Турнир знатоков "Мифы Древней Греции"
материал по литературе (6 класс) на тему

Материал предлагается для проведения внеклассного мероприятия по литературе с целью обобщения знаний по теме "Мифы Древней Греции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mify_drevney_grecii_turnir_znatokov.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРНИР ЗНАТОКОВ «МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Карпова Л.Е., учитель русского языка и литературы высшей категории гимназии № 75 Московского района г.Казани

Цель: обобщение и углубление знаний, полученных на уроках литературы;

           формирование умения работать в группе;

           формирование интереса к изучению мировой художественной культуры.

Оборудование: таблица результатов турнира, оформленная на доске, эмблемы команд-участниц; синтезатор.

В ходе подготовки к турниру команды придумывают название, девиз, рисуют эмблемы, составляют вопросы по мифам Древней Греции для соперников.

Ход турнира.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня на нашем уроке литературы присутствуют гости. Давайте поприветствуем их улыбками, улыбнемся друг другу и начнем наше путешествие в страну мифов Древней Греции.

Исполняется песня из кинофильма «Веселая хроника одного путешествия», муз.В.Басилая, сл.Ю.Ряшенцева.

«Арго», разве путь твой ближе, чем дорога млечная?

«Арго», о каких потерях плачет птица встречная?

Парус над тобой, поднятый судьбой, -

Это флаг разлуки, странствий знамя вечное.

«Арго», да пошли нам небо путь с луной и звездами,

«Арго», если сникнет парус, мы ударим веслами.

Что ж в конце концов путь – вся цель гребцов,

Это нам открыли зимы с веснами.

Учитель: представляем команды, которые будут участвовать в нашем турнире.

Команда «Аргонавты». (участники команды встают, представитель команды прикрепляет к доске эмблему, а команда хором произносит свой девиз)

Руно златое нас подружило,

Преодолеем мы все преграды!

И в споре знаний мы не уступим!

Команда «Троянцы».

Пусть Троя пала, но дух наш крепок!

Мы не сдаемся, мы любим мифы!

И наши знанья – залог победы!

Команда «Ахейцы».

Вперед, ахейцы! Нашу дорогу

Пусть озаряет свет знаний мифов!

И пусть победа придет к достойным!

Команда «Парнасцы».

Парнас – обитель муз и искусства!нит

Герои мифов – наши герои!

Они ведут нас к знаньям и свету!

                                                         2.

Команда «Олимпийцы».

Мы олимпийцы! Парим высоко!

Здесь рядом мифы и их герои!

Стремленье к знаньям – вот наша сила!

Учитель: Условия проведения нашего турнира знатоков. Каждая команда-участница подготовила для своих соперников по четыре вопроса по мифам Древней Греции, которые мы изучали на уроках литературы. Турнир проводится в пять туров. Каждый тур – атака одной команды, которая задает вопросы своим соперникам: один вопрос одной команде, четко определяя, какой команде задается вопрос. Если команда, которой адресован вопрос, не может ответить, вопрос адресуется всем остальным. Команда, правильно ответившая на чужой вопрос, получает дополнительные баллы. За правильный ответ – 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Условия понятны? Тогда вперед!

Атакуют «Аргонавты».

  1. «Троянцам»  Какое атмосферное явление связывали греки с богиней юности Гебой и орлом – священной птицей Зевса? (Геба поила орла из кубка. Когда она проливала воду, на земле шел дождь.)
  2. «Ахейцам» Она не интересуется красивыми хитонами и косметикой, не сидит за прялкой, не украшает ткани вышивкой. Ее стихия – лес и охота. Как зовут эту богиню? (Артемида)
  3. «Парнасцам» Кому принадлежали весы и повязка на глазах? Что означают эти символы? (Фемида – богиня правосудия – взвешивает вину преступника, а глаза ее закрыты, чтобы быть объективной).
  4. «Олимпийцам» Каково значение фразеологизма «ахиллесова пята»? с Каким мифом он связан? (Уязвимое место. Когда Ахилл появился на свет, его мать Фетида окунула младенца в воды Стикса, чтобы сделать его неуязвимым. Но при этом она держала его за пятку, которая осталась уязвимой).

