Главные вкладки

    Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
    план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

    Леонтьева Елена Геннадьевна

    Материал для учителя

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Материал для учителя

    ЕКАТЕРИ́НА АЛЕКСА́НДРОВНА СУШКО́ВА

    (в замужестве Хвостова; 1812  1868) — русская дворянка, мемуаристка. В 1838 г. Е. А. Сушкова вышла замуж за дипломата А. В. Хвостова, в 1870 г. после смерти Сушковой-Хвостовой были опубликованы ее «Записки», вызвавшие большой интерес как книга воспоминаний о Лермонтове. Двоюродная сестра поэтессы Е.П.Ростопчиной и писательницы Елены Ган. Близкая подруга А.М.Верещагиной.

    Екатерина Александровна родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. С младенчества была разлучена с родителями и до двух лет воспитывалась в доме деда Василия Михайловича Сушкова (1747-1819), бывшего Симбирского губернатора. После, до шести лет, проживала с родителями в Пензе, а потом в Москве. Семейная жизнь родителей не сложилась. По воспоминаниям А.М.Фадеева отец Екатерины Александр ВасильевичСушков[1]:

    … Был страшный игрок и вообще бесшабашного характера. Всю жизнь свою он проводил в скандалах, буйствах и азартной игре. Когда ему в картах везло, он делал себе ванны из шампанского и выкидывал деньги горстями из окна на улицу, а когда не шло - он ставил на карту не только последнюю копейку, но до последнего носового платка своей жены. Нередко его привозили домой всего в крови, после какого-нибудь скандала или дуэли. Понятно, что жизнь молодой женщины при таких условиях была невыносима и содействовала развитию аневризма, который доканал её.

    В 1820 году родители Екатерины разъехались. Отец, посчитав, что жена больная сердцем не может воспитывать детей, силой забрал их себе и отдал Екатерину и её младшую сестру Елизавету (1815-1883) на воспитание своей сестре.

    В богатом доме своей тетки Марии Васильевны Беклешовой (1792-1863) Екатерина жила до замужества. В 1829 году Екатерину стали вывозить в свет, где она имела успех и поклонников. Многие считали Екатерину суетной и слишком светско-пустой девушкой, возможно, это мнение составилось вследствие того, что её тетка Беклешова очень любила свет и держала свой дом открытым. У них была вечная сутолка, обеды и балы. Сама Екатерина признавалась[2]:

    … Что не по влечению ведет такую суетную жизнь, а из угождения тетке. Мне необходимо бывать много в свете для того, чтобы сделать блестящую партию.

    Знакомство с Лермонтовым


    В доме Верещагиных весной 1830 г. Екатерина Александровна познакомилась с Лермонтовым. В своих «Записках» Сушкова вспоминала:

    У Сашеньки встречала я в это время… неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Он учился в университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах.

    Восемнадцатилетняя столичная барышня, у которой были по словам В. П. Желиховской,

    «стройный стан, красивая, выразительная физиономия, черные глаза, сводившие многих с ума, великолепные, как смоль волосы, в буквальном смысле доходившие до пят, бойкость, находчивость и природная острота ума»,

    произвела сильное впечатление на юного поэта. Летом 1830 года в подмосковном имении Столыпиных Середникове, где гостили Лермонтов и Верещагина и куда часто приезжала из соседнего Большакова Сушкова, достигает своего апогея влюбленность Лермонтова в Miss Black-Eyes. Осенью 1830 г. они расстались до конца 1834 г., когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова. Родные Алексея были против этого брака. О намерениях Лопухина Лермонтов знал из писем Верещагиной, которая, считаясь подругой Екатерины, однако разделяла мнение своей родни на ее счет. Видимо, Верещагина и «благословила» Лермонтова на спасение «чрезвычайно молодого» Алексея от «слишком ранней женитьбы». От былой влюбленности Лермонтова к тому времени не осталось и следа. В письме к Марии Лопухиной, говоря о склонности ее брата к Екатерине, он дает Сушковой резкую характеристику:

    «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! — было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… но, я не знаю, есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жесткое, неровное, сломанное, что отталкивает…».

    Изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчетливую игру. Не понимая этого, Сушкова, по ее словам, действительно в него влюбилась. Позднее, объясняя свой отказ от «верного счастья» с Лопухиным, она писала:

    «Но я безрассудная была в чаду, в угаре от его [Лермонтова] рукопожатий, нежных слов и страстных взглядов… как было не вскружиться моей бедной голове!»

    Когда Лопухин вернулся в Москву, Лермонтов в письме к Верещагиной (весной 1835 г.) рассказал о ходе своей интрижки с Сушковой, заключив повествование так:

    «Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак, вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство mlle S. заставило меня пролить 5 лет назад; о! Но мы все-таки еще не рассчитались: она заставила страдать сердце ребенка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».

    Эта интрига нашла отражение в незаконченной повести «Княгиня Лиговская», где Сушкова стала прототипом Елизаветы Николаевны Негуровой.

    Сушкова как адресат любовной лирики Лермонтова


    В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики. Правда, Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви.

    Сушковский цикл:

    1. К Сушковой
    2. Нищий
    3. «Зови надежду сновиденьем…»

    Замужество


    Через три года после разрыва с Лермонтовым, в 1838 году Екатерина Александровна выходит замуж за давнего своего поклонника А.В.Хвостова, человека совсем не богатого и не особенно чиновного. На короткое время, когда её муж занял пост директора дипломатической канцелярии в Тифлисе, Екатерина живет на Кавказе. С начало 1840-х гг. Хвостовы живут за границей - в Венеции,Турине, Марселе и Генуе; Крымская кампания задерживает их в России. В 1861 году умирает муж Екатерины Александровны, в разгар крестьянской реформы она возвращается на родину и поселяется уже навсегда в Петербурге; в обычную колею жизни стареющей светской женщины вторгаются заботы о семье, о воспитании двух подрастающих дочерей. Как свидетельствуют воспоминания М.И.Семевского, близко знавшего Екатерину Александровну в 1860-х годах:

    … Она хорошо была известна как женщина с большим природным умом, не лишенным хотя и светского, но довольно солидного образования, и искренно оказывавшая сочувствие к деятельности наших лучших писателей и музыкантов. В её гостиной в течение последних лет всегда можно было встретить некоторых из наиболее заметных деятелей в области как отечественной словесности, так в особенности музыки. Приветливость Екатерины Александровны, уменье говорить, заметная острота ума делали её беседу довольно интересной.

    Скончалась Е.А.Сушкова-Хвостова 10 октября 1868 года в Петербурге.

    Екатерина Александровна Сушкова

    Неизвестный художник. Миниатюра, 1837 год

    Род деятельности:

    Мемуаристка.Прозвище:
    Miss Black-Eyes
    (Мисс Черные-Глаза)

    Дата рождения:

    18 марта 1812

    Место рождения:

    Симбирск

    Дата смерти:

    10 октября 1868 (56 лет)

    Место смерти:

    Петербург

    Отец:

    Александр Васильевич Сушков (17901831)

    Мать:

    Анастасия Павловна Долгорукова (1791? —1828)

    Супруг:

    с 1838 года Александр Васильевич Хвостов (1809-1861)

    Дети:

    2 дочери

    ИВА́НОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА

    (в замужестве Обрескова) (1813—75), знакомая Л., предмет его юношеского увлечения; к ней относится большой цикл стихов 1830—32, т. н. ивановский цикл («Н. Ф. И.», «Н. Ф. И....вой», «Романс к И...», «К Н. И.» и др.). Дочь драматурга Ф. Ф. Иванова (1777-1816). Ободренный в начале знакомства с И. ее приязнью и вниманием, Л. вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения кончились разрывом, который придал мрачный характер мн. юношеским стихам поэта. Возникают мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане. Разрыв с И. вызвал у Л. не только скорбные настроения и даже жажду смерти [«Стансы» («Не могу на родине томиться»)], но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв с И. относится, видимо, к лету 1831.

