Урок-открытие по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой, песням Робертино Лоретти
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Иванова Валентина Ивановна1953

План-конспект урока-открытия (6, 7кл.) по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой, песням Робертино Лоретти К уроку прилагаются презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-otkrytie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок-открытие

«Талант побуждает к творчеству».

 ( По стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой, песням  

   Робертино Лоретти)

Цели урока: 

-показать специфику поэзии, графики, музыки;

-обогатить словарь детей лексикой из области искусства;

-побудить к творчеству.

Предварительное домашнее задание

   Примерно за 2дня до урока раздать напечатанные на листочках стихи Ники Турбиной с заданиями: оцените эти стихи; если они вам понравились, объясните, чем;

прочитайте на уроке вслух то стихотворение, которое вам ближе по настроению; расскажите, каким вы представляете себе автора.

                 Ника Турбина

          Хочу добра.                                                Раненая птица.

Как часто                                                      Пожалейте меня, отпустите,

Я ловлю косые взгляды.                            Крылья раненые не вяжите,

И колкие слова,                                           Я уже не лечу.

Как стрелы,                                                  Голос мой оборвался болью

Вонзаются в меня.                                       Голос мой превратился в рану.

Я вас прошу—послушайте!                       Я уже не кричу:

Не надо                                                          --Помогите мне, подождите!

Губить во мне                                              Осень.

Минуты                                                         Птицы летят на юг.

Детских снов.                                               Только сердце сожмется страхом.

Так невелик                                                  Одиночество—смерти друг.

Мой день,                                                                                        1983г.

Я так хочу добра

Всем,

И даже тем,

Кто целится в меня.

                             ***                                                                  ***

Вы умеете пальцами слушать дождь?                     Душа—невидимка,

Это просто!                                                                    Где ты живёшь?

Дотроньтесь рукой до коры дерева,                         Твой маленький домик,

И она задрожит под вашими пальцами,                  Наверно, хорош?

Как мокрый конь.                                                        Ты бродишь по городу,

Дотроньтесь рукой                                                       Бродишь одна,

До оконного стекла ночью.                                         Душа невидимка,

Вы слышите?                                                                 Ты мне не видна.

Оно боится дождя,                                                                           1983г.

Но оно должно охранять меня

От мокрых капель.

Я поглажу капли пальцами

Через стекло.

Дождь!

Дождь!

Послушай, дверь,

Отпусти меня!

Улица полна звона ручьёв.

Я хочу пальцами услышать дождь,

Чтобы потом написать музыку.

          Маме.                                                               Калейдоскоп.

Я надеюсь на тебя,                                       Ребёнок взял калейдоскоп

Запиши все мои строчки,                           Глазок в глазок, и вмиг

А не то наступит точно                               Рассыпался

Ночь без сна.                                                 Весь безголосый мир

Собери мои страницы                                 На разноцветный крик

В толстую тетрадь.                                      Он строит

Я потом                                                          Замки для царевен,

Их постараюсь разобрать.                         Зелёную луну.

Только, слышишь,                                      Разрисовал

Не бросай меня одну.                                  Весь шар земной

Превратятся                                                 Оранжевой травой.

Все стихи мои в беду.                                  Смотри, малыш,

                  1983г.                                            В твоих руках

                                                                        Не только семь цветов.

                                                                        Планета—

                                                                        Дней калейдоскоп.

                                                                        Твой взгляд—

                                                                        Её лицо

                                                                                        1983г.

          Сорок первый год.                                      ***

Города горят,                                         Я год хочу прожить

И леса горят,                                          Как миг,

По стране идёт                                       Хочу я время

Чёрным шагом                                      Превратить в минуту.

Враг.                                                        Хочу, хочу, хочу!

Смертью смотрит                                 Но почему я вижу

Глаз,                                                         В страхе вскинутые руки?

И рукой своей                                        «Я не хочу

Враг заносит меч                                   Так быстро жить!»--

Над землёй моей.                                   Кричит планета, задыхаясь.

И закрыл крылом                                 Мой долог век,

Страшный ястреб                                 И я стараюсь

Свет.                                                        Добро творить.

И кричит земля:                                   О, люди!

