Урок литературы по теме "Современная поэзия".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Харисова Галина Михайловна

Методическая разработка урока литературы по теме "Современная поэзия" , цель которой познакомить учащихся 11 класса  с основными направлениями, школами новейшей русской поэзии, помочь разобраться в особенностях поэтических текстов современных поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noveyshaya_russkaya_literatura.doc61.5 КБ
Файл urok_po_sovremennoy_poezii.ppsx1017.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.         Современная  поэзия.

Эпиграф. Горька судьба поэтов всех племен.

 Тяжелее всех судьба казнит Россию.

                              В.К.Кюхельбеккер.

Цели урока:

1.Обучающая. Познакомить учащихся с основными направлениями новейшей русской поэзии; помочь учащимся разобраться в особенностях поэтических текстов современных поэтов.

2.Развивающая. Формировать умения и навыки выразительного чтения и анализа лирического стихотворения.

3.Воспитывающая. Пробудить интерес к творчеству современных поэтов; воспитывать глубокое уважение к культуре своей страны.

Тип урока: Урок-объяснение нового материала.

Форма урока. Презентация.

Оборудование. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Методические приёмы. Лекция учителя, чтение и анализ стихотворений, практическая   работа.

                                                               Ход урока

План лекции.

  1. Основные литературные течения XVIII-XX веков.
  2. Литературные течения новейшей русской поэзии. Поэты и их произведения.
  3. Ведущие темы и проблемы, выдвинутые поэтами данного периода.
  4. Особенности языка новейшей русской поэзии.

Лекция учителя.

Задание для учащихся: законспектировать лекцию.

Слайд .  Тема. Эпиграф.

Ребята сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными направлениями новейшей русской поэзии. Посмотрите на план нашей лекции и скажите, что вы знаете по этой теме. (Сделать записи в тетрадь.)

Ученик. Основные литературные течения XVIII-XX веков – это классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

Слайд. Основные направления новейшей русской поэзии.

Новейшая русская поэзия – это поэзия, которая существовала в 1970 – 1980 годах, а 1990-е годы оказались временем выхода из литературного «подполья». Литературные критики выделяют 4 основных направления – ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое.

Слайд.  Словарная работа.

Для знакомства с новейшей поэзией мы с вами должны повторить значение следующих слов.

Слайд. Ироническое направление. (При помощи гиперссылки можно познакомиться с  биографией поэтов - иронистов.)

Лекция учителя. Представители иронического направления – это Н.Искренко, Е.Бунимович, И.Иртеньев, В.Коркия, А.Еременко.

Характерная черта этого направления – четкая гражданская позиция и ирония, точно адресованная советскому обывателю. Иронизм называют «поэзией потерянного» поколения, которые обратили на своё прошлое иронический пафос.

Ученик читает стихотворение Нины Искренко «Зевая мы проветриваем дом».

Импульсом для создания этого стихотворения Н. Искренко стала драма её поколения, «прозевавшего» свою жизнь. Используя тонкую игру слов – «зевая мы» - «прозёвываем» - «прозябаем» - «обзеваем» - «я зеваю» - поэт воспроизводит состояние духовной спячки, «дремы», «духовного застоя», выявляя пороки своего поколения. «Прозевавшие» у Н.Искренко – это поколение промолчавших, отказавшихся от правды.

Для создания своих стихов поэты-иронисты очень часто используют «чужие слова»  и идеологические клише.

Чтение стихотворения Игоря Иртеньева «Выхожу один я на дорогу».

Идеологическое клише Евгения Бунимовича: «Минздрав СССР предупреждает».

Слайд. Концептуальное направление.

Портреты поэтов этого направления. (При помощи гиперссылки можно познакомиться с их краткой биографией.)

Лекция учителя.

Концептуальная поэзия это – широкое направление в новейшей русской поэзии. Её представители – это Д.Пригов, Т.Кибиров, В.Некрасов, Л.Рубинштейн. Концептуализм работает с концептами. Они создают свои стихи путём вторичного использования «общих мест» печати, широкоупотребительных фразеологизмов, пословиц, поговорок, строк популярных песен, которые превратились в расхожие цитаты. Одна из знаменитых фигур – это поэт Лев Рубинштейн, создавший собственный жанр – жанр картотеки. Стихотворения-картотека – это перекличка сотен анонимных и в то же самое время легко опознаваемых «высказываний» о жизни.