Атакуют «Троянцы».

  1. «Аргонавтам» Греция – горная страна, в которой происходили извержения вулканов. С каким богом связывали древние греки это явление природы? (С Гефестом. Когда он в своей подземной кузнице работал, то на земле происходили извержения вулканов).
  2. «Ахейцам» Кто из богов носил сандалии с крыльями? (Гефест).
  3. «Парнасцам» Какая богиня обладала поясом.который помогал ей очаровывать всех? (Афродита).
  4. «Олимпийцам» Что означает фразеологизм «сизифов труд»? Каково его происхождение? ( Напрасный труд. Сизиф был наказан богами: в царстве Аида он пытается вкатить на гору камень, но тот соскальзывает обратно).

 

Атакуют «Парнасцы».

  1. «Аргонавтам»Как объясняли древние греки сену дня и ночи? (Бог солнца Гелиос на колеснице проезжал по небу на огненных конях).
  2. «Троянцам» Эта богиня появилась на свет из головы Зевса. Кто она? (Афина).
  3. «Ахейцам» Кто заставил Геракла носить женское платье и сидеть за прялкой? (Царица амазонок Ипполита).
  4. «Олимпийцам» Что означает фразеологизм «кануть в Лету»? Где протекает река с таким названием? (Исчезнуть, пропасть. Река Лета протекает в царестве Аида).

                                                         3.

Атакуют «Олимпийцы»

  1. «Аргонавтам» От ее взгляда люди превращаются в камень, а на голове вместо волос – змеи. Кто это? (Медуза Горгона).
  2. «Троянцам» Нелегкая задача досталась этому герою – он должен был решить, кто из трех богинь самая красивая – Гера, Афина или Афродита. Кому пришлось принимать это ответственное решение? Кого он выбрал? (Парис выбрал Афродиту).
  3. «Ахейцам» Кто из богов носил кожаный фартук, прожженный во многих местах? (Гефест).
  4. «Парнасцам» Какое явление природы объясняли греки в мифе о похищении Прозерпины богом подземного царства Аидом? (Смену времен года).

Атакуют «Ахейцы».

  1. «Аргонавтам» Эта земная девушка не побоялась бросить вызов Афине и доказала, что полотно, сотканное ею, лучше, чем полотно, изготовленное Афиной. За это она жестоко поплатилась. Как наказала эту девушку Афина? (Она превратила Арахну в паука).
  2. «Троянцам» Прекрасный певец, сумевший усмирить пса Цербера и спуститься в царство Аида за своей женой. Как звали мужа и жену? (Орфей и Эвридика).
  3. «Олимпийцам» Как звали греческого бога – покровителя медицины? (Асклепий).
  4. «Парнасцам» Кому из мифологических героев принадлежали меч и отполированный серебряный щит, в котором все отражалось, как в зеркале? (Персею)

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Гимназия № 75 с этнокультурным русским компонентом

Московского района города Казани

Открытый урок

«Использование синтаксических средств русского языка в поэтических текстах»

8 класс

Карпова Л.Е., учитель высшей категории

Ка з а н ь

2007

Цель урока: 1) расширить представления учащихся о поэтических средствах  

                            русского языка;

                        2) закрепить сведения об односоставных предложениях;

                        3) использовать полученные на уроке знания в творческой                       деятельности.

Оборудование: магнитофон, компьютер, записи песен «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…» (муз.Д.Тухманова, сл.М.Волошина), «Жил-был я» (муз.Д.Тухманова, сл.С.Кирсанова), презентация урока.

На каждой парте карточки с текстом стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», с текстом песни «Жил-был я…», с отрывками из поэтических текстов.

Ход урока.

