Модуль уроков по комедии Грибоедова "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе по теме

Целеполагание к модулю и на каждый урок отдельно, интересные разнообразные формы работы, содержательные уроки, предполагающие диалог учителя и учеников, целостность восприятия произведения, приемы оценивания и самооценивания - отличительные особенности данного модуля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Грибоедов «Горе от ума» (10кл., 4 урока)

Вступление

  В модуле по обозначенной в заголовке теме предполагается дать 4 урока.

Цели модуля:

- обучающая: дать представление о произведении Грибоедова «Горе от ума»,                  

                       о жизни и творчестве писателя, о разных взглядах критиков на    

                       данное произведение;

                       способствовать выработке своей точке зрения на произведение,

                       которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.    

- развивающая: умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и

                           одноклассниками – вступать в диалог, задавать вопросы,

                           выдвигать и отстаивать свою точку зрения;

                           навыки делового партнерского общения, монологической и

                           диалогической речи, артистические умения.

- воспитывающая: воспитание толерантности в классе.

  Цели модуля будут осуществляться на протяжении всех уроков, несколько расширяясь специфически для каждого из них.

  При достижении поставленных целей планируется также способствовать развитию мышления, внимания, памяти, культуры речи учащихся, что оговаривается в целях, поставленных для каждого урока индивидуально.

Примечания

1) Учащиеся заранее распределены по группам, их 3. Распределились, вытаскивая номер своей будущей группы. Сформированные таким образом группы выбирают лидера.

2) Учитель заранее настраивает ребят на нестандартную форму проведения уроков по произведению «Горе от ума», по итогам которых каждый учащийся получит оценку в зависимости от количества набранных баллов, которые будет заносить в свой маршрутный лист, заранее начерченный в тетради. (Полный макет см. в Приложении №1).

№п/п

Задания

Самооценка

Оценка группы

 Соревнование идет не только индивидуальное, но и между группами, для чего каждая из них получает маршрутный лист группы. (Полный макет см. в Приложении №2).

№п/п

Задания

Результат  

Ф.И. активных уч-ся

3) Группы к первому уроку заранее получили от учителя задания: найти определения литературоведческих понятий и выписать их, умея объяснить и ориентироваться в них (на первом уроке работа с понятиями, которые уже были известны учащимся, будет являться входным контролем); подготовить по одному сообщению от группы: «Жизнь и творчество Грибоедова», «Грибоедовская Москва», «Комедия «Горе от ума».

   Таким образом, вместе с учителем группы составляют общий сценарий 1 урока. Также учитель рассказывает, что ждет ребят на последующих уроках: нужно разыграть понравившийся отрывок комедии или прочитать наизусть монолог, хорошо ориентироваться в тексте, чтобы результат группы был высоким, написать сочинение и т.д. При необходимости учитель делится литературой.

    В случае пропуска урока ученик должен его отработать – сделать записи а тетради, выполнить некоторые задания, предложенные на уроке, чтобы получить за пропущенный урок свои баллы. Он также может выполнить творческое задание, за которые тоже может получить баллы.

4) На последнем уроке подводятся итоги групповых маршрутных листов. Выявляется группа-лидер, которая получает грамоту. Оценки ставятся с учетом результатов индивидуальных листов после проверки сочинений, записей в тетрадях; чтобы увеличить количество баллов, ученик может подготовить творческое задание: нарисовать героев произведения, прочитать монолог, составить кроссворд по творчеству Грибоедова (не менее 20 слов). После проверки всего материала учитель подводит итог – выявляется лучший знаток творчества Грибоедова, который получает похвальный лист.

!! если вести такую практику по ходу изучения нескольких произведений, можно создать «клуб знатоков», куда войдут лучшие по итогам уроков знатоки, набравшие больше всего баллов. Им можно будет предложить подготовить литературное мероприятие по пройденным темам.

  Таким образом, до урока (и на первом уроке в том числе) будет создаваться положительная мотивация учащихся, а конструктивный «дух соперничества» приведет к плодотворным результатам.   

Урок №1

Общая тема: Творчество А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума».

Тема урока: Нравы Грибоедовской Москвы. Знакомство с творчеством                      

                     А.С.Грибоедова (1794(5) – 1829г.г.)

