Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского
статья по литературе (10 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграционные технологии в работе учителя – словесника
при изучении творчества А.Н.Островского
Цель литературного образования, по мнению авторов программы под редакцией В.Г.Маранцмана, «не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми». Поэтому в современной образовательной ситуации в практике преподавания гуманитарных предметов особенно актуальными становятся интеграционные технологии, способствующие формированию ученика как личности.
Система уроков по изучению творчества А.Н.Островского в параллели десятых классов строится прежде всего на развитии познавательной активности ученика, его интереса к предмету как способу познания мира и себя.
Цель работы: углубление представления учащихся об искусстве как о способе целостного познания мира разными средствами.
Реализация целей осуществляется посредством использования интеграционных технологий в рамках классно - урочной и внеклассной работы, культурологического анализа текста.
- Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Задача интегрирования - дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.
Литература - универсальный учебный предмет, способный осуществлять задачу формирования целостной картины мира ребенка. Ученик познаёт мир через текст. При изучении биографических сведений об А.Н.Островском в 10 классе было проведёно исследование, связанное с восприятием содержания литературоведческого текста. Знания каких предметных областей помогут максимально полно воспринять содержание текста и затем транслировать его?
В составленных десятиклассниками моделях интеграции представлены учебные предметы, знания которых оказались востребованными для понимания художественного текста.
В ходе обсуждения моделей предлагалось включить ещё психологию как науку, риторику.
Прогнозируемые результаты подобного рода интеграции:
>знания становятся системными;
>умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;
>усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;
>более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
- Культурологический подход как аспект учебного процесса.
«Модель 'человека образованного' для нашего времени оказалась отжившей. На смену ей должна прийти другая модель - 'человека культуры'».* Именно этому способствует культурологический подход к изучению гуманитарных предметов.
На мой взгляд, владение навыком культурологического анализа для учителя- словесника необходимо.
Проанализировав материал статьи проф. Е. П Крупника «Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства», опубликованной в журнале «Вопросы психологии» в 1989 №4*, характеристику фаз представлю реферативно в таблице, в основу построения которой легли теоретические представления о пространственно-временном последовательном развертывании коммуникативного акта в ходе информационного воздействия на учащегося.**
- Примеры интегративного культурологического комментария с использованием ИКТ.
- В ходе знакомства с биографией А.Н.Островского составление культурологического словаря, включающего имена актёров, круг общения, названия пьес драматурга (особо – роль пословиц в названии), журналов,
*Крупник Е. П. : Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства Вопросы психологии,1989 №4, с.10
**см. приложение 1
иллюстраторов произведений, топонимический аспект, семантику имен. Работа ведётся дифференцированно по группам. Материал может быть представлен как в мультимедийном варианте, так и в рукописном виде.
- Интерес к изучению пьес А.Н.Островского, особенно в классе с углублённым изучением экономики, вызывает работа с экономическими терминами и их интерпретацией в контексте исторического времени. В данном случае мотивация предкоммуникативной фазы «экономика – литература» оказывается неожиданной для десятиклассников и, порождая удивление, ведёт к желанию прочитать произведения. А сравнительно - сопоставительный анализ ведёт к развитию аналитического мышления. Но главное, о чём на первой ступени ученики не догадываются, рационально подходя к анализу терминологии, что из плоскости собственно экономической они непременно перейдут к нравственному аспекту. И это произойдёт неожиданно, как неожиданно приходит понимание того, что для А.Н.Островского важнее область человеческих отношений. Посткоммуникативная фаза: краткий письменный ответ на вопрос «Чем интересен Островский сегодня?».
