Литературная игра «Кто хочет стать отличником?» 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Дубина Татьяна Михайловна

Литературная игра
«Кто хочет стать отличником?» для 5 класса. Правила игры.
Каждый может заработать две пятёрки собственным умом. Но для этого необходимо ответить на 15 вопросов. В отборочном туре принимают участие все желающие.
При ответе на 5-ый вопрос игрок получает несгораемую оценку – «4», при ответе на 10-ый вопрос – несгораемую оценку – «5». За ответ на 15-ый вопрос – ещё одну пятёрку, однако он может её потерять при неправильном ответе. В любой момент игрок может остановиться и забрать выигранную оценку.
У игрока есть три подсказки:
•    «Звонок другу» (позвонить на любой номер и задать вопрос, время ограничено – 30 секунд)
•    «Помощь аудитории» (голосование зрителей)
•    «50х50» (подсказка учителя – убираем два неверных ответа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_hochet_stat_otlichnikom.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра

«Кто хочет стать отличником?»

Цели:

  1. Активизировать интерес учащихся к изучению художественных произведений, литературоведческих понятий, биографии писателей,
  2. Развивать логическое мышление, интуицию, внимание,
  3. Проконтролировать знания учащихся, полученные в первом полугодии,
  4. Формировать умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Игра для учащихся 5-го класса.

Оформление. Иллюстрации учащихся к изученным произведениям, выставка классных альбомов «Произведения И.А. Крылова в иллюстрациях учащихся 5, 6 классов», «Произведения русских писателей в иллюстрациях учащихся 5 класса», «Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Иллюстрации учащихся», портретная галерея (И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, В.М. Гаршин, А. Погорельский, Н.А. Некрасов, В.А. Жуковский, М.В. Ломоносов), таблички с заданиями для отборочных туров, таблички-подсказки «Помощь аудитории», «Звонок другу», «50х50», воздушные шары, журналы «Юный эрудит» для награждения победителей, сотовый телефон.

Правила игры.

Каждый может заработать две пятёрки собственным умом. Но для этого необходимо ответить на 15 вопросов. В отборочном туре принимают участие все желающие.

При ответе на 5-ый вопрос игрок получает несгораемую оценку – «4», при ответе на 10-ый вопрос – несгораемую оценку – «5». За ответ на 15-ый вопрос – ещё одну пятёрку, однако он может её потерять при неправильном ответе. В любой момент игрок может остановиться и забрать выигранную оценку.

У игрока есть три подсказки:

  1. «Звонок другу» (позвонить на любой номер и задать вопрос, время ограничено – 30 секунд)
  2. «Помощь аудитории» (голосование зрителей)
  3. «50х50» (подсказка учителя – убираем два неверных ответа)

На каждый раунд игрок выбирается с помощью отборочного тура. Победитель отборочного тура получает приз – журнал «Юный эрудит»

Первый отборочный тур.

Расположите сказочных героев по росту, начиная с самого большого:

  1. Дюймовочка
  2. Гулливер
  3. Буратино
  4. Мальчик-с-пальчик

Первая игра.

Правильно ответил: __________________________.

Прошу за игровой стол.

  1. Какой герой сказки «и от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл»?
  1. А – Колобок
  2. Б – теремок
  3. В – кошелёк
  4. Г – прожиточный минимум
  1. Продолжи строку: «Откуда дровишки?».
  1. А – забор разбираю

1

  1. Б – украл у соседа
  2. В – из лесу, вестимо
  3. Г – много будешь знать – скоро состаришься
  1. Их носили и Антон Павлович Чехов, и бабушка Красной Шапочки.
  1. А - очки
  2. Б - рукавицы
  3. В - коньки
  4. Г – стопки книг
  1. Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
  1. А - ромашки
  2. Б – ландыши
  3. В - фиалки
  4. Г – подснежники

       5. Как звали немого дворника из рассказа И.С. Тургенева «Муму»?

