Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву")
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.n.radishchev_puteshestvie_iz_peterburga_v_moskvu.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Пермский край МАОУ «Гимназия №2» г.Перми

Аптракова Елена Александровна (учитель русского языка и литературы)

Тема:     « Путешествие по России »

(по произведению А.Н.Радищева  «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Цели урока: - обобщение знаний учащихся по произведению А.Н.Радищева и включение    экономического аспекта на уроке;

                      -развитие экономического мышления через анализ, обобщения, сравнения;

                      -на примере литературных персонажей, событий общественной жизни                  воспитать чувство патриотизма, ответственности перед обществом.

Оформление урока: - портрет А.Н.Радищева, под ним слова А.С.Пушкина «Человек с                     духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью…»;

                                 -портрет Екатерины 11;

                                 -карта Российской империи во 11 половине ХУ111 века;

                                 -таблица А.Маслоу «Иерархия человеческих потребностей»;

                                 -столбики-указатели;

                                 -музыка: концерт №4 фо минор А.Вивальди.

ПЛАН  УРОКА

  1. Книга А.Н.Радищева и время правления Екатерины 11
  2. Цели и задачи урока.
  3. Панорама быта и нравов различных слоев общества.
  4. Экономическая система крепостной России:

    а) непроизводительные силы:

    –бесправное существование (люди-товар)

    –беззаконие

    –лишение прав и жизни;

    б) способы лишения жизни:

-пополнение казны за счет отнятых средств;

-рекрутские наборы;

-налогообложение.

    в) словарная работа: виды налогов;

    г) казенные и помещичьи крестьяне;

    д) человек и его права;

    е) возможность удовлетворения человеческих потребностей (таблица)

   ж) роль государства.

  1. Актуальность произведения.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание: сочинение-рассуждение.

ХОД УРОКА

  1. Звучит музыка.

Ученица рассказывает о времени правления Екатерины11:

       «Годы царствования Екатерины 11 – это время расцвета абсолютизма. Недаром дворяне назвали это время «золотым веком». Для них это действительно было золотое время, когда привилегии помещиков и крепостной гнет достигли наивысшего развития. Императрица на только усилила власть помещиков над крестьянами, но и старалась умножить число богатых дворян. С этой целью она стала раздавать дворянам казенные земли и государственных крестьян, положение которых политически было абсолютно бесправным.

        Но в переписке с европейскими философами Екатерина 11 рисовала Россию обителью благоденствия и тишины.   «Лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной», - писала Екатерина 11.

     Ученик зачитывает из книги Радищева:

«Жестокосердный помещик! Посмотри на крестьян, тебе подвластных. Не ты ли родишь их в болезни и горести, обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет».

      Ученица: «Все сие клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу      начальства»;

                   «помещиков сочинитель казнит»;

                   «царям грозится плахою»;

                   «Тут рассеивание заразы французской, отвращение от начальства.Сей      

        бунтовщик хуже Пугачева».

Вступительное слово учителя.

        Так отозвалась Екатерина 11 о книге « Путешествие из Петербурга в Москву », о книге замечательного писателя-революционера Александра Николаевича Радищева, которого А.С.Пушкин назвал человеком «с духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью ».

        В своей книге Радищев подверг глубокому анализу и гневному обличению все стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической России. Сегодня, завершая работу над произведением, мы постараемся проанализировать причины экономического упадка крепостнической России. Посмотрим, насколько актуально произведение, написанное более 200-х лет назад. Поговорим о дне сегодняшнем, о закономерностях экономического развития общества, о социально-экономических изменениях, которые в нем произошли.

  ???   На предыдущих уроках мы увидели, что Радищев показал быт и нравы различных слоев общества. Каких же?

         -    придворное и поместное дворянство,

  1. чиновники «Чудово», купцы «Новгорода»,
  2. вельможи, царские прислужники «Спасская полесть»,
  3. административные чины «Зайцово»,
  4. помещики, крестьяне

ВЫВОД: Радищеву потребовалось высокое мужество, чтобы открыто заявить о пороках такого общества, осудить его законы, систему правления.

         Начиная разговор об экономической системе крепостнической России, хочется привести слова шотландского экономиста Адама Смита: «Государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения…»

         ??? Кто же тогда является производительными силами, каково их положение, и какова роль  государства в содержании этих сил? Рассмотрим на примерах.

                Главными производительными силами, несомненно, является народ.

                Каково его положение в государстве?

