Урок-проект в 10 классе «Ф.И.Тютчев – певец природы родного края, поэт-философ, певец любви? »
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Стибунова Елена Владимировна

Проектная деятельность на уроке литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_literature_v_10_klasse.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Старская средняя общеобразовательная школа

Учебный проект

По литературе в 10-А классе

«Ф.И.Тютчев – певец природы родного края, поэт-философ, певец любви? »

                                                                     Подготовила

                                                                     учитель русского языка

                                                                     и литературы

                                                                     Стибунова Е.В

 

Методическое представление

  1. Введение.
  2. Методический паспорт учебного проекта.
  3. Осуществление проекта.
  4. Выводы.
  5. Работы учащихся в рамках учебного проекта.

Введение.

Тема проекта была выбрана в ходе социологического опроса по предмету для последующего углубления знаний учащихся.

Проект по типу деятельности – исследовательский, творческий; по характеру предметно-содержательной области – литературно-творческий монопроект; по характеру координации- с открытой, явной координацией; по характеру контактов – внутренний, долгосрочный(1,5 месяца).

Методический паспорт учебного проекта

Тема проекта: «Ф.И.Тютчев – певец природы  родного края, поэт-философ, певец любви?»  

Предмет: литература.

Класс:      10-а

Количество учащихся: 18

Время работы над проектом: 1,5 месяца.

Форма работы над проектом: внеурочная.

Цели образовательные, воспитательные, развивающие:

- развивать  умение проектировать в процессе изучения литературоведческой проблемы;

- расширить и систематизировать знания о творчестве и жизни Ф.И.Тютчева, создав книгу стихотворений поэта;

- оценить творчество поэта и определить, кто же он: певец природы родного края, поэт-философ, певец любви;

- самостоятельное приобретение новых знаний:

- организация групповой деятельности учащихся.

- воспитывать патриотические чувства гордости за свою малую родину.

Осуществление проекта

I этап. Октябрь 2007г.( с1.10 по 14.10)

Постановка проблемы, начало самостоятельной деятельности,  поиск и информации:

                                                                                                                                   

                                                            Интернет                                 магнитные носители

Поездка в

Овстуг                                поселковая

Школьная                 библиотека

Библиотека

Определение групп с программой поиска

1 группа – «художники»

2 группа – «литературоведы»

3 группа – 1раздел книги «Родной край»

4 группа -  2 раздел книги «Философская лирика»

5 группа – 3 раздел книги «Лирика любви»

II этап с 14 по 20.10.

  1. выбор лидеров-координаторов групп;
  2. обсуждение собранного материала в группах;
  3. распределение ролей;
  4. разработка сценария своей части проекта.

«Художники»: Слитикова М

                          Фандеева К

 

«Литературоведы»: Ефремова Юлия

                                   Ефремова Дарья

«Редактор» I раздела: Кривцова Ю.

«Редактор» II раздела: Лопаткина Лидия

«Редактор» III раздела: Марёхина М.

Составляется согласованный план проекта, создание макета книги.

               III этап – с 21.10 – 10.11.

  1. создание обложки, оформление книги;
  2. сбор материала по темам групп;
  3. написание «Введения»  книги.

            Выход этапа: книга

IV этап -  с 11.11. по 19.11.

  1. подготовка коллективной компьютерной презентации;
  2. рецензирование книги, её презентация.

Выход этапа: коллективная презентация книги.

V этап -  19 ноября 2007 года

Защита проекта по группам с демонстрацией подготовленных материалов.

Продукты использованного проекта:

Книга «Ф.И.Тютчев – певец природы  родного края, поэт-философ, певец любви?»  

                          Компьютерная презентация.

Работа учащихся в рамках учебного проекта

 

Проблема

Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах

Почему?

Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Философская поэзия трудна для восприятия учащимися 15-16 лет

Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах

Что делать?

Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме

Как?

С использованием дифференцированных групповых заданий

С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра)

Что получить? (результат)

Электронная книга учащихся “Ф.И.Тютчев – певец природы родного края, поэт-философ, певец любви?”

