Главные вкладки

    Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
    план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

    Ромм Ирина Геннадьевна

     

    Урок литературы в 10 классе

    Проблема поколений

    (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

     

                                                          Учитель Ромм И.Г.

     

     

    Цели: I.Образовательные:

    1. Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    2. Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения.
    3. Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности.
    4. Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения.
    5. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте.

    II. Развивающие:

    1. Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)
    2. Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию.
    3. Развивать устную и письменную речь учащихся.

    III. Воспитательные:

    1. Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)
    2. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

     

     

    Эпиграф:

    Обломки старых поколений,

    Вы, пережившие свой век:

    Как ваших жалоб, ваших пений

    Неправый праведен упрек!

    Как грустно полусонной тенью,

    С изнеможением в кости,

    Навстречу солнцу и движенью,

    За новым племенем брести!

    Ф.И. Тютчев.

     

    Ход урока:

    1. Вступление. Слово учителя.

             - Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах  и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова.

          Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна? И новое поколение вырубит «вишневый сад» прежних хозяев?

    - Приведите, пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего жизненного опыта. (Дискуссия учащихся).

     

    1. Сообщение темы и целей урока.

    Слово учителя.

    - Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На сегодняшней консультации по литературе мы попытаемся с вами ответить на интересующие вас вопросы:

    • В чем же смысл заглавия романа?
    • Как и почему идет спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами?

          Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и уметь подбирать из текста примеры.

    (Запись на доске. Знать: идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых.

    Уметь: подбирать примеры из текста.)

      -  Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих словах? (Противопоставление)

    - Обратимся к словарю лингвистических терминов. Антитеза - противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик).

    - Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем? (Либеральной аристократии и нигилистов)

    - Обратимся к исторической справке. Нигилизм. Либералы. (Сообщенияуч-ся).

    - Кого из действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю «детей»?

    1. Актуализация знаний.

         - Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа.

    - Каково происхождение и социальная принадлежность героев?

    - Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на основании происхождения и портретного несходства героев? Вывод: Базаров и П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

               - На дом классу было задано составить сравнительную характеристику образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была предложена следующая таблица:

     

    Базаров

    П.П. Кирсанов

    1. Происхождение, социальная принадлежность

     

     

    2.  Портрет

     

     

    3. Речь

     

     

    4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция

     

     

    5. Отношение к любви

     

     

    6. Образ жизни, интересы

     

     

    7. Отношение друг к другу

     

     

     

    - Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу)

    - Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

     (Демократизм Б.: длинные волосы, балахон, красные руки  и утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми ногтями.)

     

     

    IV. Беседа с классом, анализ произведения.

          - В X главе происходит открытый идеологический конфликт между героями. Что движет участниками спора?

           - Выделите основные вопросы спора.

           1 линия – об аристократии и её принципах. Какова позиция героев по этому вопросу?

           2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?

           3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

          - Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и Xглавы).

          4 линия спора – взгляды на искусство и природу.

          - Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

          - Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

          - С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему? Обоснуйте свое мнение.

    1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

    2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит».

    3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».

    4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

    5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем».

    6) «Исправьте общество, и болезней не будет».

     

    - Сопоставьте речь Базарова (простота, близость к народной речи, употребляет поговорки, афоризмы) и Павла Петровича(употребляет иностранные слова, искажает русские слова на иностранный манер).

            

    IV. Подведение итогов урока.

             - Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

    Слово учителя:  

    - Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные  представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

    Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.)

    - Как вы считаете, на чьей стороне автор?

             -   Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

     

             V. Выставление и комментирование оценок.

     

             VI. Домашнее задание.         Объяснить значение слова «нигилизм». Найти сильные и слабые стороны нигилизма Евгения Базарова.  Прочитать главы 13-19, 25-27.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

    1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

    Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

    Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

    Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

    Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

    Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

    Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

    Урок литературы в 10классе по роману Тургенева "Отцы и дети"

    Урок литературы в 10 классе на тему: "Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети". Цель: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением "отцов", научить учащихся ...

    Урок-исследование 10 класс по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

    В уроке представлена технология проектирования учебно-познавательных барьеров...