Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Ершова Светлана Александровна

Урок знакомит с историей возникновения Запорожской Сечи, помогает проследить широкий образ среды, воссозданный Н.В.Гоголем в повести, а также её значение в выработке характеров героев.                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx18.13 КБ
Файл zaporozhskaya_sech..pptx728.7 КБ

Предварительный просмотр:

                        План-конспект урока по литературе.

              Запорожская Сечь.

Остап и Андрий среди запорожцев.

       

Выполнила учитель русского языка и литературы                                                                                                                     1 квалификационной категории                                                                                          МБОУ «СОШ №2 г.Калининска» Ершова С.А.

                                                     2012г.

           Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев.

                                    «Вот то гнездо, откуда вылетают                                             все те грозные и крепкие, как львы…»

Н.В.Гоголь

Цель урока:                                                                                                                 познакомить с историей возникновения Запорожской Сечи, рассказать о нравах и обычаях запорожских казаков;                                                                 проследить широкий образ среды, воссозданный Н.В.Гоголем в повести, а также её значение в выработке характеров героев;                                                                      продолжить сравнительную характеристику Остапа и Андрия;                                                               прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

Методические приёмы:

Рассказ учителя, устное словесное рисование, беседа по вопросам, составление плана, самостоятельная работа с текстом, элементы анализа текста.

Оборудование урока:

доска, интерактивная доска.  

                                                Ход урока.

1.Организационный        момент.                                                                             2.Постановка        цели        урока. Запись        эпиграфа        (Слайд        1).                                                                 - Сегодня мы познакомимся с историей возникновения Запорожской Сечи, узнаем о нравах и обычаях запорожских казаков; постараемся понять, почему Н.В.Гоголь относился к Сечи восторженно, продолжим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

- Как вы думаете, почему  автор сравнивает Запорожскую Сечь с гнездом?

3.Рассказ учителя (Слайды 2 - 8).

Учитель знакомит учащихся с историей возникновения Запорожской Сечи, говорит о демократии строя жизни Сечи, о заповедях запорожцев. Вниманию учащихся предстаёт список Сечей, а также список атаманов коша в хронологическом порядке.    

4. «Мозговой штурм».  

-Ребята, подумайте, из каких сцен и эпизодов складывается общая картина Сечи в повести?                                                                                                                                    Учащимся предлагается самостоятельно составить план описания Сечи в повести Н.В.Гоголя.  

5.Проверка задания. Обсуждение и запись плана описания Сечи.                                   На доске и в тетрадях записываем план:                                                               1.Описание предместья.                                                                                                  2.Площадь самой Сечи.                                                                                            3.Встреча Тараса с боевыми товарищами.                                                                                         4.Приём в Сечь.

- Не забывайте, что жизнь запорожцев Гоголь рисует как бы пропущенной сквозь призму восприятия Остапа и Андрия.

6.Слово учителя (Слайды 9-10).

- На прошлом уроке мы говорили о том, что образ степи в повести дан Гоголем как образ матери-Родины. С ним неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам. Итак, Тарас Бульба и его сыновья подъезжают к казацкой вольнице. Что же предстаёт перед ними?

6.Устное словесное рисование по плану (Слайды 11-14).

1. Описание предместья.  

Вопросы:                                                                                                                                      - Как ведёт себя Тарас, подъезжая к Сечи? Почему?                                                                                                   - Какое впечатление производит сравнение запорожца, растянувшегося на дороге, со львом? Какой характер носит это сравнение?

(Учащиеся ощущают влюблённость автора в Сечь и  подмечают неповторимый гоголевский юмор).  

2. Площадь самой Сечи.                                                                                                        Вопросы:                                                                                                                                                  - Каковы ваши впечатления от описания площади Сечи?                                                                                                                                                       - Как восприняли увиденное в Сечи Остап и Андрий?                                                                        ( Запорожская Сечь произвела на них ошеломляющее впечатление. Многое удивляло, казалось странным, но всё занимало и восхищало ).                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

3. Встреча Тараса с боевыми товарищами.                                                                  Вопрос:                                                                                                                                                 - Каковы отношения Тараса Бульбы с другими казаками?

4. Приём в Сечь.                                                                                                             Вопрос:                                                                                                                                             - Почему Остапа и Андрия удивил такой приём казаков в Сечь?

7. Работа с текстом. Характеристика Остапа и Андрия (Слайды 15 -17).

- Как проявили себя Остап и Андрий в Сечи?                                                                                     - Можем ли мы говорить здесь о каком-то отличие братьев друг от друга?                   ( Оба производят впечатление настоящих казаков, смелы и удачливы, но в характере Андрия больше впечатлительности. Казакам не свойственна такая чувствительность.)                                                                                                                                    - Как Тарас оценивает поведение сыновей в Сечи?                                                               - Почему именно в Остапе он видит будущего атамана?                                                     ( Остапа отличает прямота характера, сила натуры, верность товариществу, суровость. Остап – человек своего времени. )                                                                                                                                                        - Какими изобразил Е.Кибрик братьев?

8.Итоги.

- Сопоставлением портретов Остапа и Андрия мы заканчиваем наш урок. На следующем уроке мы увидим, как из-за внешней красоты, внешней видимости явственно выступит истинная внутренняя сущность героев повести.

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание: перечитать главы 5-9, подготовить выразительное чтение эпизода «Смерть Андрия».

                             Использованная литература.    

  1. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. И.Золотарёва - М.: «Вако», 2009.
  2. 2.Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Т.Зверс – Ленинград: «Просвещение»,1990.                                                                          

                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев. Презентация учителя МБОУ «СОШ №2» Ершовой С.А.

Слайд 2

«Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы…» Художник А.Герасимов

Слайд 3

События, изображённые Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-17 веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

Слайд 4

Список Запорожских Сечей Хортицкая , 1552—1557 гг. Томаковская , 1563—1593 гг. Базавлуцкая , 1593—1638 гг. Никитинская , 1639—1652 гг. Чертомлыкская , 1652—1709 гг. Каменская, 1709—1711, 1728—1734 гг. Алёшковская , 1711—1728 гг. Новая ( Подпольненская ) , 1734—1775 гг.

Слайд 5

бритьё голов ношение: шаровар широких цветных поясов, сафьяновых с острыми носками сапог высоких остроконечных шапок, суконных кафтанов Обычаи

Слайд 6

Заповеди: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, не знай пощады врагу; будь верен товариществу, береги козацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну.

Слайд 7

«…запорожец, как лев, растянулся на дороге…» Художник А.Герасимов

Слайд 8

«Так вот она, Сечь!» Художник А.Герасимов

Слайд 9

«Это было какое-то беспрерывное пиршество…» Художник В.Васнецов

Слайд 10

Использованные электронные ресурсы: http://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D0%B5%D1%87%D1%8C&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&hs=fUB&rls=org.mozilla:ru:official&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=2g7lTvX8McPEsgazp7GVCQ&ved=0CDsAQ&biw=1278&bih http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%20%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0&iql=1&rch=l&fr=web


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Запорожская Сечь". 7 класс

Материал к урокам по изучению повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...

Конспект урока по теме "Возникновение украинского казачества и Запорожской Сечи".

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы,уровня стандарт изучении предмета -  история Украины. Учебник по истории Украины для 5 класса, автор В.С. Власов. Используется также,...

слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Данные слайды можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с текстом повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...

Презентация "Запорожская сечь" к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Презентация "Запорожская сечь" к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"...