Цели: - обучающая: дать представление о жизненном пути и творчестве  

                                  Грибоедова, о Москве и нравах современного ему

                                  общества;

                                  повторить некоторые необходимые литературные        

                                  понятия;

                                  кратко ознакомить учащихся с комедией (афиша).  

           - развивающая: развивать культуру речи при выступлениях;

                                      развивать умение конспектировать важные моменты

                                      вслед за речью учителя или выступающего;

                                      умение инициировать учебное взаимодействие с

                                      учителем и одноклассниками – вступать в диалог,

                                      задавать вопросы, навыки монологической речи.

           -воспитывающая: воспитывать позитивное отношение к изучаемому

                                          произведению, умение слушать товарища.

Оборудование: доска с заранее записанными данными (ФИО писателя,

                           годы его жизни, название произведения), литературными

                           понятиями, домашним заданием;

                           на доске – портрет Грибоедова, картины, характеризующие  

                           жизнь Москвы того времени;

                           на учительском столе выставка всей литературы, которую      

                           можно использовать при подготовке: словари, книги,    

                           критика, в центре – комедия «Горе от ума»;

                           маршрутные листы для групп и написанные в тетрадях

                           индивидуальные маршрутные листы учащихся;

?

?

                           карточки      (хочу спросить) и      (хочу сказать) для групп.

Ход урока.

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Слово учителя.

    Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством Александра Сергеевича Грибоедова. Но перед этим давайте вспомним, что мы уже знаем о драматическом произведении, ведь мы будем изучать комедию «Горе от ума».

3. Этап входного контроля.

    На доске записаны литературные термины: драма, комедия, трагедия, акт, ремарка, мизансцена, сцена, явление, драматический конфликт, завязка действия, кульминация, развязка действия. Ученики сначала устно объясняют их значения, потом участники каждой из групп записывают на доске найденные их точные определения, а остальные записывают коротко в тетрадь.

4. Д/з: к 3 уроку задание по группам – чтение наизусть одного из монологов либо инсценировка понравившегося отрывка из комедии (учитываются выразительность, игра, одежда, чтение наизусть или с листа). К 4 уроку написать сочинение. Темы даны на выбор: «Чацкий, Софья и Молчалин – любовный ли треугольник?»; «Мир Фамусовых и Чацкого – кто из них счастливее?»; «Чацкий: горе от ума или горе уму?»; «Главный герой произведения – кто он? (Чацкий, Софья или общество Фамусовых)».  

5. Чтобы узнать о Грибоедове  и его комедии «Горе от ума», я попросила каждую из групп приготовить сообщения. Ваша задача, слушая их, конспектировать важные, на ваш взгляд, моменты. После выступления вы можете, пользуясь карточками, задавать вопросы или дополнять услышанное. Конспекты, вопросы, сообщения – это баллы группы и каждого из вас. По итогам наших уроков все получат оценки в зависимости от набранных баллов, соревнуетесь вы и группами.

    За учительский стол садятся 3 представителя от каждой группы с сообщениями. Когда наступает их очередь говорить – встают. По ходу выступлений обращается внимание на портрет Грибоедова, картины московской жизни книги на учительском столе. После каждого выступления учащиеся могут задавать вопросы и дополнять услышанное.

Примерный план выступлений.

«Жизнь и творчество Грибоедова». Александр Сергеевич родился в Москве в обедневшей дворянской семье. Воспитанием его занималась мать, не жалея средств на образование. Он окончил философское и юридическое отделение Московского университета. Грибоедов знает четыре языка, владеет музыкальными инструментами. Его страстное увлечение науками идет вразрез с представлениями о них матери – для нее это средство к карьере. Так семейный конфликт стал основой будущей комедии «Горе от ума». Был на войне, служил в Коллегии иностранных дел. ссылка в Персию из-за участие секундантом в дуэли. Награжден за дипломатические успехи, послан в Персию министром. Убит в Тегеране в ходе бунта.

«Грибоедовская Москва». В сочетании грибоедовская Москва заключено топографическое (название города, места действия – Москва), историческое и нравственное содержание. Это Москва барская, пережившая пожар 1812года, живущая не по моде, а по старине, по законам русского хлебосольства. Московский уклад жизни – устоявшийся, традиционный, размеренный. А люди, привыкшие к устойчивости, беспокоятся по поводу новых веяний. Взгляд не в будущее, а в прошлое, в молодость.