--Мне покоя нет,                                   Я прошу забыть вражду

Отчего вы,                                             И помнить радость встречи,

Люди,                                                      Пусть реки зашумят

Хуже зверей,                                          Прозрачною водой,

Убиваете даже                                       И добрый дождь пройдёт

Малых детей?—                                    Пусть здесь,

Города горят,                                         Не стороной.

И леса горят,                                          А миг?

По земле идёт                                         Пусть будет миг рожденья,

Чёрным шагом  враг.                           А не смерти.

                    1983г.    

     

Ход урока.

1.Учитель.

Ребята, наш урок называется «урок-открытие». Что обозначает слово «открытие»?  

         - (обнаружить, узнать что-то новое)

Сегодня на уроке мы должны сделать для себя открытие.

А вот какое, вы ответите в конце урока.



2. Чтение стихов Ники Турбиной.

 Дома вы читали стихи Ники Турбиной, отвечали на вопросы к ним.

Послушаем стихи и ваши  размышления о них.

     (Дети читают стихи, объясняют, чем они понравились. Важно выслушать мнение детей о возрасте автора)



3. Знакомство с Никой Турбиной.       

   Эти стихи написала восьмилетняя девочка.     (1СЛАЙД—портрет)

Первые стихи восьмилетней ялтинской школьницы Ники Турбиной появились в газете «Комсомольская правда» в марте 1983года. Однажды девочка весь вечер не могла найти себе места, пожаловалась матери: «Меня душат слова…» Ночью, когда все уснули, Ника вскочила: «Мамуля, запиши!» (Сама Ника, тогда ещё дошкольница, писать не умела) И она произнесла на едином дыхании, почти без запинки следующие строки:                                       (2СЛАЙД—стих)

                       Жизнь моя—черновик,

                       На котором все буквы—

                       Созвездья. Сочтены наперёд

                       Все ненастные дни.

                       Жизнь моя—черновик,

                       Все удачи мои, невезенья

                       Остаются на нём,

                       Как надорванный выстрелом

                       Крик.

    Майя Анатольевна записала потрясшее её своей образностью стихотворение.  

С той поры мама стала на ночь оставлять под рукой тетрадь и ручку. Разбудив маму, Ника всегда умоляла её писать быстрее.

Таких тетрадей вскоре накопился целый ворох. Зачёркнутых слов в стихах почти не было.

 В 1985 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга стихов Ники Турбиной «Черновик» с предисловием и под редакцией поэта Евгения Евтушенко.

    В 10 лет пришёл и международный успех.  

На поэтическом фестивале в Италии, куда Ника ездила вместе с редактором своей книги, ей была присуждена высшая награда—«Золотой лев» Венеции.



4.Беседа о стихах Ники Турбиной.

Давайте вернёмся к стихам.

-Подумайте, чем отличается поэзия от разговорной речи, от прозы?

                            (Ребята размышляют над поставленным вопросом)

Учитель обобщает сказанное:

Поэт смотрит вокруг по-особому: он зорче, чем другие люди.

Кто-то пройдёт мимо раненой птицы и не откликнется на её боль. А Ника рассказала об этой боли так, словно сама—подбитая птица.

                                                                  (3СЛАЙД—стих «Раненая птица»)

-Прочитаем стихотворение.

                            Пожалейте меня, отпустите,

                            Крылья раненые не вяжите.

                            Я уже не лечу.

                            Голос мой оборвался болью,

                            Голос мой превратился в рану.

                            Я уже не кричу.

                            Помогите мне, подождите!

                            Осень.

                            Птицы летят на юг.

                            Только сердце сожмется страхом,

                            Одиночество—смерти друг.                          

-Найдите строчки, свидетельствующие об особой зоркости девочки-поэта, её умении видеть необыкновенное в обыкновенном.

 

    (Ребята должны прийти к выводу, что Ника воспринимает природу

               живой)

-Необычные, неожиданные мысли выражаются особым образом.

 

 Какие особые изобразительные средства языка вы знаете?

      (Повторить тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, инверсия, анафора).


