Уроки по творчеству М. Булгакова в 9 классе
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Курова Елена Ивановна
Предлагается два урока по повести М. Булгакова "Собачье сердце".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_m.bulgakov_.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : М. А. Булгаков «Собачье сердце». Обзор содержания.

Цели: провести обзор повести

                            Ход урока:

  1. Изучение новой темы.

1) Слово учителя о М. Булгакове и его повести «Собачье сердце».

М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии; учился в гимназии, увлекался театром, пересмотрел все спектакли.

Это увлечение повлияло на творчество Булгакова – он автор ярких драматических произведений.

В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского уезда Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».

– Единственный ли это случай в русской литературе, когда врач становится писателем? (Нет, не единственный. Врачами были и Чехов – любимый писатель Булгакова, и Вересаев, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.)

фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой.

Сатирические произведения Булгакова  слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть «Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята во время обыска 7 мая 1926 г. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал свое заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры.

 Написана в 1925г., опубликована – 1987.

Жанр – фантастика, сатирический памфлет (остросатирич. произв)

– Основной конфликт –между профессором Преображенским и его детищем Шариковым.

Композиция – 8 глав и эпилог.

2) О чем же идет речь в повести? Сюжет повести :

- Повесть рассказывает об идее очеловечивания животных и  идее улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор  Преображенский. профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовище с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова,  угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.

(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)

Основные образы: профессор Преображенский, доктор Борменталь, Шариков.

Дом зад : прочитать повесть

Тема урока :  Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова « Собачье сердце».

Цель: углубить и закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать актуальность произведения М.А.Булгакова.

                                           Ход урока:

1. Опрос:

                 - Когда была написана повесть Булгакова «Собачье сердце»?

                 - Жанр произведения?

                 - Композиция?

                 - Основной конфликт?

                 - Сюжет повести?

  2. Беседа:

- Опишите Шарика в момент встречи с профессором.   (думает, читает, рассуждает, разбирается в людях, наблюдательный)

- Как Шарик относился к профессору?   ( с почтением, главное божество, с преданностью)Встреча с профессором спасает его от голодной смерти.

- В какое время происходит формирование собаки в человека?   (с 23 декабря по 6 января,  от Сочельника до Рождества) 

- Когда обратное превращение? ( Весной, в марте).

Обратите внимание на символичность этих дат.

(Это похоже на пародию: « рождение» Шарикова совпадает с рождеством,  «воскрешение» пса Шарика – с весною, возможно, с пасхой).

- Какие этапы становления проходит «новый человек»?   ( лексикон пополняется бранными словами, курение, семечки, балалайка, пьянство, воровство)

- О чем спорят профессор и доктор?   (Борменталь: у него собачье сердце, Преображенский: человеческое сердце)

- Как теперь Шариков отн-ся к профессору?   (утратил звание божества)

- Что особенно тревожит обитателей квартиры?   (наглость, хамство, не хочет учиться хорошим манерам)

Вывод: Шариков взял самые плохие качества и усобаки, и у человека

Эксперимент привел к созданию монстра, к-ый не остановится ни перед чем

        В результате из добродушного пса получился лгун, пьяница и грубиян.     Он уже требует себе документы, собирается жениться

- Как реагирует Шариков на попытки привить ему элементарные культурные навыки?

«..Все у вас как на параде.. салфетку – туда , галстук – сюда, да « извините», да « пожалуйста- мерси», а так по –настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».

 Шариков с каждым днем становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. Он испытывает воздействие слова. Он становится объектом словесных атак Швондера, который защищает интересы Шарикова « как труженика».

-Как Шариков вслед за Швондером упрекает профессора, вспомните?

(«…один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных  ящиках питание ищет»).

Шариков не понимает, что все это стоит денег, а деньги нужно зарабатывать, что и делает профессор Преображенский, принимая в день несколько десятков человек.

Принцип Шарикова прост : зачем работать, если можно « взять и поделить». Швондер тоже своего рода Шариков.  миллионам людей внушали: чтобы стать хозяином жизни, не нужно прилагать никаких усилий, любой пролетарий обречен быть таковым в силу своего происхождения. Это и вызывает взрыв возмущения у Преображенского и Борменталя.(Безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для  новой жизни и власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать).

- Доволен ли профессор результатами эксперимента?   (крайне раздражен, легче было провести саму операцию, чем перевоспитать уже сложившегося человека, профессор вынужден защищать свою жизнь. Борменталь готов даже на физическое уничтожение монстра. )

-  Как вы считаете, какие проблемы волнует автора « Собачьего сердца» в первую очередь?