  1. А - Геракл
  2. Б - Гаврила
  3. В - Герасим
  4. Г - Степан
  1. Из какого города былинный богатырь Илья?
  1. А – из Киева
  2. Б – из Новгорода
  3. В – из Чернигова
  4. Г – из Мурома
  1. К какой группе сказок относится «Царевна-лягушка»?
  1. А – бытовая
  2. Б – волшебная
  3. В – о животных
  4. Г – фантастическая
  1. «Стали жить-поживать да добра наживать». Как называется эта композиционная    часть сказки?
  1. А – зачин
  2. Б – концовка
  3. В – кульминация
  4. Г – повтор
  1. Кто сидит на ветвях зелёного дуба в Лукоморье?
  1. А – царь Кощей
  2. Б – русалка
  3. В – ступа с бабою-Ягой
  4. Г – кот учёный
  1. Почему в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» царь Матвей не пригласил двенадцатую колдунью на пир в честь рождения дочери?
  1. А - не хватило блюда
  2. Б – она была злой
  3. В - она была старой
  4. Г – не успел
  1. В какой сборник Н.В. Гоголя вошёл рассказ «Заколдованное место»?
  1. А – «Миргород»
  2. Б – «Петербургские повести»
  3. В – «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2

  1. Г – «Арабески»
  1. Назовите литературный термин. Перенесение качеств человека на неживые предметы.
  1. А – гипербола
  2. Б – эпитет
  3. В – олицетворение
  4. Г – пейзаж
  1. Из какой басни И.А. Крылова строки:

                      Уж сколько раз твердили миру,

                       Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

                        И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

  1. А – «Квартет»
  2. Б – «Кот и Повар»
  3. В - «Ворона и Лисица»
  4. Г – «Кукушка и Петух»
  1. Какое учебное заведение в Царском Селе окончил А.С. Пушкин?
  1. А – школу
  2. Б – гимназию
  3. В – лицей
  4. Г – университет
  1. Как звали тётушку Тома Сойера?
  1. А – Полли
  2. Б – Салли
  3. В – Мегги
  4. Г – Синди

Второй отборочный тур.

Расположите произведения по мере их появления, начиная с самого древнего:

  1. Басни
  2. Народные сказки
  3. Мифы
  4. Летописи

Вторая игра.

1. Как называлась оригинальная музыкальная группа из одноимённой сказки братьев Гримм?

  1. А – Бременские музыканты
  2. Б – Дрезденские таланты
  3. В –Свободные художники
  4. Г – Запрещённые барабанщики

2.В какой сказке говорится об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляясь без сопровождения родителей в гости к бабушке?

  1. А – «Синяя кофточка»
  2. Б – «Красная Шапочка»
  3. В – «Белая юбочка»
  4. Г -  «Жёлтый топик»

3. От чего никогда не отказался бы Вини-Пух

  1. А – от горшочка каши

3

  1. Б –от горшочка мёда
  2. В – от цветочного горшочка
  3. Г -  от воздушного шарика

4. Горький пьяница из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

  1. А –Гаврила
  2. Б –Кондрат
  3. В – Антип
  4. Г -  Капитон

5. Кто из поэтов владел несколькими иностранными языками, виртуозно играл на разных музыкальных инструментах, сочинял музыку, писал картины, слепил из цветного воска макет Бородинского сражения?

  1. А – А.С. Пушкин
  2. Б – М.Ю. Лермонтов
  3. В – Ф.И. Тютчев
  4. Г -  А.А. Фет

6. Кто собирался «отмстить неразумным хазарам»?

  1. А – Олег
  2. Б – Владимир
  3. В – Ярослав
  4. Г -  Игорь

7. Когда м.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино»?

  1. А – в ходе битвы
  2. Б – сразу после боя
  3. В –  через год после сражения
  4. Г -   через 25 лет после сражения

8. Где служили сыновья барыни из рассказа И.С. Тургенева «Муму»?

  1. А – в Москве
  2. Б – в Казани
  3. В – в Петербурге
  4. Г -  на Кавказе

9. Как назывался в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками

  1. А – антресоль
  2. Б – мансарда
  3. В –  флигель
  4. Г -  коллонада

10. Имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина?

  1. А – Емеля
  2. Б – Елисей
  3. В – Еремей
  4. Г -  Евстигней

11. Продолжить строчку стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

                               Забил заряд я в пушку туго

                                И думал: угощу я друга!

