Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 «Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По программе Т. Ф. Курдюмовой в среднем звене изучается главы исторического романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». Но необыкновенный талант стихотворца, своеобразное отражения русской истории в балладах, воспевание красот родной природы и желание «возвышать моральный уровень, внушая любовь к прекрасному» людям, свойственная А. Толстому,  побудили меня создать педагогическую мастерскую по его творчеству. Мне важно было показать ребятам многогранность личности писателя, привить интерес к его произведениям. Причем сами учащиеся определили название мастерской - «Двух станов не боец», уловив основное противоречие 50-х годов 19 века.  
Мастерская дает возможность интерпретации текстов, развивает грамотное и свободное владение устной и письменной речью, помогает накопить читательский опыт. Ребята учатся выполнять письменные работы разных жанров, в том числе творческого характера, к тому же выполняют элементы исследовательской работы.
Открытия ждут учеников в мастерской. Сверяя свои старые знания по какой-либо проблеме с новым знанием, ко¬торое ученик выстроил сам, он делает открытия,  растет, верит в свои возможности. Этому способствует задание, в котором учащиеся знакомятся с автобиографией поэта, работают с таблицей по технологии критического мышления.
Много ли остается в памяти детей через год, полгода, месяц от подробного анализа художественного произведения? Мастерская позволяет сделать так, чтобы произведения русской литературы оставались в памяти школьников не просто названием, а осознанным, прочувственным текстом, пониманием проблем, которые ставит автор.
   На протяжении мастерской «Двух станов не боец…» дети  не единожды перечитывают тексты А. К. Толстого, размышляют, анализируют, пытаются представить личность автора, время, в котором жил, его жизненные интересы,  выявляют отношение поэта к искусству, поэзии, жизни, эпохе, тематику произведений.   Передают свои  чувства в рисунке, а это сложнейший вид творческой деятельности, который помогает сделать полученное, добытое самостоятельно знание личным, пережитым. Поэтому поэзия А. К. Толстого остается в памяти надолго, возможно, на всю жизнь. Лирика А. К. Толстого носит мягкий, нежный характер с одной стороны, а с другой - поэт полагает, что всему надо отдаваться полностью. И если ребята это поняли (обязательно поняли), они легко продолжат известные строки  писателя «Коль любить - так без...»
 Мало ли это?
А учитель создаёт атмосферу oткрытости, доброжелательности; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы; необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят; исключает официальное   оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет плохих отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учашегося и ее изменения, самокоррекции; продумывает чередование индивидуальной и коллек¬тивной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаи-мопонимания.
    Важен не только и не столько результат, сколько сам процесс,  который помогает сформировать коммуникативные навыки, социальные компетенции у ребят, что является важным компонентом воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc45 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon dvuh_stanov_ne_boec....doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Клебанова Н. Н. 240-448-631

Приложение 1 

к мастерской построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций по литературе «Двух станов не боец…»

Письмо А. К. Толстого  к   Губернатису Анджело (итальянский историк литературы, литературный критик.)

В письме к моей жене Вы просите у нее биографических подробностей, касающихся моей литературной деятельности. Она уже кое-что сообщила Вам, но и я сам, со своей стороны, постараюсь представить Вам возможно более полную исповедь, ибо это единственный способ, которым я могу показать, насколько я признателен Вам за Ваше внимание ко мне и как ценно для меня, чтобы обо мне знал такой человек, как Вы. Не будьте же в претензии, если это желание сделает меня многословным. Вы выберете подходящее для Вас из всего, что я Вам сообщу, и простите мне остальное ради моего величайшего к Вам доверия. Итак, я начинаю:

Я родился в С.-Петербурге в 1817 году, но уже шести недель от роду был увезен в Малороссию своей матерью и дядей с материнской стороны г-ном Алексеем Перовским, впоследствии попечителем Харьковского университета, известным в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский. Он воспитал меня, первые годы мои прошли в его имении, поэтому я и считаю Малороссию своей настоящей родиной. Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне. Воспитание мое по-прежнему продолжалось дома. В возрасте 8 или 9 лет я отправился вместе со своими родными в Петербург, где был представлен цесаревичу, ныне императору всероссийскому, и допущен в круг детей, с которыми он проводил воскресные дни. С этого времени благосклонность его ко мне никогда не покидала меня. В следующем году мать и дядя взяли меня с собою в Германию. Во время нашего пребывания в Веймаре дядя повел меня к Гёте, к которому я инстинктивно был проникнут глубочайшим уважением, ибо слышал, как о нем говорили все окружающие. От этого посещения в памяти моей остались величественные черты лица Гёте и то, что я сидел у него на коленях. С тех пор и до семнадцатилетнего возраста, когда я выдержал выпускной экзамен в Московском университете, я беспрестанно путешествовал с родными как по России, так и за границей, но постоянно возвращался в имение, где протекли мои первые годы, и всегда испытывал особое волнение при виде этих мест. После смерти дяди, сделавшего меня своим наследником, я в 1836году был, по желанию матери, причислен к русской миссии при Германском сейме во Франкфурте-на-Майне; затем я поступил на службу во II Отделение собственной е. и. в. канцелярии, редактирующее законы. В 1855 году я пошел добровольцем в новообразованный стрелковый полк императорской фамилии, чтобы принять участие в Крымской кампании; но нашему полку не пришлось быть в деле, он дошел только до Одессы, где мы потеряли более тысячи человек от тифа, которым заболел и я. Во время коронации в Москве император Александр II изволил назначить меня флигель-адъютантом. Но так как я никогда не готовился быть военным и намеревался оставить службу тотчас же после окончания войны, я вскоре представил мои сомнения на усмотрение е. в., и государь император, приняв мою отставку с обычной для него благосклонностью, назначил меня егермейстером своего двора; это звание я сохраняю до настоящего времени. Вот летопись внешних событий моей жизни. Что же касается до жизни внутренней, то постараюсь поведать Вам о ней, как сумею.

С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов, найденные мною в каком-то толстом, плохо отпечатанном и плохо сброшюрованном сборнике в обложке грязно-красного цвета. Внешний вид этой книги врезался мне в память, и мое сердце забилось бы сильнее, если бы я увидел ее вновь. Я таскал ее за собою повсюду, прятался в саду или в роще, лежа под деревьями, и изучал ее часами. Вскоре я уже знал ее наизусть, я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику. Мои первые опыты были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они отличались безупречностью. Я продолжал упражняться в течение многих лет, совершенствуясь насколько мог, но печататься начал лишь в 1842 году, причем дебютировал не стихами, а несколькими рассказами в прозе. В 1855 году я напечатал впервые в разных журналах несколько лирических и эпических стихотворений, позднее же помещал свои стихи ежегодно в «Вестнике Европы» и в «Русском вестнике».

Так как Вы желали иметь характеристику моей духовной жизни, то скажу Вам, что, кроме поэзии, я всегда испытывал неодолимое влечение к искусству вообще, во всех его проявлениях. Та или иная картина или статуя, равно как и хорошая музыка, производили на меня такое сильное впечатление, что волосы мои буквально поднимались на голове. Тринадцати лет от роду я совершил с родными первое путешествие в Италию. Невозможно было бы передать всю силу моих впечатлений и тот переворот, который произошел во мне, когда сокровища искусства открылись моей душе, предчувствовавшей их еще до того, как я их увидел воочию. Мы начали с Венеции, где дядя мой сделал значительные приобретения в старинном дворце Гримани. В их числе был приписываемый Микеланджело бюст молодого фавна, одна из великолепнейших вещей, какие я только знаю; в настоящее время он находится в С.-Петербурге и принадлежит графу Павлу Строганову. Когда его перенесли в отель, где мы жили, я не отходил от него. Ночью я вставал посмотреть на него, и нелепейшие страхи терзали мое воображение. Я задавал себе вопрос, что я смогу сделать для спасения этого бюста, если в отеле вспыхнет пожар, и пробовал поднять его, чтобы убедиться, смогу ли я унести его на руках. Из Венеции мы отправились в Милан, во Флоренцию, в Рим и в Неаполь, и в каждом из этих городов увеличивались во мне энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую тоску по родине– по Италии, в какое-то отчаянье, отказываясь от пищи и рыдая по ночам, когда сны уносили меня в мой потерянный рай. К этой страсти к Италии вскоре присоединилась другая, составлявшая с нею странный контраст, на первый взгляд могущий показаться противоречием: это была страсть к охоте. С двадцатого года моей жизни она стала во мне так сильна и я предавался ей с таким жаром, что отдавал ей все время, которым мог располагать. В ту пору я состоял при дворе императора Николая (речь идет о придворном звании камер-юнкера, которое Толстой получил в 1843 г. С 1851 г. – церемониймейстер) и вел весьма светскую жизнь, имевшую для меня известное обаяние; тем не менее я часто убегал от нее и целые недели проводил в лесу, часто с товарищами, но обычно один. Среди наших записных охотников на медведей и лосей я с головой погрузился в стихию, так же мало согласовавшуюся с моими артистическими наклонностями, как и с моим официальным положением; это увлечение не осталось без влияния на колорит моих стихотворений. Мне кажется, что ему я обязан тем, что почти все они написаны в мажорном тоне, тогда как мои соотечественники творили большею частью в минорном. В старости я намерен описать многие захватывающие эпизоды из этой жизни в лесу, которую я вел в лучшие свои годы и от которой теперешняя моя болезнь оторвала меня, быть может, навсегда. Теперь же могу только сказать, что любовь моя к нашей дикой природе проявлялась в моих стихотворениях так же, по-видимому, часто, как и свойственное мне чувство пластической красоты.

