"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Примак Ольга Михайловна

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokovye_rokovye_urok.docx19.42 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.4 КБ
Файл prilozhenie_2.docx13.75 КБ
Файл prilozhenie_3.docx16.38 КБ
Файл prilozhenie_4.docx15.23 КБ
Файл poeziya_velikoy_otech_voyny.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Сороковые, роковые» (поэзия Великой Отечественной войны).

Цель:

         познакомить учащихся  с поэзией периода Великой Отечественной войны;

             развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся,

           прививать  навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

         воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальное сопровождение.

Методические приёмы: комментарии учителя, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Эпиграф:

Солдаты мы.

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад,

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

            Н.Старшинов.

Ход урока.

  1. Звучит мелодия песни «Священная война»
  2. Вступительное слово учителя.

1941-1945. Чёрточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: четыре года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

Война всё подчинила себе, не было  у народа более важной задачи, чем одолеть захватчиков. И перед литературой со всей остротой и определённостью встали задачи изображения и пропаганды освободительной войны. Я не случайно употребила слово «пропаганда», вообще-то чуждое искусству. Но тут был исключительный случай, ибо пропаганда не воспринималась  как обязанность, принудительно навязанная властями, она была душевной потребностью, реальной возможностью практического участия своим искусством в народной войне. Для писателей, поэтов, художников война была не материалом для книг и картин, а судьбой – народа и их собственной. Их жизнь тогда мало отличалась от жизни их героев.

       Мы знаем, что ныне лежит на весах

       И что совершается ныне, -

писала  А.А.Ахматова,  у которой был большой счёт к советской власти. В годину всенародной беды вновь зазвучал и голос Ахматовой, и Пастернака, и ненавистного Сталину  Платонова.

  Писатели вместе со своим народом встали на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и пулемёт … и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры,  мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение.  А среди них особую роль играла поэзия. Именно она помогала людям  жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу.

   В золотой фонд нашей литературы вошли произведения, созданные в годы войны поэтами Исаковским и Твардовским, Симоновым и Сурковым, Ахматовой и Пастернаком, Друниной и Берггольц и многими другими.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтами, которые на войну ушли, по словам Н.Майорова, «не долюбив, не докурив последней папиросы».

  1. Звучит мелодия песни «Вальс» в исполнении С.Ротару.
  2. Выступление ученика (заранее подготовленного).

Поколение молодых людей, которым в начале войны было по 18-20 лет,  понесло самые страшные потери.  Подсчитано, что из каждых ста воевавших этого возраста остались в живых только трое. Погибли, не успев допеть свою последнюю песню, поэты Николай Майоров, Павел Коган, Семён Гудзенко, Михаил Кульчицкий. Из тех немногих, кто, пройдя через огонь и дым, поражения и победы, остался в живых, вышло немало талантливых поэтов и писателей. Среди них Михаил Дудин, Михаил Луконин, Давид Самойлов, Сергей Орлов. Они прошли всю войну, одновременно становясь солдатами и поэтами. Не случайно С.Орлов в одном из стихотворений  писал:

     Я, может быть, какой-нибудь эпитет –

     И тот нашёл в воронках под огнём.

И далее:

     Я порохом пропахнувшие строки

     Из-под обстрела вынес на руках.

  1. Чтение и анализ стихотворений.

А) коллективная работа. Чтение и анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые» /Приложение 1/.   

Б) работа в группах:

      1 группа – стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной»/приложение 2/

      2 группа – стихотворение М.Дудина «Соловьи» /приложение 3/

      3 группа – стихотворение М.Луконина «Обелиск» /приложение 4/

 

  1. Выступление представителей групп.

  1. Заключительное слово учителя.

      Над облаками и веками

      Бессмертной музыки хвала –

      Россия русскими руками

      Себя спасла и мир спасла.

      Сияет солнце, вьётся знамя,

      И те же вещие слова:

     «Ребята, не Москва ль за нами?»

      Нет, много больше, чем Москва!

Это стихотворение было написано в мае 1945 года, в небольшом городке Биарицце, что на юге Франции, русским поэтом Георгием Ивановым, эмигрантом, изгнанником, классовым врагом, «стопроцентным белогвардейцем», как он сам себя называл. Эти люди, эмигранты, и в годы войны оставались противниками советского строя. Но их истерзанные сердца были с «вечной родиной». И русская эмиграция тогда с честью исполнила свой патриотический долг. Подтверждение – прочитанное стихотворение.

       Сегодня  мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия Великой Отечественной войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.

       По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

  1. Слушаем песню «Журавли» (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова)

  1. Домашнее задание. Письменная работа. Анализ стихотворения (по выбору учащихся)



Предварительный просмотр:

             Приложение 1.

                              Д.Самойлов.  

         Сороковые.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

ЗАДАНИЕ.

