Урок "Какая у Вас улыбка?" (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме

Сивкович Татьяна Валерьевна

Конкурсный урок ("Педагог года"), технология Е.Н.Ильина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakaya_u_vas_ulybka.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Какая у вас улыбка?

( Урок по роману Л.Н.Толстого  «Война и мир». Столичное и поместное

                          дворянство в изображении Толстого.)

 

                             Цели: 1. Актуализировать знания уч-ся об отношении

                                              Толстого  к столичному и поместному дворянству.

                                         2. Умение сопоставлять, сравнивать героев литера-

                                              турного произведения, определять средства соз-

                                               дания худ. образа . (Деталь - улыбка )

                                          3. Пробудить у учащихся желание поразмышлять

                                               над такими нравственными ценностями, как

                                               искренность, естественность, доброта.

1. Вступительное слово учителя о Толстом.

    Для каждого из нас есть время, когда мы открываем для себя Толстого, для кого-то это происходит в юности, для кого-то в зрелости. Глубину его мысли понять очень просто и одновременно очень сложно.

Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: ПРОСТОТА, ДОБРОТА, ПРАВДА. А нравственность – это умение почувствовать свое «Я» как часть общечеловеческого «МЫ».

Философия, которую он проповедовал всю жизнь. А что , казалось бы, сложного?  Самые сокровенные свои мысли Толстой передал нам с вами, людям 21 века, через своих героев в романе «Война и мир».

2. История создания романа. (Слайдовая презентация.)

Замысел романа, варианты заглавия, понятие «МИР», художественные особенности романа, жанр романа – эпопеи, хронология, своеобразие художественных приемов, принцип сопоставления и противопоставления, диалектика души.

3. Итак, используя важнейший толстовский принцип диалектики души (развития, совершенствования) попробуем выстроить систему персонажей. (на основе 1 части)

                                                      ВСЕ ГЕРОИ

                         ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ           ЗАСТЫВШИЕ

           Любимые герои

          Семейство Ростовых                                Семейство Курагиных

( граф Илья Петрович, графиня                   (князь Василий, дочь Элен

Ростова, Наташа, Николай, Соня)                  сыновья Ипполит, Анатоль)

         Семейство Болконских                                 Друбецкие

( Князь Андрей, княжна Марья                       (Анна Михайловна, сын Борис)

  Старый князь Болконский)                              Анна Павловна Шерер

  Пьер Безухов                                                              Лиза (жена Андрея)                

4. Салон Анны Павловны Шерер. Анализ эпизода.

Начало 19 века. Идет война с Наполеоном. Мы в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы.

Попробуйте угадать о ком из присутствующих говорит Толстой?

  Дополните штрихами  портреты.

  Цель визита? Почему говорят по-французски, ведь с Францией война?

О чем разговор? Кто принят хозяйкой с энтузиазмом, кто вызывает тревогу?

Как часто пестрою толпою окружен,

Когда передо мной как будто бы сквозь сон

При звуке музыки и пляски

При диком шепоте затверженных речей

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски!    ( М.Ю.Лермонтов)

5.  Одно из средств характеристики героев – УЛЫБКА. Какая улыбка у посетителей салона?

Попробуйте найти эти детали, как они раскрывают характер?

Ипполит -  «Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость»

Друбецкая – «Холодное, притворное выражение»

                            «С улыбкой молодой кокетки»

Элен – «… поднялась с тою же неизменяющейся улыбкой, с которою вошла в гостиную»

Князь Василий – «светлое выражение плоского лица»

Анна Павловна – «сдержанная улыбка … хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала,  как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка»

Маленькая княгиня – «светлая улыбочка»

Андрей – « С гримасой, портившей его красивое лицо», «Улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой»

   Пьер  -                   « Радостно, весело улыбнулся»

Кто и почему носит МАСКУ???

Почему носит маску Андрей? Кто вообще не носит маску, почему?

Какова атмосфера первых глав романа?

(Ложный патриотизм, притворство)

А как выглядят персонажи в трактовке Бондарчука? Давайте сравним.

Просмотр фрагмента фильма в постановке Сергея Бондарчука.

     

(Почти не улыбаются, движения очень плавные, замедленные, как и речь, похожи на статуи. Пьер выделяется одеждой красного цвета, его движения более свободны, говорит он быстрее. Андрей – застывшая маска, полное отчуждение)

6.  Резкая смена интонации.

Чтение отрывка из гл 8

«… как вдруг из соседней комнаты послышался бег….»

Мы открыли двери дома Ростовых. Что же там происходит?

Как меняется настроение? Подберите глаголы и отглагольные прилагательные, которые помогут почувствовать настроение?

(Бег, грохот, вбежала, запахнув, граф вскочил, смеялась, расхохоталась…)  

Каковы отношения матери и дочери, отца и Наташи?

Кем « угощают» Ростовы своих гостей?   (Марьей Дмитриевной)

Сравните ее с «куском говядины» в салоне А.П. (виконтом и аббатом)

Просмотр фрагмента фильма «Танец папа»

Разве не совпадает настроение кинорежиссера и писателя?

Оцените их улыбки.

7. Подведение итогов .

У                                    Перед вами ключевое слово урока.

Л

Ы (И)

Б

К

А

 Попробуйте добавить на каждую букву качества любимых героев Толстого, качества, которые не нужно прятать под маской.

8. Оценки.

  Д/З Миниатюра  «Нужна ли мне маска ?»                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Лето. Художник Роман Романов.

В учебном фильме использовались репродукции художника Романа Романова, прекрасная музыка П.И.Чайковского.Скачать клип можно здесь: http://www.proshkolu.ru/user/Valti/file/1854889/    12...

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Шаблон для итогового сочинения по роману "Война и мир" на тему "Женский идеал в романе"

Признайтесь, коллеги, многие из нас устали от неграмотных и откровенно слабых сочинений по литературе. А ещё больше мы устали от тех, что подчистую "содраны" с интеренет-просторов (такое сразу видно, ...

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

"Роман отчаяния и надежд" (по роману М.Булгакова)

Урок-семинар по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...