Урок-диспут "Кто он, Павел Мечик?" (по роману А.А.Фадеева "Разгром")
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Шапова Людмила Витальевна

Диспут по роману "Разгром" требует от учащихся аргументированного ответа: Павел Мечик - "себялюбивый эгоист" или "юный романтик, растерявший свои идеалы"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kto_on_pavel_mechik.ppt1.11 МБ
Microsoft Office document icon kto_on_pavel_mechik.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ  В  11  КЛАССЕ.

Тема:  «КТО ОН,  ПАВЕЛ  МЕЧИК?» (по  роману  А.А.ФАДЕЕВА  «Разгром».)

Тип  урока: комбинированный  урок.

Метод: эвристическая  беседа.

Цель  урока:  1. Дать  характеристику  литературному  герою.

                       2. Учить  умению аргументировано  и  логично доказывать  свою  точку                    

                           зрения.

                          Развивать  монологическую речь  учащихся

                       3. Воспитывать  чувство  ответственности  за  свои  поступки;  уметь                      

                           разбираться  в  людях

Наглядность: мультимедийная презентация

                                       П Л А Н      У Р О К А

  1. Постановка задач  и  целей  урока.
  2. Несколько  точек  зрения , определяющих суть  героя.
  3. Работа  с  текстом.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение  итогов. Оценка  ответов.

С Л О В А Р Ь : «Ситуация  нравственного  выбора».

                                       Х О Д    У Р О К А :

Слово  учителя:

 

         Возвращение  открытой и суровой истории, вместо  идеологически «улучшенной»,- главное, вероятно, завоевание  нашего  времени.  

           Гражданская  война.  Переосмыслено   событие,  переписаны  учебники.  Не произносим  эпитет  «великая»,  говоря об Октябрьской  революции; узнав  больше  правды  о  знаменитых  людях  той  эпохи, сбросили  их  памятники  с  постаментов.

         Обличили, заклеймили,  но  не  смогли  избавиться,  оставить  в  далеком  прошлом. Она – война -  вернулась. В  других  одеждах,  но  узнаваема, страшна, дика.  И  опять  вернулись  былые  споры:  кто  виноват?   И  опять  пытаются  оправдать  убийства  и  всему  дать  «разумное»  объяснение.

        Долгие  годы  в  литературе  гражданская  война  была  показана  одиозно:  в  красном  свете.  И  думать  не  надо  было:  кто  герой,  наш,  а  кто  враг.   Но  сейчас – только  читайте -  можно  «видеть»  это  событие  под  разным  углом  зрения  -  глазами  юного  комиссара   партизанского  отряда  Саши  Булыги    ( А.Фадеев);   бойца-кавалериста    1–ой  Конной  дивизии,  вчерашнего  студента-юриста  Исаака  Бабеля;  врача  в  армии  белого  генерала  Деникина - Михаила  Булгакова;  молодого  продкомиссара  Михаила  Шолохова;   сугубо  штатского  интеллигента  Бориса  Пастернака;  машиниста  паровоза  Андрея  Платонова (Климентова).

  1. Назовите  произведения  о  гражданской  войне,  написанные  этими  писателями? («Разгром», «Конармия», «Белая  гвардия», «Доктор Живаго», «Сокровенный  человек», «Тихий Дон».)

На  страницах этих  книг  вы  узнаете  о  гражданской  войне  правду  без  прикрас.


Слайд 1


     Роман «Разгром»   прочитан.  Об  истории  его  создания,  теме,  основной  мысли  был  разговор  на  прошлом  уроке.  Цель   сегодняшнего урока – ответить  на  поставленный  вопрос: «Кто  он,  Павел  Мечик?».  Ответ,  возможно,  вами  уже  найден.  Задача  урока – аргументировано  обосновать  свой  выбор.

  1. Пользуясь  наглядностью,  вспомните  факты  жизни  А.А.Фадеева,  которые обусловили  появление  этой  книги. (Вывод из  ответов  учеников:                                  
  2.  1. написан  роман  «  по горячим  следам  событий»;

2. отличался  от  других  произведений  на  тему  гражданской  войны наличием  «живой  жизни»: герои  не  только  воюют  за  высокие  цели,  но  живут, то  есть  влюбляются, ревнуют,  выясняют  отношения,  голодают,  боятся  смерти и т. д.;

3. художественным  образом  командира  Левинсона.)

