Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) по теме

Яблокова Елена Леонидовна

Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды  современных школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazhenie_seksualnosti_v_poezii_serebryanogo_veka.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-исследовательская конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее».

Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века

                    Автор: Бельке Ксения Евгеньевна

                                                        Россия, г.п. Пойковский

                                                        Нефтеюганского района

                                                 Тюменской области

                                         МОУ «Средняя                                                                                                                                            

                                                                             общеобразовательная    

                                                                              школа № 1»  11 класс

                                                  Учитель-куратор: Яблокова Елена Леонидовна                          

                                                                                 учитель русского языка и              

                                                                                 литературы

                                                                                 МОБУ «Средняя              

                                                                               общеобразовательная школа № 1»      

                                                                                 г.п. Пойковский  

                                                                                 Нефтеюганского района

                                                                                 Тюменской области.

                                               

2011 год.

 

Содержание:

Введение

1. Основная часть

1.1 Особенности эпохи Серебряного века

     - предпосылки появления

     - кто назвал Серебряным веком?

     - особенности тематики, стихосложения, проблематики

1.2 Интимная и любовная лирика, ее отличия от любовной лирики XVIII и XIX века

1.3 Понятие сексуальности вообще. Актуальность данной темы для современных подростков

1.4 Выражение через слово в поэзии сексуальности

1.5 Обобщение приемов показа сексуальности в стихах

2. Выводы

3. Литература

4. Приложение

Введение

   Конец 19 – начало 20-го века – время, насыщенное различными событиями. Россия переживает расцвет не только в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, но и в культуре, литературе, искусстве, науке. Для эпохи Серебряного века характерно свободомыслие, отрицание старых идеалов, созидание новых «миров». Перевороты происходят в живописи, философии, театральном искусстве, литературе, для которой характерно непременное присутствие мистики. Мистика окрашивала собою вечные темы поэзии: любовь, творчество, природу, Родину и т.п.

   В поэтической системе Серебряного века ничто не  разумеется  само собой: простота и сложность, напевность и разговорность, утонченность и вульгарность в равной мере могут ощущаться как задачи поэта. Расширяются рамки таких понятий, как любовь, эротика, страсть, сексуальность. С русской литературой случилось нечто знаменовавшее решительное изменение всей системы отношения к наиболее интимным сторонам жизни человека. Цензура ожесточенно сопротивлялась, устраивались осуждающие кампании, писатели и критики старой закалки возмущались, но сдвиг всей русской литературы в сторону «модернизма» повлек за собой расширение границ дозволенного в описаниях. Отсюда и возникает вопрос, как и почему эротика в самых различных аспектах стала важнейшей сферой приложения творческих сил многих.

   К проблеме эроса и творчества обращается Николай Бердяев. В своем труде «О человеке, его свободе и духовности», в главе «Размышления об эросе» он утверждает, что необходимо делать различие между эросом и сексом, любовью-эросом и физиологической жизнью пола. Это сферы переплетающиеся, но они различны. Настоящая любовь, по Бердяеву, должна быть свободна. Философ считает, что половое влечение, есть творческая энергия в человеке, утверждает, что эротика есть творчество, а деторождение есть смерть. Все подлинно гениальное – эротично.

   Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что поэзия и культура Серебряного века представляют и сегодня интерес для исследователей. Понятия «женственности», «обаятельности»,  «сексуальности», «эротичности»,  «чувственности», «привлекательности», порой кажущиеся синонимами, оказываются, обозначают разные качества.

Тема исследования: изображение сексуальности в поэзии Серебряного века.

Цель исследования: выяснить приемы и способы показа сексуальности в поэзии серебряного века, исследовав особенности эпохи и узнать взгляды современных подростков на понятие сексуальности.

Исходя из этого, я поставила для себя следующие задачи:

        - узнать о моде и этикете данного времени;

        - изучить стихи поэтов Серебряного века, уделяя внимание описанию поэтами сексуальной привлекательности женщины;

        - рассмотреть несколько точек зрения на понятия «эрос», «эротика», «любовь», «сексуальность» (руководствуясь работами Н. Бердяева, З. Гиппиус, М. Кузмина, М. Цветаевой).

        - обобщить приемы и способы показа сексуальности в стихах и сделать вывод.

        - сделать опрос подростков на понимание сексуальности.

Объект исследования: эпоха Серебряного века.

Предмет исследования: творчество поэтов Серебряного века.

1.1  Особенности эпохи «Серебряного века».

На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем «поэзией Серебряного века». Любой литературный процесс – это система, а не отдельные, пусть даже яркие, но разбросанные факты и судьбы. Серебряный век – тоже определенная система литературной жизни; изнутри организованная совокупность явлений, обстоятельств; живая, меняющаяся, но устойчивая структура. И если подходить к вопросу о границах Серебряного века системно, то они могут быть очерчены довольно явственно: от 90-х годов  XIX века до 1917 года. До этой грани после нее литературная жизнь в России – существенно иная.

        Русская жизнь накануне Серебряного века была двойственна. Это было время уверенного экономического процветания. Принявшаяся за работу послекрепостническая Россия во многом преуспела. Но в этом новом состоянии таилась немалая опасность. С пугающей неотвратимостью «во глубине России» исчезала воспетая когда-то Некрасовым «вековая тишина»: разрушалась российская деревня, расслаивалась, распадалась сословная Россия. От привычного образа жизни «освобождались» десятки миллионов людей, которые должны были искать свою иную судьбу, искать самих себя. Дело в том, что на рубеже XIX-XX вв. в искусстве возникло и усиливалось с каждым годом предчувствие глубокого переворота в порядке мировой жизни – в социальных процессах, в ходе истории. И – во внутренней жизни самих людей. Утрачивались прежние смыслы существования. Люди открывали в себе новые вопросы и тайны, обнаруживали в себе неизвестное – пугающее и меняющее (1).  Все это осознавали и старались раскрыть философия и литература Серебряного века.

        Впервые термин «Серебряный век» или ренессанс употребил Н.Бердяев, характеризуя необыкновенный культурный подъем, который пережила Россия в этот период. Это был бурный расцвет русского модернизма, как стали называть три новых поэтических направления, возникшие в этот период: символизм, акмеизм, футуризм. Они были очень разнообразны, как по форме, так и по содержанию: от солидного, отвергающего познание мира рассудочно-эмоциональным путем символизма и , пропагандирующего «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» акмеизма до эпатирующего советскую публику, развязного, иногда просто хулиганствующего футуризма.

        Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена, многим из которых довелось остаться в ней навечно. Великие поэты той

эпохи, начиная в недрах модернистского течения, очень быстро вырастали из него, поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком, Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими другими.

        Для понимания поэзии Серебряного века надо знать особенности ее художественного мировосприятия. Д.И. Мережковский отмечал: «Наше время можно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний». Искусство Серебряного века, отражавшее заметные перемены в жизни, искало новый язык, новые формы. Когда Маяковский писал: «Улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать», - он передавал это ощущение, охватившее тогда всех – и «улицу», и поэтов.

        Русская поэзия этих лет поднимает на новые вершины стиховой культуры, преобразуя поэтический язык и обнаруживая в нем такие звучания, каких не было у предшественников. Звучание слова становится добавочной силой поэзии, выражением ее духа, энергии, выражающейся из оков «смысловых» значений слова (1).

        Серебряный век  - время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей Серебряного века, считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом». Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближает русскую культуру Серебряного века и психоанализ. Разработкой психоанализа занимался философ Зигмунд Фрейд, идеи которого также повлияли на поэзию Серебряного века (см. приложение №1).

        Бердяев в статье «Смысл творчества» рассматривал проблему пола и творчества, считая, что должен наступить новый природный порядок, в котором творчество победит – «пол рождающий преобразится в пол творящий» (см. приложение №2).

        Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей Серебряного века трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

1.2  Интимная и любовная лирика, ее отличия от любовной лирики XVIII и XIX века.

Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной. Так или иначе, любовная лирика затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока жив человек) всех.

        Лирика Серебряного века многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. Серебряный век – это целое созвездие поэтов. Поэтов – музыкантов. Стихи Серебряного века - это музыка слов.