«Творческая история комедии «Горе от ума». Первоначальное название «Горе уму». План комедии был сделан в 1816г., потом автор изменил и уничтожил некоторых героев, например, жену Фамусова, модницу и аристократку. Перед написанием плана автору снилось, будто он рассказывает друзьям о своей комедии и читает ее отрывки. Написав часть произведения, он прочел отрывок другу С.Н.Бегичеву, и отреагировал на его замечания, уничтожив этот отрывок – он переписал его снова. В процессе чтений комедии друзьям, Грибоедов совершенствует текст, стиль. Комедия была популярна, ее не разрешили ставить на сцене. Полное, без цензуры, издание вышло лишь в 1862г. О критическом реализме. 

6. Слово учителя.

  Итак, мы узнали много интересного. Теперь давайте проверим, что вы записали. Лидеры проверят наличие записей в ваших тетрадях и вместе вы выставите баллы группе и каждому человеку отдельно. (Во время этой работы учитель является консультантом. Работа не должна занять много времени).  

7. Изучение афиши произведения, которая в течение урока была на столах учеников. Говорящие фамилии.

8. Итоги.

Соответствие урока поставленным целям

- обучающие: ученики повторили данные на уроке литературные понятия, поработали с ними как устно, так и письменно, участвовала и визуальная память – определения были записаны на доске. Это одновременно стало входным контролем – ребята знали данные понятия раньше, теперь восстановили их в памяти, это пригодится для изучения комедии далее. Ученики получили представления о жизни писателя и его произведения; для этого было сделано несколько устных сообщений на заранее заданные темы. Было обращено внимание на афишу комедии – первичное знакомство с ее героями.

- развивающие: следя за речью выступающих, ребята конспектировали важные моменты в тетрадь, записи затем проверялись в группах. Это служит запоминанию и осмыслению услышанного материала, что облегчит работу групп далее. Речь выступающих оценивалась как устный рассказ интересного материала, выстроенный связно и логично, учитывалась культура речи. Ученики задавали вопросы выступающим, вступая с ним в диалог.

- воспитывающая: выполняя задания учителя, слушая и вступая в диалог с выступающими, ребята учились слушать товарища внимательно, вникая в сообщение. То, что о биографии писателя рассказывал не учитель, а ученики, передавая информацию своими словами, способствовало развитию интереса к произведению и позитивного к нему отношения.

  Таким образом, поставленные цели достигнуты.  

Урок №2

Тема урока: По страницам комедии Грибоедова.

Цели: - обучающая: ознакомить учащихся с интересными взглядами

                                  критиков на произведение;

                                  способствовать выработке своей точки зрения на

                                  произведение с помощью работы с подобранным          

                                  материалом.

           - развивающая: развивать умение кратко конспектировать важный

                                      материал, отстаивать свою точку зрения;

                                      навыки делового партнерского общения, умение

                                      вступать в диалог;

                                      развивать мышление, связную речь, внимание, память.

           -воспитывающая: воспитывать умение прислушиваться к мнению

                                          товарища, уважение к мнению других людей.

Ход урока.

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Учитель раздает группам карточки с заданиями, которые нужно выполнить за 15 минут, напоминая, что оценивается работа учащихся и группы, что при оценке будут проверяться записи учеников, сделанные на уроке.

3. Группы выступают с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение к данному вопросу. Происходит обсуждение, другие группы могут задавать вопросы, высказывать свое мнение, нужно кратко записывать в тетрадь основные мысли выступающих. Ученикам разъясняется, что работа на этом уроке поможет им в написании сочинений. Если учитель видит, что в группе кто-то не работает, дает индивидуальное задание, можно из вопросов, данных другим группам.

4. Подводятся итоги, лидеры групп проверяют записи учеников, вместе выставляют баллы ученикам и группе в целом. Результаты групп оглашаются в конце урока, возможно их выставление на доске, на плакате, который будет висеть на протяжении всех уроков по данной теме.

    Близость вопросов для групп помогает выработать целостное представление о героях произведения, на основе разных точек зрения критиков и учеников выработать свое отношение к комедии. В зависимости от специфики класса учитель может изменить количество заданий, что-то задать на дом и т.д.

    Если ученики выполняли индивидуальные работы – сдают их, задача учителя – проверить до конца урока и сказать результат.

    Если останется время – учитель отвечает на вопросы учеников по поводу инсценировки отрывка комедии, сочинений или является консультантом в подведении итогов и выставлении групповых и индивидуальных баллов.