4а. Работа в группах

       Стихотворение «Голос».  (Класс делится на 5групп. Каждой группе даётся задание найти изобразительные средства языка в данном стихотворении:   1гр.—эпитеты, 2гр.—сравнения, 3гр.—олицетворения, 4гр.—инверсия, 5гр.—анафора )

                    По аллеям парка

                    Шариком хрустальным

                    Голос твой звенящий

                    Обогнал меня.

                    Пробежал по крышам,

                    Пробежал по листьям,

                    В шорохе осеннем

                    Музыку поймал.

                    Вдруг остановился

                    Возле той скамейки,

                    Где стоял разбитый

                    Уличный фонарь.

                    Шарик твой хрустальный

                    Заискрился смехом,

                    И фонарь разбитый

                    Вдруг светиться стал.

                                                            1981г.

Учитель обобщает сказанное:

Поэтическая речь—образная речь.

 Как красива она в сравнении с обыденной разговорной речью! У поэзии свой язык и своя душа.

Вы так хорошо почувствовали поэзию Ники, что ,наверное, тоже захотите попробовать написать стихотворение. Сделайте это дома.

А пока урок-открытие продолжается.



5.Знакомство с Надей Рушевой                   (4СЛАЙД-портрет)

          Вот ещё одна девочка, чей уникальный дар поразит вас.

Это Надя Рушева. Она умерла в 17 лет, но успела оставить после себя 10 тысяч рисунков. И каких рисунков!

 ( Один из учеников класса готовит биографию Нади, выделяя из предложенного текста главные мысли и оформляя их на слайдах)

                                                                            (Просмотр презентации)

Биография и творчество.


     Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в г. Улан-Баторе - столице Монгольской Народной Республики, где жили тогда ее родители. Ее отец – Николай Константинович Рушев работал в Монголии художником – инструктором театра и педагогом в художественном училище. Ее мать – Наталья Дайдаловна Ажикмаа родом из Тувы, работала в Монголии педагогом – балетмейстером и солировала в концертах, была одной из первых балерин Тувы.
    По-монгольски имя Надежда – Найдан означает «вечноживущая». Так всегда и звали миловидную девочку монгольские друзья родителей.
Надя начала рисовать с пяти лет, как и все обычные дети. В семилетнем возрасте она набросала в альбомчике 36 занятных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Это она сделала за один присест, за то время пока отец отдыхал после работы на диване, не спеша и с выражением читая ей любимую сказку.
     Уже в Москве Надю водили в детский сад при заводе «Шарикоподшипник». Надя пела в хоре, участвовала в групповых танцах, полюбила стихи, лепила из пластилина, клеила аппликации и игрушки. Больше всего она просила взрослых, чтобы они почитали ей сказки. Родители знакомили Надю с мифами и легендами Древней Греции. Мама показывала ей несложные балетные упражнения, дедушка немного учил игре на фортепиано. Хотя рисовать ее никто не учил, ее формирование происходило в семье, в среде художников и артистов.
  Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые образы. При этом улыбаясь приговаривала: «Какая-то слива получается…Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Это точка. А Емелька две подушки положил и ушел…» Это была радостная игра в рисование, свободные шутки воображения маленькой девочки. Придя из школы домой и выполнив уроки, она с удовольствием принималась за полюбившееся фантазирование, благо под рукой у нее всегда были маленькие альбомчики или обрезки бумаги разного формата и цвета. Уделяла она этой забаве не более получаса в день или в каникулы час. И это стало ежедневной Надиной потребностью на всю жизнь.
  Прожив немногим более 17 лет, Надя оставила после себя огромное духовное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. С пером в руках она осмыслила в зримых образах произведения более 50-ти авторов. Летом 1955 и 1959 годов Надя побывала с родителями на родине матери в Тувинской АССР. А в Москве воображение и представление Нади о Востоке питались воспоминаниями матери и рассказами отца. За семь лет работы в национальных театрах Кызыла, Душанбе и Улан-Батора Николай Константинович Рушев создал эскизы декораций, сделал натурные этюды архитектуры и природы, зарисовки этнографического характера. Рисуя «по воображению», она создала помимо этого, массу сказок собственного сочинения, раскадровок никем еще в те годы не поставленных балетов, фантазийных сцен. Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Уже после смерти художницы. Этот балет действительно был поставлен, и главную роль в нем играла Майя Плисецкая.
«Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира», - говорил о Наде Рушевой скульптор Василий Алексеевич Ватагин.
Хмурым мартовским утром 1969 года внезапно оборвалась жизнь семнадцатилетней Нади Рушевой, жизнь, исполенная самых радужных надежд и мечтаний.
    Пятью годами раньше журнал «Юность» (№ 6 за1964 год) познакомил миллионы своих читателей с рисунками двенадцатилетней чудо-девочки. С тех пор имя и творчество юной москвички стали достоянием миллинов.
    Диапазон ее творчества невероятно широк. О его масштабности говорят названия таких тематических серий, как “Эллада”, “Космос”, “Воспоминания о Варшаве”, “Восток” и многих-многих других.
    Надя создала иллюстрации к произведениям 50 авторов, среди которых Шекспир, Рабле, Байрон, Диккенс, Гюго, Марк Твен, Гоголь, Лермонтов, Булгаков, Лермонтов и бесконечно любимый ею Пушкин. В четырнадцать лет Надя начала работу над серией рисунков к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этих композициях художница применила уже другую технику рисования, используя акварель. Надя никогда не пользовалась ластиком. Ее рисунки рождались без эскизов, враз, набело. «Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», - признавалась Надя. Она много читала и все ее впечатления от прочитанного выплескивались на бумагу.
Пушкиниана Нади Рушевой – это не только иллюстрации к творчеству, но еще и вся жизнь поэта, его друзья, близкие. «Похожесть» импровизаций Нади на рисунки самого Пушкина навели старейшего пушкиниста А.И.Гессена на мысль предложить художнице проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта». Таким образом, появилось огромное количество работ, посвященных Пушкину.
Последние рисунки Нади Рушевой – 200 графических работ к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Жизнь Нади Рушевой оборвалась на взлете. По окончании школы она собиралась поступать во ВГИК: мечтала стать мультипликатором. И все же Надя жива в тысячах своих рисунков.
Многим известна запись Ираклия Андроникова, оставленная на одном из Надиных рисунков писателем: «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности».
Посмертную статью академика В.А.Ватагина о Наде поместила «Юность», в ней читали: «Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, - теперь нечего бояться преждевременной оценки».
Персональные выставки Нади Рушевой прошли почти во всех регионах страны, а также за рубежом – в Японии, Монголии, Польше. Число их превысило 160. За короткий срок с творчеством Нади познакомилось около четырех миллионов человек. В столице Тувинской АССР в городе Кызыле, в музее им. 60-ти богатырей, находится предствительное собрание Надиных работ, известное как коллекции В.П. Ермолаева. В ближайшее время оно пополнилось щедрым даром матери Нади, Натальи Дойдаловны, передавшей в этот музей значительную часть работ не только дочери, но и Надиного отца, Николая Константиновича. Фамильный фонд Рушевых, отца и дочери, создан в Пушкинском доме. Периодически проходят выставки Надиных работ в музее Л.Н.Толстого.
21 октября 1982 года крымскими учеными была открыта малая планета № 3516, она была названа именем юной советской художниц Нади Рушевой.

Учитель.                    

Посмотрим рисунки Нади Рушевой

                                                                                                            Слайды

Своеобразные рисунки, отсутствуют краски.

-Как называются такие рисунки?

                                         (Графика)

-Словарная работа

                      Графика—( от греческого  ГРАФО—«пишу», «черчу», «рисую»)—это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого.

Постепенно, в процессе исторического развития в рисунок стал проникать цвет, и теперь к графике относятся и рисунки цветными мелками и т. д.



6.Беседа о рисунках Нади Рушевой.

Учитель.

Ника Турбина для выражения своих мыслей находит образные, только ей присущие строчки.

Попробуем, глядя на рисунки Нади, определить её язык.

                (Дети должны отметить особенности графики Нади:

                                                     --лёгкость рисунка;

                                                     --пластичность;

                                                     --певучесть;

                                                     --линейность;

                                                     --содержат глубокую мысль;

                                                     --красивы.)

-Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?

