Элективный курс "Судьба русской литературной эмиграции"
элективный курс (литература, 11 класс) по теме

Элективный курс «Судьба русской литературной эмиграции» предназначен для учащихся 11 класса гуманитарного профиля средней школы. Содержит, помимо программы, электронную презентацию и разработки учебных занятий.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                СУДЬБА  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРНОЙ  ЭМИГРАЦИИ

           Программа элективного профильного  курса для учащихся 11  класса.

                                                                                 Автор – составитель:

                                                                                Федякина Лариса Александровна,                                        

                                                                                 учитель русского языка  и  литературы

                                                                                 высшей категории ГБОУ СОШ № 1

                                                                                 г. Чапаевска                      

                                                 

 2012

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….4

Учебный план………………………………………………………………7

Программа курса……………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………     15

Приложение  1……………………………………………………………….17

Приложение  2……………………………………………………………    ..23

Приложение  3………………………………………………………………  29

                                                                                                                                                     

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

          Курс «Судьба русской литературной эмиграции» предназначен для учащихся 11 класса гуманитарного профиля средней школы.

            Русская зарубежная литература XX века - эта одна из блестящих страниц отечественной культуры, созданная крупнейшими ее мастерами, оказавшимися в силу тех или иных обстоятельств в эмиграции. Ими были созданы многие шедевры русского живописного, музыкального, словесного искусства. Долгие годы они были закрыты для изучения в школе, и в современных программах им отводится немного места, что не позволяет раскрыть особенности литературы русского зарубежья в полной мере.

            Элективный курс позволит раскрыть трагические страницы русской истории, по-новому взглянуть на известные исторические факты и литературный процесс в России XX века.

             Важно учитывать, что официальная литература и запрещенная русская литература – это не две разных литературы, «русская зарубежная литература есть временный отведенный в сторону поток общерусской литературы, который вольется в общее русло этой литературы» (Струве Г. «Русская литература в изгнании»). К счастью, «неизвестная» долгие годы для русского читателя литература стала открытой и вызывает искренний интерес.  

              Элективный курс «Судьба русской литературной эмиграции» позволит расширить рамки школьной программы, рассмотреть литературное творчество русских  писателей независимо от того, где, в какой стране, было оно создано.  Литература русской эмиграции является реальной частью нашей национальной культуры, оно опирается на те же, что и советская литература, классические традиции, без которых невозможно творчество, поскольку это были русские художники по своим истокам и связям с родиной.

               В основе содержания и структуры курса лежит концепция литературного образования. Курс литературы 11 класса предполагает изучение литературного процесса XX века. Элективный курс позволит более подробно остановиться на литературном процессе русского зарубежья, творчестве писателей-эмигрантов, на изучение творчества которых в программе отведено недостаточно времени, оно дается обзорно: несколько десятков имен, из которых учителю предлагается отобрать для изучения 2 -  3 произведения.

             Отбор и изучение материала элективного курса подчинены нескольким принципам:

отобранные произведения призваны создать целостную картину литературы русского зарубежья;

должны базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью;

формы проведения занятий должны быть разнообразными, приоритетная роль отводится творческим методам обучения, позволяющим включать школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных произведений.

выбор формы творческого задания, исходя из возможностей, интереса и психологических особенностей учащихся

При составлении данной программы учитывались следующие аспекты:

эстетический, так как литература – искусство слова, поэтому большое внимание уделяется работе по постижению законов литературы, так как постижение их  и есть важное условие понимания литературного произведения, способствует развитию читательских умений, помогает отличить подлинно художественное произведение от явлений «массовой литературы»;

 нравственный, так как изучаемые произведения заставляют задуматься

      молодого читателя над коренными вопросами бытия, убеждают, что вечные        нравственные ценности неизменны, формируют убеждения, определяют качества личности, направленность её жизненных интересов;

речевой, так как используется путь «медленного вчитывания» в художественный текст, подразумевает большое количество творческих работ. Результатом такой работы является совершенствование культуры речи учащихся, как письменной, так и устной;

культурологический: изученные произведения русской зарубежной литературы отражают многие вопросы русской истории, социальной, политической, духовной жизни России, расширяют представление о жизни, включают читателей в широкое историческое пространство;

формирует стойкий личный интерес к чтению.

     

                                                                    ЦЕЛИ КУРСА:

Сформировать представление о русской литературе XX века как едином творческом процессе, рассматривать историко-культурные традиции, понимать их внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения.

Совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения.

Формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Прививать навыки работы с периодическими изданиями, критической литературой.