        Для каждого поэта эпохи Серебряного века любовь воспринимается по-разному. Господствующая синестезия (см. приложение №3) и синтетичность творчества Серебряного века создали основу для своеобразного деления поэтов на поэтов «чистой живописи» и художников голоса. По мнению поэта и критика М. Волошина художники голоса разделяются в зависимости от характера этого голоса, он выделяет такие оттенки, как «драматический», «музыкальный» и «интимный». Звуки интимного голоса М. Волошин находит в лирике А. Блока, наблюдая воспроизведение «интимного трепета, вложенного в стихи», но не нашедшего отражения во внешнем облике А. Блока. Традиционная тема романтической любви-служения продолжила в «Стихах о Прекрасной даме» то новое для русской поэзии содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Соловьева о слиянии с «Вечно-женственным» в «Божественном всеединстве».

        Лирическому сознанию К. Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия неустанная погоня за «мигами красоты». Образы его поэзии мимолетны и неустойчивы. Бальмонт показал нам, как глубоко может лирика вскрывать тайны человеческой души. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни даже Тютчев и Фет не смели с такой беспощадностью раскрывать перед читателем свою душу и с такой жестокой искренностью освещать все ее потаенные глубины.

В любовных стихах Брюсова преобладают экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, поэтизация индивидуализма и творческой фантазии (3). Страсть к женщине для Брюсова становится важнейшей ступенью на пути становления поэта, потому что это приоткрывает дверцу в ранее неизведанное (см. приложение №4).

Страсть, эротика, любовь открывала для Брюсова и для многих поэтов Серебряного века дверь в иную поэзию, поэзию новую, охватывающую иные грани человеческого естества (см. приложение №5).  На место рационалистической поэзии приходит поэзия живая, яркая, и без страстей и эроса, по мнению Брюсова, такая поэзия невозможна.

         Любовь занимает центральное место в мировоззрении многих художников слова. Так, например, подлинная любовь может быть только между равными; там, где одни сильней других, а другие слабее, не может быть настоящей любви (см. приложение №6).

Интимная и любовная лирика Серебряного века во многом отличается от любовной лирики XVIII и XIX веков. Поэты XVIII века изображали любовь в основном как чувство прекрасное, взаимное и сладострастное (см. приложение №7).

Поэтами же XIX – начала XX века любовь изображается не только как сладкое и взаимное чувство, но и как источник страдания, ненависти (см. приложение №8).

        Поэты, XVIII века, в отличие от поэтов Серебряного века, изображали любовь как битву, сражение между двумя любящими сердцами, где побеждает любовь и красота. В стихах поэты, как XVIII, так и XIX века восторженно описывают красоту своих возлюбленных, восхищаются ими (см. приложение №9). Если в поэзии Серебряного века поэты воспевали любовь как чувство божественное и священное, то в XIX веке любовь же была враждебна божеству, она греховна, наказуема. Бог не прощает любви, и за любовь прощения у Бога не просят, ибо прощение можно получить только ценой отказа от любви.

        Но общее в любовной лирике XVIII, XIX, и XX веков было то, что поэты воспевали любовь как очень сильное, глубокое чувство, рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое, чувство вечное, бессмертное. Поэты XVIII века говорят о любви еще весьма условно, но это уже громадный шаг вперед, к той искренности, которая поражает в лирике XIX - XX  веков, где преобладает интим и сексуальность.

1.3 Понятие сексуальности вообще. Актуальность данной темы для современных подростков.

        Многие люди, отягощенные предрассудками религиозных институтов, понимают под «сексуальностью» что-то неприличное, то, о чем нельзя говорить. Другие же под сексуальностью понимают часть тела, одежды и многое другое, религия же вообще связывает сексуальность с продолжением рода.

        Сексуальность человека обладает тревожными и захватывающими чертами. Сексуальность – это красота, привлекательность, очарование, то, что может вызвать страсть и желание у противоположного пола. Данная тема была актуальна во все времена, начиная с древности, где у людей уже было стремление привлечь к себе внимание противоположного пола, что породило целую науку обольщения, в которую входило искусство общения, правила этикета, определенные ритуалы сексуального поведения, а также умение украшать себя. Природа сексуальности покоится на притягательности и очаровании тайны, которую содержит в себе представитель другого пола. Поэтому в древности одной из задач моды было подчеркнуть или выгодно оттенить те части человеческого тела, которые представляли сексуальную ценность в глазах представителя данной культуры, вызвать сексуальную заинтересованность окружающих или конкретного лица. Уже много тысяч лет назад появились различные варианты причесок, разнообразных украшений из драгоценных металлов и камней. Также стара культура благовоний. Каждое живое существо имеет свой запах, который определяется биологически активными веществами, воздействующими на подсознательном уровне на психику человека, притягивая либо отталкивая его (см. приложение №10).  

        Представление о наиболее желаемом объекте любви – явление историческое. И, конечно же, время от времени в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется (см. приложение №11).  

        Тема сексуальности затронула все прошлые столетия, начиная с древности и, конечно же, не обошла и XXI век. И в наше время эта тема актуальна как для взрослых, так и для молодежи. Каждая отдельная личность стремится быть привлекательной, сексуальной в глазах противоположного пола, и идет к этому своими, различными путями. Ведь сексуальность каждого конкретного человека – это лишь часть его индивидуальности.

Однако единого стандарта сексуальности как такового быть не может. Ведь представители противоположного пола не могут одинаково реагировать на одни и те же раздражители. То, что привлекает одного, может оттолкнуть другого, а третьего вообще оставить равнодушным. Если бы всех мужчин привлекало одно и то же, оно давно уже было бы измерено, взвешено и признано нормой. Но ведь это не так. В моду поочередно входят то худоба и стройность, то пышные формы, маленький ротик бантиком, то крупные и яркие губы, тонкие, едва заметные или густые и темные брови.

        Женщины для того, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следили за своим телом, одеждой и т.д. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной, то есть этикета, манеры поведения. И в эпоху Серебряного века была определенная мода и этикет (см. приложение №12), способствующие возникновению определенных идеалов, что и отразилось на поэзии того времени.

        

1.4 Выражение через слово в поэзии сексуальности.

До поры до времени сексуально-эротические метафоры и образы в русской культуре тщательно маскировались. В 1890-х годах положение изменилось. Ослабление государственного и цензурного контроля вывело скрытые тенденции, тайное стало явным. Синдром женской сексуальности нашел неоднозначное воплощение в феномене женской лирике, что само по себе допустимо считать показателем определенного сдвига мужского и женского в социокультурном пространстве порубежной эпохи (см. приложение №13).  

        Александр Александрович Блок – выдающийся поэт Серебряного века. «Чело века», как назвал его Андрей Белый. В своем первом сборнике под названием «Стихи о Прекрасной Даме» поэт передает синтез вечной женственности, красоты с реалиями жизни, то есть жизнь земного и «Божественного». Поэт Анненский называл Блока «чемпионом наших молодых». Блок был не только талантливым символистом, но и сам являлся символом. Это была «его эпоха», с буйными страстями, переменчивая, неуловимая, когда преобладали краски, а не полутона и оттенки (см. приложение №14).

У поэтов в стихах большое преобладание цвета (см. приложение №15).  Для Брюсова природные цвета с легкостью переходят в цвета драгоценных камней, висящих на женском теле, и отсюда к теме сексуальности, которая щедро расцвечивается: белые, коралловые, жемчужные зубы, черные, синие глаза, красные губы, желтые, рыжие, золотые волосы – именно так поэт воспринимает женщину (см. приложение №16). Поэты  Серебряного века, изображая сексуальность в своих стихах, уделяли внимание описанию ее глаз, губ и улыбки, рук, речи женщины, походке, таким частям тела, как спина, шея, плечи, талия, а также запаху, ассоциирующимися с данной женщиной (см. приложение №17).         

1.5  Приемы и способы показа сексуальности в стихах.

Изучив творчество 18 поэтов Серебряного века можно сделать вывод о том, что при описании сексуальности, все поэты в первую очередь придают значение описанию глаз и взгляда женщины, то есть для поэтов самое сексуальное в женщине – это глаза. На втором уже месте – сам образ, облик женщины. При описании сексуальности поэты используют все разнообразные средства выразительности от эпитетов, до олицетворений и градаций, чтобы точнее показать читателю образ женщины, ее красоту и сексуальность (см. приложение №18).

