Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского
статья по литературе (10 класс) на тему

Ирина Александровна Кожина
Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника


при изучении творчества А.Н.Островского


                                                             

         Цель литературного образования, по мнению авторов программы под редакцией В.Г.Маранцмана, «не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми». Поэтому в современной образовательной ситуации в практике преподавания  гуманитарных предметов особенно актуальными  становятся интеграционные технологии,  способствующие формированию ученика как личности.

Система уроков по изучению творчества А.Н.Островского в параллели десятых классов строится прежде всего на развитии познавательной активности ученика, его интереса к предмету как способу познания мира и себя.

Цель работы: углубление  представления учащихся об искусстве как о способе целостного познания мира разными средствами.

Реализация целей осуществляется посредством использования интеграционных технологий в рамках классно - урочной и внеклассной работы, культурологического анализа текста.

  1. Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

        Задача интегрирования - дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.

        Литература - универсальный учебный предмет, способный осуществлять задачу формирования целостной картины мира ребенка. Ученик познаёт мир через текст. При изучении биографических сведений об А.Н.Островском в 10 классе было проведёно исследование, связанное с восприятием содержания литературоведческого текста. Знания каких предметных областей помогут максимально полно воспринять содержание текста и затем транслировать его?

        В составленных десятиклассниками моделях  интеграции представлены учебные предметы, знания которых оказались востребованными для понимания художественного текста.

        В ходе обсуждения моделей предлагалось включить ещё  психологию как науку, риторику.

Прогнозируемые результаты подобного рода интеграции:

>знания становятся системными;

>умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;

>усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

>более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

  1. Культурологический подход как аспект учебного процесса.

«Модель 'человека образованного' для нашего времени оказалась отжившей. На смену ей должна прийти другая модель - 'человека культуры'».* Именно этому способствует культурологический подход к изучению гуманитарных предметов.

На мой взгляд, владение навыком культурологического анализа для учителя- словесника необходимо.

Проанализировав материал статьи проф. Е. П Крупника  «Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства», опубликованной в журнале «Вопросы психологии» в 1989 №4*, характеристику фаз представлю реферативно в таблице, в основу построения которой легли теоретические представления о пространственно-временном последовательном развертывании коммуникативного акта в ходе информационного воздействия на учащегося.**

  1. Примеры интегративного культурологического комментария с использованием ИКТ.
  1. В ходе знакомства с биографией А.Н.Островского составление культурологического словаря, включающего имена актёров, круг общения,  названия пьес драматурга (особо – роль пословиц в названии), журналов,

*Крупник Е. П. : Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства  Вопросы психологии,1989 №4, с.10

**см. приложение 1                                     

иллюстраторов произведений, топонимический аспект, семантику имен. Работа ведётся  дифференцированно по группам. Материал может быть представлен как в мультимедийном варианте, так и в рукописном виде.

  1. Интерес к изучению пьес А.Н.Островского, особенно в классе с углублённым изучением экономики, вызывает работа с экономическими терминами и их интерпретацией в контексте исторического времени. В данном случае мотивация предкоммуникативной  фазы «экономика – литература» оказывается неожиданной для десятиклассников и, порождая удивление, ведёт к желанию прочитать произведения. А сравнительно - сопоставительный анализ ведёт к развитию аналитического мышления. Но главное, о чём на первой ступени ученики не догадываются, рационально подходя к анализу терминологии, что из плоскости собственно экономической они непременно перейдут к нравственному аспекту. И это произойдёт неожиданно, как неожиданно приходит понимание того, что для А.Н.Островского важнее область человеческих отношений. Посткоммуникативная фаза: краткий письменный ответ на вопрос «Чем интересен Островский сегодня?».

        Вот лишь несколько ответов:

«Знакомясь с миром купцов и чиновников у А.Н.Островского («Свои люди – сочтёмся», «Доходное место»), невольно начинаешь задумываться над тем, а читали ли современные купцы (дельцы? бизнесмены?) и чиновники пьесы драматурга".

«Островский интересен мне тем, что очень ненавязчиво даёт ответ на вопрос «В чём счастье человека?».