                                Постой-ка …

  1. А – брат, француз
  2. Б – брат, синьор
  3. В – брат, мусью
  4. Г -  брат, барон

4

12. Кто автор поэмы «Руслан и Людмила»?

  1. А – М.Ю. Лермонтов
  2. Б – А.С. Пушкин
  3. В –  А.А. Фет
  4. Г -  Ф.И. Тютчев

13. Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

  1. А – ямб
  2. Б –анапест
  3. В – хорей
  4. Г -  амфибрахий

14.  Повторение последних слогов в стихотворении.

  1. А – ритм
  2. Б – стопа
  3. В – темп
  4. Г -  рифма

15. В каком году родился А.С. Пушкин

  1. А – 1811
  2. Б –1780
  3. В – 1799
  4. Г -  1801

Третий отборочный тур.

Расположите литературные произведения по их объёму, начиная с самого маленького

  1. Роман
  2. Рассказ
  3. Басня
  4. Повесть

Третья игра.

1. Как звали сказочного доктора, героя сказки К.И. Чуковского?

  1. А – Ойболит
  2. Б – Айболит
  3. В – Охболит
  4. Г – Спасибо Полегчало

2. Имя самого знаменитого жителя Цветочного города.

  1. А – Незнайка
  2. Б – Непонимайка
  3. В –  Нежелайка
  4. Г -   Нехочуха

3. Каким был стойкий оловянный солдатик из сказки Андерсена?

  1. А – деревянным
  2. Б – оловянным
  3. В – хрустальным
  4. Г -  стеклянным

4. В какой сказке содержится рецепт приготовления неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

  1. А – «Суп из молотка»
  2. Б – «Каша из топора»
  3. В – «Котлеты из рубанка»
  4. Г -  «Компот из стамески»

5. Что подарил Герасим Татьяне?

5

  1. А – синюю косынку
  2. Б – белый берет
  3. В – красный платок
  4. Г -  фиолетовый цветок

6. Что такое баштан?

  1. А – шапка
  2. Б – брюки
  3. В – бахча
  4. Г -  огород

7. Чему был равен рост Дюймовочки?

  1. А – 1,3 см
  2. Б – 2,3 см
  3. В –  3,3 см
  4. Г -  4,3 см

8. Термин, обозначающий разговор двух или нескольких лиц.

  1. А – монолог
  2. Б – диалог
  3. В –  пролог
  4. Г -   эпилог

9. Описание природы в художественном произведении.

  1. А – вернисаж
  2. Б – пассаж
  3. В – пейзаж
  4. Г -  натюрморт

10. Вид фольклора, короткая, обычно из четырёх строчек песенка – быстрый поэтический отклик на злободневные события.

  1. А – пословица
  2. Б – загадка
  3. В – частушка
  4. Г -   поговорка

11.  Назовите имя няни А.С. Пушкина.

  1. А – Вера Степановна
  2. Б – Ангелина Романовна
  3. В –  Арина Родионовна
  4. Г -  Ирина Константиновна

12. Любимое время года А.С. Пушкина

  1. А – зима
  2. Б – весна
  3. В –  лето
  4. Г -   осень

13. Термин. Яркое образное определение в стихотворении.

  1. А – антитеза
  2. Б – эпитет
  3. В – метафора
  4. Г -  ирония

14. Иллюстрации этого художника к сказкам отличаются неповторимым орнаментом и особым стилем.

  1. А – В.М. Васнецов
  2. Б – П.М. Боклевский

6

  1. В –  И.Я. Билибин
  2. Г -  А.И. Куинджи

15. Как называется момент наивысшего напряжения в художественном произведении?

  1. А – кульминация
  2. Б – экспозиция
  3. В – пролог
  4. Г -  эпилог

Четвёртый отборочный тур.

Расположите имена поэтов по алфавиту

  1. Пушкин
  2. Фет
  3. Тютчев
  4. Жуковский

Четвёртая игра.

1.В какой сказке героиня прошла тестирование на принадлежность к королевскому роду?

  1. А –  «Принцесса на бобах»
  2. Б – «Принцесса на горошине»
  3. В – «Принцесса на фасоли»
  4. Г -«Принцесса на сое»

2. В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и земноводного?

