Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Бунеева
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl-literat-_buneev.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100» и рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю (35 рабочих недель).
Актуальность программы: состоит в формировании ценностно-смысловая компетенции учащихся (мировоззрение, ценностные ориентации), а также учебно-познавательной компетенции (овладение приёмами решения учебно-познавательных проблем). Овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; что имеет огромное значение для социальной адаптации школьников.
Цель обучения: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Задачи обучения:
1. Развивать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Формы и методы преподавания:
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
- Комментированное и выразительное чтение
- Литературоведческий анализ лирического текста.
- Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;
- Проблемный диалог, беседа, дискуссия;
- Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;
- Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста («диалог с текстом»);
- Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников;
- Творческие работы, анализ работ, редактирование.
Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные технологии, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.
Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.
Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной про грамме по литературе основного общего образования (базовый уровень).
Обоснование выбора УМК. Данный УМК утверждён на МО учителей русского языка и литературы (протокол №12 от 11.03. 2011г.), продолжает программу предыдущих лет обучения, соответствует современным требованиям образовательного процесса.
III. Учебно-тематический план.
№ урока | Наименование глав и тем уроков | Кол-во часов | Дата урока | Цели и задачи урока | Педагогическ технологии | Примечание | |
ЗУН | ОУУН | ||||||
1 | Введение (1ч) Становление читателя. Твой читательский дневник. | 1 | 2.09 | Знать: Изображение человека как важнейшая нравственно- эстетическая проблема худ литературы Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Уметь выделять характерные причинно-следственные связи | ИКТ урок-размышление | Д/з мини-сочинение «Мои детские воспоминания» |
2 | Раздел 1. Я и моё детство (13 ч). И.А. Бунин. Детство. К.М. Симонов «Тринадцать лет. . . » | 1 | 5.09 | Знать: Традиции автобиографиче ской литературы Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Уметь сравнивать, сопоставлять различные явления | ИКТ метод «диалог с текстом» | Д/з выразит чтение наизусть по выбору |
3 | Герцен. Былое и думы (главы) | 1 | 9.09 | Знать: биографию Герцена, содержание глав Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения | Анализ; различные виды чтения | ИКТ | Д/з соч-миниатюра «Мой любимый друг» |
4 | Л.Н. Толстой. Детство (главы) | 1 | 12.09 | Знать: биографию Толстого, содержание глав Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения | Анализ; различные виды чтения | ИКТ | Задание 3 в рабочей тетради по литературе (стр.7) |
5 | Л.Н. Толстой. Отрочество (главы). Автобиографическая и мемуарная литература. | 1 | 16.09 | Знать: отличие литерат героя от автора Уметь: анализировать роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя | Уметь использовать различные виды пересказа | дифференц задания | Вопросы на стр.50 учебника |
6 | А.А. Тарковский. Белый день | 1 | 19.09 | Знать: средства создания характера лирич героя Уметь: создавать партитуру текста | Выразит чтение | метод «диалог с текстом» | инд сообщения Таблица ИВС (примеры) |
7 | М.И. Цветаева. Воспоминания (главы). Обзор. М.И. Цветаева. В субботу. | 1 | 23.09 | Знать: способы изображения внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний Уметь: устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | ИКТ | План статьи учебника (биография Цветаевой) |
8 | Р.Р. Проверка техники чтения. | 1 | 26.09 | чтение пересказ | урок контроля | наизусть «Письмо матери» | |
9 | С.А. Есенин. Мой путь (фрагмент). Письмо матери | 1 | 30.09 | Знать: биографию Есенина Уметь: использовать выразит средства языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь пере-фразировать мысль | метод «диалог с текстом» | Работа с учебником, работа с лирическим текстом |
10 | Входной контроль. | 1 | 3.10 | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы | наблюдение анализ | Урок контроля знаний | инд сообщения |
11 | М. Горький. Детство (главы) | 1 | 7.10 | Знать: биографию Горького, содержание глав; Уметь устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Уметь под бирать аргу менты, фор мулировать выводы | Статья о Горьком, главы 1- 4 | |
12 | М. Горький. Детство (главы). Характер героя в мемуарном и автобиографическом произведении. | 1 | 10.10 | Знать: содержание глав; Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | наблюдение анализ выразительное чтение | метод «диалог с текстом» | Д/з соч-миниатюра «Самый близкий мне человек» |