Мне было интересно анализировать законы торговли, показанные в пьесе «Свои люди – сочтёмся».

…Конечно, интересны коммерческие отношения Большова и Подхалюзина, принципы, на которых они строятся. Но главное у Островского – подтекст. К сожалению, актуально звучит в пьесе фраза «миром правят люди без совести».

 3. Урок – стилизация, построенный по принципам технологии развития критического мышления*.

        Первая пьеса, с которой начинается знакомство с творчеством А.Н.Островского в 10 классе, - «Свои люди – сочтёмся». Как правило, на первом уроке всегда есть ученики, ещё не прочитавшие, не дочитавшие произведение. Моделируется обстановка в доме М.П.Погодина 3 декабря 1849 года. Учитель читает рассказ Георгия Степанова «Чтение «Банкрота» (из книги «День из жизни писателя», М, «Сов. Россия», 1987). Ученики составляют в тетради культурологический комментарий (словарь) к рассказу, выписывают в столбики (известное/новое/?) ключевые слова (в основном имена гостей в доме Погодина, а

также афористичные высказывания в адрес Островского и его пьесы). После

чтения записи обязательно зачитываются, корректируются сначала в парах, затем совместно. Портреты и табличные данные проецируются на экран.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

*Формирование критического мышления обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей вуза, учителей общеобразовательных школ,Н.Н.,2004 

известное

новое

О пьесе «Банкрот»

М.П.Погодин

Гоголь

Шевырёв

Евдокия Ростопчина

Мей

Пров Садовский

  1. В «фазе осмысления содержания» работа проводится в нескольких направлениях:
  1. К именам составляется комментарий. (Во всех классах особую радость вызывает узнавание имени Евдокии Ростопчиной, так как накануне разыгрывали отрывок из её пьесы «Возврат Чацкого в Москву» при изучении темы «Споры западников и славянофилов»). Учитель – в роли консультанта.
  2. Работа с портретными деталями. Составление психологических портретов гостей в доме Погодина. (Словесное рисование).
  3. Определение позиции каждого героя, высказавшегося о прочитанной Островским пьесе. «Дорисовывание» портрета с учётом речевой характеристики  героя.
  1. Переход к фазе рефлексии осуществляется в соответствии с её функциями. Функции рефлексии:

1) коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

2) информационная (приобретения нового знания);

3) мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);

4) оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).*

Домашнее задание: прочитать пьесу «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот») и  продолжить фразу: «Если б я оказался в тот вечер в доме Погодина…».

        Таким образом, учащиеся «вписывают» пьесу в контекст времени.

4. В ходе изучения произведений А.Н.Островского         (и позднее, обращаясь к примерам из его биографии, творчества; например, повесть Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» - драма А.Н.Островского «Гроза») выстраивание интегративных культурологических парадигм (моделей, кластеров) *

Итак, обращаясь к традиционному «приёму припоминания», ученики закрепляют ранее полученные знания, учатся целостному восприятию мира как текста.

        Интегративный культурологический комментарий текста как один из способов формирования общекультурной компетентности учащихся способствует воспитанию «человека культуры».  

  1. Применение мультимедийных технологий  при изучении творчества А.Н.Островского осуществляется на всех типах уроков**:

  *см.приложение 2

**см. приложение 3

  1. Вступительные и обзорные уроки.
  2. Уроки обучения анализу текста.
  3. Заключительные (обобщающие) уроки. Урок - конкурс по творчеству А.Н.Островского с использованием метода проектов*.

В конкурсе соревнуются 3 команды. При подготовке к  урокам команды получают задания поискового характера;  материал, содержащий ответы на вопросы, который можно найти как в книгах (список литературы дан заранее), так и по ссылкам в Интернете. Цель: обучение  работе со справочной литературой в

электронном формате (например, обращение к электронным библиотекам, поиск книг в одной и нескольких библиотеках http://www.ebdb.ru), что экономит время на поиск информации (электронные словари снабжены поисковой системой со строкой поиска), а также формирует лингвистическую и культурологическую эрудицию учащихся. Цели использования ИКТ на уроке – конкурсе:

  1. структурно-организационная
  2. иллюстративная

Ход конкурса:

  1. Визитная карточка команды
  2. Разминка «От серьёзного до смешного один шаг».
  3. Конкурс вопрос – ответ «Ты мне - я тебе».
  4. Конкурс афиш к отрывкам, подготовленным командой для инсценировки.
  5. Театральный.
  6. Музыкальный.
  7. Фольклорный.