Чтение стихотворения «Всюду жизнь» и «Крылатые слова». В чём особенность стихотворения «Крылатые слова»? Это центон, произведение составленное из фрагментов других, «чужих», произведений.

Слайд. Неоавангардное.

Портреты поэтов-неоавангардистов.( При помощи гиперссылки можно познакомиться с их биографией.)

Лекция учителя.

Неоавангардное направление по другому называют «поэзией имиджа». К «поэзии имиджа» относят творческую деятельность «митьков». Основные представители – это В.Шинкарёв, Д.Шагин.

Обогащение культуры митьковским имиджем началась в 1985году, когда 13 художников осознали и назвали себя «митьками», «по имени основателя и классического образца Дмитрия Шагина». Главными атрибутами «митьковства» являются: тельняшки, ватники, борода, любовь к обжорству, весьма скромный лексический запас.

Наиболее употребительные слова и выражения. «Дык», «Ёлки-палки» (разговорная лексика фразеологизмы).

Чтение стихотворения  Д.Шагина «Бедный Икарушка» и просмотр рисунков Митьков.

Шинкарёв утверждает, что «движение митьков» развивает и углубляет тип «симпатичного шалопая», а это «может быть, самый наш обаятельный национальный тип».

Слайд. Неоклассическая поэзия.

Портреты поэтов, представителей этого направления.( При помощи гиперссылки можно познакомиться с их биографией.)

Лекция учителя.

Неоклассическая поэзия – это интеллектуальная поэзия, «тёмная» и «трудная». По мнению критика Михаила Эпштейна: «… это не отрицание реализма, а… усложнение самого понятия реальности». Представители этого направления – это О.Седакова, И.Жданов, В.Кривулин, Е.Шварц.

Виктор Кривулин – профессиональный знаток серебряного века, культура которого стала главным объектом его творчества и мерилом подлинной жизни – в своём стихотворении «Объект эксперимента» волшебному, красочному времени Сезанна противопоставляется пустота современного токсикомана, жертвы эксперимента.

Чтение стихотворения «Объект эксперимента».Обратите внимание на знаки препинания и прописные буквы – они отсутствуют почти во всём тексте, создавая ощущение наркотического бреда и появляются лишь в одной строке.

В своих стихах он бежит от мёртвой реальности в живую, духовную сферу искусства.

Беседа по вопросам.

 1.  Ребята, какую новую информацию вы сегодня получили на уроке? (Учащиеся читают записи, сделанные в тетрадях.) Ответы учащихся подкрепляются открытием слайда «Особенности поэзии».

2. Почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова В.К.Кюхельбеккера?

 

Вывод. Итак, назначение поэзии - помогать человеку становиться человеком. И чтобы выполнить этот высокий долг, сам поэт должен идти по пути героического служения, подчиняться только своему вдохновению, а не земным властям, не корысти, страху или зависти. Им должно двигать только стремление сказать правду. Свободно избрав свой путь, поэт следует по нему, несмотря на непонимание окружающих.

Практическая работа. Тест.

Часть А.Выпишите правильный ответ.

А1.Какая тема является ведущей в современной поэзии?

 а) человек и общество;

 б) гармония в природе и душе человека;

 в) любовь к родной земле;

А2.Что происходит в поэзии с лирическим героем?

 а) чувствует  себя счастливым;

 б) страдает от одиночества;

 в) имеет чёткую гражданскую позицию;

А3.О чём стихотворение Н.Искренко «Прозевавшиеся»?

 а) О любви к родине;

 б) О необходимости воспитывать в человеке чувство прекрасного;

 в) О поколении промолчавших, отказавшихся от правды;

А4.Чьи именно “чужие слова” использует в своём творчестве Игорь Иртеньев?