  1. А – «Царевна-лягушка»
  2. Б – «Принцесса-черепаха»
  3. В – «Княгиня-квакушка»
  4. Г -  «Королева-жаба»

3. На берегу какой реки находится сказочный калинов мост?

  1. А – Вишня
  2. Б – Волга
  3. В –  Смородина
  4. Г -  Слива

4.  Опять я в деревне. Хожу на охоту,

      Пишу свои вирши – живётся легко…

                                     Н.А. Некрасов.

Что такое вирши?

  1. А – стихи
  2. Б – письма
  3. В –  рассказы
  4. Г -   басни

5. Первый памятник древнерусской литературы, дошедший до нас, датированный 12-ым веком.

  1. А – «Повесть временных лет»
  2. Б – А. Никитин «Хождение за три моря»
  3. В – М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»
  4. Г -  В.А. Жуковский «Спящая царевна»

6. Эзоп, Лафонтен, И.А. Крылов. Что объединяет этих людей?

  1. А – писали басни
  2. Б – любили поесть
  3. В – жили в одно время
  4. Г -  герои одного произведения

7


7.  Родная усадьба И.С. Тургенева.

  1. А – Ясная Поляна
  2. Б – село Захарово
  3. В – Тарханы
  4. Г -  Спасское-Лутовиново

8. О какой сказочной вещи идёт речь: не нужно ни перины, ни подушек, ни одеяла, эту вещь постелить, «в голова положить» и одеться ею.

  1. А – скатерть-самобранка
  2. Б – ковёр-самолёт
  3. В – шапка-невидимка
  4. Г -  солдатская шинель

9. Откуда родом пальма из сказки В.М. Гаршина?

  1. А – из Африки
  2. Б – из Австралии
  3. В –  из Бразилии
  4. Г -  из Канады

10. Как определил Н.В. Гоголь жанр произведения «Заколдованное место»?

  1. А – рассказ
  2. Б – сказка
  3. В –  быль
  4. Г -  притча

11. Что такое жупан?

  1. А – старинная верхняя одежда
  2. Б – шапка
  3. В – платок
  4. Г -  сумка

12. Кто автор картины «Весна – большая вода»?

  1. А – И. Репин
  2. Б – И. Левитан
  3. В – В. Поленов
  4. Г - А. Пластов

13. Чем лечил домашний лекарь Харитон свою барыню в произведении И.С. Тургенева «Муму»?

  1. А – малиновым сиропом
  2. Б – лавровишнёвыми каплями
  3. В – яблочными листьями
  4. Г -  подорожником

14. Что такое кавун?

  1. А – арбуз
  2. Б – тыква
  3. В – огурец
  4. Г -  помидор

15. «По матери был потомком эфиопского князя, отец происходил из старинного дворянского рода. Внешность его нельзя было назвать красивой, ростом был мал, с тёмно-русыми вьющимися волосами. В семь лет он сочинял комедии на французском языке.  Очень любил сказки…». О ком идёт речь?

  1. А – М.Ю. Лермонтов
  2. Б – А.С. Пушкин
  3. В –  Н.А. Некрасов
  4. Г – Н.В. Гоголь

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником по русскому языку" 6 класс.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в форме познавательной игры....

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником по информатике" для учащихся 5 класса

Внеклассное мероприятие по информатике.Цели и характеристики игры: Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усво...

Литературная игра "Кто хочет стать отличником."

Урок в форме  литературной игры рекомендую  для итогового повторения курса литературы в 9 классе....

Литературная игра "Кто хочет стать отличником" с использование информационных технологий по творчеству А.С.Пушкина

Данная методическая разработка поможет учителю 5 класса в увлекательной форме провести урок по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", проверить у учащихся знание текста, теоретического материала. Игра ...

Литературная игра "Кто хочет стать победителем?"

Данная разработка по внеклассной работе в 5-6 классах  актуализирует ранее полученные знания в ситуации игры – соревнования,развивает творческие, интеллектуальные и познавательн...


 

Комментарии

Чистякова Елена Евгеньевна

Оригинальная идея для повторения изученного. Молодец. Надо применить этот вид работы на своих уроках.