Методическая статья "Литературная рефлексия"
статья (литература, 11 класс) по теме

Безматерных Нина Лукояновна

Статья об организации рефлексии на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya__refleksiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

               

                Безматарных Н.Л., учитель литературы МАОУ «Лицей 9»

Литературная  рефлексия- основное средство развития духовных потребностей-способностей учащихся

 Урок литературы, пожалуй, как никакой другой, призван помочь учащимся развивать их духовные потребности-способности. А к ним, как известно, относятся и доброта, и сердечность, и сострадательность и так далее. Конечно, в каждом человеке  задатки к этому заложены изначально. Но ,к сожалению, не о каждом человеке мы можем сказать «добрый», «сердечный». Почему в одной и той же ситуации один человек может проявить огромную силу любви, самопожертвования, величия духа, а в другой – остаться инертным, равнодушным?

При всей кажущейся сложности вопроса, ответ прост: способности любить, сострадать, быть честным, добрым каждый человек должен развивать в себе точно так же, как и другие (сенсорные, например, или физические). И конечно же, развитие этих способностей будет обусловлено степенью потребностей личности. Чем выше уровень потребностей, тем быстрее будет идти и развитие способностей. Но для того, чтобы выращивать в себе новые потребности, необходимо чётко понимать, чего я хочу, к чему стремлюсь, кто я, каковы мои отношения с собой, с миром, в котором я живу.

Другими словами, нужна постоянная рефлексия (размышление, самонаблюдение, самопознание).

   Работая по модели саморазвития человека, я давно пришла к выводу, что весь урок литературы – это рефлексия, которая начинается уже с постановки самой проблемы. «Вот как нелепо получилось. Так не по-людски  и не по-божески. Почему так?» Такую проблему мы ставили после прочтения повести В. Быкова «Облава»

Первые впечатления ребят разные:

- Мне жалко главного героя.

- Он какой-то несчастный, вся жизнь у него неудачная.

- В том, что так получилось, власть виновата.

- «А сам виноват?-спрашиваю я.

- Нет, не  виноват, он добрый.

- Виноват. Всё молчал.

Разговор завязался. И вот мы строим «древо понятия» на слово «облава». И ребята делают удивительные для себя открытия. Каждое слово несёт в себе явный и скрытый смысл. И чаще именно этот скрытый смысл даёт нам ключ к разгадке. Построив древо на слово «облава» мы увидели, что облава – это круг, попав в который человек обречён на гибель. Есть выражение: ходить по кругу, круги ада, круг бытия. Рефлексия идёт беспрестанно.

Сами того не подозревая, ребята подходят к серьёзным философским проблемам, пытаются понять: что в этом мире зависит от одного маленького человека, да и зависит ли? Рефлексия идёт беспрестанно.

Выводы, к которым пришли в конце урока, показали, что работа души и сердца проделана немалая:

- Ровба – хороший человек, но он виноват, потому что не сказал сыну, что нельзя поднимать руку на святое.

- Было трудное время. Люди всего боялись, даже помогать друг другу, А когда человек один, его легче сломить.

- Я не знаю, сумел бы выдержать такую жизнь или нет.

- Я после нашей беседы по-другому поняла произведение.

- Каждый человек несёт в жизни ответственность за то, что происходит вокруг.

Полтора часа пролетели быстро. И я твёрдо уверена, что сегодняшнюю ситуацию мы с ребятами прожили, а не «прошли». И если сегодня они хоть на капельку стали добрее, человечнее, сострадательнее, это, я думаю, лучший результат, гораздо более значимый, чем новые знания и умения.

Рефлексию на уроках литературы можно осуществлять разными интересными средствами. Я часто обращаюсь , например , к такому средству, как художественное изображение концепции личности литературного героя.

Ситуация по роману Ф. Достоевского называлась «Путь воскрешения души». Накануне ребята получили задание нарисовать портрет души героя в один из моментов романа. Задание трудное. Требуется не просто проиллюстрировать какой-то эпизод романа, а изобразить состояние души. Это вряд ли возможно без понимания авторской концепции и своего отношения к ней. Вот некоторые комментарии рисунков, прозвучавшие во время урока:

- Преступление через нравственную норму влечёт духовный распад, у героя начинается помутнение сознания, галлюцинации. А если душа понимается как сознание (древо понятия было составлено раньше), то начинается духовный распад. Я вижу это как кувшин, который треснул, отделились осколки, но его ещё можно склеить.

- Избавиться от совести… Это то же,  что умертвить душу. Значит, преступление начинается с омертвения души. Я представляю Раскольникова в этот момент как увядающий цветок в каменистой пустыне под палящими лучами солнца. Он одинок, он умирает, но он жаждет спасения. Рисунок выполнен карандашом, так как душа героя перестала воспринимать краски мира.

 На другом рисунке изображены весы.

- Чаши весов, на которые падают капли крови находятся в равновесии. Это потому, что покушение на собственную жизнь грех не менее тяжкий, чем покушение на жизнь другого. Я не понимала, теперь осознала это. Преступая какие-то нравственные нормы (не обязательно убивая), человек всё равно посягает на собственную жизнь. Я думаю, что запрет «Не убий» не только и не столько запрет на  физическое уничтожение, но прежде всего предупреждение о том, чтобы не убивать в себе душу, а значит, напутствие жить по совести, по законам справедливости, добра.

Выводы, к которым пришли ребята, говорят сами за себя. Роман Достоевского, такой трудный для понимания и осознания не только подростками, но и людьми опытными, стал для многих ребят открытием самих себя. Через души его героев  они попытались заглянуть в собственные. Пусть чуть-чуть, но приоткрыли себя, попытались осмыслить.

Для меня, как учителя, это самое главное. Ибо цель моя и моих учеников постоянно, говоря словами Д. Андреева «…поднимать себя над собой, облагораживая собственное сердце и сердца других».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Работа над методической темой. Рефлексия

Рефлексия - сложная организация сознания....

Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)

Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...

"Как провести рефлексию?" Методический семинар.

В работе показывается ход проведения семинара, даны методические рекомендации для применения учителями, педагогами дополнительного образования. Содержание имеет практическую значимость....

Рефлексия по итогам проведения методического семинара

Рефлексия по итогам методического семинара для педагогов в стихах...

Методическая разработка «Рефлексия»

Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методо...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Опытно-методическая разработка «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Опытно-методическая разработка "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"...