Что касается нравственного направления моих произведений, то могу охарактеризовать его, с одной стороны, как отвращение к произволу, с другой – как ненависть к ложному либерализму, стремящемуся не возвысить то, что низко, но унизить высокое. Впрочем, я полагаю, что оба эти отвращения сводятся к одному: ненависти к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся. Могу прибавить еще к этому ненависть к педантической пошлости наших так называемых прогрессистов с их проповедью утилитаризма в поэзии. Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному, которая сама найдет себе применение безо всякой пропаганды.Эта точка зрения прямо противоречит доктрине, царящей в наших журналах, и потому, делая мне честь считать меня главным представителем враждебных им идей, они осыпают меня бранью с пылом, достойным лучшего применения. Наша печать почти целиком находится в руках террористов-социалистов, поэтому я являюсь мишенью для грубых нападок со стороны многочисленной клики, у которой свои лозунги и свой заранее составленный проскрипционный список. Читающая же публика, наоборот, высказывает мне несомненное расположение.

Моим первым крупным произведением был исторический роман, озаглавленный «Князь Серебряный». Он выдержал три издания, его очень любят в России, особенно представители низших классов. Имеются переводы его на французский, немецкий, английский, польский и итальянский языки. Последний, сделанный три года назад веронским профессором Патуцци в сотрудничестве с одним русским, г-ном Задлером, появился в миланской газете «La perseveranza». Он очень хорош и выполнен весьма добросовестно. Затем мною была написана трилогия «Борис Годунов» в трех самостоятельных драмах, первая из которых, «Смерть Иоанна Грозного», часто шла на сцене в С.-Петербурге, а также в провинции, где она, впрочем, запрещена в настоящее время циркуляром министра внутренних дел. Шла она с большим успехом и в Веймаре в прекрасном немецком переводе г-жи Павловой. Существуют ее переводы на французский, английский и польский языки. Вторая часть трилогии, «Царь Федор» (переведенная на немецкий и на польский), была запрещена для постановки, как только появилась в печати. Это – самое лучшее из моих стихотворных и прозаических произведений, и в то же время оно вызвало больше всего нападок в печати. В связи с этим я должен упомянуть выпущенную мною брошюру, где даны указания к ее постановке и где, между прочим, опровергнуты доводы, на основании которых она была запрещена для сцены. Третья часть трилогии называется «Царь Борис»; на сцену она тоже не была принята. Есть также собрание моих лирических и эпических стихотворений, к которым присоединена драматическая поэма «Дон Жуан», переведенная на немецкий язык г-жою Павловой. Со времени издания этого сборника я написал много баллад и лирических стихотворений, рассеянных, главным образом, в «Вестнике Европы» и в «Русском вестнике»; из них я намерен в скором времени составить новый сборник. Лучшею из своих баллад считаю я ту, которая называется «Легенда»: она напечатана в «Вестнике Европы» за 1869 год. Среди стихотворений, не вошедших в сборник, есть одно под заглавием «Поток-богатырь», в котором в сатирической форме изложены мои социально-политические взгляды. Оно имело огромный успех по всей России и навлекло на меня целую лавину оскорблений со стороны журналов. Три года назад оно было упомянуто в Вашей «Rivista Europea».Резюмируя свое положение в нашей литературе, могу сказать не без удовольствия, что представляю собою пугало для наших демократов-социалистов и в то же время являюсь любимцем народа, покровителями которого они себя считают. Любопытен, кроме всего прочего, тот факт, что, в то время как журналы клеймят меня именем ретрограда, власти считают меня революционером.Вот, любезнейший мой де Губернатис, моя история, как внешняя, так и внутренняя. Боюсь, что она показалась Вам чересчур длинной, но, во всяком случае, я избавил Вас от своих сердечных дел, которые, принимая во внимание, как напряженно переживаются мною и страдания и радости, сыграли немаловажную роль в моей жизни и не могли не отразиться в произведениях. Впрочем, думаю, что в этом я разделяю судьбу всех вообще поэтов. Итак, я заканчиваю свое бесконечное письмо, крепко пожимая Вам руку, с просьбой напомнить обо мне Вашей супруге... Господь да хранит всех вас!