    Если времени урока не хватит, учитель либо может заранее сократить вопросы, либо перенести часть обсуждения на следующий урок.

Задания по карточкам

1 группа

1) Комедия Грибоедова насыщена крылатыми выражениями. Найдите их в речи Чацкого, охарактеризуйте его речь, эмоциональность, особенности.

2) В первой четверти 19 в. одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки. Один из них, пользуясь благосклонностью родителей девушки, оказывается персонажем отрицательным, наделенным какими-то пороками, а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону. В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.

    Согласны ли вы, что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимает Чацкий, а положительного – Молчалин? Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста.

3) Б.Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня из общества… Поведение барышни судили весьма строго… Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом… И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе… мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали… Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы?.. Единственное, любовь этой девушки…»

    Что за бунт устроила Софья и кого же все-таки она любит? Как по-вашему, любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали»?

4) Какова завязка действия в комедии?

2 группа

1) Комедия Грибоедова насыщена крылатыми выражениями. Найдите их в речи Фамусова, охарактеризуйте его речь, эмоциональность, особенности.

2) Обратитесь к эпизоду, когда графиня, войдя в комнату, полную людей, скажет бабушке: «Ах, grand maman! Ну кто так рано приезжает? Мы первые!» что хотел показать этим эпизодом Грибоедов – характер внучки, которая «зла, в девках целый век», или атмосферу, характерную для общества Фамусова? Происходит ли единение общества (обратитесь к сцене признания всеми гостями сумасшествия Чацкого)? Если да, то какова его причина?

3) А.С.Пушкин в письме А.А.Бестужеву писал: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым)… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это?.. Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и т.п…».

  Исходя из этих слов, дайте характеристику поведению Чацкого – его горе - от ума (живого и пылкого, но не принятого обществом) или происшедшее – горе его уму (он оригинален, но совсем не с теми, кто это оценит, чего герой не может понять)?

4) Расскажите о кульминации в комедии.

3 группа

1) Комедия Грибоедова насыщена крылатыми выражениями. Найдите их в речи Скалозуба, охарактеризуйте его речь, эмоциональность, особенности.

2) С точки зрения современной Грибоедову комедийной интриги, злоключения главного героя должны были служить его развенчанию в глазах тех, от кого зависит судьба его возлюбленной. Выполняет ли в «Горе от ума» эту роль Чацкий и играет ли он роль отрицательного персонажа, терпящего моральное поражение в борьбе за руку девушки с более достойным претендентом – Молчалиным? Свою точку зрения докажите примерами из текста.

3) И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме («…Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это?..»). Но Чацкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием… Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин…».

  О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения).

4) Какова развязка комедии?

 

Соответствие урока поставленным целям

- обучающие: ученики работали с подобранным учителем критическим материалом в группах, отвечая на поставленные перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, выступили перед другими группами. Вопросы примерно близки для каждой из групп, что позволило учащимся выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы.

- развивающие: работая с материалом, ответы своей и других групп ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину критических взглядов, сформировать свое отношение к ним, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Работа в группе помогла развитию навыков делового партнерского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связная речь и т.д.

- воспитывающая: дискутируя, ребята все же прислушивались к чужому мнению как в группах, так и в межгрупповой работе, с чем-то соглашались, уважительно относились к чужому мнению, в спорных моментах на выручку приходил учитель. Так достигались на уроке «толерантные» цели.

  Таким образом, поставленные цели достигнуты.  

Урок №3

Тема урока: Я – герой комедии «Горе от ума».

Цели: - обучающая: продолжить осваивать основы сценической речи

                                  (интонация, произношение, мимика, жесты);

                                   выяснить уровень знания текста учениками.

           - развивающая: умение партнерского общения, артистические умения;

                                      развивать мышление, связную речь, внимание, память.

           -воспитывающая: воспитывать доброжелательность к людям.

Ход урока.

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Группы показывают домашнее задание – отрывок из комедии или чтение монолога. Остальные ученики являются критиками или режиссерами – они должны серьезно и по заслугам оценить работу товарищей: интонацию, жесты, уверенность в себе, костюм, чтение наизусть. Также они могут задать вопросы героям произведения.

  Учитель до этого урока был консультантом, и в начале урока тоже объясняет, как нужно вести себя «на сцене».