    Между 1833 и 1836 И. вышла замуж за Н. М. Обрескова. Когда она после замужества поселилась в Курске, стихи из ее альбома и альбома Д. Ф. Ивановой стали распространяться в списках; некоторые из них оказались в альбоме жены курского губернатора М. Д. Жедринской.

    Связь стихов, обращенных к Н. Ф. И., с др. стих. Л. 1830—1832 гг. и с драмой «Странный человек» обнаружил Б. Нейман. Предположение о связи инициалов Н. Ф. И. с именем драматурга Ф. Ф. Иванова было высказано В. Каллашем. Фактич. обоснование эта гипотеза получила в работах И. Андроникова. Им же и Б. Эйхенбаумом подробно освещены как роль И. в судьбе поэта, так и значение обращеных к ней стихов. Андроников обнаружил в альбоме Жедринской стих. «В альбом Н. Ф. Ивановой», «Когда судьба тебя захочет обмануть», посв. Д. Ф. Ивановой, «Стансы» («Мгновенно пробежав умом»), известные ранее в первонач., более пространной редакции; он же нашел портрет И. работы В. Ф. Бинемана, свидетельствующий о красоте и женственности И. и в то же время подтверждающий сравнение ее с «мраморным кумиром», «бесчувственным божеством», данное в лермонтовских стихах.

    Н. Ф. Иванова.
    Рис. В. Ф. Бинемана. Карандаш.
    1830-е гг.

    БАХМЕТЕВА  ВАРВАРА  АЛЕКСАНДРОВНА



    Миниатюра Э.Мартена,1833 год.

    Имя при рождении:

    Лопухина

    Дата рождения:

    1815 год

    Дата смерти:

    9 сентября 1851

    Место смерти:

    Москва

    Отец:

    Александр Николаевич Лопухин (1779 - 1833)

    Мать:

    Екатерина Петровна Верещагина (ум. до 1818)

    Супруг:

    Николай Фёдорович Бахметьев (1797 - 1884)

    Дети:

    дочь Ольга (1836 - 1912)

    Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9 сентября1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова.

    Биография


    Варвара Лопухина происходила из древнего дворянского рода. Была 7 ребёнком из 8 детей, но из них 4 умерли в детстве. Её старший брат Алексей (1813 - 1872) и сестрыМария (1802 -1877) и Елизавета (1809 - 1882) (в замуж. Трубецкая), были близкими друзьями Михаила Лермонтова с 1828 года, со времён его обучения в Москве. Сохранилась переписка Марии Лопухиной и Лермонтова.

    Варвара Лопухина познакомилась с поэтом в ноябре 1831 года, когда приехала в Москву из имения. Молодые люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений

    Однако, все ее движенья,
    Улыбка, речи и черты
    Так полны жизни, вдохновенья,
    Так полны чудной простоты;
    Но голос в душу проникает,
    Как вспоминанье лучших дней…

    По воспоминаниям родственников поэта, чувство любви к Лопухиной он сохранил до конца жизни. Однако семья Лопухиных выступала против подобного брака. Главным противником выступал отец, Александр Николаевич Лопухин. Также против такого союза высказывалась и сестра Варвары и подруга Лермонтова Мария.

    Замужество


    В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Ему тогда было уже 37 лет, а Варваре только 20. О подробностях этого сватовства её внучатая племянница О. Н. Трубецкая писала [1]:

    Судьба бедной Вареньки решилась случайно. В 1835 году на московских балах стал появляться Н.Ф. Бахметев. Ему было 37 лет, когда он задумал жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями, и он молился, чтобы Господь указал ему, на ком остановить выбор. В этих мыслях он приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда, желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицы со всех сторон... Николай Федорович усмотрел в этом несомненное указание свыше - «перста, и посватался. Человек он был с большим состоянием и безупречной репутации. Не знаю, кто повлиял на бедную Вареньку, но предложение Бахметева было принято.