        Сделав опрос подростков, учащихся 11-х классов нашей школы, я хотела узнать, что для них понятие сексуальность и что для них сексуально в противоположном поле. Результаты были таковы, что лишь 14,6 % опрошенных правильно понимают понятие сексуальности, как возбудителя инстинктивного чувства, то, что вызывает страсть, влечение к противоположному полу. Также 14,6 % пришли к такому мнению, что сексуальность возбуждает не страсть и желание, а такое глубокое чувство, как любовь. И с этим можно поспорить. Большинство же опрошенных – 48,7 % , считают, что сексуальность – это просто привлекательность, красота человека; понимают сексуальность под внешними и внутренними качествами человека. 12,2 % опрошенных считают, что сексуальность – эта сама страсть, само влечение, а не то, что его вызывает. 7,4 % опрошенных учеников не могут передать словами это понятие, а 2,5 % вообще понимают сексуальность, как средство многого добиться в наше время. Вот такие понятия складываются у современных подростков по поводу сексуальности. На вопрос же  «Что для вас является сексуальным в женщине (мужчине)?» больше всего подростков ответили: «Фигура, тело» (см. приложение №19), то есть внешние данные  у подростков стоят на первом месте в наше время, а не внутренний мир человека, в том числе глаза, которые являются зеркалом души, и которые поэты Серебряного века так чувственно и красиво описывают в своих стихах, воспевая их как символ сексуальности в женщине.

        Поэты, писатели и художники, обращаясь к эротическим темам, изображая сексуальность и страсть, как бы приоткрывали завесу тайны и, образом, рождали что-то новое, до сих пор неизведанное.

2. Выводы:

  1. В эпоху Серебряного века появляется величайший интерес к более интимным сторонам жизни человека.
  2. В это время любая сфера жизнедеятельности человека была связана с освобождением от «старого». Люди открывали в себе неизвестное – пугающее и манящее.
  3. Поэты, писатели и художники обращались к эротическим темам, приоткрывая дверцу в «тайну», таким образом, рождают что-то новое, позволяя раскрыться таким сторонам человеческой натуры, которые были личными, тайными, нераскрытыми для ранее.
  4. Поэты Серебряного века, изображая сексуальность женщины в своих стихах, уделяли внимание описанию ее глаз, губ и улыбки, рук, речи, походке, частям тела: шее, плечам, талии, а также запаху, ассоциирующимся с данной женщиной. При описании поэты используют различные средства выразительности, чтобы точнее и ярче показать читателю образ сексуальной женщины.
  5. Обобщив приемы показа сексуальности в стихах, я увидела, что большое внимание поэтов направлено на глаза, взгляд женщины, то есть глаза для них – самое притягивающее в женщине, символ ее сексуальности.
  6. Сексуальный образ зачастую зависит от моды, этикета данного времени.
  7. Рассмотрев несколько точек зрения на понятия «любовь», «страсть», «сексуальность» (М.Кузмина, В.Брюсова, М.Цветаевой, З.Гиппиус и т.д.) я выяснила, что именно эрос, страсть и сексуальность позволяют ощутить свободу и возвыситься к чему-то неизведанному.
  8. Для поэтов «нового времени» было очевидно, что именно сексуальность (как в поэзии, так и в жизни) – одна из наиболее ярких сфер выявления  «декадентского» начала в человеке, именно через нее отчетливее всего рисуются полярно-противоположные устремления души.

3. Список используемой литературы.

  1. Айзенштейн Е. «И мир был – Бог, и Бог был страсть...» //Нева. – 1999 г. №2
  2. Банникова Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М., 1993 г.
  3. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. – М., 1999 г.
  4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культура и искусство. – М., 1994 г.
  5. Богомолов Н.А. «Литературная репутация и эпоха: случай М. Кузмина» //Новое литературное обозрение. – 1995 г. №11
  6. Богомолов Н.А. Русская литература рубежа веков. – М., 2001 г.
  7. Воспоминания о серебряном веке. - М., 1993 г.
  8. Гиппиус З.Н. Новые материалы. Исследования (редактор-составитель Н.В. Королева). – Н., 2002 г.
  9. Гиппиус З.Н. Дневники. – М., 1999 г.
  10. Парнок С. Собрание стихотворений. – С.П.б; 1998 г.
  11. Поэзия серебряного века. Том 1. «дрофа», издательство «вече» 2002. Н.В. Сечина, Т.Д. Дажина.
  12. Поэзия Серебряного века. Том 1, Том 2, Том 3. Москва, СЛОВО/SLOVO 2001. Д.В. Тевекелян, Н.И. Крайнева.
  13. Поэзия серебряного века в школе: книга для учителя. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. Москва: «Дрофа». 2001.
  14. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Ю.И. Лыссой. 6-е издание. Москва: Мнемозина. 2004.
  15. Цветаева М. Об искусстве. – М., 1991 г.
  16. Эрос. Россия. Серебряный век. – М., 1992 г.
  17. http://www.sochindex.ru/index2.phtml?id=2288&from
  18. http://deir.spb.ru/deir_inform/04/40009.shtml
  19. http://prometheus.kai.ru/sinest2_r.htm
  20. http://socionavtika.narod.ru/staty/deigesis/ch_ber
  21. http://gos-referat.ru/?id=23030
  22. http://www.bolshe.ru/un’t/72/books/6773/
  23. http://proccedings/usu.ru/proccedings/?base=magloo
  24. http://revolution.allbest.ru/literature/00007312_0
  25. http://www.gluki-obrnauki.ru/Pushkin02.html
  26. http://www.i-u.ru/biblio/archive/garin-proroki_iii
  27. http://mediateka.km.ru/etiket_2002/encyclor.asp?
  28. http://www.litra.ru/comporsitions/1465875007608.htm
  29. http://mirrelia.ru/review/
  30. http://ruscore.ru/rqref/partg/item12885.html
  31. http://healh.ramblet.ru/articles/10822
  32. http://www.girlsclub.ru/lubov/54.htm
  33. http://www.4woman.ru/s.php/680.htm
  34. http://iovemi.narod.ru/love1.html
  35. http://auniver.susya.ru/ar1/index/php?pg=7876

4. Приложение

Приложение №1

Понятие «либидо» впервые было введено во взаимоотношения полов Зигмундом Фрейдом. В буквальном переводе латинское слово «либидо» означает желание, влечение, стремление. Либидо, по Фрейду, - это «величайшее из всех наслаждений, доступных нам». В разных контекстах смысл этого слова отождествляется с удовольствием, наслаждением. В современном представлении либидо – это проявление сексуального влечения. Фрейд признает основными внутренними силами, воздействующими на человека – либидо и танатос, соответственно сексуальность и стремление к смерти. Психическая энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом как энергия ЛИБИДО. Фрейд описывал способы превращения ЛИБИДО. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или не разряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии под действием реактивных образований (стыд, мораль). С точки зрения учения о ЛИБИДО процесс психического развития человека есть в своей сущности процесс превращений его сексуального инстинкта. Главным регулятором человеческого поведения служит сознание, и Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. И именно влечения, а не внешние раздражения являются настоящим двигателем прогресса, и раздражение влечения исходит не из внешнего мира, а изнутри организма.

Приложение №2

Он пишет, что «половое влечение есть творческая энергия в человеке …» Существует глубокий антагонизм между творчеством вечного и рождением временного. В падшем мире происходит борьба мужского и женского начал, «мужской и женский принцип ищут не только соединения, но и постоянно борются друг с другом как смертельные враги». По Бердяеву, мужской половой принцип – антропологический, личный, женский – принцип космический, родовой, рождающий. Мужское и женское начало существуют в различной пропорциональности в каждом человеке, поэтому он оказывается раздираемым изнутри бессознательными половыми страстями. В самом общем смысле половая страсть преодолевается и преображается во всяком душевном  и духовном творческом состоянии: «Всякое сильное и творческое вдохновение, душевное и духовное состояние преодолевает и преображает половую страсть».    

Приложение №3

 Слово «синестезия» происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес «анестезии» - отсутствию ощущений).

Синестезия – это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришелся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смещением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства.

Синестезия – это межчувственные связи в психике и результаты их проявлений в конкретных областях искусства: 1) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; 2) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; 3) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми). Так к литературной синестезии относят выражения типа «Флейты звук зорево-голубой» (К. Бальмонт).