3. Происходит оценка индивидуального вклада в работу группы. Посовещавшись с группой, лидеры объявляют о своих оценках двум остальным группам. Итоги суммируются, в маршрут группы выставляется средний балл.

4. Учитель объявляет, что следующий урок станет заключительным, и просит вовремя отработать пропущенные занятия, принести сочинения, творческие работы по желанию (если ученик видит, что у него получится низкий результат, он может нарисовать героев, придумать кроссворд и т.д.). ученики задают вопросы.

5. Мини-игра на знание текста. Учитель задает вопросы группам поочередно.

Примерные вопросы.

*Как звали секретаря Фамусова, жившего у него в доме? (Молчалин)

*Сколько лет назад Чацкий покинул Москву? (3 года)

*Сколько лет Софье теперь, во время действия комедии? (17 лет)

*К кому обращены слова Чацкого: «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед»? (Софье)

*О каком чине мечтает Скалозуб? («Мне только бы досталось в генералы»)

*От чего Софья потеряла сознание перед приемом гостей? (Молчалин упал с лошади)

*О ком слова: «Лгунишка он, картежник, вор… Да мастер услужить» (Загорецкий)

*О ком слова: «Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» (Чацкий)

*Кто произносит слова: «Да, мочи нет: мильон терзаний груди от дружеских тисков…» (Чацкий)

*Из-за чего происходит размолвка Софьи с Молчалиным?

*Как решил судьбу дочери Фамусов в конце комедии?

*Что волнует Фамусова в этой истории больше всего?

6. Итоги, выставление баллов в группах.

 

Соответствие урока поставленным целям

- обучающие: осваивая основы сценической речи, ребята выступили в роли актеров, показывая понравившиеся отрывки из комедии, могли задать вопросы участникам сценок. Это, так же как и игра на знание текста, способствовало выяснению уровня прочтения комедии.

- развивающие: ребята указанным способом развивали свои артистические умения. При подготовке сценки, ее проигрыванию, обсуждению развивалось умение партнерского общения. Оценивая и мотивируя оценку, ребята должны были связно объяснить свое решение, принятое при взаимодействии в группах.

- воспитывающая: оценивая подготовку, игру, ответы на вопросы, группы подходили к этому с позиции доброжелательности, а не ревности из-за количества поставленных баллов. На это была направлена работа учителя, при взаимодействии с которым ребята стремились уважать работу других.

  Таким образом, поставленные цели достигнуты.

Урок №4

Тема урока: Прощаясь с комедией «Горе от ума»...

Цели: - обучающая: закрепить знания, полученные учениками;

                                   сформировать общее представление о комедии;

                                   продолжить обучение навыкам написания сочинения.

           - развивающая: развивать навыки делового партнерского общения;

                                      умение инициировать учебное взаимодействие   с      

                                      учителем и одноклассниками – вступать в диалог,  

                                      задавать вопросы. Монологическая речь.

           -воспитывающая: воспитывать умение слушать других.

Ход урока.

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Учитель просит учеников сесть не привычными группами, а объединиться ребятам с одинаковыми темами сочинений. Если какая-то группа будет очень большой, она разбивается еще на подгруппы. Задача ребят поделиться мыслями по поводу произведения, написания сочинения.

!! До урока учитель проверяет наличие у учеников сочинения. Если его не окажется, ученик либо садится писать его самостоятельно прямо на уроке, либо отвечает на специальные вопросы, заранее заготовленные учителем. Это могут быть ранее уже заданные вопросы, либо вопросы, близкие к теме сочинения.

3. Ребята, поделясь таким образом своим опытом, отвечают на вопросы:

Сложно ли было работать на уроках по творчеству Грибоедова? Что нового вы узнали о своих способностях (выступать перед классом, читать монологи, писать сочинение самому)? Есть ли в ваших сочинениях похожие мысли и как они выражены в разных работах? К каким выводам вы пришли, прочитав комедию, поработав над ней и написав сочинение? Кратко сформулируйте ответ на поставленный в названии вашего сочинения вопрос, опираясь на ваши работы.

 4. Ребята отвечают вслух на предложенные вопросы. По желанию учитель может изменить их. Здесь же могут быть представлены выполненные творческие работы ребят, если они есть. Таким образом, они делятся впечатлениями от произведения, проделанной работы, слушают интересные мысли товарищей, писавших сочинение на другую тему. Формируют окончательное представление о произведении.