Вот лишь несколько ответов:
«Знакомясь с миром купцов и чиновников у А.Н.Островского («Свои люди – сочтёмся», «Доходное место»), невольно начинаешь задумываться над тем, а читали ли современные купцы (дельцы? бизнесмены?) и чиновники пьесы драматурга". |
«Островский интересен мне тем, что очень ненавязчиво даёт ответ на вопрос «В чём счастье человека?». |
Мне было интересно анализировать законы торговли, показанные в пьесе «Свои люди – сочтёмся». |
…Конечно, интересны коммерческие отношения Большова и Подхалюзина, принципы, на которых они строятся. Но главное у Островского – подтекст. К сожалению, актуально звучит в пьесе фраза «миром правят люди без совести». |
3. Урок – стилизация, построенный по принципам технологии развития критического мышления*.
Первая пьеса, с которой начинается знакомство с творчеством А.Н.Островского в 10 классе, - «Свои люди – сочтёмся». Как правило, на первом уроке всегда есть ученики, ещё не прочитавшие, не дочитавшие произведение. Моделируется обстановка в доме М.П.Погодина 3 декабря 1849 года. Учитель читает рассказ Георгия Степанова «Чтение «Банкрота» (из книги «День из жизни писателя», М, «Сов. Россия», 1987). Ученики составляют в тетради культурологический комментарий (словарь) к рассказу, выписывают в столбики (известное/новое/?) ключевые слова (в основном имена гостей в доме Погодина, а
также афористичные высказывания в адрес Островского и его пьесы). После
чтения записи обязательно зачитываются, корректируются сначала в парах, затем совместно. Портреты и табличные данные проецируются на экран.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
*Формирование критического мышления обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей вуза, учителей общеобразовательных школ,Н.Н.,2004
известное | новое | О пьесе «Банкрот» |
М.П.Погодин Гоголь Шевырёв Евдокия Ростопчина | Мей Пров Садовский | … … … … … … |
- В «фазе осмысления содержания» работа проводится в нескольких направлениях:
- К именам составляется комментарий. (Во всех классах особую радость вызывает узнавание имени Евдокии Ростопчиной, так как накануне разыгрывали отрывок из её пьесы «Возврат Чацкого в Москву» при изучении темы «Споры западников и славянофилов»). Учитель – в роли консультанта.
- Работа с портретными деталями. Составление психологических портретов гостей в доме Погодина. (Словесное рисование).
- Определение позиции каждого героя, высказавшегося о прочитанной Островским пьесе. «Дорисовывание» портрета с учётом речевой характеристики героя.
- Переход к фазе рефлексии осуществляется в соответствии с её функциями. Функции рефлексии:
1) коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
2) информационная (приобретения нового знания);
3) мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
4) оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).*
Домашнее задание: прочитать пьесу «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот») и продолжить фразу: «Если б я оказался в тот вечер в доме Погодина…».
Таким образом, учащиеся «вписывают» пьесу в контекст времени.
4. В ходе изучения произведений А.Н.Островского (и позднее, обращаясь к примерам из его биографии, творчества; например, повесть Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» - драма А.Н.Островского «Гроза») выстраивание интегративных культурологических парадигм (моделей, кластеров) *
Итак, обращаясь к традиционному «приёму припоминания», ученики закрепляют ранее полученные знания, учатся целостному восприятию мира как текста.
Интегративный культурологический комментарий текста как один из способов формирования общекультурной компетентности учащихся способствует воспитанию «человека культуры».
- Применение мультимедийных технологий при изучении творчества А.Н.Островского осуществляется на всех типах уроков**:
*см.приложение 2
**см. приложение 3
- Вступительные и обзорные уроки.
- Уроки обучения анализу текста.
- Заключительные (обобщающие) уроки. Урок - конкурс по творчеству А.Н.Островского с использованием метода проектов*.
В конкурсе соревнуются 3 команды. При подготовке к урокам команды получают задания поискового характера; материал, содержащий ответы на вопросы, который можно найти как в книгах (список литературы дан заранее), так и по ссылкам в Интернете. Цель: обучение работе со справочной литературой в
электронном формате (например, обращение к электронным библиотекам, поиск книг в одной и нескольких библиотеках http://www.ebdb.ru), что экономит время на поиск информации (электронные словари снабжены поисковой системой со строкой поиска), а также формирует лингвистическую и культурологическую эрудицию учащихся. Цели использования ИКТ на уроке – конкурсе:
- структурно-организационная
- иллюстративная
Ход конкурса:
- Визитная карточка команды
- Разминка «От серьёзного до смешного один шаг».