    М.Д. Бутурлин писал о свадьбе Бахметева[2]:

    Весною, чуть ли не в мае и вопреки общей почти боязни майских браков, была свадьба Николая Федоровича Бахметева с Варварою Александровною Лопухиной, в доме Лопухиных на Молчановке. Бахметевы поселились в Москве в доме Николая Федоровича на Арбате, «насупротив церкви Николы Явленного». Утверждают, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, тем более что Н.Ф. Бахметев оказался большим ревнивцем и запретил жене даже говорить о Лермонтове.

    По свидетельству троюродного брата Лермонтова Акима Шан-Гирея, тот при известии о свадьбе Лопухиной «изменился в лице и побледнел».

    Варвара Бахметева.
    Акварель 
    Михаила Лермонтова

    Новой фамилии Варвары Лермонтов не признавал: посылая ей новую редакцию «Демона» в посвящении к поэме в поставленных переписчиком инициалах В. А. Б. он несколько раз перечёркивает Б и пишет вместо неё Л. Лермонтов, мучимый ревностью, неоднократно выводил Бахметева в своих произведениях в образе смешного и недалёкого старика, намекая на неверность молодой жены. Однако все его язвительные выпады в сторону Николая Бахметева приходилось переносить его жене:

    За десертом, когда подали шампанское, Печорин, подняв бокал, оборотился к княгине: — Так как я не имел счастия быть на вашей свадьбе, то позвольте поздравить вас теперь. Она посмотрела на него с удивлением и ничего не отвечала. Тайное страдание изображалось на ее лице, столь изменчивом, рука ее, державшая стакан с водою, дрожала… Печорин все это видел, и нечто похожее на раскаяние закралось в грудь его: за что он ее мучил? с какою целью? Какую пользу могло ему принести это мелочное мщение?.. он себе в этом не мог дать подробного отчета.

    Бахметев приложил все усилия для уничтожения переписки жены с поэтом, поэтому основным источником сведений о их отношениях после замужества является переписка поэта с Марией Лопухиной. В 1839 году, чтобы спасти от уничтожения все материалы, связанные с Лермонтовым, Варвара Бахметева будучи на одном из европейских курортов отдала их все своей знакомой Александре Верещагиной. Многие рисунки Лермонтова и другие материалы были переданы потомками Верещагиной в Россию, однако, по мнению известного литературоведа И. Андронникова «ещё не все верещагинские материалы исчерпаны».

    Вскоре после замужества Варвара тяжело заболела. Уже в 1838 году во время последней её встречи с поэтом Шан-Гирей описывал её так:[3]

    Боже мой, как болезненно сжалось моё сердце при её виде! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые как и прежде.

    У четы Бахметевых было несколько детей, но из всех выжила только дочь Ольга (в замужестве Базилевская) (1836 - 1912). Лермонтов в 1838 году, возвращаясь из ссылки на Кавказ, встретился с ней и её матерью. По мнению П. А. Висковатого именно ей поэт посвятил своё стихотворение «Ребёнку». Под влиянием изменившейся внешности любимой, видимо, и возникли строки:

    … — Увы! года летят;
    Страдания её до срока изменили,
    Но верные мечты тот образ сохранили
    В груди моей

    Неоднократно Варвара Александровна выезжала вместе с мужем за границу, на лечение, но в 1841 году после гибели поэта её здоровье ещё ухудшилось. Осенью 1841 года её сестра Мария писала:

    Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, её нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву — она отказалась, за границу — отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Может быть, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля.

    В 1851 году в возрасте 36 лет Варвара Бахметева скончалась. Похоронили её в Малом соборе Донского монастыря. Её муж пережил её больше чем на тридцать лет. Николай Фёдорович Бахметев умер 3 марта 1884 года и был похоронен рядом с супругой.