 а) Тютчева, Фета, Лермонтова;

 б) Лермонтова, Пушкина, Некрасова;

 в) Лермонтова, Есенина, Пастернака;

А5.Какая проблема обсуждается в стихотворении-картотеке Льва Рубинштейна «Всюду жизнь»?

  а) Для чего жизнь даётся человеку;

  б) Для чего деньги даются человеку;

  в) Для чего любовь даётся человеку;

А6. Какова тема в стихотворении В.Кривулина «Объект эксперимента»?

  а) Тема родины;

  б) Тема наркомании;

  в) Тема природы;

Част В. Напишите краткий ответ на вопрос.

В1.Определите фигуры речи:

  1)  Жизнь даётся человеку неспроста…

    Жизнь даётся человеку на всю жизнь…

        

  2)…Чтобы душа в пыли не задохнулась

  Чтобы у неё причёска не помялась.(Н.Искренко)

3)Ну что же душа? Что ты спишь, как сурок?

Пора исполнять вдохновенья урок.(О.Седакова)

В2. Назовите тропы.

        

1)Выхожу один я на дорогу

В старомодном ветхом шушуне,…(И.Иртеньев)

2)Минздрав СССР предупреждает:

Всё миновал, молодость прошла.(Е.Бунимович)

        

   3) И мысль колеблется как девочка на шаре

  Пока зевая мы и говорим

  Прости        (Нина Искренко)

Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий.

С1. Что я думаю о новейшей русской поэзии?

С2. В чём сходство и различие эстетических позиций поэта-ирониста и поэта-концептуалиста?

С3. Расставьте все необходимые пунктуационные знаки в стихотворении В.Кривулина «Объект эксперимента».

Ответы:

А1.а,А2.в,А3.в,А4.в,А5.а,А6.б;

В1.

    1-синтаксический параллелизм;

    2-анафора;

    3-риторический вопрос;

В2.

    1-эпитет;

    2-метафора;

    3-сравнение;

Список использованной литературы: 

  1. Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя. М.,   2001.
  2. Русская литература. 11 класс. Ч. 2. Под редакцией  М.Г.Ахметзянова. Казань, 2010.
  3. Семенов А.И., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях. М., 2001.
  4. Шром. Н.И. Новейшая русская литература: 1987-1999. Рига, 2000.

Приложение

Роняет лес все то, что он роняет...
Старик, держась за головной убор,
билеты никому распространяет...

Блестит прямой купеческий пробор
аллеи... Состоявшийся тираж
в любом билете, годном до тех пор,

покуда Богу душу не отдашь,
покуда шепчет, щурясь и наглея,
трефной старик, сжимая локоть ваш:

Россия. Лето. Лотерея.

                                                    Е.Бунимович.

рожденный ползать зачем летает?
рожденный ползать летать не может!
рожденный ползать летать не должен
зачем летает?

Рожденный ползать не может ползать
рожденный ползать не хочет ползать
не может больше не хочет больше
вот и летает!

                                                       В.Друк

Мелкий дождь идет на нет,
окна смотрят сонно.
Вот и выключили свет
в красной ветке клена.
И внутри ее темно
и, наверно, сыро,
и глядит она в окно,
словно в полость мира.
И глядит она туда,
век не поднимая, –
в отблеск Страшного суда,
в отголосок рая.
В доме шумно и тепло,
жизнь течет простая.
Но трещит по швам стекло,
в ночь перерастая.
Это музыка в бреду
растеряла звуки.
Но кому нести беду,
простирая руки?
И кому искать ответ
и шептать при громе?
Вот и все. Погашен свет.
Стало тихо в доме

                            И.Жданов

Несчастен,
кто беседует с гостем и думает о завтрашнем деле;
несчастен,
кто делает дело и думает, что он его делает,
а не воздух и луч им водят,
как кисточкой, бабочкой, пчелой;
кто берет аккорд и думает,
каким будет второй, –
несчастен боязливый и скупой.

И еще несчастней,
кто не прощает:
он, безумный, не знает,
как аист ручной из кустов выступает,
как шар золотой
сам собой взлетает
в милое небо над милой землей.

                                  О.Седакова

ВОРОБЕЙ

            1.