                 (Дети обмениваются своими мыслями о рисунках)

Учитель обобщает сказанное:

Мы «прочитали» с вами рисунки Нади Рушевой, они вызвали в нашей душе восторг перед художественным даром юного мастера.



7. Знакомство с Робертино Лоретти

Учитель.

А сейчас послушаем  об одном талантливом итальянском мальчике, чей волшебный голос потряс весь мир.   Это Робертино Лоретти.                                                                                                                                              (5СЛАЙД—портрет)

( Один из учеников класса готовит биографию Робертино, выделяя из предложенного текста главные мысли и оформляя их на слайдах.)

                                         Просмотр презентации

Робертино Лоретти (22.10.1948) - певец

   Родился в Риме в большой семье. Его мама - сеньора Чесира вспоминала, что он с трехлетнего возраста начал напевать различные песенки. Стоило только ему услышать мелодию, как он сразу её повторял. В музыкальной школе Робертино заниматься не довелось. В шесть лет он был солистом в церковном хоре и именно там получил первые уроки музыки и вокала. Его голос был таким редким, что уже в восемь лет его стали привлекать в хор Римского оперного театра. Дело в том, что в некоторых итальянских хоровых произведениях есть соло для так называемого "белого детского голоса". Вот Робертино и был этим самым "белым голосом". Со взрослыми он не мог выступать часто, поэтому основным его заработком было выступления в кафе и ресторанах.

  Однажды Робертино пел на празднике печати и получил первый в своей жизни приз - "Серебряный знак". Потом он участвовал в конкурсе для непрофессиональных певцов, который проводился на итальянском радио. Победителей определяли радиослушатели, которые по телефону сообщали в редакцию имя понравившегося певца. Робертино выдержал все четыре тура и опять завоевал первое место и золотую медаль. Это позволило тринадцатилетнему мальчику войти в состав исполнителей, которые развлекали участников и зрителей Олимпийских игр 1960 года, проходивших в Риме. Робертино выступал в кафе "Гранд-Италия" на площади Эфедра.

  Когда он исполнял свою любимую песню " O sole mio" ("Моё солнце"), его услышал датский музыкальный критик Вольмер Соренсен. Он записал на магнитофон его песни, потом разыскал отца Робертино - Орландо и сказал : " Мне нравятся эти песни. Если они понравятся и моим коллегам в Дании, то я могу пригласить Вашего сына в Копенгаген, чтобы он мог учиться музыке и выступать. Ждите телеграмму." А через три дня на имя Робертино пришла телеграмма, в которой было написано всего одно слово: "Выезжай".

   Четыре года Робертино Лоретти жил в Дании и объехал с гастролями весь мир. В 1962 году он приезжал и в СССР и выступал в Москве. В СССР он имел невероятную популярность. Из всех окон летом неслось: "Джамайка, Джамайка", пластинки с двенадцатью песнями, которые исполнил Робертино в том летнем концерте, издавались огромными тиражами.
   А потом о Робертино Лоретти вдруг перестали писать. У нас в стране поползли слухи, что жестокие хозяева певца заставляют бедного мальчика постоянно выступать на концертах. Из-за чего у него пропал певческий голос. Эти слухи живы до сих пор. Вы можете спросить любого о судьбе Робертино, вам расскажут именно эту версию. А на самом деле все было совсем не так.
Просто пел он, в основном, уже в Италии, иногда гастролируя в Скандинавии, Франции, Германии. В 1964 году 18-летний Робертино выступил на фестивале итальянской песни в Сан-Ремо и вошел в пятерку сильнейших с песней "Маленький поцелуй". А не выступал он потому, что у него "ломался" голос, и кроме того он сломал ногу, катаясь на лыжах в Австрии, на съемках фильма "Красная лошадка".

   Новый голос Лоретти уже не был похож на высокий детский, этот голос определяют как "драматический тенор". Робертино пел классические арии, неаполитанские песни, много песен он написал сам. В 1973 году он сделал перерыв в концертной деятельности, участвовал в создании художественных фильмов и даже открыл собственный магазин недалеко от своего дома. В конце концов он понял, что торговля - это не его дело.

