что и проблеска надежд нет. И тогда люди стали просить впереди стоящих передать туда, в театр цветы… Река цветов текла над тысячами человеческих голов…»

  Марина Влади в своей книге «Владимир или прерванный полёт» пишет: «На улице бьёт в глаза яркий свет. Волнуется людское море, растянувшееся на километры. И над толпой поднимается твой голос- сотни людей взяли с собой магнитофоны и включили свои любимые песни… Двадцать шестого июля я вхожу в твой кабинет. Единственное место, оставшееся нетронутым,- это рабочий стол. Всё остальное перерыто, переставлено, переложено. Не осмелились только прикоснуться к рукописям. И тогда я машинально укладываю в чемодан сотни листочков и передаю его одному из друзей, чтобы он спрятал, я ещё не знаю, что просто спасаю твои стихи…Я привезла этот маленький чемодан однажды утром в обычное серое здание, где располагался архив. Там меня ждала группа женщин, которые, как только я вошла, по очереди обняли меня. У них в руках были букеты цветов, лица раскраснелись от жары и волнения, некоторые плакали…Как единственная наследница твоего творчества, я могла увезти всё это за границу. Но я знаю, что никто не будет так внимательно и преданно хранить твои рукописи, как эти женщины. Я без колебаний оставила их у тебя на Родине. Я уверена, что ты хотел бы, чтобы это было именно так».

 

Чтец:         

Ещё одной звезды не стало.

И свет погас. Возьму упавшую гитару,

Спою для вас

Слова грустны.

Мотив невесел,

В одну струну.

Но жизнь,

Расставшуюся с песней,

Я помяну.

И снова слышен хриплый голос.

Он в нас поёт.

Немало судеб укололось

О голос тот.

И над душой, что в синем небе,

Не властна смерть.

Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь,

Мне так не спеть.

Восходят ленты к нам и снимки.

Грустит мотив.

На чёрном озере пластинки

Вновь лебедь жив.

Лебедь жив…

                     А. Дементьев. Чёрный лебедь.

    Демонстрируется слайд, изображающий памятник на могиле Высоцкого.

2 ведущий: Актриса Алла Демидова вспоминала: « Я не помню, кому пришло в голову, что надо найти кусок метеорита или астероида, положить его на могилу Высоцкого, а внизу мелкими буквами написать: «Владимир Семёнович Высоцкий, 1938- 1980». Чтобы человек, читая, невольно наклонялся- кланялся и этому астероиду, и могиле Высоцкого, и старой церкви за ней, и всему кладбищу. Мы, к сожалению, не сумели воплотить этот замысел…И когда осенью 1985 года я стояла на открытии бронзового монумента, я вспоминала стихотворение Высоцкого «Памятник» и думала, что и здесь он оказался провидцем».

Чтец:

Я при жизни был рослым и стройным,

Не боялся ни слова, ни пули

И в привычные рамки не лез,-

Но с тех пор, как считаюсь покойным,

Охромили меня и согнули,

К пьедесталу прибив ахиллес.

Не стряхнуть мне гранитного мяса

И не вытащить из постамента

Ахиллесову эту пяту.

И железные рёбра каркаса

Мёртво схвачены слоем цемента,-

Только судороги по хребту.

Я хвалился косою саженью-

    Нате смерьте!

Я не знал, что подвергнусь суженью

    После смерти,-

Но в привычные рамки я  всажен-

    На спор вбили,

А косую неровную сажень –

    Распрямили.

И с меня, когда взял я да умер,

Живо маску посмертную сняли

Расторопные члены семьи.

И не знаю, кто их надоумил,-

Только с гипса вчистую стесали

Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,

И считал я , что мне не грозило

Оказаться всех мёртвых мертвей,-

Но поверхность на слепке лоснилась,

И могильною скукой сквозило

Из беззубой улыбки моей.

Я при жизни не клал тем, кто хищный,

    В пасти палец,

Подходившие с меркой обычной-

    Отступались,-

Но по снятии маски посмертной-

    Тут же в ванной-

Гробовщик подошёл ко мне с меркой

    Деревянной.

А потом, по прошествии года-

Как венец моего исправленья-

Крепко сбитый литой монумент

При огромном скопленье народа

Открывали под бодрое пенье,-

Под моё- с намагниченных лент.

Тишина надо мной раскололась-

Из динамиков хлынули звуки,

С крыш ударил направленный свет,-

Мой отчаянный сорванный голос

Современные средства науки

Превратили в приятный фальцет.

Я немел, в покрывало упрятан,-

    Все там будем!

Я орал в то же время кастратом

    В уши людям.

Саван сдёрнули- как я обужен,-

    Нате, смерьте!-

Неужели такой я вам нужен

    После смерти?!

Командора шаги злы и гулки.

Я решил: как во времени оном-

Не пройтись ли, по плитам звеня?-

И шарахнулись толпы в проулки,

Когда вырвал я ногу со стоном

И осыпались камни с меня.

Накренился я- гол, безобразен-

Но и падая вылез из кожи,

Дотянулся железной клюкой,-

И когда уже грохнулся наземь,

Из разодранных рупоров всё же

Прохрипел я похоже: «Живой!»

И паденье меня и согнуло,

    И сломало,-

Но торчат мои острые скулы

    Из металла.

Не сумел я, как было угодно,-

    Шито-крыто,-

Я, напротив, ушёл всенародно-

    Из гранита!

  Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого.

2 ведущий: Все знали, что Высоцкого нельзя было заставить: «Пой в унисон, жми что есть духу»,- от веет у него был прост: «Лучше голову песне своей откручу, но не буду скользить, словно пыль по лучу!»

  Многие из его лучших стихотворений были написаны в середине 70-х годов, но и сегодня, тридцать лет спустя, они звучат современно, продолжая, как говорил поэт «входить не только в уши, но и в души».

   Звучит песня Высоцкого «Я не люблю».