Тот, кто бился с Иаковом,
станет биться со мной?
Все равно. Я Тебя вызываю
на честный бой.
Я одна. Ты один.
Пролетела мышь, проскрипела мышь.
Гулко дышит ночь. Мы с Тобой,
как русские и Тохтамыш,
по обоим берегам неба.

2.

В боевом порядке легкая кость,
армия тела к бою готова.
Вооруженный зовет Тебя воробей.
Хочешь – первым бей
в живое, горячее, крепче металла,
ведь надо – чтоб куда ударить было,
чтобы жизнь Тебе противостала,
чтоб рука руку схватила.
И отвечу Тебе – клювом, писком ли, чем я,
хоть и мал, хоть и сер.
Человек человеку – так, приключенье.
Боже Сил, для Тебя человек – силомер.

                                                               Е.Шварц

  1. Зевая мы проветриваем дом

Чтобы душа в пыли не задохнулась

Чтоб у неё причёска не помялась

Не рухнул быт налаженный с трудом

Зевая мы идём на компромисс

Чтобы если что сказать что дескать прозевали

Что дескать прозябали в безответственной неволе

В плену у некоторых напряжённых мышц

Чтоб мысль неизречённую спасти

от ложной объективности и хвори

Мы открываем варежку пошире

И раздвигаем локти словно на кресте

И мысль колеблется как девочка на шаре

Пока зевая мы и говорим

Прости

И верим что мы будем прощены

когда организованно зевая

Предстанем пред судом Верховного Трамвая

Повиснув слипнувшись и что-то прищемив

Ты лишь начнёшь я сразу подхвачу

И передам другим как эстафету

Мы обзеваем хором всю планету

придремывая друг  у друга на плече

Кто там? Ко мне?

Нет только не сейчас

Я занята Простите Я зеваю.

                               Н.Искренко

     Объект эксперимента

Ну что, объект эксперимента

Морская свинка обезьянка –

Пора любительниц абсента

Затягивается как ранка

Слоями ткани синеватой

Зелёно-голубой прозрачной

Упразднена пивная снятый

Столы развеян дым табачный

Становится бедней и чище

Во чреве русского парижа

Увы, уже не кайфа ищешь

А так, чего-нибудь пожиже

Хотя бы запаха бензина

хотя бы капли клей-момента

Чтобы волшебная картина

(Сезанн. «Любители абсента»)

Сквозь химикаты реставраций

Пройдя – предстала бы стеною

Где пустота где мглы роятся

На месте красочного слоя.                                    

                                       В.Кривулин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф. Горька судьба поэтов всех племен. Тяжелее всех судьба казнит Россию. В.К.Кюхельбеккер. Новейшая русская поэзия Урок по современной русской литературе Харисова Галина Михайловна - учительница I категории, Сатышевской средней общеобразовательной школы

Слайд 2

Основные направления новейшей русской поэзии Ироническое Концептуальное Неоавангардное Неоклассическое

Слайд 3

Концепты – готовая установленная форма Клише – шаблонная фраза,речевой штамп Нео – новый Авангард – передовой Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами Центон – произведение, составленное из фрагментов других, «чужих», произведений Словарная работа

Слайд 4

Ироническое Нина Искренко Виктор Коркия Евгений Бунимович А. Еременко Игорь Иртеньев

Слайд 5

«Зевая мы проветриваем дом…» Нина Искренко Зевая мы проветриваем дом Чтобы душа в пыли не задохнулась Чтоб у неё причёска не помялась Не рухнул быт налаженный с трудом Зевая мы идём на компромисс Чтобы если что сказать что дескать прозевали Что дескать прозябали в безответственной неволе В плену у некоторых напряжённых мышц Чтоб мысль неизречённую спасти от ложной объективности и хвори Мы открываем варежку пошире И раздвигаем локти словно на кресте И мысль колеблется как девочка на шаре Пока зевая мы и говорим Прости И верим что мы будем прощены когда организованно зевая Предстанем пред судом Верховного Трамвая Повиснув слипнувшись и что-то прищемив Ты лишь начнёшь я сразу подхвачу И передам другим как эстафету Мы обзеваем хором всю планету придремывая друг у друга на плече Кто там? Ко мне? Нет только не сейчас Я занята Простите Я зеваю.