  1. нищенское существование («Пешки», «Вышний Волочок»)
  2. бесправное существование («Медное»)
  3. беззаконие («крестьянин в законе мертв»)
  4. лишение прав и самой жизни («Пешки»): «Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно».

         ??? Какие же это способы лишения жизни?

  1. своеволие и жестокость помещика;
  2. рекрутские наборы;
  3. налогообложение.

Ученица рассказывает о видах налогов в крепостной России.

         ??? Какой вид более продуктивный и почему? (Оброк, так если мужик не полениться, то себе что-то и останется «Вышний Волочок»).

         Таким образом, Радищев в главе «Любани» выдвигает экономический аргумент:

 « Крепостное право невыгодно с народнохозяйственной точки зрения, т.к. уменьшает количество материальных благ, добываемых трудом народа; подневольный труд на барина менее эффективен, чем труд свободный, когда человек работает на себя».

«Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду? Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным?»

        ???  Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России?

Радищев, однако, отмечает, что есть и прогрессивный момент в положении крестьян. Так он размышляет о казенных и помещичьих крестьянах. В чем выгодность их положения?

        казенные        помещичьи

  1. платят известное                                    1) что господин хочет
  2. судятся с равными                                  2) в законе мертв

          Так Радищев ставит перед нами новую проблему: человек и его права в государстве.

             ??? Что он говорит о праве естественном и праве народном? («Новгород»)

«Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность, защита, благосостояние. Но он кладет оным преграду, становится послушен велениям себе подобного, словом, становится гражданином. Какия же ради вины обуздывает он свои хотения? Почто поставляет над собою власть? Для своея пользы, скажет рассудок; для воея пользы, скажет внутреннее чувствование; для своея пользы, скажет мудрое законоположение.

Против врага своего он защиты и мщения ищет в законе. Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, тогда пользуется гражданин природным правом защищения, сохранности, благосостояния».

Говоря об этом, хочется привести таблицу «Иерархия человеческих потребностей», предложенная А.Маслоу.

 ??? Каков уровень потребностей человека в крепостнической России?

Первые две ступени. На вершину поднимаются лишь одиночки.

В чем причина?

Крепостное право ограничивает возможности человека, не дает свободы и права.

Что главное? Свобода.

                            Заключительное слово. Актуальность произведения.

           Сегодня, в наше нелегкое время мы с вами тоже находимся в зависимости от государства, являясь гражданами.

Имея свободу выбора, слова и т.д. все ли мы поднялись на вершину? Почему? В чем причина?

Очень многое зависит от самого человека. Имея права, не всегда можем ими пользоваться, приходится бороться за свои права. Как у Радищева: «Член общества тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает закон, когда становится злодеем».

Получается, что в книге, написанной более 200 лет назад, мы находим те же проблемы, что волнуют нас сегодня.

  ??? Что еще мы получили в наследство от крепостнической России?

Гл. «София»:

         - поборы на дорогах,

- взяточничество.

Гл. «Спасская полесть»:

  1. использование служебного положения для удовлетворения своих нужд «На казенные денежки дыр много».

Гл. «Выезд», гл. «Тосна», гл. «Любани»:

  1. состояние дорог.

Гл. «Новгород»:

  1. спекуляция ценными бумагами.

         Да, многое описанное в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» можно увидеть и в наши дни. Думаю, что итогом изучения этого произведения и размышлений  о дне сегодняшнем будут ваши домашние сочинения-размышления на тему: «Путешествуя по…(улице, городу, России)».

         Начиная путешествие, Радищев писал: « Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уезвленна стала». Оглянитесь вокруг, что из увиденного возмущает вашу душу, что волнует, что хотелось бы изменить?

           

         Заканчивая разговор, мне бы хотелось еще раз открыть книгу и зачитать слова, обращенные через столетия к нам:

«…сей день да будет знаменитейшим в летописях наших…

Не медлите, возлюбленные мои.

Время летит: дни наши переходят в недействии.

Да не скончаема жизни нашея…

Да не воспользуется тем потомство наше, да не пожнет венца нашего и с презрением о нас да не скажет: они были».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Театрализованный урок - размышление по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»Цель – углубить знания учащихся о жизни и творчестве РадищеваЗадачи:образовательная –...

А.Н.Радижев. "Путешествие из Петербурга в Москву" Жанровое своеобразие.

Урок-лекция по творчеству А.Н. Радищева в 9 классе...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...

Презентация к уроку "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева".

Презентация содержит материал к уроку в 9 классе по теме: "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева"....

ЗАОЧНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОМАНУ А.Н. РАДИЩЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»

Квест-путешествие –  новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повы...