   В 1982 году он снова начал петь, причем звучать он стал даже лучше. Эстрадные и неаполитанские песни, оперные арии в его исполнении снова расходятся миллионными тиражами. Поет он только "в живую", повсюду его называют "послом итальянской песни". В США Лоретти пригласили в 1988 году сниматься в роли великого тенора Марио Ланца, в фильме, посвященном его памяти. Снова он гастролирует по всему миру, в том числе и России, Молдавии, Белоруссии, Казахстане.
Живет семья Лоретти в огромном доме с садом рядышком с виллами Софи Лорен и Марчело Мастрояни. Он владелец ночного клуба, бара, ресторана, в котором часто сам и поет. В Риме у него конюшня на 12 арабских скакунов, он выращивает породистых лошадей и готовит их для скачек. Другое хобби певца - кухня, он любит лично готовить обеды для семьи и гостей. Первая жена - Роберта умерла, оставив ему двоих детей, а вторую его супругу зовут Маура, она моложе певца на 15 лет. У них родился сынишка Лоренцо, сейчас ему 8 лет, он очень похож на отца в детстве и унаследовал его голос, поэтому ему тоже пророчат "звездное" будущее. Однако, папа Роберто считает, что сначала нужно получить серьезное образование, ведь ему самому этого не удалось добиться из-за бесконечных гастролей.

_____________________________________________________________________________

8.Творчество учащихся

    В классе есть талантливые, творческие ребята, которые сегодня прочитают свои стихи, сочинения

                     1. Сахаудинов Кирилл—участник областного конкурса сочинений «Письмо другу», получивший благодарственное письмо Федеральной почтовой службы

                     2. Шишова Лиля—победитель районного и участница областного конкурса стихов «И славить вечно мы должны героев»

                     3.Ефименко Вика—победитель районного и областного конкурсов стихов «Мы вместе»



9.Учитель обобщает сказанное.

          Ребята, урок подходит к концу.

Так почему же он назывался  «открытие»?

Какие открытия вы сделали для себя?

-Творчество—великая сила, которая даёт человеку крылья независимо от возраста.

_____________________________________________________________________________

10.Домашнее задание.

              ( По выбору детей)

1. написать стихи или попробовать себя в создании графики.

2. Сочинение-размышление «Стихи Ники Турбиной—это …»

3. Закончите фразу  «Надя Рушева—это…» (Мысль должна быть выражена образно и кратко.)

           

       Список литературы.

1. А. Косульников «Дни Турбиной» (Газета «Первое сентября» №50 от 17 мая 1994г)

2. Е. В. Попова  Урок—сюрприз  (Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины»  1991г. №9.)

3. Ника Турбина Сб. «Черновик»  1885г. «Молодая гкардия»

4. Альбом  «Графика Нади Рушевой».

5. Интернет ( Надя Рушева Биография и творчество)

6. Интернет (Робертино Лоретти. Биография и творчество)

7. Интернет (Робертино Лоретти. Песня «Джамайка»)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой...

Данная презентация подготовлена для красочного сопровождения урока....

Презентация к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной, рисункам Нади Рушевой...

Данная презентация подготовлена учащимися к уроку-открытию по стихам Ники Турбиной......

«Надя Рушева - гениальная художница»

Цель и задачи : Расширение эстетического кругозора учащихся.•         формирование активной жизненной позиции.•         ...

Презентация на тему "Надя Рушева- девочка-гений"

Данная презентация о стройной, темноволосой девушка с лукавыми глазами. Непосредственная, искренняя, живая, полная сил и уникальных идей - такой осталась Надя Рушева в сердцах людей, любящих её творче...

"Пушкиниана" Нади Рушевой ( рисование человека по памяти и представлению)

"Пушкиниана" Нади Рушевой( рисование человека по памяти и представлению)           7 класс Цели:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством На...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Евгений Онегин" в рисунках Н.Кузьмина и Нади Рушевой

Рисунки графика Н.В.Кузьмина очень напоминают наброски на полях самого А.С.Пушкина. Мне показалось интересным сравнить их на уроке литературы при изучении романа в стихах "Евгений Онегин". Имя таланли...

Сценарий конкурса военной патриотической песни « Кто сказал, что надо бросить песню на войне»

Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снов...