        Участие в уроке – конкурсе  даёт возможность каждому ученику проявить свои способности.

  1. Внеклассное мероприятие. Проект: ФЕСТИВАЛЬ «Колумб Замоскворечья.

Играем Островского». *

Количество участников проекта– 57 человек. Творческие группы:

*по подготовке мультимедийной презентации «Содружество искусств»;

* «театральные группы»: режиссёры, актёры, художники-декораторы, костюмеры.

По итогам ПРОЕКТА «Колумб Замоскворечья» родителями десятиклассников, которые были как гостями, так и участниками, смонтирован фильм.

ПРОЕКТ, главным элементом которого была театрализация, вызвал живой отклик десятиклассников. Театральный фестиваль заканчивался словами ведущих, которые были понятны всем сидящим в зале, всем, заранее жалеющим о том, что чудо ТЕАТРА сейчас закончится:

---------------------------------------------------------------------------------------------

1.Прошло более ста лет, но до сих пор не сходят со сцены спектакли по пьесам Александра Николаевича Островского.

  1. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Волки и овцы. Правда хорошо, а счастье лучше. Доходное место. Горячее сердце.
  2. Фильмы, снятые по его пьесам, до сих пор любимы зрителями: Гроза.  

--------------------------------------------------------------------------------------------------

*см.приложение 3

  1. Женитьба Бальзаминова. Снегурочка. Таланты и поклонники. Бесприданница. Жестокий романс.
  2. Песни, романсы, звучащие в экранизации произведений Островского давно стали популярными, любимыми.

2.Вечные проблемы пьес драматурга волнуют современного зрителя.

1.Вновь и вновь звучат  голоса его героев, заставляя задуматься над вечными вопросами: Что нужно человеку для счастья?

2. Что важнее: любовь или богатство?

1. Есть ли настоящая любовь?..


Да простится мне лиризм…, но то, что после финальной мелодии  никто не хотел уходить из зала, наверное, и есть  тот метафорический ОБРАЗ ЦЕЛИ, к которому стремятся каждый учитель и каждый ученик.

        «Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество» (В.Г.Маранцман, Программа общеобразовательных учреждений).

***

        На эмблеме МАОУ лицея № 82 изображён интеграл (integer  лат.- целый). Вот как написал в исследовательской работе одиннадцатиклассник: « Не надо интегрировать Вселенную в поисках счастья. Важно помнить, что символ интеграла образовался из буквы S — сокращения латинского слова summa (сумма). Слагаемые формулы счастья надо поверять сердцем».  Слагаемые формулы учителя:         

содружество

знания

творчество

                 +        +

Литература

  1. Крупник Е. П. : Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства  Вопросы психологии,1989 №4, с.102
  2. Ревягин Л.Н. Синергетика как основа интеграции учебных дисциплин, гуманитаризации образования. Томск,  ТГУ, 1997
  3. Программа общеобразовательных учреждений по литературе. Под редакцией В.Г.Маранцмана. М, «Просвещение», 2004
  4. Формирование критического мышления обучающихся. Методические рекомендации для преподавателей вуза, учителей общеобразовательных школ,Н.Н.,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint

Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье  "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...

Применение интеграционных технологий в работе над культурологическим комментарием при изучении историко-литературного материала

Статья учителя русскогя языка и литературы, опубликованная в сборнике материалов Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин"(2011)...

"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.

В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....

контрольная работа по литературе по творчеству А.Н. Островского для 10 кл

Тестовая работа по литературе по творчеству А.Н. Островского 10 кл...

Специфика школьного анализа драматического произведения. Изучение творчества А. Н. Островского в 10 классе

Изучение восприятия учащимися содержания пьесы при самостоятельном чтении на первом этапе их знакомства с этим родом литературы показывает почти полное отсутствие умения читать и понимать драматически...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...