Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Ященко Наталья Юрьевна

Урок изучения басенного жанра в творчестве И.А. Крылова с использованем электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon творчество И.А. Крылова78.79 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


                                 
 «Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова»

ФИО (полностью)

Ященко Наталья Юрьевна

Место работы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г.Кольчугино Владимирской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

«Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова»

Базовый учебник

"Литература. Начальный курс", Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. / Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О. М. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007.

  1. Цель  урока: знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова.

9. Задачи:

- обучающие:

1. познакомить учащихся с событиями жизни И.А. Крылова, повлиявшими на выбор основного жанра литературного творчества – басня;

2. совершенствовать знания о литературном жанре – басня; 

-развивающие:

1.развитие образного и аналитического мышления учащихся

2.развитие умения работать с текстом художественной литературы,  вчитываться и вслушиваться в отдельное слово,  анализировать, делать самостоятельные выводы, аргументировать свою точку зрения;

3.развитие  коммуникативной и информационной компетентности;

4. развитие читательского воображения;

5.совершенствовать умение выразительного чтения лирического произведения;

-воспитательные:

-воспитывающие:

  1.  создание условий для формирования интереса к басенному творчеству И.А.Крылова;
  2.  развитие коммуникативных компетенций;
  3. создание условий для самовоспитания.

  1. Тип урока: усвоение нового материла
  2. Формы работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная творческая работа
  3. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный  этап

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.

Подготовка к уроку, самоорганизация.

1 мин.

2

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 

3. Физкультминутка

4.Этап усвоения новых материалов.

5. Домашнее задание (на выбор)

.

6. Рефлексия

Аудиофрагмент

И. А. Крылов "Ворона и Лисица" (ЕК № 203453)

Интерактивный тест

Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста( ЕК №203380) 

Статичный текст

 И. А. Крылов. Избранные басни (ЕК №203163)

Статичные иллюстрации

К. П. Брюллов. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203478)

И. Э. Эггинк. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203378)

И. А. Крылов "Волк на псарне" в исполнении И. Ильинского(ЕК N 203316)

1.Актуализация внимания учащихся с помощью вопросов:

-знаете ли вы прослушанное произведение?

-кто автор данного произведения?

-к какому жанру относится данное произведение?

2.Работа с эпиграфом урока:

«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание» Сенека

-согласны ли вы со словами римского философа Сенеки?

-докажите на примере басен, что в них главное -  содержание, а сама басня может быть небольшой по объему?

3. Работа над литературно-понятийным аппаратом с помощью презентации, созданной учителем.

Слайд 1

Работа с понятием «Басня»:

-найти из трех предложенных определений то, которое относится к понятию «басня»;

-подчеркните ключевые слова.

Историческая справка «Как появились басни?»

Слайд 2

Построение басни:

-на какие две части делится басня?

-что такое «мораль»?

Викторина «Из какой басни эти строчки?»

Слайд 3

Средства художественной выразительности.

Задание: используя представленную таблицу, найдите в тексте басни «Свинья под дубом» средства художественной выразительности, используемые автором? С какой целью И.А. Крылов использовал данные средства?

1.Создание проблемной ситуации:

вам представлено два портрета И.А. Крылова, какой из портретов вам ближе, попробуйте  заглянуть во  внутренний мир И.А.Крылова и рассказать, каким вы представляете характер этого человека, а может быть, и жизнь поэта.

2. Сообщение учителя «Жизнь и творчество И.А. Крылова» Перед прослушиванием  сообщения актуализировать внимание учащихся с помощью вопросов: отберите из сообщения только те события жизни И.А. Крылова, которые повлияли на выбор основного литературного жанра — басня.

3. Историко-литературоведческий анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне»

-Какое впечатление, какие мысли появились у вас при прослушивании басни?

Анализ басни по вопросам.

-Назовите главных героев басни «Волк на псарне».

-Как автор применяет в басне приём олицетворения?

-Почему именно Волк?

-Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка?

-Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка?

-А как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?

-Что испытал Волк, попав в псарню?

-Почему автор называет Волка хитрецом?

-С какой интонацией надо читать слова Волка?

-Что значат слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед»?

-Как будем читать за Ловчего?

-Чему учит нас автор в этой басне? С какой интонацией мы должны читать всю басню?

-А в каких словах содержится мораль басни?

1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне»

2.Любое творческое задание: аппликация; театрализация; поделка из природного материала, из пластилина; вязание.

3. Подобрать эпиграф ко второй части урока.

Понравился ли урок? Чем? Как вы оцените свою работу на уроке? Спасибо за урок!

Внимательное прослушивание аудиофрагмента, ответы на вопросы, поставленные учителем перед прослушиванием

Чтение эпиграфа, определение ключевых слов, ответы на поставленные учителем вопросы.

Работа (индивидуальная) с текстами басен (раздаточный материал)

Чтение трех определений, выбор определения, относящегося к понятию «Басня», с помощью ключевых слов аргументировать свою точку зрения

Сообщение подготовленного учащегося (предварительное индивидуальное домашнее задание)

С помощью слайда и вопросов учащиеся рассказывают о построении басни, отвечают на вопрос, что такое «мораль», приводят примеры из басен И.А. Крылова, объясняют значение.

Отвечают на вопросы интерактивного теста.

Учащиеся выполняют практическое  задание.

Изучив материал, представленный в таблице «Средства художественной выразительности в баснях», проанализировать средства, использованные И.А. Крыловым в басне «Свинья под дубом»

Работа с портретами поэта.

Учащиеся внимательно слушают сообщение учителя, готовят ответ на вопрос:

-какие события в жизни И.А. Крылова повлияли то, что он выбрал именно жанр — басня.

Учащиеся слушают басню, после прослушивания делятся впечатлениями, мыслями.

Учащиеся анализируют басню с помощью вопросов учителя, готовятся к выразительному чтению басни.

Выразительное чтение басни учащимися.

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

3 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

3 мин.

2 мин.

3 мин.

3 мин.

1 мин.

3 мин.

5 мин.

2 мин.

7 мин.

1 мин.


Приложение к плану-конспекту урока:

                              «Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

Локальные автономные ресурсы

Аудиоресурсы

Статичные

Интерактивные

Иллюстрация

Текст

Тест

Аудиотекст

1. К. П. Брюллов. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203478)

2.И. Э. Эггинк. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203378)

1. И. А. Крылов. Избранные басни (ЕК №203163)

1.Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста(ЕК №203380) 

1.И. А. Крылов "Ворона и Лисица" (ЕК № 203453)

2.И. А. Крылов "Волк на псарне" в исполнении И. Ильинского (ЕК N 203316)

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...

Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова

Продолжение знакомства с басней, углубление понятия...

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчеству И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчествуИ.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова, 5 - 6 классы.  Информация для родителей и учащихся....

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчеству И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова

«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчествуИ.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова ...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Творчество И.А.Крылова. Жанр басни"

В презентации представлены портреты баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов), отрывок из басни "Ларчик", иллюстрации к басням И.А.Крылова....

Басенное творчество И.А.Крылова. Басня "Волк на псарне"

Презентация выполнена ко 2-му уроку литературы ( "Из русской литературы XIX века").В начале урока повторяем, что такое "басня", "аллигория", "олицетворение" (Литература. 5 кл. Ч.1 / В.Я.Коровина, с.57...

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...