13 | Ш. Бронте. Джен Эйр (главы). Соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении. | 1 | 14.10 | Знать: соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении Уметь: контролировать и оценивать свою деятельность | Уметь анализировать и интерпретировать произведение | проблемно-поисковый | работа в группах по проблемным вопросам |
14 | Р.Р. Подготовка к дом сочинению. | 1 | 17.10 | Знать: план написание отзыва; Уметь: писать отзыв о произведении | план развитие связной речи | урок творчества | Д/з сочинение «Доброта и жестокость в жизни героев Герцена, Толстого, Горького, Бронте» |
15 | Раздел 2. Я и Я (24ч). Д.С. Самойлов. «Вдруг странный стих во мне родится...» Что значит быть личностью? | 1 | 21.10 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ | традиц («вслед за автором») | Конкурс на лучшего чтеца Д/з таблица ИВС (примеры) |
16 | В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и куркули. Володя и одноклассники. | 1 | 24.10 | Знать: нравственные проблемы худ литературы Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | выразит чтение анализ пересказ | проблемно-поисковый | Рабочая тетрадь по литературе, задание 3, стр. 24 работа в парах |
17 | В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и отец. | 1 | 28.10 | Знать: способы выражения своей позиции и способы подбора аргументов Уметь: использовать монологическую и диалогическую речь | выразит чтение анализ обобщение | проблемно-поисковый | работа в парах |
18 | Р.Р. Классное сочинение по повести Тендрякова | 1 | 31.10 | Знать: план написания характеристики героя; Уметь: составить характеристику героя | план развитие связной речи | урок творчества | Д/з сочинение «Муки совести. Что это?» |
19 | В.Г.Короленко. Слепой музыкант (главы). Обзор | 1 | 14.11 | Знать: нравственные проблемы худ литературы Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | выразит чтение анализ пересказ | семинар | инд сообщения |
20 | Л.А. Кассиль. Ранний восход (главы). Обзор | 18.11 | Знать: нравственные проблемы худ литературы Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | выразит чтение анализ пересказ | исследование | работа творческих групп | |
21 | АС. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Человек и его предназначение. | 1 | 21.11 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Конкурс на лучшего чтеца |
22 | А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Гринёвых. | 1 | 25.11 | Знать: биографию Пушкина, содержание глав Уметь: давать характеристику герою эпического произведения | Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | интегрированный урок (история, ИЗО) | Д/з составить словарь историз мов и архаизмов с объясне ним лексич значения |
23 | А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Мироновых. | 1 | 28.11 | Знать: содержание глав Уметь: давать характеристику герою эпического произведения | Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | интегрированный урок (ИЗО) | Д/з составить словарь (продолжение) |
24 | Русский бунт в изображении А.С. Пушкина. Гринёв и Швабрин | 1 | 2.12 | Знать: понятия «литерат герой», «характер» Уметь: давать сравнит характеристику | сравнение сопоставление выводы | проблемно-поисковый | работа в парах по составлению плана сравнит характеристики |
25 | Нравственные уроки произведения. | 1 | 5.12 | Знать: речь и поступок как средство создания х-ра Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | монологическая и диалогическая речь | исследовательский метод (семинар) | работа в группах |
26 | А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери. | 1 | 9.12 | Знать: содержание трагедии Уметь: анализировать драматическое произведение | работа с худ текстом интерпретация побдор аргументов | игровая технология урок-суд | работа творческих групп |
27 | А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери. | 1 | 12.12 | Знать: содержание трагедии Уметь: работать в команде | монологическая и диалогическая речь | игровая технология урок-суд | работа творческих групп |
28 | Р.Р.. Сочинение-размышление или сочинение-характеристика. Д/З | 1 | 16.12 | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы | Уметь писать сочинение по литерат произведениям | урок творчества | составление плана |
29 | Рубежный контроль | 1 | 19.12 | урок контроля ЗУН | самоорганизация | контроль ЗУН | инд сообщения |
30 | Н.П. Огарев. Хандра. А.В. Макаревич. Пока горит свеча | 1 | 23.12 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Д/з таблица ИВС (примеры) |
31 | Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула | 1 | 26.12 | Знать: биографию Таунсенд, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | интегрированный урок (ИЗО) | Рабочая тетрадь, стр. 27-28 |
32 | Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула | 1 | 11.01 | Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | монологическая и диалогическая речь | исследование | работа творческих групп |