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Слово учителя.

- К поэзии Федора Ивановича Тютчева были в разной, но весьма высокой степени внимательны Жуковский и Пушкин, Вяземский и Аксаковы, Некрасов и Фет, Тургенев, Лев Толстой и Фёдор Достоевский, Владимир Соловьев и Максим Горький.

Прошли годы и десятилетия, и имя Ф.И. Тютчева упоминается в первом ряду великих русских поэтов.

Конечно, впечатления современников – лишь взгляд со стороны, и никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого.

Доверим и мы поэту рассказать о себе его стихами

За полвека с лишним Тютчевым написано всего около четырехсот стихотворений, но еще Фет читал на сборнике стихов поэта:

Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов немногих тяжелей.

(В руках – томик стихов Ф.И. Тютчева)

Итак, в течение 1,5 месяцев вы работали над творческим проектом: «Ф.И.Тютчев – певец родного края, поэт-философ, певец любви?»  

   И сегодня вы представляете результат своей работы: книгу стихов поэта, которую вы адресуете будущим 10-классникам.

Заседание редакционного совета объявлено открытым

- Слово предоставляется «художникам»:

-Задача нашей группы -  оформить обложку книги, форзац, разделы книги. Подобрать иллюстрации к стихам. Мы пересмотрели несколько вариантов оформления обложки, форзаца. Были споры. В результате мы остановились на варианте,  который вы сейчас увидите.

                         (выступление прилагается)

Рефлексия: как вы считаете, справились ли художники со своей задачей?

                      Что можно бы посоветовать художникам?

(Например, во 2,3 разделы добавить иллюстраций).

- Переходим к рецензированию содержания книги.

- Слово «литературоведам»:

Ефремова Ю: - Перед нами стояла задача составить введение к книге, чтобы вы увидели поэта в разных ипостасях и ответили на вопрос, кто же он: певец родного края, поэт-философ, певец любви?

В ходе работы мы подобрали критический материал, обсудили его. Остановились на этом варианте.

Ф.И.Тютчев был не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и самобытный, глубокий мыслитель. Природа в его произведениях никогда не бывает просто декорацией. Тютчевская природа – это стихия, бездна, на краю которой обречён жить человек. Поэт верил в её одушевленность, способность чувствовать, понимать и прощать. Миг единения человека и природы – вот высшее блаженство.

Человек слаб, колеблется при любом движении стихий жизни и смерти, любви и ненависти. Любовь для поэта – роковая страсть, чувство мучительное и опасное для обоих любящих, так как оно овладевает человеком, становится страданием.

А.А.Фет писал: «Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!.. Каждое из стихотворений – солнце, то есть самобытный светящийся мир».

Рефлексия: Согласны ли вы с таким вариантом «Введения»?

(например, добавить больше конкретности).

-Переходим к разделу книги.

- Слово редактору I раздела:

- Нас в большей степени заинтересовало творчество Ф.И.Тютчева как певца природы родного края.

В ходе своей работы мы побывали в Овстуге, почувствовали ту атмосферу, в которой жил поэт, писал стихи.

Посмотрим фрагмент нашей поездки.

Мы прочитали стихи поэта о природе Брянщины, работая в библиотеках школы, посёлка,  просмотрели в Интернете, какие стихи Ф.И.Тютчева посвящены родному краю. Мы предлагаем в 1 раздел книги поместить следующие стихи и биографические сведения о поэте.

(выступления прилагаются)

Выступление 1 редактора:

Россия… Проедешь ли, пройдешь ли по её бескрайним просторам – в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и литераторов, прославивших историю края. И если приведут гостя пути-дороги на Брянщину, в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, нам будет о ком и о чем ему рассказать…

На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг – одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи

Здесь в родовом дворянском гнезде, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 23 ноября 1803 года родился второй сын Федор – будущий великий поэт.

Здесь, в Овстуге, под сенью усадебных лип и тополей прошло детство. Впоследствии Тютчев скажет об этом селе   ….