Предварительный просмотр:

                                              Клебанова Н. Н. 240-448-631

Приложение 2

к мастерской построения знаний, творческого письма и ценностных ориентаций по литературе «Двух станов не боец…»

Козьма́ Петро́вич Прутко́в — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 5060-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически - их коллективный псевдоним), а также Пётр Ершов.

Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

  1. Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  2. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
  3. Зри в корень!
  4. Бди!
  5. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
  6. Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
  7. Никто не обнимет необъятного.
  8. Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
  9. Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
  10. Если хочешь быть счастливым, будь им.
  11. Если хочешь быть красивым, вступи в гусары.
  12. Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
  13. Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
  14. Усердие всё превозмогает!
  15. Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
  16. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц — ночью.
  17. Где начало того конца, которым оканчивается начало?
  18. Лучше скажи мало, но хорошо.
  19. Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
  20. Легче держать вожжи, чем бразды правления.
  21. Не всё стриги, что растет



Предварительный просмотр:

Клебанова Н. Н. 240-448-631

Авторская педагогическая мастерская построения знаний, творческого письма и

ценностных ориентаций по литературе

«Двух станов не боец…» (по творчеству А. К. Толстого)

Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Клебанова Наталья Николаевна  МОУ «Правдинская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района»

Учебные цели

1.        Обучение эстетическому анализу

2.        Интерпретирование текстов

3.        Усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте.

Задачи:

1.        Формирование и развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

2.        Накопление читательного опыта        

3.        Формирование культурной личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству.

ЗУНы

1.        Владение приемами выразительного чтения

2.        Умение самостоятельно анализировать произведение и его фрагменты.

3.        Грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой речи.

4.        Выполнять письменные работы разных жанров, в том числе творческого характера.

5.        Выполнять элементы исследовательской работы.

 

Описание мастерской «Двух станов не боец…»

Технология педагогических мастерских   предполагает форму сотрудничества и объединят все направления педагогической деятельности. При этом есть некий общий алгоритм процесса.

Начало – индуктор (1 задание), мотивирующий творческую деятельность каждого, апеллирующий к  образному мышлению, личному восприятию. В данной мастерской ребенок встает перед выбором стихотворного текста, причем понравившегося. Это трудно, для некоторых-невыполнимо, но именно вывести из состояния покоя, заставить задуматься, побудить к действию и есть задача первого этапа. Не скрою, что некоторые учащиеся идут по пути наименьшего сопротивления – просто берут первые попавшие под руку стихи, но таких меньшинство. Многие, видя, что большая часть одноклассников уже определилась с выбором и с интересом вчитывается в тексты, пересматривают предложенные материалы еще раз, действительно выбирая понравившиеся лирические произведения А.К. Толстого

 Далее (2 задание) ребята работают с выбранными текстами индивидуально - ведь каждый выбирал созвучное себе. И именно текст дает первичное представление об авторе (лирика субъективна).

