Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого  - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пушкине и его глубоких народных исторических корнях, повысить интерес к творчеству великого  поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s.pushkin.prolog.doc52 КБ
Office presentation icon prezentaciya_po_pushkinu._prolog..ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Урок и презентация по литературе

(5-й класс)

Александр Сергеевич Пушкин

 "Руслан и Людмила"- "Пролог"

                                                                   Подготовила:

                                                                                       Сёмина Е.М.

                               Тема урока:

Александр Сергеевич Пушкин «Руслан и Людмила» – «Пролог» (Слайд 1)

(Слайд 2) Цель урока: вступительное занятие по творчеству Пушкина, цель - ввести в мир сказок Пушкина, подготовить к восприятию «Пролога», рассказать о Пушкине и его глубоких народных исторических корнях, повысить интерес к творчеству поэта.

Оборудование: на экране - портрет Пушкина работы Тропинина, под ним «Весь он чудо» М Горький, сверху «Солнце русской поэзии» В. Белинский, репродукции Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», В.Серова «Пушкин в парке», Б.Щербакова «Дом опальный», «Перед грозой», фото «В домике няни».

Под ними - Там русский дух...

                 Там Русью пахнет....

Сбоку -  родовое древо Пушкина.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

- Все ли вы узнали того, кто изображен на картине знаменитого русского художника 19 века Тропинина? (Слайд 3)

Да, это А.С. Пушкин великий русский поэт прожил недолгую жизнь, полную тревог и сомнений, но удивительно плодотворную жизнь. За двадцать с небольшим лет появились бесконечно дорогие каждому читателю пушкинские стихи, повести и сказки.

(Слайд 4) «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнет однажды поэт. С увлече нием и радостью слушал он сказки, которые рассказывала ему бабушка и его няня Арина Родионовна. Позднее в своих стихах он вспоминал об этом:

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

 Она, духов молитвой уклоня.

 С усердием перекрестит меня

 

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы...

Быстро пролетели детство и юность поэта, лицейские годы. Свободолюбивые произведения снискали ему, с одной стороны признание передовой части общества, с другой - вызвали царские преследования и гонения, ссылки на юг и в имение отца - Михайловское. Но  в ссылке продолжает работать. Внимательно вслушивается он в народную речь, записывает старинные предания, песни, приходит в домик Арины Родио новны, коротает с ней долгие вечера, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала много сказок, пословиц, поговорок:

(Слайд 5) Ученик:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала.

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины,

- вспоминает о ней поэт.

Поэт записал со слов няни несколько народных сказок, на
основе которых создал свои.        

А знаете ли вы сказки Пушкина?

3.Литературная викторина.

Из каких сказок эти отрывки?        

(Слайд 6)

 1). Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царицей,- говорит одна девица, - то на весь крещеный мир приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, - говорит ее сестрица, - то на весь бы мир одна наткала бы полотна».

"Кабы я была царица, - третья молвила сестрица, - я б для батюшки царя .../продолжают дети/ родила богатыря».

/«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»./

(Слайд 7)

2). В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?»

/ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»/

(Слайд 8)

3). Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить. Вот идет он к синему морю.

/"Сказка о рыбаке и рыбке",/

(Слайд 9)

4).  Вынырнул подосланный бесенок.

Замяукал он как голодный котенок:

«Здравствуй, Балда мужичок,

Какой тебе надобно оброк?»

/ «Сказка о попе и работнике эго Балда»/

Многие произведения Пушкина положены на музыку, - есть и опера на сказку Пушкина. Послушайте отрывок. Что за сказка?

(Слайд 10) / «Золотой петушок» Римский-Корсаков/

Вы прочитали многие из сказок Пушкина, скажите, что отразилось в них?        

/Неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости, глубокая любовь к простому народу./

4. Слово учителя.

Во многом эту любовь к простому народу привила Пушкину и его старая няня своими сказками. И сама она часто слушала его стихи, сидя где-нибудь в уголке / Репродукция с картины Ге/(Слайд 11)

 Пушкин создавал свои произведения не только в кабинете, но часто они возникали и тогда, когда он бродил по живописным окрестностям Михайловского. Были у него и свои излюбленные места – (Слайды 12,13) скамейка в парке, аллея и, конечно, дуб. Представьте, что под этим дубом сидит Пушкин,   задумавшись о чем-то. / Римский-Корсаков «сказание о Кияж-граде»  \Вступление\

5.Под музыку ученик читает наизусть  «Пролог».

6.Обсуждение

(Слайд 14) - Вы сейчас прослушали «Пролог» - это вступление к поэме «Руслан и Людмила». Здесь ярко проявилось увлечение поэта сказочными, волшебными мотивами.

Картины, изображенные в «Прологе» даны поэтом необычайно выразительно, часто две - три строки вызывают у читателя художественные образы, представление о картина, героях, фантастических событиях, итак, Пушкин начинает «Пролог» с общей картины сказочного мира.

- Как вы ее представляете?

- Что такое лукоморье? /Излучина морского берега/

Подтверждает ли "Пролог" знание Пушкиным народных сказок? Как?

- Как вы понимаете, строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя...

 - Какой оттенок придает этим строкам слово мимоходом?

 - Как нужно прочитать?

- Чем объясняется,  что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой?

- Какой становится нарисованная поэтом картина? Как прочитаем?

/Напевная интонация, торжественность, юмор./

- А какие строки вы прочтете наиболее торжественно?

/ «Там русский дух, там Русью пахнет»/

-Почему поэт говорит о Руси, а не о России?

/Русь для поэта-это место, где не только родились чудесные сказки но и совершались славные ратные дела./

Не зря  Пушкин вспоминает Русь. Оказывается, к истории России, Руси Пушкин имел непосредственное отношение: его прямыми предками были и Владимир Мономах, и Ярослав Мудрый, Владимир Красно-Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской. А известны и совсем далекие предки: Рюрик-Метатель колец Датский, Ивар Многославный, князь Славян ский /погиб в 72Ог./ и Катибор Вандалович, легендарный князь славян ский.

Кто ведает, знал ли Пушкин всех своих предков или это был зов  крови, но уже в своей первой поэме сумел передать этот особый дух земли древнерусской. А вот как об этом писал Юрий Тынянов в кн. "Пушкин".  (Слайд 15)

/ Учитель читает отрывок из учебника "Литература 5 кл. I ч./

«Сегодня шло по озеру судно...» и до конца.

7. Подведение итогов.

- " Весь он чудо". Что чудесного узнали вы на уроке о Пушкине?

- почему Пушкин назван "солнцем русской поэзии"?

8. Домащнее задание.

 Выучить наизусть "Пролог"  (Слайд 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог).

Презентация к уроку литературы в 5 классе. А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог)....

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Пролог.

Цель урока: дать понятие "пролога", показать его связь с фольклором (сказкой), раскрыть мысль поэта об уважительном отношении ко всему русскому, России, её прошлому, русскому языку....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники» Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

ОТКРЫТЫЙ УРОК  по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники»  Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»...

Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий

Урок формирования умений и навыков с использованием ИКТ на всех этапах урока...

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ по теме"А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог)

Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ в 5 классе по теме "А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог) содержит в себе скрайбинг, интерак...