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные,

Где мыслил я и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами,

При свете вечереющего дня,

Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,

Забытого, загадочного счастья!

О, как теперь без веры и участья

Смотрю я на тебя, мой гость минутный,

Куда как чужд ты стал в моих глазах,

Как брат меньшой, умерший в пеленах...

Ах, нет, не здесь, не этот край безлюдный

Был для души моей родимым краем –

Не здесь расцвел, не здесь был величаем

Великий праздник молодости чудной.

Ах, и не в эту землю я сложил

Все, чем я жил и чем я дорожил!

Это стихотворение было написано в с. Овстуг13 июня 1849

Отец Феденьки, воспитанник Петербургского Греческого корпуса, к 22 годам дослужился в гвардии до поручика. Человек рассудительный и здравомыслящий, отличающийся благодушием и мягкостью, он пользовался всеобщим уважением, был радушным и щедрым хозяином.  

Екатерина Львовна обнаружила необыкновенное дарование сына и сумела дать ему хорошее домашнее образование, конечно же, пыталась в мечтах заглянуть в будущее сына. Но не подозревала, что действительность намного превзойдет самые смелые её мечтания: Федор Иванович станет самобытнейшим мыслителем, одним из основателей философской поэзии. Ведь было же что-то в родословном багаже мальчика, что со временем воплотилось в нем – в гражданине, патриоте, поэте.

С ранних лет удивлявший окружающих ясным умом, ласковым и добрым характером, Феденька был всеобщим любимцем и баловнем. Родители поощряли его тягу к знаниям: на десятом году жизни воспитателем к нему был приглашен Семен Егорович Раич – человек образованный, не без успеха занимавшийся переводами латинских и итальянских классиков. «…года через три он уже был не учеником, а товарищем моим, - так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум!» Так в последствии охарактеризует свои взаимоотношения с учеником С.Е. Раич.

После окончания московского университета, в 19 лет Тютчев зачислен на дипломатическую службу и отправлен за границу в Мюнхен.

За 22 года дипломатической службы только 4 короткие свидания с Россией.

Долгая разлука с Родиной и приезд в Овстуг, встреча с родными местами и письма в Овстуг Эрнестине Федоровне, жене: «Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, ах, какие приступы тоски по Родине овладевают мною.»

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля. 

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

   1849 по дороге из Москвы в Овстуг

С сердечной любовью к родной природе, с чутким вниманием, умной печалью пишет Тютчев стихи об осени и зиме, о весне и лете. О грозах и звездах…глядя из окна своего рабочего кабинета в Овстуге автор напишет:

                             Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.                       

                                               1852 год  в Овстуге.

Природа – некий мир, необъятный мир, в котором растворяется и другой необъятный мир – души человеческой. Природа в стихах одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она дышит, чувствует, радуется, грустит. Лес «чудной жизнью блестит»,ночное небо угрюмо, морские волны певучи, «нивы дремлющие зреют»

Все стихотворения Тютчева – о природе, в таком широком понимании слова.

Но важно еще и то, что в стихах Тютчева о природе нетрудно уловить глубокое чувство родного русского пейзажа. 18 августа 1865 г. Дорогой из Дятькова в Овстуг поэт напишет:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

То не угроза и не дума,

То вялый, безотрадный сон.

Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой.

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

Как по условленному знаку,

Вдруг неба вспыхнет полоса,

И быстро выступят из мраку

Поля и дальние леса.

И вот опять все потемнело,

Все стихло в чуткой темноте –

Как бы таинственное дело

Решалось там – на высоте.

 

Есть и еще одна черта в тютчевских стихах о природе. Поэт не только отдавался очарованию мгновения. Ему хотелось охватить природу в целом, объять ее – чувством и мыслью.  

Дочь Тютчева вспоминала: «папа приходил после заката солнца собирать душистый чудоцвет в тишине и в темноте ночи,  и это вызывало в нем неопределённое ощущение таинственности и благодати»

Вывод: Мы считаем, что Ф.И.Тютчев – певец природы родного края.