- Конкурс вопрос – ответ «Ты мне - я тебе».
- Конкурс афиш к отрывкам, подготовленным командой для инсценировки.
- Театральный.
- Музыкальный.
- Фольклорный.
Участие в уроке – конкурсе даёт возможность каждому ученику проявить свои способности.
- Внеклассное мероприятие. Проект: ФЕСТИВАЛЬ «Колумб Замоскворечья.
Играем Островского». *
Количество участников проекта– 57 человек. Творческие группы:
*по подготовке мультимедийной презентации «Содружество искусств»;
* «театральные группы»: режиссёры, актёры, художники-декораторы, костюмеры.
По итогам ПРОЕКТА «Колумб Замоскворечья» родителями десятиклассников, которые были как гостями, так и участниками, смонтирован фильм.
ПРОЕКТ, главным элементом которого была театрализация, вызвал живой отклик десятиклассников. Театральный фестиваль заканчивался словами ведущих, которые были понятны всем сидящим в зале, всем, заранее жалеющим о том, что чудо ТЕАТРА сейчас закончится:
---------------------------------------------------------------------------------------------
1.Прошло более ста лет, но до сих пор не сходят со сцены спектакли по пьесам Александра Николаевича Островского.
- Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Волки и овцы. Правда хорошо, а счастье лучше. Доходное место. Горячее сердце.
- Фильмы, снятые по его пьесам, до сих пор любимы зрителями: Гроза.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
*см.приложение 3
- Женитьба Бальзаминова. Снегурочка. Таланты и поклонники. Бесприданница. Жестокий романс.
- Песни, романсы, звучащие в экранизации произведений Островского давно стали популярными, любимыми.
2.Вечные проблемы пьес драматурга волнуют современного зрителя.
1.Вновь и вновь звучат голоса его героев, заставляя задуматься над вечными вопросами: Что нужно человеку для счастья?
2. Что важнее: любовь или богатство?
1. Есть ли настоящая любовь?..
Да простится мне лиризм…, но то, что после финальной мелодии никто не хотел уходить из зала, наверное, и есть тот метафорический ОБРАЗ ЦЕЛИ, к которому стремятся каждый учитель и каждый ученик.
«Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество» (В.Г.Маранцман, Программа общеобразовательных учреждений).
***
На эмблеме МАОУ лицея № 82 изображён интеграл (integer лат.- целый). Вот как написал в исследовательской работе одиннадцатиклассник: « Не надо интегрировать Вселенную в поисках счастья. Важно помнить, что символ интеграла образовался из буквы S — сокращения латинского слова summa (сумма). Слагаемые формулы счастья надо поверять сердцем». Слагаемые формулы учителя:
содружество
знания
творчество
+ +
Литература
- Крупник Е. П. : Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства Вопросы психологии,1989 №4, с.102
- Ревягин Л.Н. Синергетика как основа интеграции учебных дисциплин, гуманитаризации образования. Томск, ТГУ, 1997
- Программа общеобразовательных учреждений по литературе. Под редакцией В.Г.Маранцмана. М, «Просвещение», 2004
- Формирование критического мышления обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей вуза, учителей общеобразовательных школ,Н.Н.,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint
Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...
Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала
Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...
"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.
В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-295074-1379655059.jpg)
контрольная работа по литературе по творчеству А.Н. Островского для 10 кл
Тестовая работа по литературе по творчеству А.Н. Островского 10 кл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/23/picture-819660-1474621167.jpg)
Специфика школьного анализа драматического произведения. Изучение творчества А. Н. Островского в 10 классе
Изучение восприятия учащимися содержания пьесы при самостоятельном чтении на первом этапе их знакомства с этим родом литературы показывает почти полное отсутствие умения читать и понимать драматически...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1201157-1578984155.jpg)
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...