Приложение №4

В открытой и напряженной эротике Брюсов искал наиболее верный путь к воссозданию сочетания мечты и повседневности, так как  в мгновенном сближении человеческих тел легче всего ощущается связанность временного и вечного, духовного и плотского. Наиболее эротическим в творчестве Брюсова является цикл «К моей Миньоне». Открытое введение эротических мотивов в поэзии при тогдашней, 90-х г, цензуре было невозможно, и Брюсов был вынужден ограничиваться рамками традиционных приличий. Брюсов формулирует новое представление о значении эротизма для современного писателя: «Какие-то новые пропасти и провалы открылись в стране любви, где казалось, были нанесены на карту все малейшие неровности. Брюсов объявляет одним из «Ключей тайн» - страсть любовную, телесную, плотскую страсть. «Тело, обычно подчиняющееся руководству ума и воли, - в мгновения страсти, как самодержавный властитель, повелевает всем существам человечества. Мы знаем тело только в наших духовных восприятиях, в сознании, - но в страсти обличается для нас вся самостоятельность и независимость телесного». (4) «Любовь исследила до конца, как всякое человеческое, хотя бы и не произвольное создание. Страсть в самой своей сущности загадка: корни ее за миром людей, вне земного нашего. Когда страсть владеет нами, мы близко от тех вечных граней, которыми обойдена наша «голубая тюрьма», наша сферическая, плывущая во времена вселенная. Страсть – та точка, где земной мир прикасается к иным бытиям, всегда закрытая, но дверь в них». (4)

Приложение №5

В своем «Письме к Амазонке» Цветаева пытается проникнуть в самую суть гомоэротических отношений между женщинами, найти их корни и понять причину неизбежного краха. Началом всего она считала поиски Души. По ее мнению, именно душа, на теле противится этой любви.

        К теме гомогенной любви относится и лирика поэтессы Серебряного века С. Парнок. Ее лирика посвящена любви к женщине. Парнок о любви, о страсти к актрисе Максаковой:

Сквозь все, что я делаю, думаю, помню,

                                        Сквозь все голоса вкруг меня и во мне,

      Как миг тишины, что всех шумов огромней,

               Как призвук, как привкус, как проблеск во тьме, -

                                        Как звездами движущее дуновенье, -

                                        Вот так ворвалась ты в мое бытие, -

                                     

«И сколько чудной, женской ласки...»

В ранней любовной лирике Парнок чувствуется сдержанность, атмосфера мысленного слияния:

                                            К голове моей ты клонишь голову,

                                             Чтоб нам думать думою одной.

                                             И нежней вокруг воркуют голуби,

                                             Колыбеля томный твой поной (5)

Лирическая героиня отождествляется с символом высоты , пространственной и духовной, с птицей:

Ты – орлица с ледником Кавказа,

                                                    Где и в зной – зима,

.....................................................................

                                              Седая голова. И облик юный.

                И профиль Данта. И крылатый взгляд. (5)

Лирическая героиня отождествляется с розой, с ветхозаветной Евой, с водяной примесью (русалкой, Лорелеей, существом обвораживающим и губящим, воплощением стихии воды, в котором слилось жизнь-любовь и смерть:

Водяница! Лорелея!

   О, как сладко я болею

            Прозеленью глаз твоих. (5)

Здесь и зеленые глаза, и губительная природа русалок: глагол «болеть» - ослабленная метафора сладкой гибели, которая, по поверьям, русалки несли своим жертвам, заманивая их в воду песнями.

Или

                                                 Зачем же ты волной громадной

                                                 В воображеньи протекла (5)

 В одном из своих стихотворений София Парнок описывает мир первого дня творения. В ее интерпретации это мир страстей, охвативших Бога:

         И тень бросать учились недры,

   И Ева, - лишь успела пасть,

                                                          И семенем кипели недра,

               И мир был Бог, и Бог был страсть.

                                                          Своею ревностью измаял,

            Огнем вливался прямо в кровь...

         Ужель ты выпил всю, Израиль,

          Господню первую любовь?  (5)

С любовью и страданиями от нее связана способность к стихотворчеству: «Кто разлюбит плоть, хладеет к воплощенью», - признавалась Порнок в одном из стихотворений. Плотская любовь нисходит свыше. Она возносит, из-за нее срываются вниз.

        Зинаида Гиппиус воспевает любовь, как высокое чувство, единственное на всю жизнь:

                                                    Мы никогда не изменяем:

   Душа одна – любовь одна.

 Однообразно и пустынно,

                                                    Однообразием сильна,

                     Проходит жизнь... И в жизни длинной

   Любовь одна, всегда одна.

Воспевает любовь неповторимой, сравнивая ее в этом со смертью:

И любим мы одной любовью...

Любовь одна, как смерть одна.

(«Любовь-одна». 1896 г.)

Приложение №6

Зинаида Гиппиус считала, сто женщина – низшее существо, ограниченное своей физиологической натурой. В идеале любовь у поэтессы – это мост, соединяющий духовное и плотское, земное и небесное в человеке. Плотскую любовь она считала грешной, если та не связана Божьей любовью. Однако любовь у Гиппиус трактуется преимущественно, как гомосексуализм. Многие черты творческого и жизненного поведения Гиппиус связано с аидрогенностью. «Женщина – объект поклонения, вожделения, почтения, презрения или отвращения, зверь или Бог. (зверобог)» (6)

        Кузмин считал, что движет к искусству любовь. Любовь к миру, материнству, человеку. И в то же время любовь для него не возможна без духовной общности, без творческого единения.

Приложение №7

Например, как Державин в стихотворении «Пеночка»:

         ... Как сладка, сладка любовь!

                                                    Как приятно восхищенье

                                                    Быть любиму и любить.

У поэта сладострастная любовь в стихотворении «Пчела» появляется в образе пчелы. Любовь в этом стихотворении сладка, как мед: «К меду прилипнув, С ним и умру», от нее невозможно оторваться.

        У Карамзина любовь в стихотворении всегда высокая, очищенная от «бытовой» мишуры. Как, например, в стихотворении «Раиса»:

В восторге, с трепетом сердечным

                                             И с пламенной слезой любви

                                             В твои объятия упала

                                             И сердце отдала тебе.

                                             Душа моя в твою вселилась,

                                             В тебе жила, дышала я;

                                             В твоих глазах я солнце зрела;

                                             Ты был мне образ божества.

Приложение №8

          В поэзии Лермонтова любовь, пройдя стадию страдания, чтобы сохранить свою деятельную силу, превращается в ненависть, порожденную оскорбленной любовью, в ненависть по всему миру:

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней

Один из современников Лермонтова отметил, что его любовь зла и мстительна:

                                                  Страшись любви: она пройдет,

                                                  Она мечтой твой ум встревожит,

                                                  Тоска по ней тебя убьет,

                                                  Ничто воскреснуть не поможет.

Лермонтовская любовная лирика – крик поруганной любви о мщении. Ненависть – это активность поруганной любви. В ненависти любовь стремится к своему возрождению, борется за себя. Вне ненависти она смиряется и погибает.

        Поэтесса Серебряного века Анна Ахматова показывает различные оттенки любовного чувства: встречи и расставания, нежность и самоотверженность, рвущаяся

из сердца радость и тихая грусть. Правда любовь у поэтессы редко бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность, разочарование:

                                                 Настоящую нежность не спутаешь

                                                 Ни с чем, и она тиха.

                                                 Ты напрасно бережно кутаешь

                                                 Мои плечи и грудь в меха.

                                                 И напрасно слова покорные

                                                 Говоришь о первой любви.

                                                 Как я знаю эти упорные

                                                 Ненасытные взгляды твои!

Жгучая мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной, обостренное чувство фальши, разочарование в любимом человеке нашли свое выражение в этом небольшом стихотворении. Очень предметно и ярко показан у поэта строй женской души, которая не может жить без любви, без нежности: «Помолись о нищей, о потерянной о моей живой душе». Лирика Ахматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувством и переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, и волнения, и страдания.

Приложение №9.

Так и в XIX веке поэты, в частности Тютчев, в своих стихах возвышали женщину над мужчиной, считая ее предметом поклонения:

                                                   Перед любовию твоею

        Мне больно вспомнить о себе –

                                                   Стою, молчу, блаюговею

                                                   И поклоняюся тебе...

Также и А.С. Пушкин в стихотворениях обожествляет своих возлюбленных, делает их символами красоты:

  Все в ней гармония, все диво,

                                                 Все выше мира и страстей;

                                                 Она покоится стыдливо

   В красе торжественной своей;

                                                  Она кругом себя взирает:

                                                  Ей нет соперниц, нет подруг;

 Красавиц наших бледный круг

                                                 В ее сиянье исчезает ...