Авторское  определение  основной мысли:

А.А.Фадеев: « В гражданской  войне  происходит  отбор  человеческого  материала,  все  враждебное  сметается  революцией,  все  неспособное  к  настоящей  революционной  борьбе , случайно  попавшее  в  лагерь  революции  отсеивается,  а  все  поднявшееся  из  подлинных  корней  революции,  из  миллионных  масс  народа,  закаляется,  растет,  развивается  в  этой  борьбе.   Происходит огромнейшая  переделка  людей».

(Комментарий  учителя: «Сметается  революцией», понятно, Мечик,  а  переделывается  рабочий  человек  Морозка.)

Запись  на  доске:

А.А.Фадеев: «Конечно, Мечик  примкнул  к  революционному  движению  по  мотивам  личным,  индивидуалистическим,  скрыто-карьеристским.  Такие  люди,  столкнувшись  с  трудностями  движения  и с  препятствиями,  которые  ставит  революционная  действительность  на  путях  личной  карьеры,  превращаются  либо  в  брюзжащих  обывателей,  либо  во  врагов  революции  и  народа».

Советские  критики-  литературоведы: «…Себялюбивый  индивидуалист,  трус,  предатель..»

Григорий  Яковлев,  исследователь-литературовед: « У Мечика  доброе  сердце,  и  душа  его  протестует  против  грабежа  и  уничтожения  людей,  тем  более  теми  методами,  какими  действовали  красные  партизаны».

В.Боборыкин,  литературовед,  составитель  пособий  для  11-классников.  «Чуткое  исследование  его  душевного  мира ( Фадеевим )… позволяет  увидеть.., насколько  неуместен  этот  юный  романтик,   слишком  тонко  воспитанный,  слишком  совестливый  и  ранимый,  в  реальной  революционной  среде».

( Словарь:  «Индивидуализм»  -  воззрение,  противопоставляющее  интересы  личности  интересам   общества.)

    Итак: «…себялюбивый  индивидуалист»  или « юный   романтик»,  растерявший  свои  идеалы?

Работа  с  текстом ( диспут)

Давайте  положим  перед  собой  роман  и  проследим  путь  Мечика, который  является  одним  из  главных  действующих  лиц -  он  появляется  в 1-ой   главе  и  сходит  со  сцены  в  последней.

Общая  характеристика  Мечика  ( 18  лет, вчерашний  гимназист,  скорее  всего, выходец  из  разночинной  семьи;  пообщавшись  с  революционерами ( эсерами-максималистами ), приходит  к  партизанам).

 - С  какими  мыслями, настроением  идет   Мечик  к  партизанам?

(Гл. 2. « Недели  три  тому  назад…»)

Вывод:  идеалы  его  расплывчаты – «хотелось  борьбы  и  движения».

- Как  встретили  его  в  отряде  Шалдыбы?

(Избили, унизили.   «Окружающие   люди…», «Ему  стало  жаль  хорошего , наивного,  но  искренного  чувства,  с  которым  он  шел  в  отряд».)

  1. Как  отнеслись  к  его  появлению  в  отряде  Левинсона?

(Устроили  проверку,  дали  «обидную»  лошадь  Зючиху, унижали –«лодырь  и  задавака».)

 Гл.9. «Он  чувствовал  себя  так…»

  1. Почему  он  так  о себе  думает?

Вернемся  по  тексту  назад: Мечик  в  госпитале.  Тяжелораненый  Мечик  перед  возвращением  в  отряд  решает (и  после  разговора  с  Варей )  : «Чего мне унывать  в  самом  деле?..» (Гл.7.)

И  еще  была  мысль: уйти  из  отряда. (Гл.4. «…почувствовал  себя  настоящим  партизаном, даже  подвернул  рукава, желая  загореть: ему  казалось,  что  это  очень  необходимо  в  той  новой  жизни,  которую начал  после  памятного  разговора  с  сестрой».)

Вывод: не  столько  быть,  сколько  казаться  бойцом.

  1. С  кем сошелся  в  отряде?