Слайд 6

«Выхожу один я на дорогу» Игорь Иртеньев Выхожу один я на дорогу В старомодном ветхом шушуне, Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, Впрочем, речь пойдёт не обо мне… Кончался век, двадцатый век, Мело, мело во все пределы, Что характерно, падал снег, Причём, что интересно, белый… Идеологическое клише : Минздрав СССР предупреждает : Все миновалось, молодость прошла…(Е.Бунимович)

Слайд 7

Концептуальное Д.Пригов Т.Кибиров В.Некрасов Л.Рубинштейн

Слайд 8

«Всюду жизнь» Лев Рубинштейн 1. Так. Начали… 5. Хорошо. Дальше… 23. Замечательно! 25. Прекрасно! 41. Стоп! 104. Стоп! Сначала… 22. Жизнь даётся человеку, чтобы жить, Чтобы мыслить, и страдать и побеждать… 24. Жизнь даётся человеку – вот он и Жить торопится, и чувствовать спешит 6. Жизнь даётся человеку неспроста… 20. Жизнь даётся человеку на всю жизнь…

Слайд 9

«Крылатые слова» Вагрич Бахчанян «Чапаев: - А Васька слушает да ест! Наполеон: - В Москву, в Москву, в Москву! Всадник без головы: - Горе от ума. Сизиф: - Кто не работает, тот не ест. Крупская: - С милым рай в шалаше. Павлик Морозов: - Чти отца своего… Эдип: - И матерь свою. Митрофан: - Я знаю только то, что ничего не знаю. Иуда: - Язык родных осин.»

Слайд 10

Неоавангардное В.Шинкарёв Д.Шагин

Слайд 11

Рисунки Митьков Митьки уже потому победят, что они никого не хотят победить! А у Икарушки бедного Только голые ножки торчат Из холодной зеленой воды… Д.Шагин, поэма «Бедный Икарушка»

Слайд 12

Неоклассическое О.Седакова И.Жданов В.Кривулин Е.Шварц

Слайд 13

Стихотворение “ Объект эксперимента ” Ну что, объект эксперимента Морская свинка обезьянка – Пора любительниц абсента Затягивается как ранка Слоями ткани синеватой Зелёно-голубой прозрачной Упразднена пивная снятый Столы развеян дым табачный Становится бедней и чище Во чреве русского парижа Увы, уже не кайфа ищешь А так, чего-нибудь пожиже Хотя бы запаха бензина хотя бы капли клей-момента Чтобы волшебная картина (Сезанн. «Любители абсента») Сквозь химикаты реставраций Пройдя – предстала бы стеною Где пустота где мглы роятся На месте красочного слоя. В.Кривулин

Слайд 14

Особенности поэзии 1) Используют тонкую игру слов (паронимические созвучия) 2) Использование “ чужого слова ” . 3) Идеологическое клише. 4) Использование реплик СМИ. 5) Использование пословиц, поговорок, фразеологизмов. 6) Отсутствие знаков препинания.

Слайд 15

Проверочная работа по теме урока Тесты

Слайд 16

Часть А. Выпишите правильный ответ. А1. Какая тема является ведущей в современной поэзии? а) человек и общество; б) гармония в природе и душе человека; в) любовь к родной земле; А2. Что происходит в поэзии с лирическим героем? а) чувствует себя счастливым; б) страдает от одиночества; в) имеет чёткую гражданскую позицию; А3. О чём стихотворение Н.Искренко «Прозевавшиеся»? а) О любви к родине; б) О необходимости воспитывать в человеке чувство прекрасного; в) О поколении промолчавших, отказавшихся от правды; А4. Чьи именно “чужие слова” использует в своём творчестве Игорь Иртеньев? а) Тютчева, Фета, Лермонтова; б) Лермонтова, Пушкина, Некрасова; в) Лермонтова, Есенина, Пастернака; А5. Какая проблема обсуждается в стихотворении-картотеке Льва Рубинштейна «Всюду жизнь»? а) Для чего жизнь даётся человеку; б) Для чего деньги даются человеку; в) Для чего любовь даётся человеку; А6. Какова тема в стихотворении В.Кривулина «Объект эксперимента»? а) Тема родины; б) Тема наркомании; в) Тема природы;