33 | Анна Франк. Погибель (дневник). | 1 | 14.01 | Знать: биографию Франк, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | выразит чтение анализ интерпретация | проблемный метод Викторина | Д\з сравнить два дневника |
34 | Б.Ш. Окуджава. Песенка о ночной Москве | 1 | 18.01 | Знать:ИВС Уметь: интерпретировать авторское использование ИВС | выразит чтение | метод «диалог с текстом» | партитура текста Д/з написать эссе |
35 | Ю.Д. Левитанский. Диалог у новогодней елки | 1 | 21.01 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Конкурс на лучшего чтеца Д/з таблица ИВС (примеры) |
36 | К.Г. Паустовский. Жизнь Александра Грина (фрагмент) | 1 | 25.01 | Знать: биографию Грина Уметь: составить тезисный план | работа с учебником тезисный план | ИКТ градиц | инд работа |
37 | А. Грин. Алые паруса (в сокращении). | 1 | 28.01 | Знать: содержание повести Уметь: составить тезисный план статью учебника | Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | интегрированный урок (ИЗО) | Рабочая тетрадь, стр. 31-32 Викторина |
38 | А. Грин. Алые паруса (в сокращении). Приемы создания характера литературного героя. | 1 | 1.02 | Знать: биографию Грина Уметь: выразительно читать и интерпретировать эпический текст | Уметь использовать различные виды пересказа | интегрированный урок (ИЗО) | Рабочая тетрадь, работа с иллюстрациями |
39 | Раздел 3. Я и другие (11 ч). Р. Киплинг. Заповедь. Человек и окружающий его мир. | 1 | 4.02 | Знать: биографию Киплинга, содержание текста Уметь: учить наизусть худ тексты по партитуре | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | партитура текста инд работа |
40 | В.К. Железников. Чучело (главы). Обзор | 1 | 8.02 | Знать: биографию Железникова, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | урок-дискуссия | работа в группах |
41 | Н.А. Заболоцкий. О красоте человеческих лиц | 1 | 11.02 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Конкурс на лучшего интерпретатора |
42 | А.Г. Алексин. Безумная Евдокия (в сокращении) | 1 | 15.02 | Знать: биографию Алексина, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием) | урок-дискуссия | работа в группах |
43 | А. Яшин. Спешите делать добрые дела | 1 | 18.02 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | урок медленного чтения (ИВС) | Д/з наизусть или сочинение-эссе ; Таблица ИВС (примеры) |
44 | В.Г. Распутин. Уроки французского | 1 | 29.02 | Знать: речь и поступок как средство создания х-ра Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | монологическая и диалогическая речь | исследовательский метод (семинар) | работа в группах |
45 | В.Г. Распутин. Уроки французского | 1 | 3.03 | Знать: речь и поступок как средство создания х-ра Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | монологическая и диалогическая речь | исследовательский метод (семинар) | работа в группах |
46 | В.М. Шукшин. Крепкий мужик | 1 | 7.03 | Знать: биографию Шукшина, содержание рассказа Уметь: анализировать и интерпретировать произведение | выразит чтение анализ интерпретация | дифференц работа с текстом | работа в парах презентация выводов |
47 | О.Генри. Дары волхвов | 1 | 10.03 | Знать: биографию О.Генри, содержание новеллы Уметь: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; | Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | ИКТ презентация | инд сообщения |
48 | А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет...» Б.Ш. Окуджава. Прощание с новогодней елкой. Подведем итоги. Авторская позиция в оценке литературного героя. | 1 | 14.03 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Д/з наизусть Таблица ИВС (примеры) |
49 | Р.Р. Классное сочинение – рассуждение по разделу | 1 | 17.03 | Знать: план написания рецензии Уметь: составить рецензию на лит произведение | развитие речи | урок творчества | инд работа |
50 | Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (17 ч) Д.С. Самойлов. Зрелость | 1 | 21.03 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Д/з сочинение – эссе; Таблица ИВС (примеры) |
51 | М.А. Шолохов. Судьба человека | 1 | 24.03 | Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа Уметь: организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; | планирование, анализ, самооценка своей учебно-познавательной деятельности; | проблемно-поисковый (семинар) | работа творч еских групп |
52 | М.А. Шолохов. Судьба человека | 1 | 28.03 | Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа Уметь: организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; | планирование, анализ, самооценка своей учебно-познавательной деятельности; | проблемно-поисковый (семинар) | работа творч еских групп |
53 | В.В. Быков. Круглянский мост (главы). Обзор | 1 | 31.03 | Знать: Роль заглавия в худ тексте Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | пересказ с изменением лица рассказчика | ИКТ традиц | инд сообщения |
54 | Ю.Д. Левитанский. «Ну что с того, что я там был...» | 1 | 4.04 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Конкурс на лучшего чтеца Таблица ИВС (примеры) |