3 задание мастерской предполагает социализацию -  представление,  афиширование результата, оценивание себя и самокоррекцию. С этой целью все предположения учащихся принимаются и записываются на доску в виде кластера (схемы, опорного конспекта). Мастер не дает оценок - верно-неверно, не допускает критики и со стороны детей. Важна любая деталь - это помогает создать и доверительную обстановку, и закрепить интерес. Лишь после того, как все предположения высказаны и «запротоколированы», у ребят возникает вопрос «а так ли на самом деле?» И здесь начинается следующий этап мастерской (4 задание) - на группу (5-6 человек) даю пакет документов, куда входят тексты стихотворений (из невыбранного), странички из переписки с друзьями, список произведений А. К. Толстого, афоризмы К. Пруткова (см. приложение 2), критические отзывы и т. п. Причем пакет документов может быть одинаковым в слабом классе, а может отличаться (в зависимости от состава группы) по сложности. Кстати, группы формирую по принципу «на 1-5 рассчитайсь», исходя из количественного состава класса. И вновь афиширование - добавляем новое в кластер.

Обязательно в мастерской должен произойти разрыв - озарение,  новое видение предмета, осознание явления. Этому способствует задание 7, в котором учащиеся знакомятся с автобиографией поэта (см. приложение 1), работают с таблицей по технологии критического мышления. Социализируясь (задание 8), снова обращаемся к кластеру, дополняем   и убираем «лишнюю» информацию, не соответствующую построенному знанию.

На протяжении всего занятия  сменяют друг друга разные формы индивидуальной и совместной деятельности. Задание 9 предполагает индивидуальную необычную работу - передать свои  чувства в рисунке. Еще один вид творческой деятельности и какой - закрепляет полученное, добытое самостоятельно знание, делая его глубоко личным, пережитым. А это остается в памяти надолго, возможно, на всю жизнь.

И вновь социализация - вывешивание своих рисунков на всеобщее обозрение и возможный комментарий. Задача этого важного этапа мастерской не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

Поскольку данная мастерская не только построения знаний, но и творческого письма, то следующее задание 11- написать размышление по творчеству А. К. Толстого, используя все материалы мастерской. Отмечу, что тему размышления ребята выбирают из понравившихся слов, словосочетаний, строчек, принадлежащих Толстому. Работа выполняется индивидуально, в ней ребята подводят итог своей встречи с писателем, дают свое видение и понимание его творчества, поэтому на нее выделяю самый большой временной интервал. Закончив, учащиеся читают друг другу в группе и выбирают 1-2 работы для афиширования. Причем, письменная работа - это не обязательно классическое размышление, но и ответ поэту в стихах, и письмо автору, и эссе, навеянное лирикой Толстого.

 Заключительный этап мастерской - рефлексия – предполагает  самоанализ, проживание  и осмысление своих чувств, знаний, ощущений вновь.  Поэзия А. К. Толстого носит мягкий, нежный характер с одной стороны, а с другой - поэт полагает, что всему надо отдаваться полностью. И если ребята это поняли (обязательно поняли), они легко продолжат известные строки  писателя. Данную рефлексию можно проводить как индивидуально, так и в группе. Завершающий штрих - полная версия авторских строк для самоанализа.

Много ли остается в памяти детей через год, полгода, месяц от подробного анализа художественного произведения? Мастерская позволяет сделать так, чтобы произведения русской литературы оставались в памяти школьников не просто названием, а осознанным, прочувственным текстом, пониманием проблем, которые ставит автор.

   Один из приемов работы мастерской - каждый работает на своем уровне, при этом все оказываются в состоянии взаимополезности, могут и наблюдать работу друг друга и в случае необходимости воспользоваться ею. А самое главное, что в сотрудничестве, сотворчестве раскрывается, познается истина.

На протяжении мастерской «Двух станов не боец…» дети  не единожды перечитывают тексты А. К. Толстого, размышляют, анализируют, пытаются представить личность автора, время, в котором жил, его жизненные интересы,  выявляют отношение поэта к искусству, поэзии, жизни, эпохе, тематику произведений, наконец, делают выводы.   Мало ли это?

Обязательно в начале каждой мастерской напоминаю ребятам правила работы в ней:

-внимательно слушаем и слышим мастера и друг друга;

 -выполняем задание так, как поняли, и это будет правильно;

 -оказываем помощь товарищам;

 -уважительно относимся к любому мнению, избегаем критики;

 -обязательно ведем записи в тетради;

-обращаем внимание на время выполнения задания.