  1. Вступительное слово.

     Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об использовании синтаксических средств русского языка в поэтических текстах. Тема нашего урока тесно связана с уроками литературы, на которых вы учитесь анализировать стихотворения, изучаете использование поэтами художественных лексических средств: сравнений, метафор, эпитетов.

     Создавая художественные образы, поэты используют и богатые возможности русского синтаксиса. Сегодня мы попробуем определить, какую роль играют эти средства в поэтической речи. Но вначале давайте вспомним, что мы знаем о синтаксисе.

П. Мини-опрос.

     1. Что такое синтаксис?

     2. Какие предложения называются простыми?

     3. Какие виды простых предложений (по наличию главных членов) вы знаете?

     4. Какие предложения мы называем односоставными?

     5. Какие виды односоставных предложений вы знаете?

Ш. Перед вами несколько поэтических текстов. Найдите в них односоставные предложения.

1. Синий май. Заревая теплынь.

    Не прозвякнет кольцо у калитки.     (С.Есенин)

2. Зима. Начало года.

    Морозец на дворе.

    Хорошая погода

    Бывает в январе.      (С,Маршак)

3. Тополиный пух. Жара. Июнь.

    Ночи такие звездные.     (Песня из репертуара гр.»Иванушки»)

4. Все было просто. Пол дубовый.

    Два шкафа, стол, диван пуховый.

    Нигде ни пятнышка чернил.          (А.Пушкин)

                                                                     3.

Какую роль играют односоставные назывные предложения в этих стихотворных отрывках?

 В  трех первых описывают состояние природы, в четвертом – обстановку.

Какой вид односоставных предложений использован?

Назывные предложения.

Значит, назывные предложения поэты используют для описания природы или обстановки в комнатах героев произведений.

 Послушайте, как описывает кабинет любимой женщины Максимилиан Волошин, поэт «серебряного века». Музыку на стихи Волошина написал композитор Давид Тухманов.

Прослушивание записи песни сопровождается показом  фотографий М.Волошина и французских поэтом и писателей, которые упоминаются в тексте.

Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…

Здесь те, кто жив, и те, кого уж нет,

Но чья для нас не умерла химера,

И бьется сердце, взятое в их плен.

Бодлера лик. Нормандский ус Флобера.

Скептичный Франс. Святой сатир Верлен.

Кузнец Бальзак. Чеканщики Гонкуры…

Их лица терпкие и стертые фигуры

Глядят со стен и спят в сафьянах книг…

На что обращает внимание автор, описывая кабинет?

 На книги и портреты писателей.

Как вы думаете, почему?

 Автор стремится показать богатый духовный мир хозяйки кабинета.

Какие синтаксические средства при это использует?

Односоставные  назывные предложения.

Как видим, назывные предложения могут быть использованы не только для перечисления предметов в комнате, но и для создания образа хозяйки этой комнаты.

     А можно ли при помощи простых назывных предложений рассказать о глубоких эмоциональных переживаниях поэта? Оказывается, можно.

В русской лирике есть одно необычное стихотворение есть одно необычное стихотворение. Его написал Афанасий Фет.

(Текст стихотворения записан на доске и на карточках для каждого ученика).

Ш..пот, робкое дыхан..е,

Трели солов..я,

Серебро и колыхан…е

Со(нн,н)ого руч..я,

Мрак ноч(?)ной,

Ноч(?)ные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изм..нений

Милого лица,

В дымных туч(?)ках

                                                               4.

Пурпур розы, отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И з..ря, з..ря!

О чем пишет поэт в своем стихотворении?

 Описывает встречу двух влюбленных.

А как вы догадались об этом, ведь в стихотворении нет ни одного глагола?

Поэт только называет явления природы, действия, но соединенные в определенной последовательности,  они создают картину встречи двух влюбленных.

Какое настроение создается в стихотворении?

Стихотворение очень эмоционально, накал страстей возрастает от строчки к строчке. Чувства героев гармонично переплетены с состоянием  окружающей природы.

