Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Куманова Надежда Владимировна

  Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_nasledie_l.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическое наследие Л.Н.Толстого»

(На примере анализа рассказа Л.Н.Толстого «Смерть Ивана  Ильича»)

Куманова Н.В.

Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы,

Заслуженный учитель РФ, лауреат Грантов Президента РФ и Мэра Москвы в области образования

Происходящие качественные изменения в характере развития современной цивилизации, связанные с интеграционными процессами, широким распространением наукоемких технологий и глобальной информатизацией общества, ставят вопросы поиска путей преодоления духовно-нравственного и культурного кризиса, усиления внимания к развитию духовной культуры личности, умению жить и действовать в условиях выбора.

 Наша школа выбрала социокультурный подход в образовании, который  включает в себя не только развитие познавательной деятельности  ученика, но и  развитие его эмоциональной и духовной сферы. Один из принципов социокультурного подхода – объединение содержания обучения и воспитания, что обеспечивает духовно-нравственное воспитание личности.

Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» - дать представление о самом важном в жизни человека и последовательно развивать духовно-нравственные ценности  в сознании  ребенка.

Для педагогического воздействия, воспитания, по моему мнению, наиболее подходят произведения Л.Н.Толстого, разработавшего свою педагогическую систему, где большое место  писатель отводит  изучению таких художественных произведений, где образно описываются переживания и поступки действующих лиц,  произведений, которые заставляют детей сопереживать героям, от которых дети должны получить глубокое впечатление, у которых яркая сила морального воздействия.

Л.Н.Толстым создана целая методика эмоциональных воздействий на ученика.

Писатель  считал,  что целью воспитания является стремление к гармоническому развитию ребенка, и в ранних педагогических статьях под традиционным воспитанием понимал умышленное и принудительное формирование сознания учащихся.

В книге 1910 года «Путь жизни» Лев Николаевич Толстой писал, что, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и что он не должен делать, а для этого человек должен понимать, что такое он сам и тот мир, в котором он живет. Подсказать, как жить человеку должн его разум и совесть. Среди грехов, препятствующих правильной жизни, Л.Н. Толстой на третье место ставит грех корыстолюбия, приобретения и хранения имущества. (На первые - блуд, праздность, корыстолюбие). На 4-ом месте , по мнению писателя, худшие из грехов,  – грехи разъединения с людьми: зависть, страх, осуждение, враждебность, тщеславие, то есть ложное представление о том, что руководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, а людские мнения и людские законы, гнев, недоброжелательность к людям, на 5-ом месте -  грех гордости, то есть ложное представление о своем превосходстве над людьми.

В очерке «Что такое душа» Лев Николаевич  пишет о том, что если человек не осознает в себе свою душу,  то это не значит, что в нем нет души, просто человек еще не научился осознавать ее  в себе. Соответственно, нужно научиться осознавать в  себе душу как можно раньше. Вот почему Толстой считает, что просветление возможно для всех людей. Только бы не было слишком поздно.

    Пример позднего осознания в себе души можно увидеть в образе главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича». Это произведение просто необходимо изучать, возможно,  с 8-9 класса в системе дополнительного образования или на уроках внеклассного чтения. «Смерть Ивана Ильича» - это  повесть о лжи и обмане, царящих в жизни людей. История о том, как умирание тела обернулось пробуждением души, история о самоубийстве человека – совершенном страшном грехе над самим собой. Не случайно текст повести размещен на сайте хосписной помощи. Толстой дает читателям возможность  еще раз задуматься над смыслом жизни вообще и собственным.

   Включая данную повесть в список изучаемых литературных произведений в школе , мы получим надежду на то, что кто-то из учащихся как можно раньше задумается над проблемой: может быть у человека есть более высокое предназначение в жизни, чем накопительство и продвижение по службе,  обстановка квартиры и желание быть не хуже других в материальном плане, и не захочет осознать истинную жизненную цель только перед смертью, как это произошло с И.И.Головиным.

Герой перед смертью приходит к осознанию противоречий своих поступков, своей жизни, противоречий между   совестью и разумом. Он осознает, что ложь царит не только вокруг него, но и в нем самом: «Ложь, обман, ложь, все вокруг  меня ложь, жена моя ложь, и сам я ложь, и вокруг меня все ложь». Я уверена, что в классе не найдется ученика 10-го класса, который бы хотел прийти к такому жизненному финалу. Слово ложь звучит 10 раз и передает страшное отчаяние человека. Ложь, царящая в жизни,  обнажена

через смерть человека. После изучения рассказа уместно предложить учащимся ответить на вопросы анкеты: вы хотели бы понять в конце своей жизни, что это была не жизнь , а только ложь? Что вы прожили в семье в атмосфере лжи? На службе – в атмосфере лжи? Что вас никто не любит, не ценит, не уважает? Я думаю. Что такого жизненного финала не захочет никто.