Поскольку мастерская требует погружения, проживания ее этапов, иначе просто не состоится построение знания, и, как правило, занимает 2 урока, договариваемся с ребятами не выходить на перемену, чтобы не нарушить атмосферу мастерской.

А еще я после окончания мастерской собираю письменные работы для проверки, но выставляю только «5» и «4» по желанию.

 Мастерская является полицентрической технологией. Она включает в себя  элементы критического мышления - формирует  критическое отношение к тексту, навык работы с текстом,  взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста.

Это и элементы развивающего обучения: создание проблемной ситуации, атмосферы заинтересованности, желание высказываться; работа со словами, развитие интуиции, ассоциативного мышления,  развитие воображения, творческий индивидуальный подход.

По сути мастерская - это технология школы нового поколения, она воспитывает и развивает интеллектyальные способности, уверенность в себе, коммуни кативные  навыки, взаимопонимание, учит познанию себя. 

Алгоритм мастерской по творчеству А. К. Толстого "Двух станов не боец…"

1. Выберите три - четыре стихотворения (материалы на партах).                     2 мин

2. Прочтите стихотворные тексты, представьте автора этих

строк: личные качества, время, в котором жил, жизненные

интересы.                                                                                                                  6 мин.    

3. Афиширование (кластер на доске)                                                                    6 мин.

4. Получив материалы на группу, прочитайте тексты и выявите

отношение поэта к искусству, поэзии, жизни, эпохе, тематику

произведений.                                                                                                          9 мин.

5. Афиширование. (Добавление в кластер от каждой группы).                          4 мин.

6. В группе отберите 1-2 произведения, которые, по-вашему,

соответствует психологическому портрету поэта. Прочитайте

выразительно вслух.                                                                                                4 мин.

7. Познакомьтесь с автобиографией поэта в группе, поработайте

с текстом по таблице в тетради.                                                                              9 мин.

что совпало с моими представлениями

что расходится с моими представлениями

узнал новое, неожиданное

8. Афиширование (1 человек от группы). Возвращение к

кластеру, убираем «лишнее», дополняем.                                                               5 мин.

9. Выберите из всех лирических текстов один, наиболее  

созвучный вам по настроению, и передайте свои чувства

в рисунке (можно из дополнительных текстов).

Работаем индивидуально.                                                                                         7 мин.

10. Афиширование: вывесить работы на доску,

прокомментировать по желанию.                                                                             5 мин.

11. Выберите одно слово, словосочетание, стихотворную

строчку из всех материалов мастерской, запишите посередине

 - это тема вашего размышления по творчеству А.К. Толстого.                           12 мин.

12. Афиширование. прочитать друг другу в группе, выбрать

1-2 варианта для прочтения вслух.                                                                           5 мин.

13. Рефлексия. Закончите строки А. К. Толстого (варианты

от группы)                                                                                                                    7 мин.

Коль любить - так без...

Коль грозить - так не на ...

Коль ругнуть - так ...

Коль рубнуть - так ...

Коли спорить - тах уж…        

Коль карать - так уж ...        

Коль простить - так всей ...

Коли пир – так...

Использованы следующие стихи:

«Илья Муромец», «На тяге», «Колокольчики мои, цветики степные», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Дробится, и плещет, и брызжет волна», «Когда природа трепещет и сияет», «Замолкнул гром, шумит гроза устало», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость», «Други,  вы слышите ль крик оглушительный», «Кабы знала я, кабы ведала», «Благословляю вас, леса», «Ты не спрашивай, не распытывай», «Ты жертва жизненных тревог», «Двух станов не боец, но только гость случайный» и др., а также выдержки из письма А.К. Толстого к А. Губернатису, биография А.К. Толстого, афоризмы Козьмы Пруткова. Возможно прослушивание музыкальных романсов на стихи Толстого при выполнении задания 1-3.

Огромным подспорьем в подборе материалов к мастерской стала книга «Педагогические мастерские по литературе» под редакцией А.Н.Сиваковой - СПб.: Изд-во «Корифей», 2000 г., и статья Т.Г. Браже «А.К. Толстой. Материалы к изучению в 10-ом классе» стр. 311.

Литература

  1. «Педагогические мастерские по литературе» под редакцией А.Н.Сиваковой - СПб.: Изд-во «Корифей», 2000 г.
  2. Интернет-ресурсы: fictionbook.ru; ru.wikipedia.org