Как автору удалось в 12 строчках создать картину нескольких часов жизни героев?

Автор использует только назывные предложения, которые помогают создать насыщенную, динамичную атмосферу.

Как видим, при помощи назывных предложений можно описать не только обстановку, природу, но и чувства лирических героев стихотворения.

     Говоря о синтаксисе, не забудем об орфографии.

Работа на доске и карточках.

Умелое использование средств русского языка помогло поэту Семену Кирсанову создать яркий эмоциональный рассказ о любви, прекрасной и потерянной. Эти стихи стали песней. Композитор Давид Тухманов написал музыку, песню исполнил Александр Градский. Послушайте.

Звучит песня «Жил-был я»(текст песни у каждого у учащегося).

Какие синтаксические средства помогли поэту передать такой накал страстей?

Короткие слова, односоставные предложения придают стихотворению динамизм, четкость, эмоциональность.

Выпишите из текста

1 ряд – 2 двусоставных предложения;

2 ряд – 2 односоставных предложения с главным членом сказуемым;

3 ряд – 2 односоставных предложения с главным членом подлежащим.

Современные рок-музыканты, создавая тексты своих песен, тоже часто используют синтаксические средства, о которых мы говорим.

     Например, Виктор Цой в своей песне «Группа крови».

Звучит 1 куплет песни В.Цоя «Группа крови».

О чем поет Цой?

О сложности жизни, о враждебности окружающего мира, о преодолении этой враждебности, о стремлении к добру и красоте.

Как автору удалось передать эти ощущения?

Цой, используя назывные предложения, соединяет противоположные понятия:

кресло, плед и курок,

кресло, плед и звездная пыль,

темная ночь и солнечный свет.

Мы с вами убедились, что возможности использования синтаксических средств (односоставных предложений) безграничны. Какую роль играют такие предложения в поэзии?

                                                              5.

Они придают речи динамизм, создают напряжение, высокий эмоциональный настрой.

А теперь, ребята, попробуйте сами написать сочинение-миниатюру, например, о каком-либо событии, которое произвело на вас сильное впечатление, используя при этом односоставные предложения.

Учащиеся выполняют задание. Чтение 3-4 работ.

Оценки за урок.

Домашнее задание: сочинить четверостишие на любую тему, используя при этом назывные предложения, Но будьте осторожны, чтобы не получилось нечто, подобное пародии Игоря Игина:

Поле. Полночь. Полустанок,

Звезды. Росы. Тишина.

Утро. Вечер. И рубанок.

Гвозди. Мыло. И Луна.

Рокотанье. Нагнетанье.

Семафоры. И кусты.

Чей-то хрип. И бормотанье.

Бутерброды. И мосты.

Гимназия № 75 с этнокультурным русским компонентом

Московского района города Казани

Открытый урок

«Подготовка к написанию сочинения «Описание памятника»

                                                                                  Карпова Л.Е., учитель русского языка                  

                                                                                   и литературы высшей категории                

                                                             К а з а н ь

                                                                 2007

Цели урока: 1) развитие интереса к истории родного города, к жизни и деятель-

                            ности замечательных земляков;

                        2) подготовка к написанию сочинения «Описание памятника»;

                        3) совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся.

В ходе подготовки к уроку каждый из учащихся получил задание собрать материал об одном из памятников нашего города, сфотографировать памятник.

Оформление: фотографии памятников нашего города, сделанные учащимися, на доске, эпиграф урока: «Память оживляет даже камни прошлого (М.Горький)»,

план сочинения, лексика: памятник (кому), обелиск, бюст (чей), воздвигнуть, установить, монумент, пьедестал, постамент, мрамор, бронза.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами на протяжении нашей школьной жизни постоянно изучаем историю нашего города, знакомимся в памятниками архитектуры, с жизнью и деятельностью выдающихся людей, которые связаны с Казанью. И,конечно, бывая на экскурсиях, мы обращали внимание на памятники, установленные в честь тех, кто оставил свой след в памяти народной.