Пушкин воспевает любовь, как чувство бессмертное и глубокое, настолько, что оно остается жить даже при смерти возлюбленной. И самое главное что в стихотворениях звучит вовсе не тоска по живой женщине, ныне умершей, а именно любовь к мертвой, ощущение мертвой, как живой. Образ мертвой возлюбленной включается в общий мотив увядания, болезненности, ущерба.

Приложение №10

То, что запах имеет сексуальную окраску и является одним из самых сильных в природе раздражителей, очень давно поняли на Востоке (особенно на Ближнем Востоке и в Индии), где еще в древности были разработаны мужские и женские ароматические вещества. Женские запахи – аромат хвойных деревьев, полевых цветов и сандалового дерева. В группу мужских ароматов традиционно входит лаванда, амбра, мускус.

Приложение №11

Так, в Средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX  века, таким идеалом в мужском воплощении является рыцарь, а в женском – нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX века и до середины  XX века мужчина, чтобы стать «привлекательным товаром», должен был быть честолюбивым, сильным и агрессивным, для женщины же было привлекательным уметь пить и курить, разбитность, свобода в поведении, кокетство. Но уже позже, с середины  XX столетия идеалом мужчины становится уже другой образ, образ делового, энергичного, терпимого, эрудированного, общительного и доброго человека. Однако идеал женщины как таковой не изменился, по-прежнему привлекала женщина, умеющая пить и курить, со свободным поведением, кокетка, к этому образу лишь добавились скромность и деловитость женщины.

Приложение №12

В конце XIX - начале XX  века в столицах, губернских городах складывается новый слой общества, с гораздо более демократическими манерами. Исчезает тип

аристократа, занятого лишь собой и своими успехами, у дам он – кажется устаревшим, отчасти смешным. Все стремятся заниматься каким-либо делом. Появляются многочисленные «кружки», где общение нередко было довольно бесцеремонным. Возможным и даже желательным считается обсуждение в обществе «больных» вопросов, серьезных тем, чего ранее избегали в общении с дамами. В этот период всеобщего увлечения различными социальными теориями понятия «интеллигент», «интеллигентка» вовсе не означают человека со светскими манерами – наоборот. Среди дам из таких кружков принято называть мужчин по фамилии, принимая у себя поклонников, хозяйки таких салонов ведут себя  с недопустимой ранее фамильярностью, одно время даже распространяется манера кормить кавалеров с ложечки по образу французского полусвета. Нарочитое пренебрежение приличиями характеризует человека как творческую, свободную личность. В аристократическом кругу усиливается английское влияние с его деловитостью и приверженностью к спорту. Появилось стремление к экстравагантности – приемам в ночные часы.

        Даже беглый обзор истории показывает, что существовали удивительные женщины, которые смогли потрясти свою эпоху силой духа, ума и красоты, сумели проявить мужество и решительность, когда от них требовалось преодолеть условия и предрассудки своего времени. И что любопытно: когда женщина молода и красива, она становится предметом вожделения, но в то же время ее отвергают и опасаются, потому что желают ее тайно, скрытно. Молодая и красивая, она становится искусительницей, символом зла! Пожилая женщина, которая уже не может никого обольстить своими чарами, ни для кого не представляет опасности, у нее уже можно попросить совета, и к ней относятся нормально. Но такое отношение несправедливо. Ведь женщина всегда остается одной и той же. Находясь в худших условиях, чем мужчина, она решает сражаться я ним за свои права. Так начинается мучительная борьба, уже не для того, чтобы показать свои достоинства и способности, а для того, чтобы посоревноваться с мужчиной за то место в обществе, которое занимает он.

        В конце XIX века в моде начинается господство стиля модерн. Именно в это время идеал красоты становится более чувственным, что немедленно отразилось на моде. S-образный силуэт платья остается актуальным, так же как и корсеты с турнюрами, однако теперь платье сужается в области колен, делая фигуру русалочьей. Женщина эпохи модерн интенсивно красится, особый акцент, делая на глазах, что придает взгляду декадентскую загадочность. Дама обязана быть

утонченной и мистически изысканной, напоминать хризантему или орхидею. В моде богатый декор – меха, роскошная вышивка, дорогие ткани, кружева, экзотические перья, броская бижутерия и ювелирные украшения, банты и драпировки. Прически трудоемки, сложны и высоки; их увенчивают шляпки с маленькими полями и высокими тульями, украшенные искусственными цветами, фруктами и даже чучелами райских птиц. Но уже в начале XX века представление о красоте резко меняется: идеальная женщина теперь несколько напоминает юношу (неудивительно, ведь дамам стали доступны многие области деятельности, раньше считавшиеся исключительно мужскими). В целом наблюдается сближение мужского и женского облика: эталонная девушка обязана быть спортивной, стройной, загорелой и подвижной. Пышные формы не желательны – в моде плоскогрудость и узкобедрость. Замысловатые и сложные прически уступают место короткой, гладкой стрижке «гарсон». Женственность проявляется в ярком маникюре и макияже (с акцентом на глаза и губы), ухоженных блестящих волосах. В платьях же линия талии становится заниженной, корсеты исчезают, юбка открывает колени, платье висит свободно, не подчеркивая фигуру. И из-за того, что ноги впервые в истории, открыты для обозрения, их красота приобретает большое значение. Особое внимание уделяется чулкам – в моде телесные, розовые, песочные и серые оттенки, обязательно с глянцевым блеском. В связи с демократизацией моды возникает спрос на бижутерию: искусственный жемчуг, сусальное золото, стразы, стеклянные бусы и прочие украшения, доступные широким женским массам.

Приложение №13

          Так, например, сексуальность можно увидеть в любовной лирике Мирры Лохвицкой. Лохвицкая начала говорить от имени женщины так, как до нее не принято говорить, и критика поддавалась на провокацию: в творчестве поэтессы видели лишь «песни страсти», которые заслонили – не только для читательской аудитории, но и для критики – остальное содержание.

Твои уста – два лепестка граната,

Но в них пчела услады не найдет.

                                             Я жадно выпила когда-то

                                             Их пряный хмель, их крепкий лед.

      Твои ресницы – крылья черной ночи,

                                             Но до утра их не смыкает сон.

                                             Я заглянула в эти очи –

                                             И в них мой образ отражен.

                                             Твоя душа – восточная загадка.

               В ней мир чудес, в ней сказка, но не ложь.

  И весь ты – мой, весь без остатка,

                                              Доколе дышишь и живешь.

1899 г.

Сразу по вступлении в литературу Лохвицкая целенаправленно начала создавать собственный, не лишенный сексуальных черт, поэтический образ – образ «темноокой, дивной, сладостно-страстной» Сафо, любвеобильной, «вакханки».

        Темный знак, прожженный поцелуем,

                                             Я храню на мраморе груди.

Детализированное описание внешности героини можно считать своеобразным маркером женской поэзии. Лохвицкую так и воспринимали – как вакханку, разнузданную одалиску, жрицу страсти и т.п., хотя ее поэтический образ не совпадал с реальным. Мирра Лохвицкая по выражению В. Маркова «научила женщин говорить до Ахматовой». Именно ей принадлежало право считаться первой русской поэтессой, которая открыто заговорила о женской сексуальности, понимая ее репрезентацию в своей поэзии как сознательный вызов мужскому.

Приложение №14

                                               И каждый вечер, в час назначенный

                                               Иль это только снится мне?

                                               Девичий стан, шелками схваченный,

                                               В туманном движется окне.

                                               И медленно, пройдя мех пьяными,

                                               Всегда без спутников, одна.

                                               Дыша духами и туманами,

                                               Она садится у окна.

                                               И веют древними поверьями

                                               Ее упругие шелка,

                                               И шляпа с траурными перьями,

                                               И в кольцах узкая рука.

Блок видит вполне реальную земную женщину, которую наделяет сексуальными чертами, чертами, которые считает признаками века: это необычайная пластика образа, чистота линий и обязательное присутствие красоты. Полунамеки, взгляды; поэт как бы ходит около любви, передавая ее волшебство и чарующую прелесть. Разве так говорят о земном? Нет, это почти Божество, уносящееся в прекрасную даль, это символ неземной красоты и жизни. Так постепенно трансформируется образ незнакомки:

                                                И странной близостью закованный,

                                                Смотрю на черную вуаль,

                                                И вижу берег очарованный

                                                И очарованную даль.

