Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева
материал по литературе (10 класс) по теме

 

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава нашла его на поэтическом поприще. В его лице наша литература обрела поэта – мыслителя, одного из родоначальников русской философской и и гражданской лирики.

Поэт принадлежал к поколению, которое вышло на литературную сцену после трагического поражения декабристов. И это поколение вошло в историю под именем «любомудров». Любомудры видели свое призвание в развитии мысли. Они убедились: прежде чем действовать в русской истории, нужно эту историю понять.

Отечественная война 1812 года пробудила русское национальное сознание. Но возбужденный войной патриотизм, отстоявший внешнюю независимость русской земли, еще не дорос, по словам первого биографа Ф.И. Тютчева – И.С. Аксакова, до «притязаний на ее духовную независимость».

С приходом на царствование Николая Iначался новый период внутреннего развития России. Новый царь держал имя России грозно. Мятеж декабристов обличил историческую несостоятельность политических иностранных идеалов, насильственно переносимых на русскую почву; фальшивые призраки будущего переустройства России на европейский фасон, которыми тешилось незрелое, порвавшее с народными преданиями русское общество, были разбиты.

В стихотворении «14 декабря 1825 года» Тютчев называл декабристов «Жертвами мысли безрассудной», потому что их освободительный порыв не опирался на глубокое знание России.

Вас развратило Самовластие,
И меч вас поразил.

 По Тютчеву, отдельный человек или группа лиц не должны противопоставлять свою волю исторически сложившемуся направлению народной жизни. Тютчев вдохновляется мыслью о религиозном значении  нации, ее потенциального своеобразия и ее особенных исторических задач. Он считает, что нельзя механически переносить западноевропейское политическое и социальное устройство на русскую почву, не считаясь с высокой ценностью коллективного народного сознания, «духа народа» как мистического целого (Вопрос классу – А как вы считаете? Согласны ли вы с этим утверждением? Как раз сейчас в России это происходит?) Обращаясь к декабристам, он говорит:

Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит воли имена –
И ваша память для потомства,
Как труп в земле схоронена.

Образы «железной зимы» и «вечного полюса» в стихотворении Тютчева не отрицательны: они олицетворяют незыблемые природные устои России – страны снегов и суровых морозов.

Тютчев отождествляет здесь политику Александра Iс действиями декабристов, которые являются «детьми» государственного самовластия. Он полагает, что без серьезного национального самопознания любое политическое деяние, от кого бы оно ни исходило – от государственной власти или от оппозиционного общественного движения, - обернется на практике насилием над жизнью, самовластием и деспотизмом.

Поэт чужд каких бы то ни было захватнических идей, ему претит единство, навязанное обществу силой меча и крови. Он признает лишь ту силу, за которой стоит Божья правда. Когда 19 июля 1870 года началась франко-прусская война и канцлер Пруссии Бисмарк провозгласит, что единство «священной империи германской нации»  надо спаять железом и кровью, Тютчев написал стихотворение«Два единства»:

 

Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...

 

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...

Многие пророчества Тютчева подтвердились в ходе русской и мировой истории.

Необходимо отметить, что Тютчев, вслед за своим отцом, мечтал о воссоздании во главе с Россией православной всеславянской государственности. Это явно сказано в стихотворении «Пророчество».

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде-
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе, —
Свершится он — и грянет час!

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь».
Пади пред ним, о царь России, —
И встань как всеславянский царь!

 

И пусть это пророчество оказывается утопическим, разве не прекрасна сама мысль  об объединении всех славян и построении России будущего. Здесь надо вспомнить попытки сегодняшней России объединяться с Белоруссией, вести диалог с Украиной, налаживать отношения с Польшей и т.д. Обязательно отметить и усилия русской православной церкви на этом поприще.

Поговорить об этом с учениками, спросить, каково их мнение относительно роли России в построении православной всеславянской государственности.