     Готовясь к сегодняшнему уроку, вы собирали материал о памятниках нашего города, сфотографировали их, подготовили сообщения о людях, в честь которых они установлены.

     Все эти сведения будут нужны вам для написания сочинения «Описание памятника».

     Для этого нам нужно составить план будущего сочинения. Он записан на доске.

1. Вступление. Рассказ о том, в чью честь установлен памятник.

2. Основная часть.

    А) место, где установлен памятник;

    Б) замысел скульптора;

    В) выражение лица;

    Г) поза.

3. Заключение. Смотрю на памятник и думаю…

П. Обратимся к фотографиям памятников. Послушаем сообщения о тех, в честь кого они установлены.

Сообщения учащихся.

Ш. А теперь давайте подумаем, почему каждый из памятников установлен именно на том месте, где он стоит.

Ответы учащихся. (Памятник Н.Лобачевскому установлен напротив Казанского университета, поскольку он здесь учился, работал, был ректором университета.

Памятник казанскому водовозу установлен возле управления «Водоканал». И т.д.)

1У. Как вы поняли замысел скульптора – автора памятника?

Ответы учащихся. (В памятнике поэту и мыслителю Кул Гали автор хотел подчеркнуть мудрость и поэтический талант, поэтому лицо выражает глубокую задумчивость, в руках поэта свиток со стихами, он словно обдумывает замысел будущего произведения).

У. Какие мысли и чувства вызывает у вас памятник, о котором вы собирали материал?

                                                               3.

Ответы учащихся.

 

У1. Давайте попробуем вместе составить устное описание памятника знаменитому русскому певцу Федору Ивановичу Шаляпину по предложенному плану. (Материалы об этом памятнике никто не собирал).

План сочинения.

1. Среди  людской толчеи…

П. 1. Еще минута, и он запоет…

     2. С лицом светлым и открытым.

     3. Навстречу людям.

Ш. Любимый город – любимому поэту.

Учащиеся описывают памятник по предложенному плану.

УП. А теперь послушайте вариант сочинения «Описание памятника Ф.И.Шаляпину в Казани».

     Улица Баумана. Полдень. Людской поток неторопливо течет вдоль магазинной, кафе, лотков с книгами, журналами, сувенирами… И вдруг – взлетевшая ввысь Богоявленская колокольня. А вблизи почти незаметный рядом с краснокирпичной башней – памятник великому Шаляпину.

      Он стоит на невысоком постаменте из гранита, почти сливаясь с толпой пешеходов. Некоторые из них останавливаются и внимательно осматривают фигуру знаменитого на весь мир певца. Скульптура словно устремлена навстречу родному городу, землякам… Кажется, еще минута, и он запоет.

     Скульптору удалось создать образ человека, отдавшего людям свой талан непревзойденного артиста. Этот порыв к землякам и восторженным слушателям хорошо передан в пластике позы: слегка откинутая назад голова, прижатая к сердцу рука, выставленная вперед нога, пальто,  свободно перекинутое через правую руку.

     Крупные черты лица, резко очерченные ноздри, улыбка, слегка тронувшая губы заставляют вспомнить многочисленные фотографии Федора Ивановича Шаляпина, воссоздающие его светлое и открытое лицо.

     Смотришь на памятник и невольно вспоминаешь все, что писали о певце его друзья и близкие. И впечатление от чтения сливается с впечатлением от скульптуры: те же жесты, та же мимика, только воплощенные в камне. Все это воссоздает пленительный образ всенародно любимого служителя муз.

     В одном из писем Федор Иванович назвал Казань «прекраснейшим из городов мира». И столица Татарстан, по праву гордясь своим великим сыном, почтила его память великолепным монументом.

УШ. Подведение итогов урока. Оценки за ответы.