Приложение №15

Например: жемчужный – Блещет жемчужной своей наготой (Лохвицкая); желтый – Ты трепещешь, как желтое пламя свечи (Бальмонт); фиолетовый – ты, застывши, горишь в грозовых облаках/- фиолетовых, аспидно-синих (Бальмонт); серый – Серый, как жизнь без рассвета (Северянин); огневой – Нежно ласкать огневые цветы (Бальмонт); изумрудный – Вся изумрудная, с хвостом нарядно-длинным (Бальмонт); каштановый – И яркий луч, попав случайно, Горит в каштановых кудрях (Лохвицкая); лазурный – Она вошла... Лазурный, мягкий свет (Лохвицкая); русый – Своих тяжелых, русых кос (Лохвицкая); рубиновый – В огонь рубиновый одета (Бальмонт); алый – Ты засветишься алой гвоздикой (Бальмонт) и т.д.

Приложение №16

Брюсов вообще восхищается женщиной, за то, что она женщина, ассоциируя ее с «ведьмовским напитком», который жжет страстным огнем, едва попав в уста. Вообще женщина для поэта – образ божества:

      Ты – женщина, ты – книга между книг,

         Ты – свернутый, запечатленный свиток;

   В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

              Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!

    Он жжет огнем, едва в уста проник;

  Но пьющий пламя подавляет крик

      И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права,

    От века убрана короной звездной,

            Ты – в наших безднах образ божества!

           Мы для тебя влечем ярем железный,

        Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся – от века – на тебя!

(«Женщине» 1899 г.)

Приложение №17

Любовная лирика Владимира Соловьева воспевает вечность. Свою любовь он называет «вещей», видит ее среди «нездешних цветов», в «вечном лете».

«Лик твой – как солнце в лучах», - говорит он о женском облике. «Царица», о которой говорит он, предстает избраннику в лазури и небесном пурпуре:

          Вся в лазури сегодня явилась

                                                     Предо мною царица моя...

...............................................................................

                                                     Тихим светом душа засветилась,

       А вдали, дорогая, дымилось

                                                     Злое пламя земного огня.

Почитание Вечной женственности сливает земные образы с неземным идеалом: одни незаметно переходят в другие.

        Как и у Брюсова с Блоком, М. Волошин изображал красоту и привлекательность женщины равную Божеству:

         Ее искал, ее любил в чертах

                                                      Микенской Афродиты.

                                                      Пред нею падал я во прах,

                                                      Целуя пламенные ризы

                                                      Царицы Солнца – Таиах

      И покрывало Монны Лизы.

Очень большое внимание поэтами Серебряного века при описании женщины, ее сексуальной привлекательности уделяется губам, улыбке женщины. Так для Волошина – это книга, в которой можно прочитать всю ее судьбу:

                                           И я читал ее судьбу

                                           В улыбке внутренней зачатья,

                                           В улыбке девушек в гробу,

                                           В улыбке женщин в миг объятья.

(«Она»)

Для О. Мандельштама уста женщины являются объектом влечения и страсти:

И, словно преступление,

                                                     Меня к тебе влечет

                                                     Искусанный в смятенье

Вишневый нежный рот...

(«Я наравне с другими...»)

Вообще образ женщины у Мандельштама точный, красивый и поистине изящный, описывающий все ее тонкости:

Нежнее нежного

                                                            Лицо твое,

                                                            Белее белого

                                                            Твоя рука,

                                                            От мира целого

                                                            Ты далека,

                                                            И все твое –

От неизбежного.

От неизбежного

                                                            Твоя печаль,

                                                             И пальцы рук

Неостывающих,

                                                            И тихий звук

                                                            Неунывающих

                                                            Речей

                                                            И даль

                                                            Твоих очей.

 («Нежнее нежного...»)

Мы видим, что автор обращает внимание читателя на лицо женщины, говоря, что оно «нежнее нежного», на белые руки, но никогда не остывающие, горячие и ее живую, веселую, «неунывающую» речь.

        Борис Пастернак в своих стихах готов восхищаться женщиной веками, он считает, что умение женщины своей красотой сводить с ума – это геройство:

        Быть женщиной – великий шаг,

                                                   Сводить с ума – геройство.

(«Не плачь, не морщь опухших губ»)

Но во всех образах женщин присутствует описание поэтами их глаз, взгляда. Ведь глаза – это зеркало души. И каждый поэт описывает взгляд женщины по-разному, кто-то веселым и ярким, кто холодным и загадочным, а кто сверкающим страстью, как, например, Игорь Северянин:

От грез Кларета – в глазах рубины,

                                            Рубины страсти, фиалки нег.

Струятся взоры... Лукавят серьги...

Кострят экстазы... Струнят глаза...

(«Хабанера III» 1911 г.)

Северянин изображает взгляд женщины захватывающим, утонченным, пронизывающим насквозь, как стрела:

                                                 Ты взглянула утонченно-пьяно,

         Прищемляя мне сердце зрачком...

                                                 И вонзила стрелу, как Диана,

                                                 Отточив острие язычком...

(«Эксцессерка» 1912 г.)

Так и у Блока взгляд женщины изображается пронизывающим, разящим, как кинжал:

Ночи зимние бросят, быть может,

    Нас в безумный и дьявольский бал,

                                             И меня, наконец, уничтожит

         Твой разящий, твой взор, твой кинжал!

(«В эти желтые дни меж домами...» 1909 г.)

Автор как будто бы ждет и хочет, чтобы взгляд женщины его пронзил и уничтожил.

У Северянина взор женщины должен сочетать в себе черты сестры, подруги и жены:

Твой гордый взор так нежен, так лилеен

                                        Моя сестра, подруга и жена.

(«Призрак» 1909 г.)

У Михаила Зенкевича глаза женщины светлые, с проблесками страсти:

         Да там, в глазах, под светлой оболочкой,

                                           На обреченного готовясь пасть,

                                           Средь синевы темнела знойной точкой,

                                           Проблескивая, словно ястреб, страсть.

(«Подсолнух поздний догорал в полях...» 1916 г.)

Автор показывает синие глаза, страстные, готовые упасть на обреченного.

У Андрея Белого же женские глаза изображаются холодными, которые зеркалят душу:

Глаза: но синим, синим льдом

                                                Твои глаза зеркалят душу.

(«Я это знал» 1908 г.)

Вызывали интерес и привлекали такие женщины, которые могли сочетать в себе нежность, хрупкость с хищностью, такие женщины вызывали страсть. Такой образ женщины описывает в одном из своих стихотворений Виктор Стражев:

       Нежна, стройна, как тихая былинка.

                                               Хищна, как юркий хорь.

                                               Хрустальна ты, как Божия росинка

                                               В лучах стыдливых зорь.

(«Нежна, стройна, как тихая былинка...»)

И здесь мы также видим упоминание о глазах женщины, автор говорит о стыдливых глазах, в лучах которых женщина хрустальна, прозрачна, как росинка и ее можно видеть насквозь.

В одном из своих стихотворений Северянин описывает такой образ женщины, который сочетает в себе и красоту, и ум, хладнокровность и неприступность:

                                          Раз навсегда графиня показала

                                          Красивый ум, прищуренный бутон

         Чуть зрелых губ, в глазах застывший стон,

                                         

                                          Как монумент неверности вассала...

                                          В ее очей фиалковую глубь

                                          Стремилось сердце каждого мужчины

                                          Но окунать их не было причины, -

                                          Напрасно взоры ныли: приголубь...

                                          И охлаждал поклонников шедевра

                                          Сарказм ее сиятельства из сэвра.

(«Сонет» («По вечерам графинин фаэтон...») 1910)

Нередко у поэтов в описании образа женщины присутствует бледный, неясный цвет:

Останься неясной, тоскливой,

                                                Осеннего утра бледней

(Анненский «Минута»)

Ты призрак дорогой... бледнеющий... неясный...

(К. Бальмонт «Печаль луны» 1903 г.)

Ты вся – безмолвие несчастия,

   Случайный свет во мгле земной,

(К. Бальмонт «Я буду ждать»)

Изящный лоб, белей восточных лилий,

(Н. Гумилев «Сады души»)

Вообще цвета в образе женщин играют большую роль, особенно цвета глаз. И у каждого поэта разный цвет дает ту или иную ассоциацию с женщиной.

