Итегрированный урок литературы и истории "Бологое в годы Великой Отечественной войны"
творческая работа учащихся по литературе (8 класс) по теме

Урок разработан на основе  поэтического творчества Матусовского "Горит Бологое" и  краеведческого материала. В результате выполнен проект "Письмо ветерану".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvig.docx23.54 КБ
Office presentation icon urok.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подвиг бологовских железнодорожников в годы войны».

Оборудование: ИКТ, сложенные треугольником листы бумаги, имитирующие похоронки.

Урок

Вступительное слово учителя.

Историк - 64 года отделяет нас от  ВОв, от Победы. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны и как была велика цена Победы.

Музыка «Вставай, страна огромная»

(слайд 1 «Тема урока»)

Стих - е «Горит Бологое…»(читает учащ-ся 7 «А» класса Пасхина А.)

Цели (слайд 2)

          1.Познакомиться с судьбами и деятельностью бологовских  ж/дор- в, внесших   вклад в победу.

          2.Рассмотреть роль женщины в войне

         Литератор - Ребята, с творчеством каких бологовских поэтов вы знакомы?

          -А каковы темы их творчества?

           3.Да, они пишут о нашей действительности, о любви, о дружбе, о человеческих взаимоотношениях  и некоторые бологовские поэты пишут о такой далёкой войне, о которой они, как и мы, знают понаслышке: из учебников истории и рассказов близких. С некоторыми стихотворениями мы познакомимся сегодня на уроке. А также познакомимся с жанром письма.

Историк - Город Бологое ,как крупный ж/дор- й  узел, в годы ВОв занимал важное стратегическое положение. Именно он, этот город путейцев, накрепко связал между собой четыре фронта- Калининский, Северо- Западный, Волховский и Ленинградский.

(слайд з)                                                                                                                                                                     И хотя  линия фронта по Бологое не прошла, понимать это надо сугубо условно.

     Октябрьская ж/дорога, связывающая Москву и Ленинград, была перерезана: 18 августа 1941 г. в районе Чудова, а 14 октября- в районе Калинина. Таким образом, Бологое оказалось в полукольце вражеского фронта, фактически, он стал прифронтовым городом.

-Почему станция Бологое имела важное стратегическое значение ? ( слайд 4 карта-схема)

Ответ: Станция Бологое имела огромное стратегическое значение, потому что была центром 4-х крупных направлений.

      В этот критический для страны период значение ж/ дор-х узлов, Бологое и Медведево, было чрезвычайно важным ,  т.к. через них проходило снабжение действующих армий вышеназванных фронтов всем необходимым для ведения боев.

( слайд 4 карта-схема).

Историк  - За всем этим стояли простые люди, работники ж/ дороги. Одним из них был выпускник нашей школы Паршиков Валерий Вадимович. О нём расскажет его правнук Паршиков Валера.

Историк  – много подвигов совершили в те дни бологовские ж/ дор- ки, некоторые из них навсегда остались в нашей памяти.

     Во время одной из бомбардировок ст. Любинка вблизи Бологое вражеский бомбардировщик пытался разбомбить движущийся по путям воинский эшелон, однако в цель не попал. (слайд 5)

30 осколочных бомб, сброшенных с малой высоты не взорвались,  а остались лежать на ж/дор- м полотне. Было приостановлено движение . Чтобы доставить специалистов, понадобилось бы несколько часов. И тогда начальник станции Иванов стал на руках выносить с путей смертоносное оружие. 30 бомб, каждая из которых могла в любой момент взорваться.

Через 40 мин. он спокойно доложил, что  поезда можно пропускать  с нормальной скоростью. (слайд 6)

      Бологовских  путейцев  возглавлял  начальник станции И.М.Сычёв. Их хозяйство больше всего страдало от бомбежек. После каждого налета путейца делали, казалось, невозможное: в считанные  часы они восстанавливали поврежденные пути и движение возобновлялось (слайд 7)

       Таких эпизодов было сотни. Самой страшной оказалась декада с 13 по 23 марта 1943 года. Перед гитлеровской авиацией  была поставлена задача: учитывая стратегическое значение Бологовского узла, уничтожить его, « не оставить камня на камне».