Домашнее задание. Написать сочинение «Описание памятника».

     

     

   

Гимназия № 75 с этнокультурным русским компонентом

Московского района города Казани

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

«По страницам произведений И.С.Тургенева»

8 класс

                                                      Карпова Л.Е., учитель русского языка и

                                                                   литературы  высшей категории

К а з а н ь

2007

Литературная игра «По страницам произведений И.С.Тургенева»

Карпова Людмила Евгеньевна, учитель литературы

высшей категории гимназии № 75 г.Казани

Цель игры: обобщение и углубление знаний, полученных на уроках литера-

                    туры;

                    развитие навыков работы в группах;

                    развитие творческих способностей  учащихся.  

В игре участвуют две команды по шесть человек – учащиеся двух восьмых классов. В ходе подготовки к игре они повторяют сведения о жизни и деятельности И.С.Тургенева, для тура «Обложка литературного произведения» готовится макет обложки одного из произведений И.С.Тургенева, учащиеся музыкальных школ подбирают музыкальные произведения русских композиторов – современников писателя для исполнения в рамках музыкального тура, готовят монологи героев произведений Тургенева.

Оформление игры: на сцене надпись : «По страницам произведений И.С.Тургенева», портрет писателя, плакаты с обложками повестей Тургенева.

Ход игры.

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые коллеги!

     Сегодня мы проводим литературную игру «По страницам произведений И.С.Тургенева» для учащихся 8Б и 8В классов.

      Совсем недавно на уроках литературы мы познакомились с повестями «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь» и романом «Дворянское гнездо».

     В рамках игры команды 8-х классов и их болельщики продемонстрируют знание этих замечательных произведений.

     Итак, начинаем!

     Приглашаем команды занять игровые места.

     Условия игры. Игра состоит из 6 туров. Каждый тур объединяет вопросы по определенной тематике. Правильный ответ оценивается в 2 балла, близкий к правильному, но не совсем точный в 1 или 0,5 балла. Некоторые туры будут оцениваться в пятибалльной системе. Это оформление и защита обложки произведения, исполнение музыкальных произведений и монологи героев литературных героев.

     Разрешите представить членов нашего уважаемого жюри.

Тур первый «Биографический».

     Участники получают листочки с заданиями и начинают их выполнять. Они должны составить хронологическую таблицу жизни и творчества И.С.Тургенева при помощи разрозненных листочков, на которых указаны факты биографии и даты.

28 октября 1818 года – родился И.С.Тургенев

1837 год                        -  окончил Петербургский университет

1838-1841 годы           -   учился в Германии

1843 год                        -   познакомился с В.Г.Белинским

1847 год                        -   в журнале «Современник» напечатаны «Записки охотника»

1860 год                        -   разрыв с журналов «Современник»

1861 год                        -   отмена крепостного права в России

2.

1862 год                        -    выход в свет романа «Отцы и дети»

22 августа 1883 года  -    смерть И.С.Тургенева

Пока команды выполняют задания, мы проводим конкурс «Обложка повести». Приглашаем художников показать свои работы.

Участники конкурса показывают свои варианты обложек  одной из повестей Тургенева и объясняют свой замысел.

Конкурс оценивается в пятибалльной системе.

Тур второй «Узнай героя по описанию». Каждой команде читается описание внешности героев повестей Тургенева. Они должны назвать героя и произведение. Если команда, которой задан вопрос, не может ответить, то вопрос адресуется другой команде. 3 вопроса каждой команде.

                                                                     

1. В молодости пользовалась репутацией миленькой блондинки; в 50 лет черты ее не были лишены приятности, хотя немного распухли и сплылись. Она была более чувствительна, нежели добра, и до зрелых лет сохранила институтские замашки; она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки; зато она была очень ласкова и любезна, когда ее желания выполнялись и никто ей не прекословил. Дом ее принадлежал к числу приятнейших в городе… Обе дочери жили с нею; сын воспитывался в Петербурге.