(Булгакова волнует тема ответственности за результаты своих экспериментов. Его волнует небывалый социальный эксперимент, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента  оказались неожиданными и трагичны ми. Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу.)

Автор предостерегает об ответственности ученого за эксперимент. Любой опыт д.б. продуман до конца. Профессор признает свою ошибку, опасность своих опытов.    

-  Как Булгакову удается показать  абсурдность этой идеи?

( С помощью фантастического сюжета.  Жанр фантастики позволил благополучно разрешить ситуацию.)

- Мыс вами пришли к мнению, что профессор Преображенский скептически относится к революционному процессу. Но, оказывается, что этот консерватор-профессор, категорически отвергающий революционное переустройство мир.вдруг сам оказывается в роли революционера. Новый строй стремится из старого « человеческого материала» сотворить нового человека.  Ф.Ф. идет еще дальше: он намерен сделать человека, да еще и высокой культуры и нравственности из собаки.

- В чем актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы?

Булгаков в мире своего героя, профессора Преображенского, показывает мучительные размышления над результатами произведенной им операции. Он пришел к выводу, что Шариков – насилие над природой).

- Найдите в тексте и зачитайте размышления профессора по этому поводу.

(«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить кого угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!.. Человечество само заботится об этом ив эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. ..Мое  открытие, черти б его съели,.. стоит ровно один ломанный грош…)

- А что вы думаете о клонировании?

- Как вы  считаете, есть ли вина Преображенского ( не как хирурга!) в сознании Шарикова?

(Да, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве).

-  Ради чего написана повесть?

(Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться  в природу? Какими путями нужно идти, чтобы  мир стал лучше, добрее, гуманнее?).

-  В чем смысл финала повести?

Итак, профессор Преображенский, выведя новую породу человека, хочет воздействовать на Шарикова словами, но безрезультатно. А вот у Швондера  это получилось сразу, и Шариков понял, что он «труженик», «Труженик» уже потому, что у него нет собственности, а работать, по его мнению, не нужно – достаточно «взять все да поделить». Швондер борется за душу Шарикова, прививая ему  наглость, высокомерие к культуре. Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель.

 Анализ художественных особенностей повести.

1) «Говорящие» фамилии – традиционный прием писателей-сатириков. Попытайтесь «расшифровать» их.

Фамилия Преображенский от слова «преобразовать»

2) В повести несколько рассказчиков. Кто выступает рассказчиками?

3) Символика повести, точная хронология. Проследите ее.

– С какими православными праздниками совпадают «рождение» и «смерть» Шарикова? Как с этой точки зрения высвечивается символика повести?

– Какие события в повести описаны реалистически, а какие – фантастически?

 Сюжет повести позволяет автору использовать прием речевой характеристики.

 Повествованию свойственна афористичность. Найдите такие примеры в речи как отрицательных, так и положительных героев.

 Некоторые образы повести стали нарицательными. Какие это образы?

Д\З: подготовить письменный ответ на один из предложенных вопросов:

«В чем смысл финала повести?»   « Актуальность повести « Собачье сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе "Жизнь и творчество М.Булгакова"

Разработка урока по литературе "Жизнь и творчество М.Булгакова"...

Презентации к урокам по творчеству М.А.Булгакова в 9 классе, конспекты уроков

Методическую разработку выполнила  учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской областиБушигина Ирина Борисовна Литература 9 классСистема уроков но творчеству М.А.Булга...

система уроков по творчеству булгакова в 11 классе

Папка содержит конспекты уроков по темам: "Биография М.А. Булгакова", "Творческая история романа "Мастер и Маргарита", "Ершалаимские главы", "Сатирическое изображение Москвы", "Судьба Мастера", "Нечис...

Уроки по творчеству Бунина в 11 классе.

Урок 1. Иван Алексеевич Бунин. «Антоновские яблоки»(1900). Цели урока:1)    Научить определять тему и идею текста.2)    Научить раскрытию внутреннего мира писателя ч...

Тест по творчеству М.Булгакова, 11 класс, литература.

Тест по творчеству Михаила Булгакова,11 класс, литература, содержит три варианта работы с ответами....

Вводный урок по творчеству Островского в 10 классе

Урок включает презентацию, которая может сопроводить лекцию учителя о жизни и творчестве писателя...