Слайд 17

Част В. Напишите краткий ответ на вопрос. В1. Определите фигуры речи: 1) Жизнь даётся человеку неспроста… Жизнь даётся человеку на всю жизнь… 2)…Чтобы душа в пыли не задохнулась Чтобы у неё причёска не помялась.(Н.Искренко) 3) Ну что же душа? Что ты спишь, как сурок? Пора исполнять вдохновенья урок.(О.Седакова) В2. Назовите тропы. 1)Выхожу один я на дорогу В старомодном ветхом шушуне,…(И.Иртеньев) 2)Минздрав СССР предупреждает: Всё миновал, молодость прошла.(Е.Бунимович) 3) И мысль колеблется как девочка на шаре Пока зевая мы и говорим Прости (Нина Искренко)

Слайд 18

Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий. С1. Что я думаю о новейшей русской поэзии? С2 . В чём сходство и различие эстетических позиций поэта-ирониста и поэта-концептуалиста? С3 . Расставьте все необходимые пунктуационные знаки в стихотворении В.Кривулина «Объект эксперимента».

Слайд 19

Ответы: А1.а, А2.в, А3.в, А4.в, А5.а, А6.б; В1. 1-синтаксический параллелизм; 2-анафора; 3-риторический вопрос; В2. 1-эпитет; 2-метафора; 3-сравнение; Завершить

Слайд 20

Поэт. Родилась в 1951 году в городе Петровск Саратовской области. Окончила физический факультет МГУ, работала переводчиком научно-технической литературы. В конце 1980-х входила в состав Клуба "Поэзия" – полуофициального объединения литераторов поколения 30-40-летних. Выпустила три книги стихов (все – 1991). Переводила современную американскую поэзию. Умерла от рака в 1995 г., перед этим составив собрание своих сочинений в 27 частях. Эти части начиная с 1996 г. выходят отдельными сборниками (к 2006 году изданы выпуски 15-27). Нина Искренко

Слайд 21

Поэт, драматург. Родился в 1948 г. Закончил Московский авиационный институт. В 1976-90 гг. литсотрудник отдела поэзии журнала "Юность". В конце 1980-х один из основателей Клуба "Поэзия", в 1989 г. президент Союза гуманитариев СССР. Пьесы Коркии с 1988 г. (постановка "паратрагедии" Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили" в Студенческом театре МГУ) идут во многих театрах в России и за рубежом. Автор книги стихов "Свободное время" (1988). Живет в Москве. Виктор Коркия

Слайд 22

Поэт. Родился в 1954 г. Окончил мехмат МГУ, преподаватель математики в школе, Заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников. С начала 90-х также в политике, член Политсовета партии "Яблоко", депутат Московской городской Думы с 1997 г., председатель комиссии по образованию, координатор МГД по вопросам культуры, искусства и образования. С 1970-х участвовал в работе сперва литературной студии МГУ, затем поэтической студии Кирилла Ковальджи; один из основателей (1986) московского Клуба "Поэзия". Участник международных поэтических фестивалей, автор идеи и председатель оргкомитета Биеннале поэтов в Москве(с 1999 г.), редактор-составитель антологии "Les poetes de la nouvelle vague en Russie" (Бельгия, 1994). Первая книга в 1990 г., стихи публиковались во Франции, Бельгии, Швеции, Израиле, Германии, США, Мексике и др. Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, кавалер французского ордена Академических пальмовых ветвей. Евгений Бунимович

Слайд 23

Поэт, драматург. Родился в 1948 г. Закончил Московский авиационный институт. В 1976-90 гг. литсотрудник отдела поэзии журнала "Юность". В конце 1980-х один из основателей Клуба "Поэзия", в 1989 г. президент Союза гуманитариев СССР. Пьесы Коркии с 1988 г. (постановка "паратрагедии" "Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили" в Студенческом театре МГУ) идут во многих театрах в России и за рубежом. Автор книги стихов "Свободное время" (1988). Живет в Москве. Виктор Коркия