5. Этап выходного контроля и рефлексии   

   Ученики пишут тест или отгадывают кроссворд. Учитель может либо предоставить ученикам самостоятельно выбрать вариант контроля, либо раздать тесты более сильным ученикам, а кроссворды – более слабым.  (макет см. в Приложении №3) После его сдачи в тетрадях заполняют таблицу, образовав изначальные 3 группы:

Что мне понравилось, что я узнал

Что я бы хотел еще узнать

Могу посоветовать

 

6. Подводим итоги – выявляем группу-лидера, который получает грамоту. «Знатока» мы выявим на следующем уроке, когда будут проверены сочинения.

Соответствие урока поставленным целям

- обучающие: закрепляя знания на этапе выходного контроля, ученики пишут тест или отгадывают кроссворд. Общее представление о комедии они высказали в сочинении и при работе в группах, объединенных по темам сочинения, еще раз проговорив его. Учитель ответил на вопросы учеников по написанию сочинений, напомнив о правилах его написания, что было сделано и на предыдущем уроке. На этапе рефлексии ученик высказал свое отношение к модулю, сделав записи в таблице, что очень важно для учителя.

- развивающие: ребята объединились в другие группы в соответствии с выбранными темами для сочинений. Это позволило пообщаться в группе с другими учениками, вступить в диалог, решить возникшие вопросы, осуществить партнерское общение с учениками, ранее бывшими в других группах. Краткие устные монологические сообщения по итогам такого совещания позволят закрепить названные выше умения.

- воспитывающая: ребята делились впечатлениями от уроков и полученных знаний по итогам работы в группах, остальные слушали внимательно, сравнивая сказанное со своими впечатлениями.

  Таким образом, поставленные цели достигнуты.

Заключение

Итак, по итогам модуля поставленные цели были выполнены следующим образом:

- обучающая: было дано представление о комедии, жизни и творчестве писателя посредством устных монологических сообщений учеников; взгляды критиков на произведение ученики обсуждали сначала в группах, а потом при межгрупповом общении, что способствовало выработке своей точки зрения на произведение. Позиция учеников была осмыслена в ходе уроков и закреплена в сочинении, тему которого ученик выбирает сам в зависимости от интереса к каждой из них. Таким образом, каждый ученик, поработав на уроке в группе или выполняя индивидуальные задания, выступая от группы с ответом, написав сочинение, усвоил тему. Это было проверено как качеством сочинения (ученик высказывал свои мысли, пользовался пройденным материалом, доказывал свою точку зрения), так и написанием теста или решением кроссворда, что являлось формами выходного контроля.  

- развивающая: в ходе уроков ученики по предложенным заданиям работали в группах, делали сообщения, общались как внутри групп, так и осуществляя межгрупповое общение. Они выдвигали и отстаивали свою точку зрения, слушали мнение других, задавали вопросы, вступали в диалог, развивая диалогическую речь, достигая умения инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Также осуществляются навыки делового партнерского общения в группах при обсуждении предложенных вопросов. Выступая с сообщениями, ученики развивают монологическую речь. Артистические умения развиваются при инсценировке отрывков из комедии. Таким образом, каждый ученик либо выступал с устным ответом, либо готовил индивидуальное задание, либо участвовал в сценке, либо активно работал в группе. Учитель следил за тем, чтобы в течение уроков работали все ученики.

- воспитывающая: толерантность складывается из терпимого доброжелательного отношения к другим людям и их труду, умения прислушиваться и уважать мнение других, даже если оно противоположно вашему. Этому на уроках, предусмотренных модулем, и благодаря помощи учителя научились ребята, работая в группах, осуществляя межгрупповую работу, выполняя творческие задания. Интерес к урокам обеспечил и позитивное отношение к произведению. Учитель контролировал все возникавшие споры, ставил ребятам цель общаться культурно, слушая друг друга. Позитивное отношение к произведению выявлялось на каждом уроке – ребята были заинтересованы в их ходе, выполняли все задания, творческие работы по просьбе учителя или самостоятельно. Это отношение можно проследить в сочинениях, написанных ребятами, а также на этапе рефлексии при заполнении каждым учеником предложенной таблицы.

