Специфика Чеховского конфликта
статья по литературе (10 класс) по теме

Работа содержит анализ рассказов А.П.Чехова с точки зрения особенности конфликта в рассказах о" футлярной "жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specifika_chehovskogo_konflikta.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

                               ГАОУ ДПО НИПКиПРО

                            Кафедра гуманитарного образования

                     Контрольное задание дистантного модуля

                                        (21-25 сентября   2012г.)

В чём специфика чеховского конфликта? Как он связан с темой «футлярной» жизни?

                                                                     Выполнил:

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                      МОУ Посевнинская СОШ

                                                                     Черепановского района

                                                                      Новосибирской области

                                                                      Голикова Татьяна Устиновна

                                                                     

                                                                      Научный куратор:

                                                                      Кузнецов И.В.                        

                                               Новосибирск

                                                       2012

 А.П.Чехов – один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистических рассказов. Сам писатель говорил так:  «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни – вот что привлекало его, прежде всего.                                                                                 Поэтому ситуации и конфликты его произведений взяты обычно тоже из жизни.                                                                                                                       «Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней всё смешано - глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным…Нужны только формы, формы, формы»,- сказал однажды Чехов.                              Поэтому чеховский конфликт тоже приобретает новые формы.                                                         Прежде чем остановимся на  специфике его конфликта, давайте рассмотрим, что же такое конфликт в широком понимании слова.                                                                                                                                Конфликт в литературе является основой художественной формы произведения, развития его сюжета.                                                                             Конфликт и его разрешение зависит от концепции произведения.                              Конфликт художественный – противоположность, противоречие как принцип взаимоотношения между образами.                                                                                   Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет главные стадии развития сюжета. Обычно конфликт выступает в виде коллизии, то есть прямого столкновения и противоборства между изображёнными в произведении  действующими силами - характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера.            Таков, например, конфликт  Евгения Онегина с окружающей средой - с великосветским и провинциальным дворянством; его конфликт с другими персонажами – Ленским, Татьяной; его внутренний конфликт, проявляющийся в недовольстве собой, стремлении уйти от себя.  Совокупность этих конфликтов и определяет весь сюжет пушкинского романа.                                                                                                                                     Однако конфликт может проявляться и с ослабленным сюжетом, например, в чеховских произведениях.                                                                                                             Не случайно, с точки зрения критического реализма, все произведения А.П.Чехова, по определению некоторых критиков, в частности А.Скабичевского, считались бесконфликтными. Многие сетовали, что главная черта чеховских рассказов – это неопределённость, незавершённость, неясность того, что будет дальше и отсутствие анализа того, что произошло. Так ли это?                                                                                                            Анализируя произведения Чехова, приходим к выводу, что конфликт, безусловно, есть, но он не между человеком и обстоятельствами, как это было принято до Чехова, а между личностью (индивидуальностью) и характером (набором ролей).                                                                                Автора больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность. Он не концентрирует своё внимание на конфликте героя с обществом, представляя его частью среды.                                                                                                      Чехов исследует внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя.                                                                  Особенность конфликта его произведений – это приглушённый, двойственный  конфликт. Как правило, он на уровне быта разрешён; в духовном аспекте – безвыходен.  Не внешний, а внутренний конфликт - вот отличительная черта чеховского конфликта.                                                        Так в пьесе «Вишнёвый сад», причина разлада, источник конфликта заключается  не в  борьбе за вишнёвый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью.                                                                                                                     Как утверждает А.П.Скафтымова  «Жизнь идёт и напрасно сорится у всех давно, изо дня в день. Горечь жизни этих людей, их драматизм, следовательно, состоит не в особом печальном событии, а именно в этом длительном, обычном, сером, одноцветном, ежедневно будничном состоянии».  Так человек разочаровывается без каких-либо внешних  на то причин, замыкается в себе и тонет в мелкой повседневной жизни.                                                                                                    Особенно ярко   это демонстрируется в рассказах о «футлярной» жизни. Футляр - это некие роли, которые могут подменять в отдельных случаях саму личность. «Футляр» сковывает живую жизнь героев чеховских произведений.   Так, по мнению С.Штильман: «Футлярная жизнь – врождённый порок, диагноз отчуждения».                                                                                                                                                                                                                          Известная трилогия Чехова: « Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - исследование основных институтов общественной жизни (власть, собственность, семья). В рассказе «Ионыч» - это деньги.                                             В данных рассказах действие ведёт не внешний конфликт, всем понятный бытовой конфликт, а внутренний, эмоциональный, не всегда различимый. Чехова интересует духовный мир человека, погружённого в поток обыденной жизни.                                                                                                                Рассмотрим эволюцию характера главного героя одного из рассказов - Дмитрия Ивановича Старцева (рассказ  «Ионыч»).                                                        На первом этапе – молодой человек, только что назначенный земским врачом, с идеалами и желанием чего-то высокого, полный сил и энергии. Первое время он чувствует себя чужим среди обывателей. Литература и искусство доставляют ему наслаждение.                                                     Знакомясь с семьёй Туркиных, он окунается в жизнь «образованной и талантливой» семьи и первоначально пытается бороться с обывательщиной, он ещё полон надежд.                                                                                                               На втором этапе – делает неудачно предложение Котику, получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Он понимает, что эта трясина обывательства его затягивает, но отгораживаясь от этого, ничего не предпринимает – прячется в «футляре».                                                         Дальше он переходит к  частной практике, вечерами пересчитывает добытые практикой «бумажки» - деньги, полнеет и превращается в Ионыча.                               Так мы видим, как в результате утраты смысла жизни, цели разрушается личность.                                                                                                              Таким образом, автор демонстрирует конфликт между живым чувством и устоявшейся системой ценностей. Главное на что обращает наше внимание автор – это  внутренний конфликт, то есть  взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека.                                                                                     А.П.Чехов расширил возможности реализма, подняв мелкие и, на первый взгляд, неважные темы до уровня  больших и глубоко значимых, я считаю, прежде всего, благодаря особенностям  конфликта.                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искрометный чеховский юмор

Презентация к уроку по творчеству А.П.Чехова...

Портфолио учителя биологии и химии МБОУ г. Мурманска ООШ №6 Чеховской Ирины Ивановны

Портфолио профессиональной деятельности  состоит из пояснительной записки, инвариантной, вариативной частей, а также приложений....

А.П. Чехов «Палата № 6». Художественное пространство и время повести. Типичный чеховский герой.

Палата № 6 – образ, созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных люд...

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

Презентация к открытому уроку по геометрии "Выпуклые четырёхугольники . Специфика параллелограммов . Специфика трапеций"

Презентация содержит слайды с заданиями и решением задач к уроку по геометрии в 9 классе "Выпуклые четырёхугольники Специфика параллелограммов Специфика трапеций"...

«Сущность и специфика конфликтов в образовательных организациях» , статья.

В современных реалиях отмечается заметный рост напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума. В любом трудовом коллективе, социальном институте периодически возникают противор...


 

Комментарии

В данной работе содержится теоритический материал о роли конфликта в рассказах А.П.Чехова,что может помочь при анализе текстов,написании сочинений.