Слайд 24

Поэт. Родился в 1950 г. в Алтайском крае. Работал литературным сотрудником в районной газете, каменщиком. В 1970-е гг. учился в Литературном институте, однако диплома не получил. С конца 1970-х активно участвует в неофициальной литературной жизни Москвы, эпизодически публикуется с начала 1980-х, первая книга в 1990 г. Изданы семь книг стихов, в т.ч. капитальные избранные сочинения "Горизонтальная страна" (1999) и "Opus Magnum" (2001); с начала 1990-х с новыми стихами не выступал. Живет в Москве. Александр Ерёменко

Слайд 25

Поэт. Родился в 1947 г. Окончил Ленинградский институт киноинженеров. С конца 70-х гг. публикуется как поэт-сатирик. В середине 80-х сближается с кругом неподцензурных авторов, участвует в создании Клуба "Поэзия". Автор 14 книг (с 1989 г.), главный редактор журнала иронической литературы "Магазин". Постоянный участник телевизионных программ "Итого" и "Бесплатный сыр", автор стихотворных фельетонов на злобу дня. Живет в Москве. Игорь Иртеньев

Слайд 26

Поэт, эссеист. Родился в 1947 г. Окончил филологический факультет Московского государственного пединститута, работал там же в библиотеке. С середины 1990-х гг. в журналистике, в 1996-2001 гг. обозреватель журнала "Итоги". В середине 70-х создал уникальную форму "стихи на карточках", тексты опубликованы четырьмя книгами. Выпустил также две книги эссеистики (с добавлением и стихотворных текстов). Лауреат Премия Андрея Белого 1999 г. в номинации "Критика и гуманитарные исследования", премии русской эмиграции "Liberty" (2003). Живет в Москве. Лев Рубинштейн

Слайд 27

Поэт, прозаик, художник, акционист. Родился в 1940 г. Окончил Строгановское высшее художественно-промышленное училище как скульптор. Участник множества выставок, опубликовал более десятка книг стихов, три книги прозы и эссеистики. Умер в 2007 г. Дмитрий Пригов

Слайд 28

Поэт. Родился в 1955 г. Окончил Московский областной педагогический институт. Работал научным сотрудником Института искусствознания. Публикуется с 1988 г., автор 13 книг стихов. Лауреат Пушкинской премии фонда А.Тепфера (1993), премии журналов "Знамя" (1994) и "Арион" (1996), "Анти-Букер" (1997), "Северная Пальмира" (1997). Живет в Москве. Тимур Кибиров

Слайд 29

Поэт. Родился в 1934 г. На рубеже 1950-60-х входит (вместе с Яном Сатуновским, Генрихом Сапгиром и др.) в состав "лианозовской школы" поэтов и художников. В советское время опубликовал немногочисленные "детские" стихотворения, печатался на Западе с начала 60-х, на родине с 1989 г. (шесть книг стихов). Один из основоположников современной русской визуальной поэзии. В последнее десятилетие много выступает с критико-публицистическими статьями. Живет в Москве. Всеволод Некрасов

Слайд 30

Прозаик, художник. Родился в Ленинграде в 1954 году. Окончил Ленинградский университет имени Жданова, курсы при Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной и Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Один из основателей группы "Митьки". Как художник с конца 1970-х гг. выставлялся в Москве, Рио-де-Жанейро, Вене, Париже, Антверпене, Кельне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. Автор популярных книг "Митьки", "Максим и Фёдор", "Папуас из Гондураса" и др. Живет в Санкт-Петербурге. Владимир Шинкарёв