Чиж. Мечик  испытывает  к  нему  брезгливость.  К  Пике -  жалость. Почему?- «Мир,  сон,  тишина…Не  об  этом  ли  сне  тоскует  у  Мечика  душа?»  « Никто  не  пожалел  о  Пике.  Только  Мечик  с  болью  почувствовал  утрату.»

 Итак :  «Сошелся  с  ними  не  потому,  что  они  удовлетворяли  его,  а  потому,  что  больше  ни  с  кем  не  умел  сойтись».

Вывод: желание  воевать,  бороться – юношеское,  наносное. В  подсознании  Мечику  хочется  мира  и  покоя.

Цитирую А.Фадеева: «Настоящий  человек  пробуждается  в  самых  лучших  своих  сторонах,  когда  стоит  перед  большим  испытанием.»

Словарь: ситуация  нравственного  выбора.

Вспомним   эпизоды

  1. «Партизаны  отбирают  у  корейца  свинью». Гл.11.
  2. «Убийство  раненого  Фролова». Гл. 11.
  3. «Расстрел  человека  в  жилетке». Гл.15.
  4. «Прорыв  через  трясину». Гл.16.

                                                          Д И С П У Т .

  1. «Мечик  видел  все  это… «Неужели  без  этого  нельзяперед  ним  которых проплыли…лица мужиков,  у  отбирали  последнее».
  2. Не  бездействует, пытается  остановить  врача.
  3.  «…бедный  человек  в  жилетке» (расстрелян  без  суда)
  4. Мечик  разделил  с  партизанами  все  испытания.

Партизаны «придавленные, мокрые,  злые».  Бойцы  спешно  уходят,  бегут  часовые, «партизаны…бросились  бежать».

Мечик:  испуган, но, как все, прорывается,  вместе  со  всеми  спасает  лошадь, зубами  развязывает  узел…

«..но  свинью  ел  вместе  со  всеми,  потому  что  был  голоден».

Фролов  узнает  о  решении  его  убить…

«…как  я  несчастен».

«Разговор  Мечика  с  Левинсоном» (Гл.13)

    Мечик  до разговора: «Мысль  эта  сводилась  к  тому, чтобы  тем  или  иным  путем, но  как  можно  скорее  уйти  из  отряда».

    Мечик  критикует  дисциплину  в отряде.  Левинсон  возражает  ему  …мысленно:« Вот  тебе  и  на… ну – каша!»

«Человек  особой  правильной  породы»   должен  был  рассмотреть  и  понять  молодого  партизана.

Глава 17. Прочитать  эпизод «Бегство  Мечика».

А.А.Фадеев: «По  первоначальному  моему  замыслу  Мечик  должен  был  кончить  самоубийством;  когда  же  я  начал  работать  над  этим  образом,  я  постепенно  убеждался,  что  кончить  самоубийством  он  не  сможет  и  не  должен… Самоубийство  придало  бы  несоответствующий  всему  ему  облику  какой-то  ореол  мелкобуржуазного  «героизма»  или  «страдания»,  на  самом  же  деле  он  человек  мелкий,  трусливый,  и  страдания  его  чрезвычайно  поверхностны, мелки,  ничтожны».

 -  Является  ли  последняя  глава  логическим  завершением  образа  героя?  Или  Фадеев –политик  именно  так  проводит  поставленную  задачу? («переделка  людей»).

Домашнее  задание:

Основной  вердикт: кто  он, Павел  Мечик? – вы  вынесете  в  своем  домашнем  сочинении -рассуждении 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Открытое заседание клуба: «Строгановское наследие» Тема: Павел Александрович Строганов – герой Отечественной войны 1812 года.

Внеклассное мероприятие проводиться в виде классного часа и показывает результат определенного периода работы клуба " Строгановское наследие". Проводиться в виде демонстрации материала, полученного в ...

Федотов Павел Андреевич

Жанр бытовой картины в России во второй половине XIX века.  11 класс...

Урок-практикум по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" "Павел Иванович Чичиков. Подлец или предприниматель?

Данный урок входит в систему уроков литературы в  9 классе по изучению творчества Н.В. Гоголя. Проводится одним их последних при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Цель урока состои...

Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"

Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов - конфликт поколений или конфликт идеологий?" (По роману И.С. Тругенева "Отцы и дети".)

Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания су...