Рефлексия: Все согласны с содержанием 1 раздела?

(например, можно включить следующие стихотворения)….

- Вы внимательно выслушали редактора 1 раздела и членов редколлегии, чтецов,    Ответьте на вопросы тестов по содержанию 1 раздела (2 мин.)

- Слово редактору 2 раздела.

Наша задача оформить 2 раздел книги: «Тютчев – поэт-философ»

задача нашей группы была довольно сложной, ведь философская поэзия трудна для восприятия. В ходе работы мы прочитали стихотворения,  познакомились с критикой, работали над анализом поэтических текстов. Мы решили предложить следующие стихотворения …

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Тот глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Морское путешествие – это только метафора. А предмет дум поэта назван во втором стихе: «Земная жизнь кругом объята снами». Сон – это путешествие по неведомым просторам подсознания. А сам человек, житель Земли, со всех сторон окружен настоящей бездной- Вселенной. Образ, созданный поэтом,  восхищает. Беспокойство за судьбу планеты, тревога по поводу того, что возобладают силы зла и человечество ждет гибель, эти беспокойство и тревога –

наиболее устойчивые состояния души поэта.

ФОНТАН

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,  

Свергает в брызгах с высоты.

 Тютчев уподобляет человеческий разум фонтану, т.к. тот постоянно работает, как и фонтан. Постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Да, человек смертен, все его помыслы обречены на гибель, но он будет всегда спорить с тем, кто его создал таким. Это одна из тайн человека – «закон непостижимый)

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И  увядание земное

Цветов не  тронет неземных,

И  от полуденного  зноя

Роса не высохнет на них.

И эта  вера не  обманет

Того,   кто  ею  лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

 Кто в искушеньях жизни строгих.

Как вы,  умел,  любя,  страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел, Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Автор верит в то  лучшее, что есть на Земле, верит, что добро живет вечно.

А Природа и человек образуют в лирике глубинное единство, граница между ними проницаема, подвижна. Постижение природы есть созерцание самого себя. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих стихотворений Тютчева, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человека.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Стихи Тютчева о природе всегда с философским подтекстом. И.С.Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию…»  

Поэт, сердцу которого дано было так глубоко высказать себя, высказать так, чтобы другой понял его, понял, чем   живет его сердце. Возможно  высказать себя и быть понятым. “Мысль изреченная есть ложь” - горестный афоризм, обобщающий поэтовы вопросы и выводящий их на новый уровень. Не высказать. Не понять. Почему? Да потому, что чувство, мысль, переживание не до конца выразятся в слове. Душа останется неизреченной. Но коль скоро она хочет высказаться, она обречена на ложь. И это говорит поэт, которому природой и культурой дано всевластие над словом. Поэт говорит, что между душой и словом вечно останется некий зазор, они с трудом накладываются друг на друга. И он, Тютчев, боялся лжи. Прибегал к слову только тогда, когда “не мог молчать”.

     SILENTIUM
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,—
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,—
Питайся ими — и молчи.
Лишь
 жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,—
Внимай их пенью — и молчи!..
<1833>

Вывод: Мы считаем, что Ф.И.Тютчев – это поэт-философ.

Рефлексия: Все согласны с содержанием 2  раздела?

- И вас снова ждёт тест.

- Мы подошли к 3 разделу. Слово редактору 3 раздела.

В ходе работы над проектом мы прочитали стихи поэта о любви, биографию. Побывали в библиотеках,  обсуждали, спорили и в результате этой работы мы предлагаем поместить во 3 разделе следующую информацию и стихотворения…

- Одной из центральных  в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную, трагедий, разочарований.

Тютчев и Амалия

1823 год. Мюнхен. Именно здесь познакомились 20-летний Ф.И.Тютчев и графиня Амалия Лерхенфельд. За год знакомства юная графиня  настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил  жениться. Но русский дворянин  показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано секретарю посольства барону Крюденеру.