      Каждый вечер в ,20.00, над станцией появлялись самолеты, которые освещали  ее как днем. Через 30 мин. небо наполнял тяжелый гул бомбардировщиков. 2 часа длилась интенсивная бомбардировка. Затем  подходили новые самолеты и начиналось все сначала.(слайд 8)

Наутро самолеты- разведчики фиксировали результаты бомбежек. Но в это время узел уже функционировал. И так продолжалось целых 10 дней.

За весь период на Бологовский   узел было сброшено свыше 3500 тыс. бомб.

24 марта 1943 г. штаб германского авиационного соединения доложил Герингу в Берлин о том, что «Бологое и ст. Медведь больше не существует».

Но узел продолжал работать за счет героизма и огромных физических сил наших ж/дорожников.

1.Скажите,какой наградой была отмечена ст.Бологое?

Ответ:(Орден Отечественной войны 1 степени)

2.Ребята, весной мы были на экскурсии в Локомотивном Депо и возлагали цветы к памятнику.

- А в честь кого была воздвигнута стелла?

Ответ: (в честь погибших железнодорожников)

3.Кому посвящен памятник на железнодорожном вокзале?

Ответ: (стрелочницам)

Историк – В этот сложный период наравне с мужчинами плечом к плечу работали женщины. Паровозы тогда отапливались дровами. Одного тендера хватало на 40-50-км., а кочегары и помощники машинистов были все те же женщины.

Вот имена некоторых из них (слайды 12,13,14)

Кудряшова В.И. с 1939 г. – пом.машиниста, с 1943 г. – машинист

Кондратьева-Баранова П.А. – после эвакуации из Ленинграда поступила работать в ДЕПО Медведево кочегаром паровоза. Во время войны работала пом.машиниста паровоза.

     Беспримерный подвиг во время войны проявила Софья Ивановна Шваренко.

Учащиеся инсценируют отрывок из воспоминаний С.И.Шваренко.

Вопрос классу: Что вас больше всего поразило в этих воспоминаниях?

( хрупкая девушка вывела состав из под обстрела)

- Ребята, а вас не поразило, что женщина – созданная природой, как продолжательница рода, хранительница семейного очага, хрупкая и нежная,вынуждена была выбрать совсем не женские профессии. И к тому же стала защитницей Родины.

Литератор – Женщины, несмотря на суровое испытание войной, оставались нежными и ласковыми матерями не только для своих детей, но и для детей сирот.        

     Об этом пишет бологовская поэтесса Мария Александровна Лазарева, проработавшая преподавателем русского языка и литературы в одной из школ бологовского района почти всю жизнь. Она сумела привить любовь к высокой поэзии сотням мальчишек и девчонок, которые, став взрослыми, зачитываются Пушкиным, Фетом, Тютчевым…

     Основная тема ее творчества – нелегкая судьба русской женщины

Учащаяся читает стихотворение М.А.Лазаревой

Литератор – И вот эти женщины, которые работали на ж/дороге стрелочницами и помощницами машинистов, которые воспитывали своих детей и детей-сирот ежедневно ждали весточку с фронта от самых дорогих людей: от мужа, отца, брата, сына…

     И может быть, лучшая память о крепких, мужественных людях, которые вынесли на своих плечах неслыханную войну – это сохраненные солдатские письма. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение.

     Сейчас мы с вами, когда находимся  вдалеке друг от друга, общаемся по телефону и с помощью смс. И крайне редко обращается к эпистолярному жанру(слайд  15), т.е.  к жанру письма. (слайд  16)

     Письма с фронта … Они шли не в конвертах, на них не было марок, а только специальный штемпель: «Проверено цензурой». Они были сложены треугольниками, как вы видите на фотографии, а на сами письма вы можете взглянуть,посетив наш краеведческий музей.

     О чем эти письма? Я с трепетом беру в руки пожелтевший лист и читаю. (зачитываются несколько фраз из фронтового письма)

     А иногда были лаконичные и сухие, но такие пронзающие строки:

«Ваш муж(сын,брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину»(слайд 17)

Вы видите похоронки, которые тоже хранятся в нашем краеведческом музее(читаем с доски)

    Почтальона ждали в каждом доме.Ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

     Кроме писем и газет, почтальон всегда носил пузырек с нашатырным спиртом. Иначе было нельзя. Почтальон был и почтой, и «Скорой помощью».

     В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка… Это было великое горе. Почтальон, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовал свою невольную вину за это письмо.