  Таким образом, все поставленные цели выполнены, у каждого ученика проверена степень их достижения в индивидуальном порядке – это зафиксировано в их индивидуальных маршрутных листах и в таблице на этапе рефлексии.

Приложение №1. Маршрутный лист ученика

Ф.И. ученика

№п/п

Задания

Самооценка

Оценка группы

1

Сообщение, вопросы, дополнения

2

Конспект

3

Поиск определений к терминам

4

Общая работа на 1 уроке (итог)

5

Работа по заданиям

6

Дополнения, вопросы

7

Конспект

8

Общая работа на 2 уроке (итог)

9

Сценка, монолог – участие

10

Обсуждение, игра

11

Общая работа на 3 уроке (итог)

12

Творческие работы

13

Индивидуальные работы

14

Обсуждение сочинений

15

Тест

16

Сочинение

17

Общая работа на 4 уроке (итог)

18

                                            Итого:

Оценивание: 0 баллов – никак не участвовал в выполнении задания;

                      1 балл – проявлял интерес, давал советы, но сам не участвовал;

                      2 балла – принимал пассивное участие;

                      3 балла – задание выполнялось при моем непосредственном    

                                       участии.

Оценка: считаем средний балл между «самооценкой» и «оценкой группы».

                «5» - 39 – 34 баллов;

                «4» - 33 – 27 баллов;

                «3» - 26 – 20 баллов;

                «2» - менее 20 баллов.

 

Приложение №2. Маршрутный лист группы

Ф.И. лидера, участников группы

№п/п

Задания

Результат

ФИ активных уч-ся

1

Сообщение, вопросы, дополнения

2

Конспект

3

Поиск определений к терминам

4

Общая работа на 1 уроке (итог)

5

Работа по заданиям

6

Дополнения, вопросы

7

Конспект

8

Общая работа на 2 уроке (итог)

9

Сценка, монолог

10

Обсуждение, игра

11

Общая работа на 3 уроке (итог)

12

Творческие работы

13

Обсуждение сочинений

14

Общая работа на 4 уроке (итог)

15

                                            Итого:

Оценивание: 0 баллов – группа не работала;

                      1 балл – группа совещалась, но вслух не высказывалась;

                      2 балла – группа иногда работала вслух, но неудачно;

                      3 балла – группа работала активно.

Оценка: «5» - 30 – 25 баллов;

                «4» - 24 – 15 баллов;

                «3» - 14 – 8 баллов;

                «2» - менее 7 баллов.

Приложение №3.

Формы выходного контроля – тест или кроссворд.

1) Кроссворд (даны примерные вопросы, по желанию их можно изменить).

1. «Подписано, так с плеч долой». Чьи это слова?

2. Жанр произведения «Горе от ума».

3. «Бессловесный» персонаж, которым недоволен Чацкий.

4. Фамилия Антона Антоныча – лгунишки, картежника и вора.

5. Из-за участия в чем Грибоедов побывал в ссылке?

6. Из чего читатель узнает список действующих лиц, открывая произведение?

7. «Мне только бы досталось в генералы». Кто так говорит?

8. Кто зовет Чацкого на собрание тайного общества?

9. Главный «шут» и обличитель старой Москвы в гостях у Фамусова.

2) Тест (примерные вопросы, их можно заменить или увеличить количество).

 

Список литературы

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт. – сост. Э.Л.Безносов. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – 96с. – (Школьная программа).

2. Жаравина Л.В. Сочинения по литературе. Методическое пособие для учащихся 9-10-х классов. Часть 1. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2001. – 64 с.

3. Каплан И.Е., Пустовойт П.Г. Русская литература 19 в.: Первая половина. Христоматия лит. – крит., мемуарных и эпистолярных материалов. Пособие для учащихся / Сост. И.Е.Каплан, П.Г.Пустовойт. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

4. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2ч. Ч 1 / Ю.В.Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 230с.

5. Литература: Тесты. 9-11 кл.: Учебно-метод. пособие / Авт. – сост. И.М.Михайлова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 112с.

6. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студ. вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Зимин, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов: Под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 120с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по комедии "Недоросль" в 7 классе

В презентации представлена система уроков по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" в 7 классе по программе Г.Меркина...

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Система уроков по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе.

Данная разработка представляет из себя 7 уроков по комедии Гоголя "Ревизор", на которых детально исследуются особенности драматических произведений, речевая характеристика персонажей, раскрытие внутре...

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....

Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.

Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....