         Тютчев хорошо знал и русскую жизнь и глубже многих людей своего поколения проник в жизнь Западной Европы, взорванной революцией 1789 года. Тютчев раньше Толстого и Достоевского почувствовал, что западноевропейская цивилизация переживает «закат звезды кровавой», что она стоит накануне грандиозных исторических потрясений, в которых как раз и проявляется Божественная воля, творящая историю. В стихотворении «Цицерон» мы читаем:

            Блажен, кто посетил сей мир
            В его минуты роковые!
            Его призвали всеблагие
            Как собеседника на пир.
Просить у учеников, что они как собеседники скажут на этом «пиру», как они относятся к этим строкам? Чувствуют ли они свою  ответственность за те дела, которые она призваны совершать в «роковые минуты» мира? Где они намерены взять силы и знания?
Тютчев видит причину распада личности в утрате религиозной веры. Он дает точный диагноз болезни, поразившей тогдашнее европейское общество. А разве с нами происходит не то же самое? Стоит поговорить об этом с учениками после прочтения стихотворения «Наш век».
 
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
 
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...
 

 Следует сказать далее, что в 1844 году Тютчев, окончательно возвратившись в Россию, адресует западноевропейским читателям три статьи: «Россия и Германия», Россия и революция», «Папство и римский вопрос». Он замечает, что ненависть к России характерна не только для Германии, но и для всей Западной Европы. Эти статьи являются духовным зеркалом, из которого вырастает гражданская лирика поэта. В них Тютчев говорит об умственном бесстыдстве и духовном растлении как отличительной черте своего времени. Как современны эти мысли! Стоит поговорить об этом с учениками.

В течение многих столетий запад с «полнейшим простодушием верил, что не было и не могло быть другой Европы, кроме его». Он не хотел признавать существование Восточной Европы, законной сестры христианского Запада.

Запад не хотел видеть за своими границами «целый мир, единый по своему началу, живущий своей собственной органической, самобытной жизнею». «Истинный защитник России – это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».

Появление России на исторической сцене сыграло благотворную роль, оно разрешило вековую распрю европейского запада и способствовало восстановлению единства, уберегла от революционных напряжений.

 Кстати, говоря о революции, следует ученикам сказать, что, по Тютчеву, революция – это политический авантюризм: ей чужда органика жизни, она стремится перекроить мир по воле сумасбродных фантазий своих «детей», своих «служителей». Эти служители, как мясники, отделяют живые члены от туловища под предлогом сообщить им больше свободы в движениях. Тютчев видит в современной Европе, включая Восточную, две силы: Революцию и Россию. Они противостоят друг другу, они враждебны и, может быть, завтра вступят в неприличную борьбу. Почему она неизбежна? И Тютчев разъясняет так.

 Россия – православно-христианская держава. Русский народ – христианин не только в силу своих убеждений, но и еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения: 

 

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

 

По Тютчеву, только Православие решит эти проблемы. Дух революции враждебен глубинным основам русского национального бытия. Порассуждать об этом с учениками, узнать их мнение после знакомства со стихотворением:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

 

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
 
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

 

 Теме славянской близости посвящен цикл стихотворений: «Великий день Кирилловой кончины», «Как дочь родную на закланье…», Ужасный стон отяготел над нами…», «Ты долго ль будешь за туманами…» и др.  В них поэт прямо и открыто выражал свое отношение к борьбе  славянских  народов за свое освобождение. По убеждению Тютчева, Россия должна стать «стеной», защитой для балканских народов от иноземных захватчиков. В стихотворении «Славянам» образ непреклонной «стены» отчетливо и грозно встает перед нами:

Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их,-
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнет она своих.

 

(Как горько было бы узнать Тютчеву про современные «югославские события»!) Тютчев будит Россию, Русскую землю от сна, призывает ее к свершениям:

 

Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда, Или оптическим обманом Ты обличишься навсегда?..
 
и далее:
Проснись - теперь иль никогда…
 

Следует сказать, что Тютчев верил в особое всемирно-историческое призвание России как Богоизбранной страны. Примечателен призыв Тютчева: «Не изменяй себе, великая Россия!»