Формировать умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные.

Отсюда вытекают следующие задачи:

совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям русского зарубежья;

формировать основные эстетические и теоретико-литературные понятия как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения;

продемонстрировать возможности литературно – критических жанров (аннотация, рецензия, эссе, обзор литературных журналов) и помочь учащимся овладеть ими:

показать национальное своеобразие, связь с традициями классической русской литературы и новаторство литературы русского зарубежья.

                                              ОСНОВНЫЕ  УМЕНИЯ  И  НАВЫКИ.

Учащиеся должны знать:

сведения по теории и истории литературы, особенности построения и языка художественного произведения;

сведения о жизни и творчестве писателей, по той или иной причине эмигрировавших из   России;                                                      

тексты художественных произведений и критические работы на эти произведения;

общую историческую и политическую обстановку, в которой создавались произведения русского зарубежья.

Учащиеся должны уметь:

анализировать изучаемое произведение с точки зрения содержания и формы;

охарактеризовать и оценить главных героев;

связать идеи художественных произведений с исторической эпохой и литературными процессами;

видеть традиции классической русской и европейской  литературы и художественное новаторство писателей;

давать оценку произведения на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия;

грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров, выразительно читать отдельные произведения или их фрагменты;

работать с информацией, подбирать материал по заданной теме из разных источников, в том числе электронных, уметь сопоставлять различные художественные и критические интерпретации.

                                                           Учебный план

                      программы элективного курса для учащихся 11 класса

                                 «Судьба русской литературной эмиграции»

Наименование разделов,

тем

Всего

часов

Типы уроков

Формы

контроля


лекция


практикум


семинар

1.









Три волны  русской литературной эмиграции. Возникновение понятия «литература русского зарубежья» Периодизация, предпосылки появления, многообразие литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм и т.д.


2









1









1









-









Тезисы лекции





Конспект статьи



2

«Первая волна» русской литературной эмиграции.

«Золотое десятилетие» эмигрантской литературы 1925 – 1935 годов. Поэты и прозаики модернистских направлений начала века в эмиграции.   Русские литературно-обществ. издания за границей, воскресные чтения у Мережковского, «Зеленая лампа», поэзия «парижской ноты»).

     «Старшие» эмигранты–неореалисты (И.Бунин, Л.Андреев, И.Шмелев,  В.Ремизов,  Б.Зайцев и др.)    

     И.А.Бунин в эмиграции. Основные этапы творчества после 1924 г. «Темные аллеи» - итог мировоззренческих и эстетических размышлений о загадочной тайне любви. «Чистый понедельник» - метафорический рассказ о судьбе России.    

     Л.Н.Андреев. Трагическое ощущение времени в рассказе «Иуда Искариот». Историческая основа рассказа. Проблематика, особенности сюжета и композиции. Критические статьи о рассказе «Иуда Искариот»

 

Б.К.Зайцев – «поэт прозы». Традиции Владимира Соловьева в творчестве Зайцева. Повесть «Голубая звезда» о связи человека со всем окружающим миром.


    И.С.Шмелев как художник старой России, «бытописатель русского благочестия» (архиепис-коп Серафим). Повесть «Лето Господне» -  идеализация старой патриархальной России


    А.М.Ремизов «Слово о погибели земли Русской».


  Современная Россия глазами сатириков. «Сатириконцы» Саша Черный, Тэффи, Аркадий Авер-ченко. Политическая злободнев-ность, публицистичность, широ-кое использование сатирического символа. (А.Т.Аверченко «Осколки разбитого вдребезги», «Дюжина ножей в спину революции», Саша Черный «Сатира и лирика», «Жажда», Тэффи «Маркита»)


11

1












1




































1













1




1








1














1







1




1









1




















1
















1

Выступление с сообщением, чтение наизусть стихотворений





Конспект лекции, комплексный анализ художест. текста, рецензия на сочинения, подготовка альманаха


Вопросы к тексту рассказа







Конспект критических статей






Сочинение-отзыв






Проект «Как играли праздники на Руси»





Таблица «худож.-изобразительные средства» в романе



Презентация книги








3

    «Вторая волна» русской литературной эмиграции.

Германия и Америка как культурные центры русского Зарубежья. Творчество Е.Елагина, В.Юрасова, С.Максимова, Б.Филиппова, Б.Ширяева – неизвестный материк русской литературы.

1

1

Тезисы лекции

4

     «Третья волна» русской литературной эмиграции.

   Поколение «шестидесятников». Причудливое соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы XX века.