                                                  (Мария Дмитриевна Калитина, «Дворянское гнездо»)

2. Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась; чуткая молодая жизнь играла в каждой  черте ее смуглого, круглого, миловидного лица; изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко глядевших из-под тонких бровей, в быстрой усмешке выразительных губ, в самом положении ее головы, рук, шеи; одета она была прелестно.

                                                  (Варвара Павловна, «Дворянское гнездо»)

3. Она держала себя строго, почти надменно, настоящей княжной. На лице ее появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал ее, не узнавал ее взглядов, ее улыбки, хотя и в этом новом виде она мне казалась прекрасной. На ней было легкое барежевое платье с бледно-синими разводами: волосы ее падали длинными локонами вдоль щек – на английский манер; эта прическа шла к холодному выражению ее лица.

                                                   (Зинаида, «Первая любовь»)

4. Безукоризненность его туалета стояла на одной высоте с достоинствами его осанки, с изящностью немного, правда, чопорной и сдержанной, на английский лад (он провел два года в Англии), - но все-таки пленительной изящностью его манер! С первого взгляда становилось ясно, что этот красивый, несколько строгий, отлично воспитанный и превосходно вымытый молодой человек привык повиноваться высшим и повелевать низшим и что за прилавком своего магазина он должен внушать уважение самим покупателям.

                                                   (Господин Клюбер, «Вешние воды»)

5.Он был очень и очень недурен собою. Статный, стройный, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и

3.

румянец кожи – а главное: простодушно-веселое, доверчивое, откровенное выражение; походочка с запинкой, голос с пришепеткой, улыбка, как у ребенка, чуть только взглянешь на него… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, мягкость…

                                                         (Санин, «Вешние воды»)

6. В комнату вошел маленький старичок в лиловом фраке с черными пуговицами, высоком белом галстухе, нанковых коротких панталонах и синих шерстяных чулках. Его крошечное личико совершенно исчезло под целой громадой седых, железного цвета волос. Со всех сторон круто вздымаясь и падая обратно растрепанными косицами, они придавали фигуре старичка сходство с хохлатой курицей – сходство тем более поразительное, что под их темно-серой массой только и можно было разобрать, что заостренный нос да круглые желтые глаза.

                                                             (Панталеоне, «Вешние воды»)

                                                                       

Между турами звучит музыкальное произведение в исполнении ученицы 8В класса.

Тур третий «Музыкальный». В каких повестях И.С.Тургенева звучат названные музыкальные произведения?

1.Ты спишь ли? Гитарой

Тебя разбужу…                 (Гагин – Н.Н., «Ася»)

2. Русская народная песня «По улице мостовой…», романсы «Сарафан», «Я помню  

    чудное мгновенье…»

                                                (Санин поет для Джеммы, «Вешние воды»)

3. Опера Россини «Отелло»

                                                 (Панталеоне пел арию Яго в этой опере, «Вешние воды»)

4. Песня «Матушка, голубушка»

                                              (Пела Ася, «Ася»)

5. Луна плывет высоко над землею

                Меж бледных туч;

    Но движет с вышины волной морскою

                 Волшебный луч.

                                                (Романс Паншина, «Дворянское гнездо»)

6. Духовная кантата «Только праведные правы»

                                                 (Лемм, «Дворянское гнездо»)

Между турами звучит музыкальное произведение в исполнении ученика 8Б класса.

Тур четвертый. «Кто это? Чьи слова?»

Звучат монологи героев произведений И.С.Тургенева в исполнении учащихся 8-х классов. Участники игры называют героев и произведения.

4.

Между турами звучит музыкальное произведение в исполнении ученицы 8В класса.

Тур пятый «Предметный». Кому принадлежат предметы?

Каждой команде называется предмет, играющий важную роль в произведениях Тургенева. Участники игры называют героя, которому принадлежит предмет и произведение.

1. Чашка с изображением игральных карт.