    Варвара Лопухина в творчестве Лермонтова


    Образ Варвары Александровны не раз находил отражение в творчестве поэта. Это и прямые посвящения произведений ей, и определённые персонажи, прототипом которых она послужила, и целый ряд портретов Вареньки, выполненных Лермонтовым. стихи 254—260 поэмы Сашка.

    Известнейшее произведение поэта «Демон» неоднократно переписывалась поэтом, её третья редакция прямо посвящена Лопухиной, шестая и седьмая отправлены ей поэтом с посвящением.

    В драме «Два брата», над которой работал поэт уже после замужества Варвары, подчёркиваются меркантильные отношения современного ему брака, отношения купли-продажи, а не глубокого чувства между супругами. Подобный сюжет — сильное чувство связывающее персонажей до замужества героини, не угасает, а только становится сильнее после разлуки — будет фигурировать и в более поздних произведения поэта Княгине Лиговской и Герое нашего времени. Об автобиографичности драмы Лермонтов писал «… Пишу четвёртый акт новой драмы, взятой из происшествия, случившегося со мной в Москве.»

    С именем Варвары Лопухиной тесно связывают и стихотворение Лермонтова адресованное Екатерине Быховец: «Нет, не тебя так пылко я люблю». По воспоминаниям самой Быховец:

    Он был страстно влюблён в В. А. Бахметеву…я думаю, он и на меня обратил внимание оттого, что находил во мне сходство, и об ней его любимый разговор был

    Автобиографичные моменты встречались и романе «Герой нашего времени». По мнению первого биографа Лермонтова Павла Висковатого[4]:Н. Ф. Бахметеву казалось, что все, читавшие Княжну Мэри, узнавали в образе Веры и её мужа чету Бахметевых.

    Эмилия, героиня драмы «Испанцы»
    предположительно В. А. Лопухина.
    Работа Михаила Лермонтова

    Сами за себя говорят и описания, данные поэтом своим женским персонажам:

    1. Княгиня Лиговская: «Княгиня Вера Дмитриевна была женщина 22 лет, среднего женского роста, блондинка с черными глазами, что придавало ее лицу какую-то оригинальную прелесть»,
    2. Княгиня Вера: «… она среднего роста, блондинка», у нее «глубокие» глаза, что рав носильно определению «темные»,
    3. из стихотворения ребёнок:

    И быстрые глаза, и кудри золотые,
    И звонкий голосок! — Не правда ль, говорят,
    Ты на нее похож?

    А вот как описывала образ Варвары Бахметевой её внучатая племянница О. Н. Трубецкая: «С портрета, оставшегося у меня в Москве, глядят большие, кроткие темные глаза, и весь облик ее овеян тихой грустью»[1] Характерная черта: тёмные глаза и светлые волосы, присутствует практически везде, разве что в стихотворении возможно более удачный эпитет «тёмные глаза» заменён поэтом на «быстрые». Впрочем, согласно исследованиям Н. П. Пахомова [5] к аналогичным исправлениям поэт прибегал и в «Герое нашего времени», когда родинка княжны Веры бывшая в автографе над бровью (как у Варвары Бахметевой) в окончательном варианте переместилась на щёку, чтобы «отвести возможные до гадки о чересчур близком сходстве».

    Руке Лермонтова принадлежит целый ряд портретов Варвары Александровны. Имеются как портреты, про которые известно, что это Бахметева, так и целый ряд портретов, о которых выдвигаются предположения о героине портрета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

    работа посвящена творчеству Лермонтова...

    ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

    Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....

    Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

    Адресаты любовной лирики М.Ю. ЛермонтоваЦели внеклассного мероприятия:- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;- развивающая – ...

    Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

    Здесь представлена презентация к проекту, сделанному к 200-летию М.Ю. Лермонтова, посвященная его музам, женщинам, ставшим адресатами его лирики....

    Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

    Краткие сведения о возлюбленных женщинах поэта М.Ю. Лермонтова...

    «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»

    «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»...

    Презентация "Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

    Презентация "Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова содержит информацию о личной жизни поэта, фотографии его возлюбленных и стихотворения, посвящённые им. Материал прежназначен для учащихся ст...