Обращаясь к ученикам, следует спросить: «Теперь, если мы взглянем на себя, то есть на нашу страну, на Россию, что мы видим?» Сознание своего единственного исторического назначения нами утрачиваются, в России нет национальной идеи, которая объединила бы народ, правительство. А у Тютчева:

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...

 

Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем..

 

Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!

 

Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, —
Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!

 

О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед богом...

Тютчев знает цену русскому слову, он призывает нас хранить ее, не осквернять ее бранью, нецензурщиной:

…Залог всего, что свято для души,
Родную речь… расти она свободно
И подвиг свой великий доверши!

                        («На юбилей князя П.А. Вяземского»)

Согласны ли вы с такой характеристикой русской речи и ее  значением? Надо призвать учеников верить в естественный органический  ход национальной  жизни, быть оптимистами в минуты возможных драматических испытаний, которые выпадут на долю России, а значит и на нас с вами. И поможет нам в этом русская литература, ее лучшие классические образцы, о которых Ф.И. Тютчев говорит, как о «незабвенно - дорогих»:

            … Кому ж они не близки, не присущи – 
            Жуковский, Пушкин, Карамзин!..

Тютчев боготворит Пушкина. Стихотворение «29 января 1837 года» в гражданской лирике Тютчева достигла наивысшей силы звучания. Это стихотворение – его отклик  на великую национальную трагедию русского народа – гибель Пушкина. Только союз рыдающей души и гневной мысли мог создать такой поэтический шедевр. Кто бы ни был убийца, каковы бы ни были его мотивы, он преступник, враг России. Произведение заканчивается словами, превратившимися в афоризм:

            Тебя ж как первую любовь,
            России сердце не забудет!..

 

В этих стихах выражено отношение всего народа русского к великому поэту. Следует спросить учеников об их отношении к этому афоризму и вообще к творчеству Пушкина. Пусть они вспомнят в этой связи о своих любимых произведениях Пушкина.

Закончить изучение гражданской лирики Тютчева можно стихотворением «Тихой ночью, поздним летом…» Правда, в нем нет пафоса, перечисления каких-то значительных событий, переживаний, здесь только тепло, душа России, народа и нашей природы. Стихотворение это на первый взгляд  кажется непритязательным описанием. Между тем оно полно мысли, и мысль здесь скромно скрывается, соответственно описанной и рассказанной здесь жизни.

 Тихой ночью, поздним летом
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют... 
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...

Конечно, можно отнести это стихотворение к циклу о природе, а можно заметить здесь высокую гражданственность, любовь к Родине. Здесь показана жизнь –неяркая, неброская, утаенная и в высокой степени значительная.  (Это стало как бы основным принципом воссоздания образа России в поэзии Тютчева). Стихотворение держится на глаголах: рдеют – зреют – блестят. Дается как будто неподвижная картина полевой июльской ночи, а в ней, однако, мерным пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Передано тихое действие жизни. От крестьянского трудового хлеба в полях поэт восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно с зреющими нивами. Жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. Для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. Ночной час выражает и то, на сколько велика жизнь – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет ночью, бессменно. Вера в естественный, органический ход национальной жизни, ведомой Божественным Промыслом, питала оптимизм Тютчева в минуты самых драматических испытаний, которые переживала его Родина. Эта вера должна поддерживать и нас. Следует здесь поговорить с учениками о пессимизме и оптимизме, о силе воли, о том, на что опереться в трудный час их жизни.

И в связи с этим стоит напомнить, как вывод, что язык поэзии Тютчева настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг нас. Должен прозвучать призыв к чуткости, внимательности к окружающим нас людям, к природе, истинно красивой, беречь ее и себя, не растрачивать свою жизнь на пьянство, наркотики, уныние и лень. Этому учит нас гражданская лирика Ф.И. Тютчева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon grazhdanstvennost.zip13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла

на тему: «Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева»

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава нашла его на поэтическом поприще. В его лице наша литература обрела поэта – мыслителя, одного из родоначальников русской философской и и гражданской лирики.