Слайд 31

Родился в 1957 году в Ленинграде. В 1975 окончил Художественную школу при АХ СССР. В 1984 организовал группу, получившую название "Митьки".Своими учителями считаю мать, художницу Наталью Жилину, отца, художника Владимира Шагина, Александра Арефьева и Рихарда Васми. Выставляюсь с 1976 года на выставках ленинградских неофициальных художников: ТЭВ (Товарищество Экспериментальных Выставок), ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства). С 1988 года ряд зарубежных групповых выставок: Париж, Кельн, Антверпен. Лозанна, Вена, Сан-Диего (США), Нью-Йорк, Вашингтон, Рио-де-Жанейро. Работы приобретены многими частными коллекционерами зарубежных стран и Союза, Русским музеем, Музеем истории города (Ленинград), Новосибирским музеем и др. Женат. Воспитываю трех дочерей. Дмитрий Шагин

Слайд 32

Поэт, филолог, переводчик, прозаик. Родилась в 1949 г. в Москве. Окончила филологический факультет МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Преподает на философском факультете МГУ. Автор шести книг стихов и двухтомного собрания стихов и прозы; изданы также книги в переводах на английский, французский, немецкий, датский, иврит. Публиковала также поэтические переводы (в т.ч. из Рильке, Целана, Клоделя, Элиота), статьи и исследования о русской и европейской поэзии. Лауреат Премии Андрея Белого (1983), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), премии имени Владимира Соловьева "Христианские корни Европы" (Ватикан, 1998), премии Солженицына (2003) и др. Доктор теологии honoris causa Европейского гуманитарного университета в Минске. Живет в Москве. Ольга Седакова

Слайд 33

Поэт, филолог, переводчик, прозаик. Родилась в 1949 г. в Москве. Окончила филологический факультет МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Преподает на философском факультете МГУ. Автор шести книг стихов и двухтомного собрания стихов и прозы; изданы также книги в переводах на английский, французский, немецкий, датский, иврит. Публиковала также поэтические переводы (в т.ч. из Рильке, Целана, Клоделя, Элиота), статьи и исследования о русской и европейской поэзии. Лауреат Премии Андрея Белого (1983), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), премии имени Владимира Соловьева "Христианские корни Европы" (Ватикан, 1998), премии Солженицына (2003) и др. Доктор теологии honoris causa Европейского гуманитарного университета в Минске. Живет в Москве. Елена Шварц

Слайд 34

Поэт, прозаик, эссеист. Родился в 1944 г. в Ворошиловградской области. Жил в Санкт-Петербурге. Окончил филологический факультет Ленинградского университета. В 70-е гг. – один из крупнейших деятелей российского литературного и культурологического самиздата (журналы "37", "Северная почта" и др.). В начале 90-х гг. член редколлегии журнала "Вестник новой литературы". Первый лауреат Премии Андрея Белого в области поэзии (1978). В 90-е вел обширную литературную и общественную деятельность. Умер 17 марта 2001 г. Виктор Кривулин

Слайд 35

Поэт. Родился в 1948 г. в Алтайском крае, был девятым ребенком в семье. После окончания сельскохозяйственного техникума в Барнауле учился в МГУ, затем в Барнаульском пединституте. Первая книга ("Портрет") вышла в 1982 г. и подверглась разносу в советской печати. Лауреат Премии Андрея Белого 1988 г., первый лауреат Премии Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (за сборник стихов "Фоторобот запретного мира", 1997). Живет попеременно на Алтае, в Москве и в Крыму. И.Жданов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс

Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....

Интегрированный урок (литература и биология). Поэзия и времена года

В красоте родной природы все находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения Пушкина, используя з...

видеоурок для урока литературы,посвященного военной поэзии

http://www.youtube.com/watch?v=7ElhJoC8UzI&feature=youtu.beвидео к уроку литературы, связанному тематически с Великой Отечественной войной.представляет собой слайдшоу (плакаты и фотографии времени...

Творческие проекты на основе ИКТ на уроках литературы при изучении поэзии

Творческие проекты на основе ИКТ на уроках литературы при изучении поэзии...

Урок литературы и МХК "Поэзия совести и любви" (по творчеству Эдуарда Асадова)

Воспитание чувства патриотизма и нравственности на примере героической биографии Эдуарда Асадова....

Урок литературы по военной поэзии "Ты помнишь,Россия,как все это было..."

Урок можно проводить в любом классе основной щколы...