"Нету дерева горестней русской березы!"
презентация к уроку (литература, 7 класс) на тему

Этот урок разработан мной в рамках литературного краеведения и представляет собой крок-практикум анализа лирического текста (стихотворение ныне умершей омской поэтессы Е. А. Мироновой. На этом уроке дается пошаговый алгоритм анализа стихотворений, который пригодится в 7-11 классах. Каждая ступень анализа снабжена "подсказкой" - что именно нужно искать на данном этапе. Урок украшают слайды с изображением русских берез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok_dekabr_2011.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У берез Материнская жертвенность старых берез Открывается вновь просветленному взгляду... Как напев колыбельной, естествен и прост Вековечный печальный напев листопада. Скоро вьюги да стужа ударят с небес,- Вот и нынче рассвет по-морозному розов,- И вздыхает по-старчески зябнущий лес: «Нету дерева Горестней Русской березы!» Только что ей и жалость, и ропот, и суд, Если выше - Любви материнской веленье?! ...Сорван с белого тела Последний лоскут Для сосенки, По детски прильнувшей к коленям.

Слайд 5

Тема урока: «Нету дерева Горестней русской березы!» Эпиграф: «Сторона моя Березою светла, И в стихах она, и в прозе проросла» (Е. Горчакова)

Слайд 6

Памятка для работы в группе 1) Внимательно прочитайте задание; 2) Обсудите ответы сообща; 3) Выберите из них правильный; 4) Договоритесь, кто будет выступать.

Слайд 8

1. Уровень жанра ( сонет. молитва, ода, лирическое стихотворение, баллада и другие)

Слайд 9

2. Уровень синтаксиса (инверсия, анафора, эпифора. риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение)

Слайд 10

3. Уровень звука (звукопись, аллитерация, ассонанс, звукоподражание)

Слайд 11

4. Уровень слова (тропы — эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, гипербола и другие, лексика — синонимы, антонимы, историзмы и др.)

Слайд 12

5. Уровень ритма (рифма, строфа, стопа, размер)

Слайд 13

6. Уровень понимания ( тема, идея )

Слайд 14

Оксюморон Оксюморон - словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе. «Живой труп» ( Л.Н.Толстой) «Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский) «страшно красивая», «безумно умен» «мужественная женщина»

Слайд 15

Спасибо всем за урок, молодцы! Домашнее задание ( на выбор): нарисуйте тот образ березы, который вам представляется или придумайте стихотворение о березе (можно четверо- стишие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская береза

Русская береза...

Литературно-музыкальная композиция "Я в бой иду за русские березы, за Сталинград, за Волгу, за семью..."

Внеклассное мероприятие, посвещенное 70-летию победы русских войск над фашистами под Сталинградом....

Мероприятие «Русская береза - символ Родины моей»

Цель:   Формирование гармонически  развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию....

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...

Музыкально-тематическое занятие «РУССКАЯ БЕРЕЗА»

Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников «РУССКАЯ БЕРЕЗА»Задачи: Воспитывать патриотические чувства и позитивное отношение к народному творчествуПрививать культур...

Внеклассное мероприятие "Русская береза- символ России"

Внеклассное мероприятие "Русская береза- символ России"...