Почти через 40 лет, в 1870 г., в Карлсбаде, куда поэт приехал на лечение, Амалия и Федор Иванович встретились снова. Именно тогда – и воспоминанием об этом явилось одно из задушевнейших стихотворений

«Я встретил вас – и все былое»

 Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

 Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

В 1825 г., в 22 года Тютчев сочетался браком с молодой вдовой русского дипломата Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер.  Элеонора подарила ему трех дочерей.

Не раз ты слышала признанье:

«Не стою я любви твоей»

Пускай моё оно созданье –

Но как я беден перед ней…

Перед любовию твоею

Мне больно вспомнить о себе –

Стою, молчу, благоговею

И поклоняюся тебе…

Когда, порой, так умилённо,

С такою верой и мольбой

Невольно клонишь ты колено

Пред колыбелью дорогой,

Где спит она – твоё рожденье-

Твой безымённый херувим,-

Пойми ж и ты моё смиренье

Пред сердцем любящим твоим.   1851

В начале 1833 г. Тютчев увлекся Эрнестиной Дернберг. Своего мужа барона Фрица Дернберга она не любила. Во время первой встречи поэта с Эрнестиной ее муж внезапно почувствовал себя плохо. Прощаясь с Тютчевым, он сказал: «Поручаю вам свою жену».

Многое осталось туманным в истории отношений Тютчева с Эрнестиной. Она уничтожила свою переписку с поэтом.

После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает женя Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».  

 Прошел год. Боль утраты притупилась, и чувство к Эрнестине снова стало точить душу поэта. В июле 1839 г. в Берне Тютчев обвенчался с Дернберг. От этого брака у Тютчева было двое детей.  

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподнимешь вдруг,

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

 Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные  ниц    

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.              

 (Посвящено Эрнестине Тютчевой)

Имя Денисьевой впервые появилось в семейной переписке Тютчевых за 1846 и 1847 годы.  В первый год близости поэта с Денисьевой он писал:

«Я, жалкий чародей перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою –

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром»

Тютчев и Елена Денисьева стали близки с 1850 года. Она была на 23 года моложе поэта.

 Любовь Федора Ивановича и Елены Денисьевой продолжалась в течение четырнадцати лет, до самой ее смерти. У них было трое детей – два сына и дочь.

 Поэта Елена любила страстной любовью. Отчаяние и ревность подточили ее здоровье. Елена Александровна умерла в 38 лет.

Любовь для поэта – это « и блаженство», « и безнадёжность», и напряжённое чувство. Несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец»

«Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…»

(Доверил бумаге свои чувства Федор Тютчев, сломленный смертью своей возлюбленной)

По своему психологическому складу любимая  в «денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь: это героиня любви.

«О,  как убийственно мы любим..»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

 Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Вывод: Мы считаем, что Ф.И.Тютчев – это певец любви,    нежный, страстный. Любимые женщины – музы поэта.

Рефлексия: Все согласны с содержанием 3  раздела?

(например, можно включить следующие стихотворения)….

- Вы были ещё внимательнее, проверим это в ходе теста.

Итог 1: Так кто же он был наш поэт-земляк? певец родного края ,  поэт-философ,  певец любви?

- он был и певец родного края,   и певец любви,  и поэт-философ.

- Поэзия Тютчева  принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, наш поэт-земляк, вдохновенный созерцатель природы, нам дорог Тютчев , чуткий тайновидец человеческого сердца.

Итог 2: Справились мы с поставленной задачей: созданием книги?

- Да, книга создана на диске,  которым воспользуются будущие десятиклассники.