     И вот давайте сегодня мы обратимся к эпистолярному жанру, чтобы, низко поклонившись бологовцам, сказать спасибо за то, что они неимоверной ценой отстояли наш железнодорожный узел, наш город, нашу Родину. (слайд 18)

Литератор –  перед вами лежат листы,по форме напоминающие солдатские письма. Подумайте и наполните их содержанием: обращением и словами благодарности тем людям, которые совершили этот подвиг. Вы можете обратиться к собирательному образу, а можете к конкретному лицу:

Осипову Юрию Михайловичу, Шваренко Софии Ивановне

и мы тогда вместе с вами вручим эти письма, не дожидаясь праздников, нашим адресатам

- подумайте, распланируйте время: на написание письма мы вам даем 5 мин.

    А теперь давайте прочитаем, что у вас получилось…

Вот эти письма, адресованные конкретным людям, мы вместе и передадим.

Литератор – а сейчас прозвучит стихотворение Рябикова Бориса Валентиновича, погибшего в 2002 г. на 39-м году жизни.

Он владел техникой сложных операций, работал врачом травматологом в ЦРБ, делал сложные операции на костях и суставах. Борис Валентинович принимал активное участие в оказании помощи пострадавшим при крушении поезда «Аврора».

    Он был жизнерадостным человеком, любил музыку и писал прекрасные стихи.

    Он любил путешествовать и ездил на Кавказ, в Крым, Эстонию, на Ладогу, посещал исторические места. Из поездок возвращался счастливый, с отснятыми фото и кинопленками, и впечатлениями, которые у Бориса Валентиновича выливались в стихи. Так, после возвращения из Бреста и осмотра крепости, было написано стихотворение – «Шагнули в бессмертие», а возвратившись после посещения мемориального комплекса Хатынь – стихотворение «Память».

В нем понимание глубины человеческой трагедии, безмерная скорбь и призыв к живым – не терять Память! (слайд 19)

Ученица читает стихотворение «Память»

Итог: ( слайд 20)

Историк- Мы должны изучать, проводить исследовательскую, краеведческую работу, чтобы знали своих земляков, которые ценой своей жизни подарили миру победу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подвиг бологовских железнодорожников в годы войны

Слайд 2

1. Познакомимся с судьбами и деятельностью бологовских железнодорожников, внесших вклад в победу. 2. Рассмотрим роль женщины в войне. 3. Познакомимся с творчеством бологовских поэтов, пишущих о войне. 4. Познакомимся с жанром письма.

Слайд 8

После очередной бомбёжки

Слайд 10

Железнодорожники, погибшие в годы войны

Слайд 12

Женщины-железнодорожницы

Слайд 15

Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо) – жанр письма

Слайд 16

Фронтовые письма

Слайд 17

Письма-похоронки

Слайд 18

За годы войны были разрушены 3 паровозных депо, вагоноремонтный пункт, вокзал, кирпичный завод, электростанция, фабрика-кухня, Дом культуры, кинотеатр, 2 больницы, 2ж/д клуба, 3 школы, 2 детских сада, 130 государственных и 400 частных домов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Власть и общество в годы Великой Отечественной войны" 9 класс

Конспект урока истории. Лабораторное занятие с элементами групповой работы....

Урок "Героизм и предательство в годы Великой Отечественной войны"

Данный урок провожу в 11 профильном социально-гуманитарном классе, завершая тему "Великая Отечественная война". Но возможно использовать материалы и на классных часах, посвященной этой теме.На уроке п...

Урок мужества: «Ученые – химики в годы Великой Отечественной Войны».

Урок мужества  разработан для учащихся 8-9 классов и посвящён празднованию 70 – летия  Победы в Великой Отечественной войне. Цели урока:ü  Раскрыть вклад химической науки и промышл...

Структурная карта к уроку литературы "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" 8класс

Структурная карта  к уроку литературы "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"  для учащихся предполагает  самостоятельную работу с параграфом учебника и текстами в нем же . Урок п...

Музейный урок "Героизм русского человека в годы Великой Отечественной войны"

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о подвиге земляков в годы войны....

Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»

Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...

Разработка урока на тему: «Село в годы великой Отечественной войны»

Предмет: История Татарстана и татарского народаКласс: 9,11Тема урока: Село в годы Великой Отечественной войны...