55 | Ч.Т. Айтматов. Первый учитель. Обзор | 1 | 7.04 | Знать: биографию Айтматова, роль заглавия в худ тексте Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | пересказ с изменением лица рассказчика | ИКТ традиц | инд сообщения |
56 | А.А. Вознесенский. Сага. Г.Ф. Шпаликов. «Людей теряют только раз...» | 1 | 18.04 | Знать: краткую биогр справку Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. | навыки работы в группе, коллективе выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; | интегрированный урок (ИЗО, музыка) | литерат-музык композиция |
57 | К.Г. Паустовский. Мещорская сторона | 1 | 21.04 | Знать: биоргафию Паустовского, содержание произведения Уметь:самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию; | работа с текстом анализ обобщение | ИКТ исследоват метод (лаборат работа) | работа в парах |
58 | К.Г. Паустовский. Мещорская сторона | 1 | 25.04 | Уметь:самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию; | работа с текстом анализ обобщение | продолжение лаборат работы | Рабочая тетрадь, стр.55 |
59 | А.С. Пушкин. Зимнее утро | 1 | 28.04 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Д/з сочинение - эссе |
60 | Р.Р. Читаем стихотворение Пушкина выразительно | 1 | 3.05 | Знать: сравнение, контраст, метафора как средства выразительности | выразит чтение | таблица ИВС | |
61 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | сокращ | Уметь: выбирать и использовать ИВС в соответствии с коммуникативной задачей | составление сложного плана | урок творчества | Д/з сочинение «Природа и человек» |
62 | Итоговый контроль. | 1 | 5.05 | Урок контроля ЗУН | самоконтроль | инд работа | |
63 | Проверка техники чтения. | 1 | 12.05 | Урок контроля умений и навыков | |||
64 | Лабораторная работа по теме «Лирика русских поэтов» | 1 | 16.05 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | выразит чтение анализ интерпретация | традиц («вслед за автором») | Конкурс на лучшего чтеца, интерпретатора |
65 | Семинар по теме «Лирика русских поэтов» | 1 | 19.05 | Знать: краткую биогр справку поэтов Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. | навыки работы в группе, умение выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог | метод проектов | работа творч групп |
66 | Р.Р. Анализ лирического текста | 1 | сокращ | Знать: способы анализа лирического текста Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. | выступать с устным сообщением, | метод проектов | Д/з дифференц- по выбору |
67 | Обобщение (2 ч). Мир твоей литературы. | 1 | 23.05 | Знать: особенности художеств литературы, способы изображения героя в произведениях разных родов и жанров Уметь: дать оценку худ произведению с т.з. квалифициро ванного читателя | аудирование учебный диалог рецензирование | урок-дискуссия | инд работа |
68 | Читательская конференция. | 1 | 26.05 | Знать: вечные ценности в жизни и литературе Уметь: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; | Информационная компетенция монологическая и диалогическая речь | проектная деятельность | Рекомендательный список литературы на лето |
69 | Защита проектов по теме «Круг моего чтения» | 1 | 30.05 | Знать: основы ораторского искусства Уметь: говорить правильно, грамотно, увлекательно | Информационная компетенция монологическая и диалогическая речь рецензирование | проектная деятельность | инд работа |
70 | Резервный урок | 1 |
IV. Содержание курса
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание тем | Из них развитие речи | Из них контр работы |
Введение | 1 | ||||
Раздел1 | Я и моё детство | 13 | В первом разделе помещены произведения разных писателей о детстве и биографии этих писателей. Рассматривается место автобиографической и мемуарной литературы в словесном искусстве, а также способы изображения человека в эпическом и лирическом произведениях данного типа. | 2 | 1ч. Входной контроль |
Раздел 2 | Я и Я | 24 | Второй раздел знакомит с эпическими и лирическими произведениями русских и зарубежных авторов, поднимающими важные нравственные проблемы: долга, совести, чести. Предусмотрены уроки литературоведческого анализа эпического текста. | 2 | 1ч. Рубежный контроль |
Раздел 3 | Я и другие | 11 | Третий раздел в художественной форме рассказывает о взаимоотношениях личности и общества, рассматривает многообразные связи человека с окружающим миром. Углубляется следующие литературоведческие понятия: «конфликт», «трагическое в искусстве», «литературный герой». | 1 | |
Раздел 4 | Я и мир: вечное и преходящее | 17 | Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Грина, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского и др. анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора. Данный раздел содержит также поэтическую антологию и отражает мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста. | 2 | 1ч. Итоговый контроль |
Обобщение | 3 | Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом. Совершенствовать навыки выступления с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; | 1 | ||
Резервный урок | 1 | ||||
Итого | 70 | 8 (4+4) | 3 (2+1) |
V. Требования к уровню подготовки учащихся 7-го года обучения