  1. Как вам кажется, стихотворение написано во время войны или много лет спустя?
  2. Каковы особенности композиции стихотворения?
  3. Какие строки в нём повторяются и чем достигается их особая выразительность?
  4. Перечитайте последние строки. Какое отношение к военному времени и своему поколению в них звучит?

                         Анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые»

Стихотворение о войне. Но написано оно спустя 20 лет после её начала – в 1961г. Почти все глаголы стоят в настоящем времени, но по интонации, настроению стихотворения мы понимаем, что перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, осмысляющего свою военную юность.

Стихотворение очень интересно построено. Кольцевая композиция: две первые и последняя строфы представляют собой как бы крупный план, дают картину, обобщение. Три центральные строфы – картина воспоминание, передающая авторское отношение себя зрелого к себе юному.

Вчитаемся в каждую часть.

Первые 2 строфы – общая картина сурового военного времени. Очень выразительна первая строфа. Слово «роковые». Оно многозначно: трудные, страшные, тревожные, отнявшие много жизней. По звучанию ассоциируется с разрывом снаряда, эхом после него. Автор создаёт картину военного времени (войска, фронт, смерть, дорога), а дальше каждый переживший войну дополняет её своими представлениями, воспоминаниями. Поэтому и стоит многоточие.

Во 2-ой части поэт обращается к себе тогдашнему. Выхвачен эпизод войны, напоминающий фотографию: «А это я на полустанке». Кругом война, горе, но 20 лет берут своё. Основная интонация – доброе, чуть ироничное отношение к себе, юному, наивному, самоуверенному.

3 часть. Шестая строфа – чёткий ритм, обилие глаголов в прошедшем  времени – всё это помогает почувствовать обобщение6 сливаются судьбы страны и героя.

Седьмая строфа – повтор строк.



Предварительный просмотр:

                      Приложение 2.                

                       С.Орлов

                 *     *     *

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

ЗАДАНИЕ.

  1. Какие строки стихотворения кажутся вам наиболее яркими, необычными?
  2. Как они помогают понять идейный смысл стихотворения?
  3. Как оценивает поэт смерть простого солдата, «без званий и наград»?
  4. Какое значение в стихотворении имеет строчка «Руками всех друзей»?

Анализ стихотворения С.Орлова «Его зарыли в шар земной».

Стихотворение  было написано в дни войны, в 1944г. Оно сразу обратило на себя внимание, запомнилось, поразило.

Необычно звучит уже первая строка. Умирает солдат, его хоронят товарищи. «Его зарыли в  …» Как было бы привычно сказать? В яму, в могилу, в землю. А поэт говорит «в шар земной». Этими словами сразу показаны величие, грандиозность подвига простого солдата «без званий и наград». Далее эта мысль продолжается , приобретая поистине космические размеры:

                               Ему как мавзолей земля –

                                на миллион веков,

                                И Млечные Пути пылят

                                вокруг него с боков.

В этих строках - мотив вечной памяти. Вся земля – мавзолей. А мавзолеи строят выдающимся людям. Положен солдат «руками всех друзей…». Орлов воспевает солдатскую дружбу, фронтовое братство. Когда солдата хоронят, к нему  будто прикасаются руки «всех друзей», прощаясь. Они тоже причастны к подвигу солдата, его боевые друзья.

 Итак, стихотворение  - о подвиге простого солдата. В нём воспевается бессмертие и память, дружба и мир, но в нём есть и Космос, и Вечность, т.е. подвиг солдата так велик, сто никогда не будет забыт, раз весь земной шар стал мавзолеем солдата.

Послушайте, как его оценивают критики-профессионалы:

«Шар земной – мавзолей солдату – вот образ, который (на эмоциональной основе) поднимает стихотворение к высотам поэтического обобщения, к высотам искусства»  (Ал.Михайлов «Тайны поэзии»).



Предварительный просмотр:

                                 М.Дудин

              Соловьи.

О мёртвых мы поговорим потом.

Смерть на войне обычна и сурова.

И всё-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова.

Не говорим. Не поднимая глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас

Остался только пепел, да упрямо

Обветренные скулы сведены.

Трёхсотпятидесятый день войны.

Ещё рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки били пулемёты…

Вот это место. Здесь он умирал –

Товарищ мой из пулемётной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас, и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошёл с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.

Запри все чувства сразу на защёлку.

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защёлкал.

Потом сильней, входя в горячий пыл,

Как будто настежь вырвавшись из плена,

Как будто сразу обо всём забыл,

Высвистывая тонкие колена

Мир раскрывался. Набухал росой

Как будто бы ещё едва означась,

Здесь рядом с нами возникал другой

В каком-то новом сочетанье качеств.

Как время, по траншеям тёк песок.