Рефлексия:

----------------------------------------------------------------------------------------

Тесты № 1

  1. В каком году родился Ф.И.Тютчев?
  1. 1803
  2. 1883
  3. 1913
  4. 1805
  1. Родовое имение Тютчевых находилось в:
  1. Ясной  поляне
  2. Спасском  Лутовинове
  3. Овстуге
  4. Москве
  1. Назовите человека, способствовавшего появлению стихов Тютчева в печати:

1. И.С.Гагарин

2. А.С.Пушкин

3. И.С.Тургенев

4. Л.Н.Толстой

4. Сколько лет прожил Тютчев за границей:

  1. пять
  2. десять
  3. двадцать два
  4. сорок

  1. Какое из стихотворений было написано в Овсуге:

1 «Теперь тебе не до стихов…»

2. «Чародейкою зимою…»

3 «Знамя и Слово»

4 «Славянам»

  1. Назовите настоящую фамилию воспитателя Тютчева С.Е.Раича:
  1. Амфитеатров
  2. Аксаков
  3. Петров
  4. Касаткин
  1. Какой художественный приём является одним из главных в изображении природы:
  1. гипербола
  2. аллегория
  3. олицетворение  
  4. анафора

Тесты № 2

  1. Укажите стихотворение Ф.И.Тютчева, в котором прозвучали такие призывы:

 Любуйся ими – и молчи…

 питайся  ими – и молчи…

 Внимай их пенью   – и молчи…

  1. Не то, что мните вы, природа…»
  2. «Silentium!»
  3. «эти бедные селенья…»
  4. «Нам не дано предугадать…»
  1. Кто из перечисленных поэтов является автором стихотворений «Умом Россию не понять…», «как океан объемлет шар земной..»:

  1. Н.А.Некрасов
  2. Ф.И.Тютчев
  3. М.Ю.Лермонтов
  4. А.А.Фет
  1. В каком стихотворении Ф.И.Тютчев говорит о том, что признанье, самоанализ лирики чреваты опасностью распада внутреннего мира человека?
  1. «Наш век»
  2. «Silentium!»
  3. «Её глаза»
  4. «Душа моя – Элизиум теней…»

  1. Какое пушкинское стихотворение перекликается с предпоследней строфой стихотворения Тютчева «Бессонница»:

И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и наше время

Давно забвеньем занесло!

  1. «..Вновь я посетил..»
  2. «Деревня»
  3. «Я вас любил…»
  4. «В Сибирь»
  1. В каком стихотворении Тютчева человеческий разум уподобляется фонтану?
  1. «Ещё земли печален вид…»
  2. Чему бы жизнь нас не учила…»
  3. «Фонтан»
  4. «Эти бедные селенья…»
  1. Кто из русских писателей сказал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию…»?
  1. Н.А.Некрасов
  2. И.С.Тургенев
  3. А.К.Толстой
  4. А.А.Фет

Тесты № 3

  1. Как звали первую любовь поэта?
  1. Эрнестина
  2. Амалия
  3. Елена
  4. Элеонора
  1. Кому Тютчев посвятил стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?

  1. Эрнестина
  2. Амалия
  3. Елена
  4. Элеонора
  5. Как звали первую жену поэта  ?
  1. Эрнестина
  2. Амалия
  3. Елена
  4. Элеонора

6. Кому Тютчев посвятил стихотворение «Я очи знал – о эти очи…»

  1. Эрнестина
  2. Амалия
  3. Елена
  4. Элеонора

7.Назовите стихотворение Тютчева, ставшее известным романсом.

  1. «Есть в осени первоначальной…»
  2. «О чем ты веешь, ветр ночной…»
  3. «Я встретил вас – и всё былое…»
  4. « как хорошо ты, о море ночное…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические тесты по курсу "Природа родного края" для 6 класса

Материал по курсу "Природа, история и культура Ленинградской области" для 6 класса...

"Охрана природы родного края", 6 класс

Презентация к уроку географии "Охрана природы родного края - ХМАО", 6 класс...

программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)

программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)...

Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса

Программные материалы  для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...

Рабочая программа по курсу " Природа родного края" 6 класс. Ленинградская область

Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт...

Мастер-класс «Природа родного края». Старший дошкольный возраст

Актуальность: 2017 год объявлен годом экологии, поэтому тема мастер-класса «Природа родного края».Цель: развивать познавательно-исследовательские и творческие способности дошкольников, нак...