Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

 

Краткая аннотация

 к уроку по литературе

«Роль второстепенных и внесценических персонажей

в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

 

Автор  урока- Петрова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 4» города Саратова.

Цели урока:

-  обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;

-  формирование эстетического восприятия драматического текста;

-   развитие культуры речи;

-   развитие образного мышления.

Задачи урока:

- разработать систему формирования умения оценивать литературно-художественное произведение;

- формировать нравственные ориентиры учащихся;

- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

- активизировать деятельность каждого ученика;

- создать ситуации для творческой активности учащихся в процессе проведения урока;

- развивать творческие способности учащихся;

- показать ценность творческого самовыражения.

Основные умения и навыки:

 

- владеть навыками ведения эвристической беседы;

- владеть элементами исследовательских навыков (поиск, отбор, анализ, обобщение собранных данных);

- владеть элементами, обеспечивающими развитие творческих способностей учащихся (критичность мышления, способность решать проблемы, анализировать творческие ситуации).

Соответствие подачи темы возрастным особенностям детей:

 

Урок по литературе предназначен для учащихся 9 класса. Уровень – учащиеся гимназии;  возраст учащихся – 15-16 лет.

 

Организация деятельности по решению проблем и анализу творческих ситуаций в ходе проведения урока:

 

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная.

 

Условия для реализации урока:

Мультимедийный кабинет

(ноутбук, проектор, экран).

Результативность урока:

 

- усвоение материала большинством учащихся;

- высокая познавательная активность большинства учащихся;

- творческая атмосфера в коллективе;

- овладение навыками исследовательской работы;

- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.

 

В ходе урока реализована организаторская, обучающая и воспитательная деятельность;  изучение языкового и литературоведческого материала связано с формированием навыков культуры речи. Обеспечена практическая  направленность обучения; реализован  принцип научности, наглядности и проблемности; оказано  влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся. Дано представление о комплексном анализе драматического  произведения с учетом дифференцированного подхода к практическому и теоретическому материалу.

Литература:

1.Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975

2.Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

3.Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002

4.Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006

5.Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006

 

 

 

 

             

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon petrova_i.zip2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

Разработка урока

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 4»

Волжского района города Саратова

Петровой Ирины Николаевны

Программа по литературе

для общеобразовательных учреждений

под редакцией А.Г.Кутузова

Учебник – Литература. В мире литературы. 9 класс.:

 учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/

авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев,  Е.С.Романичева и др.;  

под ред. А.Г.Кутузова

Тема урока:

Роль второстепенных и внесценических персонажей

в комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цели урока:

-  обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;

-  формирование эстетического восприятия драматического текста;

-   развитие культуры речи;

-   развитие образного мышления

Саратов – 2012

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Беседа с учащимися. (1-2 слайды)

- В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы.

В чем же нашли воплощение традиционные элементы?

- Какова функция «говорящих фамилий и имен»?

- В чем нашли воплощение новаторские элементы?

- В чем особенность единства действия в пьесе?

 - Почему в комедии отсутствует 5-е действие?

- В чем своеобразие характеров комедии?

- Что вы можете сказать о роли психологического портрета?

- Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?

- Каковы приемы комического в пьесе?

3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе.

3.1. Беседа с учащимися.

- Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается  лишь в репликах и монологах героев комедии?

- В чем особенность второстепенных героев, какова разработка их образов?

- В чем своеобразие внесценических персонажей? Почему они так называются?

3.2.Запись в тетрадях определений. (3-4 слайды)

Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

3.3.  Литературная мозаика. (5 – 10 слайды)

- Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни.

Попробуйте распределить героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой,  и определите их имя.  

Да отойди подальше от дверей,

Сквозной там ветер дует сзади!      (Наталья Дмитриевна)

Вот то-то детки:

Им бал, а батюшка таскайся на поклон;

Танцовщики ужасно стали редки!..      

Он камер-юнкер?                                      (Княгиня)

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку; -

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.                        (Хлёстова)

Как обходительна! добра! мила! проста!

Балы дает нельзя богаче.

От рождества и до поста,

И летом праздники на даче.                                (Татьяна Юрьевна)

А, знаю, помню, слышал.

Как мне не знать?                                         (Загорецкий)

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб…        (Максим Петрович)

3.4. Работа в группах.