Дурной ли человек Иван Ильич? Нет. С точки зрения общепринятой морали. Он сдержан в делах, оригинален и даже строг. Отделял службу от частной жизни. Иногда принимал тон «легкого недовольства правительством». Как эта ситуация знакома и нам, жителям современного мира. Мы любим и умеем соблюдать внешние приличия.

Приличие – это правила поведения, вежливость, благопристойность. Человек приличный соблюдает внешнюю благопристойность, живет по правилам общества. Даже если сами правила и их выполнение лицемерны. Человек приличный – мнимый человек.

Герои рассказа - Головин, Шварц, Петр Иванович, Прасковья Федоровна, дочь Головина – это мнимые люди.

Совесть – это чувство нравственной ответственности за  свое поведение перед окружающими людьми. Настоящее – то, что идет от души. Человек совести – настоящий человек, живущий по велению души и сердца. Таковыми можно считать Герасима и сына Головина. Человек совести не позволит себе причинить вред другому человеку, потому что его контролер – совесть. Продолжаем отвечать на вопросы предложенной анкеты. Каким человеком хотите стать Вы, наши ученики? Сократа – человека совести – люди приличий осудили и убили. Следующий вопрос анкеты: к какому типу людей  вы причисляете себя? Приличным или нравственно ответственным за происходящее

 Илья Ильич жил как все чиновники. Это показано в рассказе в эпизоде с обставленной квартирой ( было то же самое, что бывает у всех не совсем богатых людей, которые хотят быть похожими на богатых). Не видим ли мы в образе Ильи Ильича своих современников? В эпоху застоя – ковры, хрусталь. Сейчас – евроремонты. У вас – дорогая техника. Главное, что живем престижно и достойно.

Но заменяет ли  человеческое счастье престижная жизнь? Славянофил И.Киреевский писал: «Роскошные экипажи, изысканная мебель, модные тряпки … расслабляют тело и уродуют душу человека… Хочется крикнуть: «Остановитесь! Одумайтесь! Знаете ли вы, куда идете? Посмотрите – душа убывает!» Еще один вопрос анкеты: согласны ли вы с мнением Киреевского? А вам хочется дорогих машин,  шикарных квартир, модной дорогой одежды?  Посмотрите,  нет ли противоречия между ответом на этот вопрос и вопрос о том, каким человеком вы хотите стать?

 Несчастлив Илья Ильич и в семейной жизни. Жена постоянно пилит его, ей хочется иметь все больше и больше. Во время болезни она жалеет только себя. Каждый сдержанный упрек о тяжелой болезни мужа кажется ей подвигом и самопожертвованием. Дети обижены на отца, лицемерно спрашивают о его здоровье.  Следующий вопрос анкеты: Хотите ли вы, чтобы к концу вашей  жизни не нашлось ни одного  близкого родственника, испытывающего к вам сочувствие? Хотите ли вы, чтобы истинный свет счастья пришел к вам только перед уходом из жизни?

 А есть ли в повести истинно счастливый человек? Страдающего сына тоже трудно назвать счастливым. Да, есть. Это Герасим, который всю ночь поддерживает ноги  барину в удобном положении. Почему бы не сделать человеку приятное в надежде на то, что  когда тебе понадобится помощь, ты тоже ее получишь. Слуга – представитель другого тела – он частица живого общинного организма, который характеризуется не лицемерием и ложью, а человеческими чувствами: искренней любовью к ближнему, душевностью и теплотой, элементарным человеческим сочувствием.  Герасим стал проводником души к истинному свету.

Вопрос анкеты: способны ли вы на такие же поступки? Многие, наверно, испытают затруднение в ответе.

Заключительным вопросом анкеты учащихся станет вопрос: Как нужно прожить  жизнь, чтобы не стать «живым трупом»? Чему учит повесть Толстого?

Каждый         день на планете умирают тысячи Иванов Ильичей, но люди продолжают жениться и выходить замуж по расчету, ненавидеть друг друга и растить лицемерных детей. Но при этом каждый считает себя способным на подвиг. А подвиги кроются в обыкновенной жизни, если она освещена, пронизана любовью к людям  и заботой о ближних.

И если хотя бы один ученик из класса задумается после данного урока об истинном смысле жизни, совести, сочувствии, то это будет маленькой победой духов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие С.Е.Фейнберга.

Представленный материал предназначен для повышения профессионального уровня преподавателей детских музыкальных школ, студентов средних и высших учебных заведений....

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

«Педагогическое наследие: С.Т. Шацкий»

Данный    материал был представлен на конкурс «Педагогическое наследие: С.Т. Шацкий», который проводился ...

Педагогическое наследие М.А. Рыбникивой

Данное исследование посвящено наследию великого педагога и методиста - М.А. Рыбниковой. В работе рассмотрены основные дидактические правила, сформулированные педагогом, принципы организации внеклассно...

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

Использование педагогического наследия Л.Н.Толстого на уроках математики.

Л.Н.Толстой создал оригинальную систему дидактических принципов,   обогативших педагогическую науку новыми подходами к образованию и воспитанию, указал на необходимость изучения внутреннего ...