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей
• основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать сочинения разных жанров на литературные темы
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Анализ, сравнение, сопоставление, классификация
- Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
- Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
- Умение воспринимать звучащую речь
- Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
- Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Организация самостоятельной работы учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.
Виды и формы работы учащихся.
-создание собственных проектов с последующим составлением рекламных буклетов, слайд-шоу и т.д.
-составление аннотаций и отзывов на книгу;
-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);
-проведение семинарских занятий;
-проведение лабораторных работ по анализу текста;
-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);
-сочинения различных видов и жанров.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
для учащихся
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 7 класс. – М.: Баласс, 2010.
для учителя
1. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.
Дополнительная литература для учителя
3. Аркин, И. И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика [Текст] : кн. для учи теля / И. И. Аркин. - М. : Просвещение, 2008.
4. Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературу в школе [Текст] / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русской! языка и литературы).
5. Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцирование^ подхода к учащимся [Текст] : книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М. : Вербум, 2004.
6. Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко II Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. ~ С. 88-95.
7. Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Во логда, 1984.-С. 84-93.
8. Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев // Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. - М.: Просвещение, 1958. - С. 5-50.
9. Демиденко, Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы / Е. Л. Демиденко. - М. : Дрофа, 2006.
10. Дорофеева, М. Г. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе [Текст] / М. Г. Дорофеева [и др.]. - СПб., 1998.
11. Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Ни колаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).
Средства обучения. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Мультимедийный проектор.
Печатные пособия:
1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII—XIX вв.».
2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».
3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».
4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В.И.Даль).
5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).
Репродукции:
1. Набор репродукций «Русская живопись».
2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».
Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:
1. М. Ю. Лермонтов. 2. Н. В. Гоголь. 3. Ф. М. Достоевский.
Альбомы раздаточного материала но литературе:
1. М. Ю. Лермонтов.
2. Л. Н. Толстой.
3. Н. В. Гоголь.
4. Ф. М. Достоевский.
Комплексные справочные издания на СВ, ВУВ: СВ «Мифы Древней Греции».
Дополнительные ресурсы:
- Конспекты уроков для учителя литературы: 7 класс. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2008
- Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»
- Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
- Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (7 класс)
- Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
- Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
- Компакт- диск «Репетитор по литературе. Кирилл и Мефодий, 2009»
- Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
- Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
- Репродукции картин, иллюстрации к произведениям.
VII. Список литературы
1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.
2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.
4. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010
4. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.
5. Образовательная программа по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.
Список Интернет-ресурсов
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru
Информационно-образовательный портал Тюменской области http://www.tmn.edu.ru/
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru
Газета «Литература» http://lit.1september.ru
Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru
Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследов. и творческих работ учащихся http://unk.future4you.ru
Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании http://www.edu-all.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 10 класс по программе В.Г.Маранцмана
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной (М.: Просвещение)
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в ...