        Поэт принадлежал к поколению, которое вышло на литературную сцену после трагического поражения декабристов. И это поколение вошло в историю под именем «любомудров». Любомудры видели свое призвание в развитии мысли. Они убедились: прежде чем действовать в русской истории, нужно эту историю понять.

        Отечественная война 1812 года пробудила русское национальное сознание. Но возбужденный войной патриотизм, отстоявший внешнюю независимость русской земли, еще не дорос, по словам первого биографа Ф.И. Тютчева – И.С. Аксакова, до «притязаний на ее духовную независимость».

        С приходом на царствование Николая I начался новый период внутреннего развития России. Новый царь держал имя России грозно. Мятеж декабристов обличил историческую несостоятельность политических иностранных идеалов, насильственно переносимых на русскую почву; фальшивые призраки будущего переустройства России на европейский фасон, которыми тешилось незрелое, порвавшее с народными преданиями русское общество, были разбиты.

        В стихотворении «14 декабря 1825 года» Тютчев называл декабристов «Жертвами мысли безрассудной», потому что их освободительный порыв не опирался на глубокое знание России.

        Вас развратило Самовластие,

        И меч вас поразил.

        По Тютчеву, отдельный человек или группа лиц не должны противопоставлять свою волю исторически сложившемуся направлению народной жизни. Тютчев вдохновляется мыслью о религиозном значении  нации, ее потенциального своеобразия и ее особенных исторических задач. Он считает, что нельзя механически переносить западноевропейское политическое и социальное устройство на русскую почву, не считаясь с высокой ценностью коллективного народного сознания, «духа народа» как мистического целого (Вопрос классу – А как вы считаете? Согласны ли вы с этим утверждением? Как раз сейчас в России это происходит?) Обращаясь к декабристам, он говорит:

        Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит воли имена –

И ваша память для потомства,

Как труп в земле схоронена.

        Образы «железной зимы» и «вечного полюса» в стихотворении Тютчева не отрицательны: они олицетворяют незыблемые природные устои России – страны снегов и суровых морозов.

        Тютчев отождествляет здесь политику Александра I с действиями декабристов, которые являются «детьми» государственного самовластия. Он полагает, что без серьезного национального самопознания любое политическое деяние, от кого бы оно ни исходило – от государственной власти или от оппозиционного общественного движения, - обернется на практике насилием над жизнью, самовластием и деспотизмом.

        Поэт чужд каких бы то ни было захватнических идей, ему претит единство, навязанное обществу силой меча и крови. Он признает лишь ту силу, за которой стоит Божья правда. Когда 19 июля 1870 года началась франко-прусская война и канцлер Пруссии Бисмарк провозгласит, что единство «священной империи германской нации»  надо спаять железом и кровью, Тютчев написал стихотворение «Два единства»:

Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

        Многие пророчества Тютчева подтвердились в ходе русской и мировой истории.

        Необходимо отметить, что Тютчев, вслед за своим отцом, мечтал о воссоздании во главе с Россией православной всеславянской государственности. Это явно сказано в стихотворении «Пророчество».

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде-
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе, —
Свершится он — и грянет час!

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь».
Пади пред ним, о царь России, —
И встань как всеславянский царь!

И пусть это пророчество оказывается утопическим, разве не прекрасна сама мысль  об объединении всех славян и построении России будущего. Здесь надо вспомнить попытки сегодняшней России объединяться с Белоруссией, вести диалог с Украиной, налаживать отношения с Польшей и т.д. Обязательно отметить и усилия русской православной церкви на этом поприще.

Поговорить об этом с учениками, спросить, каково их мнение относительно роли России в построении православной всеславянской государственности.