К воде тянулись корни у обрыва,

И ландыш, приподнявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва.

Ещё минута. Задыми сирень

Клубами фиолетового дыма.

Она пришла обескуражить день.

Она везде. Она непроходима.

Ещё мгновенье. Перекосит рот

От сердце раздирающего крика, -

Но успокойся, посмотри: цветёт,

Цветёт на минном поле земляника.

Лесная яблонь осыпает цвет,

Пропитан воздух ландышем  и мятой…

А соловей свистит. Ему в ответ

Ещё – второй, ещё – четвёртый, пятый.

Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжёлым громыхающим снарядом.

А мир гремит на сотни вёрст окрест,

Как будто смерти  не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.

Весь этот лес листом и корнем каждым,

Ни капли не сочувствуя беде,

С невероятной, яростною жаждой

Тянулся к солнцу,  к жизни и к  воде.

Да, это жизнь. Её живые звенья,

Её крутой, бурлящий водоём.

Мы, кажется, забыли на мгновенье

О друге умирающем своём.

Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся острого лица.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас  и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем более

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: «Ребята, напишите Поле:

У нас сегодня пели соловьи».

И сразу канул в омут тишины

Трёхсотпятидесятый день войны.

Он не дожил, не долюбил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом. Я в одном окопе,

Как он о Поле, о тебе мечтал.

И может быть, в песке, в разрытой глине,

Захлёбываясь в собственной крови,

Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине:

У нас сегодня пели соловьи».

И полетит письмо из этих мест

Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

Пусть даже так. Потом просохнут слёзы,

И не со мной, так с кем-нибудь вдвоём

У той поджигородовской берёзы

Ты всмотришься в зелёный водоём.

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет

И облака потянутся гуртом.

Я славлю смерть во имя нашей жизни.

О мёртвых мы поговорим потом.

                                                1942г.

Лирико-романтическая баллада М.Дудина «Соловьи» - одно из лучших лирических стихотворений военных лет.

Дошло свидетельство о том, как было воспринято стихотворение солдатами, находящимися на переднем крае, такими же защитниками Родины, как умирающий герой стихотворения, как его товарищ.

«Я познакомился со стихами М.Дудина на крохотном бугорке, возвышавшемся среди Синявинских болот. Какой-то шутник назвал этот бугорок на торфяном поле «островом Святой Елены». Сюда можно было пробраться лишь поздней ночью, когда небо серело и немцы не могли вести прицельный огонь. Мы лежали в неглубоком, по колено, окопе. Со всех сторон нас осаждали несметные стаи комаров, и, пренебрегая запретом, солдаты почти не выпускали изо рта длинные, как патроны для противотанковых ружей, махорочные цигарки в палец толщиной.

  В одной из газет, предназначенных для изготовления этих цигарок, я и увидел дудинских «Соловьёв». Трудно передать ощущение от первого прочтения их. Стихи не просто взволновали. Они сразу же сделали автора нашим другом. Далеко не все солдаты, оборонявшие «остров Святой Елены», были любителями поэзии. Но и они оказались во власти её. Они нисколько не сомневались в том, что стихи сочинил их однополчанин, ибо такое и так мог написать лишь человек с переднего края».

   Молдавский Дм.   О Михаиле Дудине, блокаде, стихах  на войне и нашем поколении. – Л., 1965. –с.32.



Предварительный просмотр:

М.Луконин

ОБЕЛИСК.

Вы думаете – нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне.

А вы грустите.

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы…

Тогда простите.

Да. Это было всё со мной,

Я помню, было.

Тяжёлой пулей разрывной

Меня подмыло.

Но на поверхности земной

Я здесь упрямо.

Я только не хожу домой.

Прости мне, мама.

Нельзя с бессменного поста

мне отлучиться,

Поручена мне высота

всей жизни мира.

А если отошёл бы я

иль глянул мимо –

Представьте,

что бы на земле могло случиться!

Да, если только отойду –

нахлынут, воя,

как в том задымленном году,

громя с разбега,

пройдут мимо меня

вот тут,

топча живое,

кровавым пальцем отведут

все стрелки века.

Назад – во времена до вас,

цветы детсада,

за часом час –

до Волжской ГЭС ещё задолго,

так – год за годом –

в те года у Сталинграда,

в года,

когда до самых звёзд горела Волга.

В год сорок …

В самый первый бой,

в огонь под Минском,

в жар первой раны пулевой

в год сорок первый…

Нет, я упал тогда в бою с великой верой,

и ветер временем гудит над обелиском.

                                         Приложение 4.

Не жертва, не потеря я –

ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

угроза жизни –

живой

я бы пошёл опять

навстречу  снова!

Нас много у тебя, страна,

да, нас немало.

Мы – это весь простор земной

в разливе света.

Я с вами.

Надо мной шумит моя победа.

А то, что не иду домой,

прости мне, мама.