Действие 3. Явление 10

Работа в группах:

  1. искусствоведческая группа;
  2. литературоведческая группа;
  3. театральная группа

Задания для 1 группы: проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?  

Итог: составление описания внешности героини.

Задания для 2 группы: проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи.

Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?

Итог: составление описания характера героини.

Задания для 3 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.

Итог: составление визуального образа героини.

3.5. Беседа с учащимися.

- С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж?    (11 слайд)

- Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего?    

(12 слайд)

- Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:

Легко ли в шестьдесят пять лет

Тащиться мне к тебе, племянница?…        (13 слайд)

- Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов?           (14 слайд)

Действие 3. Явление 14

3.6. Распределительная работа

«Старинная пословица не мимо молвится». (15 – 20 слайды)

- Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое:

Ласково слово – половина спасенья.

Сделав худо,  да не всяк правду бает.                                          

Стрижи летают, таковы им и пирожки.                          

Всяк правду знает, кто любит кого.

Слушать  его можно, не жди добра.

Каковы дружки: людей оплетают.

Простота да чистота – что весенний день.

Милее всего, а верить нельзя.

(Ласково слово – что весенний день.

Сделав худо, не жди добра.

Стрижи летают, людей оплетают.

Всяк правду знает, да не всяк правду бает.

Слушать  его можно, а верить нельзя.

Каковы дружки, таковы им и пирожки.

Простота да чистота – половина спасенья.

Милее всего, кто любит кого.)

3.7. Беседа с учащимися.

- Соотнесите пословицы В.Даля с такими персонажами, как Г.N. и Г.D. Какие пословицы точно характеризуют героев и почему?

- Как вы думаете, почему у Г.N. и Г.D. отсутствуют имена?      (21слайд)

- Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?

- Почему все в доме Фамусова поверили в сказанное?                (22 слайд)

- Что можно сказать о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?

Действие 4. Явление 4

3.8. Беседа с учащимися.

- Для чего в комедию введен Репетилов?       (23 слайд)

- Как он сам себя характеризует?

- Как относятся к нему другие персонажи?

- Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча?      (24 слайд)

- Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе?          (25 слайд)

- Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?

3.9. 3.4. Работа в группах.

Действие 2. Явление 1

 Действие 2. Явление 2

Действие 3. Явление 3

Работа в группах:

  1. литературоведческая группа;
  2. театральная группа

Задания для 1 группы: проанализируйте монологи Фамусова,  реплики Молчалина, в которых упоминаются  Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе?

Итог: составление описания характера героя.

Задания для 2 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова

«Вот то-то, все вы гордецы!»

Итог: составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает.

3.10. Беседа с учащимися.

Действие 2. Явление 1

- Чем оставил по себе память Кузьма Петрович?        (26 слайд)

- Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?

- Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле?          (27 слайд)

Действие 2. Явление 2

- Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться?    (28 слайд)

- В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, - «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?

- Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»?        (29 слайд)

- Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?

Действие 3. Явление 3

- Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны?             (30 слайд)

- Как вы понимаете фразу:

Чиновные и должностные

Все ей друзья и все родные?

- Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?

3.11. Итоговые вопросы.     (31 слайд)

- Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии?

-  Какую функцию они несут?

3.12. Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей.         (32 слайд)

Функции второстепенных и внесценических персонажей:

1)создание определенного эмоционального фона;

2)создание собирательного образа временного контекста;

3)создание символического расширения пространства пьесы;

4)создание дополнительной характеристики героев;

5)создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.

4. Обобщение. Итоги урока.

5. Домашнее задание:

Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике».

Список литературы:

1.Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975

2.Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

3.Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002

4.Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006

5.Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль второстепенных персонажей в романе И.А. Гончарова "Обломов"

Данный материал может использоваться при подготовке к уроку литературы в 10 кл по роману И.А. Гончарова "Обломов"...

Роль второстепенных членов предложения

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Роль второстепенных членов предложения"...

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...

Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...

Роль второстепенных членов предложения 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе "Роль второстепенных членов предложения". Эта разработка позволит не только повторить ранее изученный материал, но и совершить маленькие открытия. Ис...

Презентация "Роль второстепенных членов предложения" 8 класс

Презентация к уроку "Роль второстепенных членов предложения". Позволит расцветить урок более яркими красками....