Увлекательный роман М. Твена "Том Сойер" (урок-игра)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

План-конспект  урока внеклассного чтения. Ребятам предлагаются интересные задания на выявление знаний содержания романа, развитие творческих способностей. Чтобы стать ближе героям книги, учащиеся получают за правильные ответы синие, жёлтые и красные билетики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. Игровой урок по роману Марка Твена « Приключения Тома Сойера».

Цели: - формирование читательской компетенции;

          - знать содержание романа;

          - развивать творческие способности учащихся;

          - уметь пересказывать фрагменты и давать точные ответы на вопросы викторины;

          - развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей;

          - воспитание интереса к творчеству и юмору М. Твена.

Тип урока: внеклассное чтение, систематизация знаний.

Вид – урока: урок-соревнование.

Оборудование: для 1 конкурса: картонная заготовка забора, кисти, гуашь.

                          для  2 конкурса: мешок, верёвки, спички, хлеб.  

                                                         ведро и кисть.

                                                         курительная трубка.

                                                         связка ключей, фонарик, полотенце.

                          Синие, жёлтые и красные билетики.

Ход урока.

1. Орг. момент. Учащиеся делятся на 3 команды. Называют себя.

2.Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Вы познакомились с книгой замечательного американского писателя Марка Твена. Но это имя вымышленное. Сэмюэл Клеменс – такое настоящее имя писателя. А вот всё то, что описывается в книге, имело место быть на самом деле. Городишко, где жили Том и Гек, похож на родной Твену городок Ганнибал. Тётя Поли напоминает мать писателя, а друзья Тома – его детских товарищей. По поведению он мало, чем уступал Тому Сойеру, хотя многие подвиги Тома, писатель всё же досочинил. Отношение к этому герою не может быть однозначным. Безусловно, он пройдоха и озорник, совершающий подвиги ради славы, что подчас больше напоминает хулиганство. Но нельзя не позавидовать его фантазии, безрассудному рыцарству и умению найти выход из самых сложных ситуаций. И вам сегодня предстоит проявить свою смекалку и творчество. Показать знания сюжета романа.

3. Работа по содержанию романа.

А) Викторина (командам по очереди задаются вопросы, за правильный ответ вручается по синему билетику).

  1. В каком городке жил Том Сойер? (Сен-Питсбурге)
  2. Этого невоспитанного скверного мальчишку ненавидели все матери города, потому что их дети души в нём не чаяли? (Гек Финн)
  3. Как звали девочку, в которую Том влюбился с первого взгляда? (Бэкки Тэчер)
  4. Что составляло несчастье всей жизни Тома, п.ч. делало его похожим на девчонку? (локоны)
  5.  Как назывался костюм Тома, который надевался только в воскресные дни? (тот, другой)
  6. Выдача какого приза была редким и достопримечательным событием в городе? (Библии с рисунками Доре)
  7. Как можно было его получить? (нужно было выучить 2000 стихов, за которые давались синие, жёлтые и красные билетики)
  8. Как Тому, не зная стихов, удалось заполучить этот приз? (он поменял все свои ценности, полученные во время покраски забора, на билетики)
  9. Какую страшную болезнь удалось придумать Тому Сойеру, чтобы не идти в школу? (гангрена пальца)

Б). Конкурс маляров. Кто лучше покрасит забор за отведённые 2 минуты? Победителю вручается 1 красный билетик.

В). Узнайте героя по его поступкам. Если узнаётся герой после 1 вопроса, даётся жёлтый билетик, если после второго – красный, после 3 – синий.

1. За его вину был наказан другой.

2. Любил слушать ночной бред.

3. послушный тихоня, не доставлявший неприятностей старшим.

( Сид)

  1. Она носила очки только для важности.
  2. Верила в сны.
  3. Воспитывала сына своей покойной сестры.

( Тётя Поли)

  1. Он был всегда строгий.
  2. Розга и линейка не лежали у него без дела, особенно перед экзаменами.
  3. Его лысину позолотили, а парик стащила спущенная ему на голову кошка.

( учитель)

  1. Любит жевать резинку.
  2. Причина драных волос и ссадин с синяками.
  3. Отвергла медную шишечку.

(Бэкки Тэчер)

Г)Конкурс целителей: Опишите способы сведения бородавок. За полный ответ даётся жёлтый билетик, за неполный - красный, за отдельные примеры – синий билетик.

(1 способ: гнилой пень, в котором скопилась вода;

  2 способ: боб;

  1. способ: дохлая кошка).

Д) Пересказ фрагментов. Выдаются красные билетики.

  1. Расскажите о том, как утонули и воскресли Джо Гарпер, Том Сойер и Гек Финн?
  2. Расскажите, чем закончился поход Гека и Тома на  кладбище с дохлой кошкой?
  3. Расскажите, что случилось с Бекки и Томом во время пикника?

Е) Кому и для чего понадобились следующие предметы? За верные ответы даются жёлтые билетики.

  1. Мешок, верёвки, спички, хлеб (Тому и Геку для добычи клада индейца Джо)
  2. ведро и кисть (Тому и его друзьям для побелки забора)
  3. курительная трубка (Геку, Тому и Джо для игры в разбойников и индейцев)
  4. связка ключей, фонарик и полотенце (Тому, для того чтобы проникнуть в номер гостиницы к индейцу Джо)

Ж). Конкурс клятв. Вспомните, какую клятву дали Том и Гек. Придумайте свою клятву разбойников или пиратов. За лучшую клятву –

жёлтый билетик, за менее удачные – синие билетики.

  1. Рефлексия. Подводятся итоги. 1 красный = 3 синим

                                 1 жёлтый = 6 синим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Лето. Художник Роман Романов.

В учебном фильме использовались репродукции художника Романа Романова, прекрасная музыка П.И.Чайковского.Скачать клип можно здесь: http://www.proshkolu.ru/user/Valti/file/1854889/    12...

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Шаблон для итогового сочинения по роману "Война и мир" на тему "Женский идеал в романе"

Признайтесь, коллеги, многие из нас устали от неграмотных и откровенно слабых сочинений по литературе. А ещё больше мы устали от тех, что подчистую "содраны" с интеренет-просторов (такое сразу видно, ...

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

"Роман отчаяния и надежд" (по роману М.Булгакова)

Урок-семинар по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...