Так у К. Бальмонта в стихотворении «Морская душа» зеленый цвет ассоциируется со зверем:

И глядит как зверь, глаза прищуря,

                                         

                                               И в глазах ее – зеленый блеск.

                                               Черный цвет – с колдуньей:

                                                Бледная влюбленная колдунья

                                                Расширяет черные зрачки.

А морской цвет – с женщиной неверной:

                                                У нее глаза морского цвета,

                                                У нее неверная душа.

У Блока же цвет неверности, женщины-змеи – это темно рыжий:

                                                И рыжий сумрак глаз твоих

                                                Таит змеиную неверность

(«Ушла. Но гиацинты ждали» 1907 г.)

У Гумилева зеленый цвет глаз – цвет больной бирюзы:

                                              На твои зеленоватые глаза,

Как персидская больная бирюза.

(«Лес»)

Брюсов, рисуя разные образы женщин, использует разное изображение их глаз, взгляда. В стихотворении «Между двойною бездной...» предстает перед нами образ женщины с «небесными глазами», глубокими:

                    Я смотрю в пространство неба, небом взор мой поглощен.

Я смотрю в глаза: в них та же даль пространств и даль времен.

В стихотворении «Раб» мы видим образ властвующей женщины, с черным пламенным взором:

Пред взором, пламенным и черным,

                                           Я молча повергался ниц.

1900 г.

В стихотворении «Odi et amo» Брюсов показывает гордую, высокомерную, кокетливую женщину, с торгующим, насмешливым взором:

                                         

                                                О, лживый, приманчивый взор.

...........................................................................................

                                                Читаю в насмешливом взоре

                                                Обман, и притворство, и торг...

1911 г.

При описании образа женщины Дон Аминадо описывает глаза так:

Я встретил зарево очей,

(«Ветер с пустыни»)

Автор хочет показать ясность, светлость глаз женщины, как мгновение зари, восходящего солнца.

И взгляд открытый и ничей.

(«Ветер с пустыни»)

Взгляд женщины с одной стороны свободный и открытый для всех, но в то же время ничей, не принадлежит, не адресован конкретно никому, ровно также как и сама женщина, и это привлекает.

Рюрик Ивнев о глазах женщины пишет:

                                         В твоих глазах волнуется Нева,

 И в них туман, как будто дым табачный.

(«В твоих глазах волнуется Нева...»)

Поэт сравнивает глаза с волнующейся рекой, могучей, глубокой и просторной. Но в то же время описывает их туманность, неясность, сравнивая их с табачным дымом, через который трудно что-либо разглядеть.

В стихотворении «Как ночь» К. Бальмонта женщина предстает перед читателем в образе ночи:

 Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,

                                        Глядящая, как ночь, фиалками – очами,

                                        Где росы кроткие звездилися лучами,

   

    Она пришла ко мне – такая же точь-в-точь,

                                        Как тиховейная, как вкрадчивая ночь.

Бальмонт рисует образ женщины, сравнивая ее с ночью, такой же молчаливой, тихой и вкрадчивой, уверяя читателя в их совершенном сходстве, говоря, что она «такая же точь-в-точь» как ночь, глядящая в темноте «фиалками-очами».

                                     Ее единый взгляд проник до глуби тайной,

                                     Где в зеркале немом – мое другое я,

                                     И я как лик ея, она – как тень моя,

                                     Мы молча смотримся в затон необычайный,

        Горящий звездностью, бездонностью и тайной.

Мы видим описание женщины, с пронизывающим взглядом, доходящим до самой глубины души, где находится неизвестное и самое тайное, где таится «другое я» человека. Для поэта женщина с таким взором, пристальным и проходящим насквозь, становится как тень.

Для Бальмонта вообще глаза являются самым манящим и привлекательным в женщине:

Испанка стройная с горящими глазами.

.............................................................................................

Тигрица жадная дрожала предо мной, -

                                         И кроме глаз ее мне ничего не надо.

(«Анита»)

Автором описывается красивая испанка со стройной фигурой и страстными, горящими глазами, кроме которых автору больше ничего не надо.

                                             Ты меня обжигаешь глазами

И скрываешься в темный тупик...

(«В эти желтые дни меж домами...» 1909 г.)

Так пишет о женщине Блок в одном из своих стихотворений. Он говорит о женщине с пламенными глазами, которые обжигают на момент и тут же это пламя скрывается «в тупик». Взгляд женщины показывается мимолетным, но способным обжечь.

У М. Волошина в стихах можно увидеть образ женщины с гордыми, строгими, уже познавшими любовь глазами:

И строгих девушек Гоморры

                                                  Любовь познавшие глаза,

(«Не успокоена в покое»)

В этом стихотворении Волошин, рисуя образ женщины, использует необычный контраст:

                                                     Не успокоена в покое,

                                                     Ты вся ночная в нимбе дня...

                                                     В тебе есть темное и злое,

        Как в древнем пламени огня.

Описывается женщина страстная и горящая, как пламя огня, в которой есть и злое: как и огонь, она может обжечь; женщина, которая не может быть спокойна в покое.

Весь облик, и нежный, и грубый,

                                              Влекущий, как тьма разговор...         –

(«Odi et amo»)

пишет Брюсов о женщине. Поэта влечет речь женщины, ее разговор, он сравнивает это влечение с влечением к тьме, темноте.

Описывая в стихах сексуальность женщины поэты нередко уделяют внимание манере разговора, речи женщины.

Я полюбил тебя за книжные слова         -        

(«В твоих глазах волнуется Нева...»)

пишет Рюрик Ивнев. То есть мы видим образ умной, начитанной, умеющей красиво говорить, изящной женщины.

К. Бальмонт пишет:

Созвучьем слов своих она меня зажгла

(«Анита»)

Поэт показывает, что умение женщины красиво говорить, связывать слова, не меньше чем что-либо вызывает страсть у мужчины.

Так и у Блока:

И эта шепчущая речь.

(«Ушла. Но гиацинты ждали» 1907 г.)

Здесь речь женщины спокойная, тихая, шепчущая.

Улыбка также одна из сексуальных черт в образе женщины, поэтому Блок в одном из своих стихотворений дает наказ девушке:

      Ты перед ним – что стебель гибкий,

                                         Он пред тобой – что лютый зверь.

                                         Не соблазняй его улыбкой,

                                         Молчи, когда стучится в дверь.

(«Девушке» 1907 г.)

В стихотворении Анненского «Минута», поэт вообще хочет видеть образ обычной простой женщины, ничего не требуя от нее:

Не надо ни слов, ни улыбки:

                                                  Останься такой, как была;

.......................................................................................

Побудь же без слов, без улыбки,

                                                  Побудь точно призрак, пока

                                                  Узорные тени так зыбки

                                                  И белая пыль так чутка...

Зачастую поэтами описываются руки женщин, их пальцы.

 И емлют пальцы тонких рук

Клинок невидимой секиры.

(«Не успокоена в покое...»)

В данном стихотворении Волошин создал образ нежной, хрупкой женщины.

Так и  Блок:

Мне слабость этих рук знакома,

(«Ушла. Но гиацинты ждали...»)

В стихотворении Волошина «Отроком строгим бродил я» поэт пишет о женских пальцах, сухих и горячих:

Я люблю держать в руках

                                                    Сухие горячие пальцы

        Запах имеет сексуальную окраску и является одним из самых сильных в природе раздражителей. Так и поэты Серебряного века, рисуя образ сексуальной, привлекательной женщины изображают, связанный с ней тот или иной запах.

И запах кожи, легкой и прозрачной

(Р. Ивнев «В твоих глазах волнуется Нева»)

М. Волошин пишет о женщине, которую можно узнать лишь по запаху ее ладоней, которыми она натирала свою смуглую грудь:

Тебя коснуться и вздохнуть...

                                                 Узнать по запаху ладоней,

                                                 Что смуглая натерта грудь

Тоскою древних благовоний.

(«Не успокоена в покое...»)

Изображена женщина, до которой лишь коснувшись, можно вдохнуть ее запах, запах древних благовоний.

У Блока мы можем увидеть уже другой запах:

В косых лучах вечерней пыли,

                                                Я знаю, ты придешь опять

Благоуханьем нильских лилий

                                                Меня пленять и опьянять.

(«Ушла. Но гиацинты ждали».)

Здесь запах нильских лилий, пленяющий автора.

Большое внимание уделяется шагу, походке женщины, ее движениям.