   ЗАДАНИЕ.

  1. Почему стихотворение называется «Обелиск»?
  2. Чем вы объясните, что оно построено в форме лирического монолога?
  3. Какое настроение помогает создать эта особенность композиции?
  4. Перечитайте финал стихотворения (со слов «Не жертва, не потеря я…»). Какое чувство в нём выражено?
  5. Определите идею стихотворения.

Анализ стихотворения М.Луконина «Обелиск»

Стихотворение  Мих.Луконина «Обелиск» написано в 1963г. Обелиск-памятник, монумент солдату, не вернувшемуся с войны. Силой поэзии, он, погибший, остаётся с живыми, на своём своём боевом посту, чтобы быть с людьми, помогать им. Стихотворение написано в форме лирического монолога. Солдат-обелиск  обращается к живущим:

    Вы думаете -  нет меня,

    что я не с вами?

    Ты, мама, плачешь обо мне

    А вы грустите,

    Вы говорите обо мне,

    звеня словами.

    А если и забыли вы…

    Тогда простите.

Такая форма придаёт стихотворению особую взволнованность, искренность.

Погибший солдат продолжает осознавать свою высокую ответственность:

     Нельзя с бессменного поста

     мне отлучиться,

     Поручена мне высота

     всей жизни мира.

Он не хочет, чтобы его жалели, оплакивали:

        Не жертва, не потеря я -

        Ложь, что ни слово.

        Не оскорбляйте вы меня

        шумихой тризны.

        Да если бы вернулась вспять

        угроза жизни –

         живой

         я бы пошёл опять

         навстречу снова.

Он всегда с нами, он чувствует, как «ветер времени гудит над обелиском». И каждый из тех, кто погиб в годы войны, оставаясь в нашей память, всегда с нами:

           Нас много у тебя, страна,

           да, нас немало.

           Мы – это весь простор земной

           в разливе света.

           Я с вами.

           Надо мной шумит моя победа.

          А то, что не иду домой,

          прости мне, мама.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэзия Великой Отечественной войны Урок литературы

Слайд 2

Солдаты мы. И это наша слава, Погибших и вернувшихся назад. Мы сами рассказать должны по праву О нашем поколении солдат. Ник. Старшинов «Сороковые, роковые»

Слайд 3

Писатели вместе со всем народом встали на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и пулемёт … и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры, мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение. А среди них особую роль играла поэзия, которая помогала людям жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу. В золотой фонд русской литературы вошли произведения, созданные в годы войны поэтами Исаковским и Твардовским, Симоновым и Сурковым, Ахматовой и Пастернаком, Берггольц и Друниной.

Слайд 4

С.Гудзенко Н.Майоров И.Уткин П.Шубин Г.Суворов М.Кульчицкий Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н.Майоров. «Мы». 1940

Слайд 5

Д.Самойлов Сороковые Сороковые, роковые, военные и фронтовые, Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Слайд 6

Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Слайд 7

«А МЫ ПРОШЛИ ПО ЭТОЙ ЖИЗНИ ПРОСТО …» Сергей Орлов «Я, может быть, какой-нибудь эпитет – И тот нашёл в воронках под огнём»

Слайд 8

Сергей Орлов. Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля – На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжёлые гремят, Ветра разбег берут. Давным – давно окончен бой.. Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей…

Слайд 9

Трёхсотпятидесятый день войны. Ещё рассвет по листьям не дрожал, И для острастки били пулемёты… Вот это место. Здесь он умирал – Товарищ мой из пулемётной роты. Смотрел на нас, и молча ждал конца, И как-то улыбался неумело. Загар сначала отошёл с лица, Потом оно, темнея, каменело. Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней. Запри все чувства сразу на защёлку. Вот тут и появился соловей, Несмело и томительно защёлкал. Мих . Дудин Соловьи.

Слайд 10

Нельзя с бессменного поста м не отлучиться, п оручена мне высота в сей жизни мира. М.Луконин Я с вами. Надо мной шумит моя победа. А то, что не иду домой, п рости мне, мама.

Слайд 11

Над облаками и веками Бессмертной музыке хвала – Россия русскими руками Себя спасла и мир спасла. Сияет солнце, вьётся знамя, И те же вещие слова: «Ребята, не Москва ль за нами?» Нет, много больше, чем Москва! Г.Иванов, 1945г

Слайд 12

12 Девятое мая – великая дата! Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом, Когда бы и прадеды наши и деды Для нас не добыли великой Победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

Образовательная программа « Сороковые, роковые, военные и фронтовые» (Тема Великой Отечественной войны в литературе и музыке)

Программа рассчитана на обучение воспитанников 4-9  классов  в возрасте  от 9 до 15 лет.Срок реализации программы-1 год.Условия приема: по результатам собеседования и прослушивания, а т...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...