                                                      (Лаврецкий, «Дворянское гнездо»)

2. Праздничный чепец с лентами цвета массака и желтое платье из трю-трю-левантина.

                                                          (Глафира Петровна, «Дворянское гнездо»)

3. Высохший цветок гераниума.

                                                           (Н.Н., «Ася»)

                                                           

4. Моток красной шерсти.

                                                            (Зинаида, «Первая любовь»)

5. Хлыст.

                                              (Отец Володи, «Первая любовь»)

6. Две щетки: одна головная, другая платяная.

                                                («Вешние воды»)

7. Увядшая роза.

                                                 (Джемма, «Вешняя воды»)

8. Гранатовый крестик.

                                                    (Джемма, «Вешние воды»)

Между турами звучит музыкальное произведение в исполнении ученицы 8Б класса.

Тур шестой «Блиц-турнир». Вопросы задаются болельщикам.

1. Придворное звание Паншина                (камер-юнкер)

2. «Горе сердцу, не любившему смолоду!» О ком это сказано?  (О Лаврецком)

3. На каком факультете Московского университета учился Лаврецкий?

                                                                                (физико-математический)

4. Какую должность занимал муж фрау Луизе («Ася»)?   (бургомистр)

5. Фамилия Зинаиды из повести «Первая любовь».       (Засекина)

5.

6. Как называется игра, в которую играют герои повести «Первая любовь»?

                                                                                                    (фанты)

7.  Имя пуделя Джеммы                       (Тарталья)

8. Профессия господина Клюбера, жениха Джеммы.           (продавец)

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

Т У Р Н И Р    З Н А Т О К О В

(по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

1 команда

1. Из  какого города приехал Молчалин в Москву?

(Из Твери)

2. Какой породы собачка Хлестовой?

(Шпиц)

3. Сколько дочерей у князя и княгини Тугоуховской?

(Шесть)

4. Какие духи обещал подарить Лизе Молчалин?

(Резеда и жасмин)

2 команда

1. Назовите имя и отчество Фамусова.

(Павел Афанасьевич)

2. Как звали дядю Фамусова, вельможу екатериниского двора?

(Максим Петрович)

3. Как зовут возлюбленного Лизы?

(Петруша)

4. Имя племянника княгини Тугоуховской, выпускника Педагогического института.

(Князь Федор)

3 команда

1.Кто о ком сказал:

Он слова умного не выговорил сроду.

Мне все равно:

Что за него,

Что в воду.

(Софья о Скалозубе)

2. Закончите фразу Лизы:

Кто так чувствителен,

        И весел, и остер, как…

(Александр Андреич Чацкий)

3. Кто о ком сказал:

Лгунишка он, картежник, вор.

Я было от него ворота на запор.

Да мастер угодить:

Мне и сестре Прасковье

Двух арапченков с ярмарки достал.

Купил он говорит,

Чай, в карты сплутовал,

А мне подарочек.

   Дай Бог ему здоровья.

(Хлестова о Загорецком)

4.Кто о ком сказал:

…он не то на серебре

На золоте едал; сто человек к услугам;

2.

Весь в орденах; езжал-то

                             Вечно цугом;

Весь при дворе, да при каком дворе!

(Фамусов о Максиме Петровиче)

4 команда

1. Где служит Молчалин?

(В Архиве)

2. В каком чине Скалозуб?

(Полковник)

3. Что отвечал Чацкий на предложение Фамусова: «А главное – пойди-ка послужи»?

( Служить бы рад, прислуживаться тошно!)

4. Какой фразой выражает Фамусов сове отношение к службе?

(Подписано, и с плеч долой!)

5 команда

1. Чьи слова:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь?

(Лиза)

2. Чьи слова:

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом?

(Фамусов)

3. Чьи слова:

Герой не моего романа?

(Софья)

4.Чьи слова:

Свежо предание, а верится с трудом?

 (Чацкий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...