Дон Аминадо показывает легкий, веселый, быстрый шаг женщины, стуком каблучков, звучащих, «как громы золотые»:

                                                      А стук веселых каблучков

       Звучал, как громы золотые,

                                                      Как злые ямбы Бомарше.

(«Ветер с пустыни»)

Исполнена ты шла, смиряя зной.           –

(«Подсолнух поздний догорал в полях...»)

пишет М. Зенкевич о походке женщины, изображая ее гордой, изящной.

Гумилев изображает шаг женщины неслышным, неторопливым, спокойным, пластичным и плавным:

Неслышный и неторопливый,

                                                 Так странно плавен шаг ее

(«Она»)

Шаг настолько спокоен, что поэту даже кажется это странным.

Такой же спокойный и неторопливый шаг у женщины изображает Брюсов в стихотворении «Раб»:

                                              Она вошла стопой неспешной,

Как только жрицы входят в храм,

Такой прекрасной и безгрешной,

                                              Что было тягостно очам.

 1900 г.

Поэт сравнивает шаг женщины с неспешным шагом жрицы, входящей в храм.

Помимо всего этого, поэты «Серебряного века» для изображения сексуальности в стихах уделяют внимание таким частям тела, которые наиболее привлекали внимание, вызывали страсть: талия, шея, плечи...

Поэты с красотой описывали данные части тела, уделяя этому большое внимание.

Одно из таких описаний можно увидеть в стихотворении Блока «Ушла. Но гиацинты ждали...»:

                                                   И стройной талии истома,

И матовость покатых плеч.

Для Бориса Пастернака данные части тела в женщине просто чудесны, он пред ними «благоговеет»:

А я пред чудом женских рук,

                                                  Спины, и плеч, и шеи

И так с привязанностью слуг

                                                  Весь век благоговею.

(«Не плачь, не морщь опухших губ...»)

Поэты сами пишут в стихах о своей страсти, как например, К. Бальмонт в стихотворении «Я буду ждать»:

Ты манишь сладко-исключительно

...............................................................................................

                                             Ты будишь чувства тайно-спящие.

Приложение №18

Приемы показа сексуальности в стихах:

Поэты

Глаза,

взгляд

Губы,

улыбка

Речь

Шаг,

походка

Руки,

пальцы

Запах

Сам образ

Части тела

Лохвицкая

Блок

Брюсов

Бальмонт

Мальденштам

Пастернак

Волошин

Северянин

Ахматова

Соловьёв

Зенкевич

Белый

Стражев

Анненский

Гумилёв

Дон Аминадо

Рюрик Ивнев

София Парнок

3

3

5

9

1

1

1

7

2

1

1

1

1

1

3

2

1

4

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

3

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

2

4

1

3

2

1

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

Анализ выполнен на основе произведений, написанных в сборниках: Поэзия Серебряного века. Том 1, Том 2, Том 3  Москва, СЛОВО/SLOVO 2001. Д.В. Тевекелян, Н.И. Крайнева и Поэзия серебряного века. Том 1. «дрофа», издательство «вече» 2002. Н.В. Сечина, Т.Д. Дажина; Парнок С. Сборник стихотворений. – С.П.б; 1999 г.

  

                                                                                                                 

Средства выразительности

Поэты

Эпитеты

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Анафора

Градация

Умолчание

Лохвицкая

Тяжелые,

Русые косы; безумный взор.

Твои уста – два лепестка граната; Твои ресницы – крылья черной ночи.

Блок

Узкая рука; шепчущая речь; матовость покатых плеч; темный взор; томные уста; разящий взор; слабые руки; стройная талия;

Ты перед ним – что стебель гибкий;

Благоуханьем нильских лилий меня пленять и опьянять; рыжий сумрак дня; змеиная неверность;

Пастернак

Ты, как будущность войдешь;

Спины, и плеч, и шеи...;

Зенкевич

Гордые и статные колени;

Проблескивая, словно ястреб, страсть;

Мандельштам

Вишневый, нежный рот; Неостывающие пальцы рук; неунывающие речи; сухие губы; пересохшие уста;

И словно преступленье, меня к тебе влечет;

Северянин

Утонченно-пьяно; фиалковая грудь; лазурный взор;

И вонзила стрелу, как Диана;

В глазах рубины; Рубины страсти, фиалки нег; Прищемляя мне сердце зрачком; Отточив острие язычком;

Струятся взоры... Лукавят серьги...; Сердце стремилось;

Моя сестра, подруга и жена;

Напрасно взоры ныли: приголубь...;

Белый

Опухшие губы;

Как фонтан прорыдает твой хохот;

Глаза: но синим, синим льдом  Твои глаза зеркалят душу;

Стражев

Стыдливые зори;

Нежна, стройна, как тихая былинка; Хищна, как юркий хорь; Хрустальна ты, как Божия росинка;

Бальмонт

У нее глаза морского цвета; Ты манишь сладко-исключительно; Ты будишь чувства тайно-спящие; горящие глаза; глубокие глаза;

И глядит, как зверь; Она пришла ко мне, молчащая, как ночь; Глядящая, как ночь, фиалками-очами; Как тиховейная, как вкрадчивая ночь; И я как лик ея, она – как тень моя;

Горящий звездностью, бездонностью и тайной;

Ахматова

Упорные, ненавистные взгляды; истомленный взор глубок; бледные щеки; слабые руки;

Соловьев

Царица моя;

Вся в лазури сегодня явилась; ... душа засветилась;

Дон Аминадо

Открытый взгляд;

Звучал, как громы золотые, Как злые ямбы Бомарше

Рюрик Ивнев

Легкая прозрачная кожа; книжные слова»

И в них туман, как будто дым табачный;

София Парнок

Чудная, женская ласка; томный твой покой; юный облик; крылатый взгляд;

Как миг тишины, что всех шумов огромней, Как призвук, как привкус, как проблеск во тьме, - Как звездами движущее дуновение;

Глаза распахнуты и стиснут рот; Ты – орлица, с ледником Кавказа; Водяница! Лорелея! Прозеленью глаз твоих;

В воображеньи протекла; ... в строптивости тупой;

Брюсов

Корона звездная; пред взором, пламенным и черным; насмешливый взор;

Она вошла стопой неспешной, как только жрицы входят в храм;

Ты – женщина, ты – книга между книг; ты – свернутый, запечатленный свиток;

Напиток жжет; миг безумен; напиток подавляет, славословит;

Ты – женщина, ты – книга между книг;

Обман, и притворство и торг...;

Волошин

Сухие горячие пальцы; и запах кожи , легкой и прозрачной

В тебе есть темное и злое, как в древнем пламени огня;

... Пламенные ризы; ... падал я во прах;

 

В улыбке внутренней зачатья, в улыбке девушек в гробу, в улыбке женщин в миг объятья;

Ты вся ночная в нимбе дня...; Тебя коснуться и вздохнуть...;

Приложение №19

Опрос.

  1. Что такое в вашем понимании сексуальность?

2) Что, для вас, является сексуальным в женщине (мужчине)?

Сноски.

  1. Русская литература XX века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Ю.И. Лыссой. 6-е издание. Москва: Мнемозина. 2004 г.
  2. Поэзия серебряного века в школе: книга для учителя. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. Москва: «Дрофа». 2001.
  3. Богомолов Н.А. Русская литература рубежа веков. – Н., 2001 г.
  4. Парнок С. Собрание стихотворений. – С.П.б; 1998 г.
  5. Гиппиус З.Н. Дневники. – М., 1999 г.

Словарик

  1. Женственность – качество, свойство женщины; мягкость, нежность, изящность (по словарю Ожегова).
  2. Обаяние – очарование, притягательная сила.
  3. Привлекательный – такой, который привлекает, располагает к себе, нравится.
  4. Эротизм – Чрезмерная чувственность, повышенный интерес к половой жизни; проявление полового влечения.
  5. Эротика – чувственность, обращенность к половой жизни, и изображению ее.
  6. Эротический/Эротичный – проникнутый эротизмом.
  7. Сексуальный – 1. то же, что и секс – все, что относится к сфере половых отношений.

                                2. то же, что и чувственность.

8. Чувственность – воспринимаемый органами чувств (видимый, слышимый, осязаемый, обоняемый, воспринимаемый на вкус), относящийся к такому восприятию. Чувственность=сладострастие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"

ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...

«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»

Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...

Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.

Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...

Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.

Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...