Методическая статья "Литературная рефлексия"
статья (литература, 11 класс) по теме
Статья об организации рефлексии на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Безматарных Н.Л., учитель литературы МАОУ «Лицей 9»
Литературная рефлексия- основное средство развития духовных потребностей-способностей учащихся
Урок литературы, пожалуй, как никакой другой, призван помочь учащимся развивать их духовные потребности-способности. А к ним, как известно, относятся и доброта, и сердечность, и сострадательность и так далее. Конечно, в каждом человеке задатки к этому заложены изначально. Но ,к сожалению, не о каждом человеке мы можем сказать «добрый», «сердечный». Почему в одной и той же ситуации один человек может проявить огромную силу любви, самопожертвования, величия духа, а в другой – остаться инертным, равнодушным?
При всей кажущейся сложности вопроса, ответ прост: способности любить, сострадать, быть честным, добрым каждый человек должен развивать в себе точно так же, как и другие (сенсорные, например, или физические). И конечно же, развитие этих способностей будет обусловлено степенью потребностей личности. Чем выше уровень потребностей, тем быстрее будет идти и развитие способностей. Но для того, чтобы выращивать в себе новые потребности, необходимо чётко понимать, чего я хочу, к чему стремлюсь, кто я, каковы мои отношения с собой, с миром, в котором я живу.
Другими словами, нужна постоянная рефлексия (размышление, самонаблюдение, самопознание).
Работая по модели саморазвития человека, я давно пришла к выводу, что весь урок литературы – это рефлексия, которая начинается уже с постановки самой проблемы. «Вот как нелепо получилось. Так не по-людски и не по-божески. Почему так?» Такую проблему мы ставили после прочтения повести В. Быкова «Облава»
Первые впечатления ребят разные:
- Мне жалко главного героя.
- Он какой-то несчастный, вся жизнь у него неудачная.
- В том, что так получилось, власть виновата.
- «А сам виноват?-спрашиваю я.
- Нет, не виноват, он добрый.
- Виноват. Всё молчал.
Разговор завязался. И вот мы строим «древо понятия» на слово «облава». И ребята делают удивительные для себя открытия. Каждое слово несёт в себе явный и скрытый смысл. И чаще именно этот скрытый смысл даёт нам ключ к разгадке. Построив древо на слово «облава» мы увидели, что облава – это круг, попав в который человек обречён на гибель. Есть выражение: ходить по кругу, круги ада, круг бытия. Рефлексия идёт беспрестанно.
Сами того не подозревая, ребята подходят к серьёзным философским проблемам, пытаются понять: что в этом мире зависит от одного маленького человека, да и зависит ли? Рефлексия идёт беспрестанно.
Выводы, к которым пришли в конце урока, показали, что работа души и сердца проделана немалая:
- Ровба – хороший человек, но он виноват, потому что не сказал сыну, что нельзя поднимать руку на святое.
- Было трудное время. Люди всего боялись, даже помогать друг другу, А когда человек один, его легче сломить.
- Я не знаю, сумел бы выдержать такую жизнь или нет.
- Я после нашей беседы по-другому поняла произведение.
- Каждый человек несёт в жизни ответственность за то, что происходит вокруг.
Полтора часа пролетели быстро. И я твёрдо уверена, что сегодняшнюю ситуацию мы с ребятами прожили, а не «прошли». И если сегодня они хоть на капельку стали добрее, человечнее, сострадательнее, это, я думаю, лучший результат, гораздо более значимый, чем новые знания и умения.
Рефлексию на уроках литературы можно осуществлять разными интересными средствами. Я часто обращаюсь , например , к такому средству, как художественное изображение концепции личности литературного героя.
Ситуация по роману Ф. Достоевского называлась «Путь воскрешения души». Накануне ребята получили задание нарисовать портрет души героя в один из моментов романа. Задание трудное. Требуется не просто проиллюстрировать какой-то эпизод романа, а изобразить состояние души. Это вряд ли возможно без понимания авторской концепции и своего отношения к ней. Вот некоторые комментарии рисунков, прозвучавшие во время урока:
- Преступление через нравственную норму влечёт духовный распад, у героя начинается помутнение сознания, галлюцинации. А если душа понимается как сознание (древо понятия было составлено раньше), то начинается духовный распад. Я вижу это как кувшин, который треснул, отделились осколки, но его ещё можно склеить.
- Избавиться от совести… Это то же, что умертвить душу. Значит, преступление начинается с омертвения души. Я представляю Раскольникова в этот момент как увядающий цветок в каменистой пустыне под палящими лучами солнца. Он одинок, он умирает, но он жаждет спасения. Рисунок выполнен карандашом, так как душа героя перестала воспринимать краски мира.
На другом рисунке изображены весы.
- Чаши весов, на которые падают капли крови находятся в равновесии. Это потому, что покушение на собственную жизнь грех не менее тяжкий, чем покушение на жизнь другого. Я не понимала, теперь осознала это. Преступая какие-то нравственные нормы (не обязательно убивая), человек всё равно посягает на собственную жизнь. Я думаю, что запрет «Не убий» не только и не столько запрет на физическое уничтожение, но прежде всего предупреждение о том, чтобы не убивать в себе душу, а значит, напутствие жить по совести, по законам справедливости, добра.
Выводы, к которым пришли ребята, говорят сами за себя. Роман Достоевского, такой трудный для понимания и осознания не только подростками, но и людьми опытными, стал для многих ребят открытием самих себя. Через души его героев они попытались заглянуть в собственные. Пусть чуть-чуть, но приоткрыли себя, попытались осмыслить.
Для меня, как учителя, это самое главное. Ибо цель моя и моих учеников постоянно, говоря словами Д. Андреева «…поднимать себя над собой, облагораживая собственное сердце и сердца других».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование. Работа над методической темой. Рефлексия
Рефлексия - сложная организация сознания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-219473-1565777946.jpg)
Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)
Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383396-1389798451.jpg)
"Как провести рефлексию?" Методический семинар.
В работе показывается ход проведения семинара, даны методические рекомендации для применения учителями, педагогами дополнительного образования. Содержание имеет практическую значимость....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-125127-1350303010.jpg)
Рефлексия по итогам проведения методического семинара
Рефлексия по итогам методического семинара для педагогов в стихах...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-622183-1580980367.jpg)
Методическая разработка «Рефлексия»
Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-680620-1444080471.jpg)
Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
Рефлексия является одним из обязательных этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077604-1541252122.jpg)
Опытно-методическая разработка «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»
Опытно-методическая разработка "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"...