        Тютчев хорошо знал и русскую жизнь и глубже многих людей своего поколения проник в жизнь Западной Европы, взорванной революцией 1789 года. Тютчев раньше Толстого и Достоевского почувствовал, что западноевропейская цивилизация переживает «закат звезды кровавой», что она стоит накануне грандиозных исторических потрясений, в которых как раз и проявляется Божественная воля, творящая историю. В стихотворении «Цицерон» мы читаем:

        Блажен, кто посетил сей мир

        В его минуты роковые!

        Его призвали всеблагие

        Как собеседника на пир.

        Просить у учеников, что они как собеседники скажут на этом «пиру», как они относятся к этим строкам? Чувствуют ли они свою  ответственность за те дела, которые она призваны совершать в «роковые минуты» мира? Где они намерены взять силы и знания?

        Тютчев видит причину распада личности в утрате религиозной веры. Он дает точный диагноз болезни, поразившей тогдашнее европейское общество. А разве с нами происходит не то же самое? Стоит поговорить об этом с учениками после прочтения стихотворения «Наш век».

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит...

        Следует сказать далее, что в 1844 году Тютчев, окончательно возвратившись в Россию, адресует западноевропейским читателям три статьи: «Россия и Германия», Россия и революция», «Папство и римский вопрос». Он замечает, что ненависть к России характерна не только для Германии, но и для всей Западной Европы. Эти статьи являются духовным зеркалом, из которого вырастает гражданская лирика поэта. В них Тютчев говорит об умственном бесстыдстве и духовном растлении как отличительной черте своего времени. Как современны эти мысли! Стоит поговорить об этом с учениками.

        В течение многих столетий запад с «полнейшим простодушием верил, что не было и не могло быть другой Европы, кроме его». Он не хотел признавать существование Восточной Европы, законной сестры христианского Запада.

        Запад не хотел видеть за своими границами «целый мир, единый по своему началу, живущий своей собственной органической, самобытной жизнею». «Истинный защитник России – это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».

        Появление России на исторической сцене сыграло благотворную роль, оно разрешило вековую распрю европейского запада и способствовало восстановлению единства, уберегла от революционных напряжений.

        Кстати, говоря о революции, следует ученикам сказать, что, по Тютчеву, революция – это политический авантюризм: ей чужда органика жизни, она стремится перекроить мир по воле сумасбродных фантазий своих «детей», своих «служителей». Эти служители, как мясники, отделяют живые члены от туловища под предлогом сообщить им больше свободы в движениях. Тютчев видит в современной Европе, включая Восточную, две силы: Революцию и Россию. Они противостоят друг другу, они враждебны и, может быть, завтра вступят в неприличную борьбу. Почему она неизбежна? И Тютчев разъясняет так.

        Россия – православно-христианская держава. Русский народ – христианин не только в силу своих убеждений, но и еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

        По Тютчеву, только Православие решит эти проблемы. Дух революции враждебен глубинным основам русского национального бытия. Порассуждать об этом с учениками, узнать их мнение после знакомства со стихотворением:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

        Теме славянской близости посвящен цикл стихотворений: «Великий день Кирилловой кончины», «Как дочь родную на закланье…», Ужасный стон отяготел над нами…», «Ты долго ль будешь за туманами…» и др.  В них поэт прямо и открыто выражал свое отношение к борьбе  славянских  народов за свое освобождение. По убеждению Тютчева, Россия должна стать «стеной», защитой для балканских народов от иноземных захватчиков. В стихотворении «Славянам» образ непреклонной «стены» отчетливо и грозно встает перед нами:

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их,-

Не выдаст вас стена родная,

Не оттолкнет она своих.

(Как горько было бы узнать Тютчеву про современные «югославские события»!) Тютчев будит Россию, Русскую землю от сна, призывает ее к свершениям:

Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?..

и далее:

Проснись - теперь иль никогда…

        Следует сказать, что Тютчев верил в особое всемирно-историческое призвание России как Богоизбранной страны. Примечателен призыв Тютчева: «Не изменяй себе, великая Россия!»

        Обращаясь к ученикам, следует спросить: «Теперь, если мы взглянем на себя, то есть на нашу страну, на Россию, что мы видим?» Сознание своего единственного исторического назначения нами утрачиваются, в России нет национальной идеи, которая объединила бы народ, правительство. А у Тютчева:

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...

Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем..

Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!

Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, —
Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!

О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед богом...

        Тютчев знает цену русскому слову, он призывает нас хранить ее, не осквернять ее бранью, нецензурщиной:

…Залог всего, что свято для души,
Родную речь… расти она свободно
И подвиг свой великий доверши!

                («На юбилей князя П.А. Вяземского»)

        Согласны ли вы с такой характеристикой русской речи и ее  значением? Надо призвать учеников верить в естественный органический  ход национальной  жизни, быть оптимистами в минуты возможных драматических испытаний, которые выпадут на долю России, а значит и на нас с вами. И поможет нам в этом русская литература, ее лучшие классические образцы, о которых Ф.И. Тютчев говорит, как о «незабвенно - дорогих»:

        … Кому ж они не близки, не присущи –

        Жуковский, Пушкин, Карамзин!..

Тютчев боготворит Пушкина. Стихотворение «29 января 1837 года» в гражданской лирике Тютчева достигла наивысшей силы звучания. Это стихотворение – его отклик  на великую национальную трагедию русского народа – гибель Пушкина. Только союз рыдающей души и гневной мысли мог создать такой поэтический шедевр. Кто бы ни был убийца, каковы бы ни были его мотивы, он преступник, враг России. Произведение заканчивается словами, превратившимися в афоризм:

        Тебя ж как первую любовь,

        России сердце не забудет!..

В этих стихах выражено отношение всего народа русского к великому поэту. Следует спросить учеников об их отношении к этому афоризму и вообще к творчеству Пушкина. Пусть они вспомнят в этой связи о своих любимых произведениях Пушкина.

        Закончить изучение гражданской лирики Тютчева можно стихотворением «Тихой ночью, поздним летом…» Правда, в нем нет пафоса, перечисления каких-то значительных событий, переживаний, здесь только тепло, душа России, народа и нашей природы. Стихотворение это на первый взгляд  кажется непритязательным описанием. Между тем оно полно мысли, и мысль здесь скромно скрывается, соответственно описанной и рассказанной здесь жизни.

Тихой ночью, поздним летом

Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
5Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...

Конечно, можно отнести это стихотворение к циклу о природе, а можно заметить здесь высокую гражданственность, любовь к Родине. Здесь показана жизнь –неяркая, неброская, утаенная и в высокой степени значительная.  (Это стало как бы основным принципом воссоздания образа России в поэзии Тютчева). Стихотворение держится на глаголах: рдеют – зреют – блестят. Дается как будто неподвижная картина полевой июльской ночи, а в ней, однако, мерным пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Передано тихое действие жизни. От крестьянского трудового хлеба в полях поэт восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно с зреющими нивами. Жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. Для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. Ночной час выражает и то, на сколько велика жизнь – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет ночью, бессменно. Вера в естественный, органический ход национальной жизни, ведомой Божественным Промыслом, питала оптимизм Тютчева в минуты самых драматических испытаний, которые переживала его Родина. Эта вера должна поддерживать и нас. Следует здесь поговорить с учениками о пессимизме и оптимизме, о силе воли, о том, на что опереться в трудный час их жизни.

        И в связи с этим стоит напомнить, как вывод, что язык поэзии Тютчева настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг нас. Должен прозвучать призыв к чуткости, внимательности к окружающим нас людям, к природе, истинно красивой, беречь ее и себя, не растрачивать свою жизнь на пьянство, наркотики, уныние и лень. Этому учит нас гражданская лирика Ф.И. Тютчева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

«Воспитание гражданственности на уроках истории на примере исторической личности»

В концепции модернизации Российского образования сказано, что важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативн...

Воспитание гражданственности на уроках истории

Статья рассказывает о разнообразных формах и приемах, используемых учителем для воспитания гражданственности на уроках истории. Особое место уделяется информационно-коммуникативным технологиям, благод...

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....