   Владимир Набоков как русский и иноязычный писатель. «Другие берега» - автобиографический роман.


     Александр Солженицын. Роман «В круге первом». Особенности сюжета и композиции. Система характеров как основа изображе-ния общественного устройства в произведении.


   Иосиф Бродский. Особенности поэтики. Поиски новых форм.

5



1









1







2  





1


Тезисы лекции







Сочинение-отзыв







Самостоятельный анализ эпизода




Анализ стихотворения

5

Жанр антиутопии в литературе русского зарубежья

 Василий Аксенов. Переплетение фантастики с реальными истори-ческими событиями в романе – антиутопии «Остров Крым»

Катастрофичное мироощущение и идеологическая борьба в антиутопиях литературы русского Зарубежья. Особенности антиутопии как жанра. Активное обращение к антиутопии в литературе эмиграции как своеобразный отклик на  давление авторитарной политической системы.

         Развитие жанра антиутопии в творчестве Ю.Даниэля «Говорит Москва», В.Войновича «Москва», В.Аксенова  «Остров Крым», А.Гладилина «ФССР».

 Сочетание гиперболизированных деталей реальной жизни с фантастикой.

3





1





















2





Анализ эпизода
















Презентация книги

6

     Тема войны в творчестве писателей – эмигрантов.

    Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» - трагический рассказ о «будничной»  войне.

     Георгий Владимов. Образ России в романе «Генерал и его армия». Толстовское толкование народной войны и русского национального характера, утверждение высокой нравствен-ности..

     Владимир Войнович. Изображение войны глазами прос-того солдата в романе – анекдоте «Необычайные похождения Ивана Чонкина». Разрушение официальных мифов о войне. Юмористические приемы в изображении главного героя Чонкина. Сатира в изображении представителей официальной власти.

     Два разных толкования войны. Трагическая и гротесковая формы повествования.

5














































1






2







1


1


Доклад на читательской конференции



Сочинение-рецензия      





Работа с эпизодом      

7

Сатирические традиции в творчестве писателей-эмигрантов.

Владимир Войнович. «Шапка» - сатирическая повесть о судьбе русской интеллигенции. Развитие гоголевских традиций в повести, образ «маленького человека» Ефима Семеновича Рахлина. Тема нравственного выбора.


   Сергей Довлатов. Чеховские традиции в творчестве Довлатова.


   Саша Соколов «Школа для дураков». Сквозные мотивы  (река, железная дорога, сумерки, детство) в творчестве С.Соколова. Картина мира, предчувствие перемен.

4













2



1



1














Сопоставительный анализ (традиции Гоголя в повести)







Отзыв на рассказ



Сочинение-миниатюра

8

     Подведение итогов элективного курса.

Место литературы русского зарубежья в едином литературном процессе России XX века.

3



1



2

Тезисы лекции


Защита рефератов

Учебная программа элективного курса для учащихся 11 класса

                                   «Судьба русской литературной эмиграции»

Раздел 1.

Три волны русской литературной эмиграции.

     Великое русское «рассеяние» как историко – литературный факт.  Исторические предпосылки возникновения литературы русского зарубежья. «Центры»  русской эмиграции: Берлин (1921 – 23 гг.), Париж (1924 – 39 гг.), Нью–Йорк (1050 – 80 гг.).

Художественные  литературные издания за границей на русском языке: «Грядущая Россия» (Париж), «Русская мысль» (София – Прага – Париж), «Современные записки» (Париж), «Новый журнал» (Нью – Йорк), «Новая русская книга» (Нью – Йорк). Политическая жизнь русских эмигрантов. Идеологические фракции эмигрантов и конфликт поколений

Основная тематика литературы русского зарубежья в разные периоды. Образ России в эмигрантской литературе.

     Возникновение понятия  «русское зарубежье». Эмиграция как «Россия в  миниатюре» (З. Гиппиус). Осознание писателями-эмигрантами своей роли как хранителей и продолжателей русской национальной культуры. Споры о роли русской литературы среди писателей-эмигрантов.

Раздел 2.

«Первая волна» русской литературной эмиграции.

    «Золотое десятилетие» эмигрантской литературы 1925 – 1935 годов. Поэты и прозаики модернистских направлений начала века в эмиграции: символисты

( Д.Мережковский, Н.Минский, К.Бальмонт, З.Гиппиус), акмеисты (Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич), футуристы (И.Северянин). Русский литературный Париж (литературно–общественные издания, воскресные чтения у Мережковского, «Зеленая лампа», поэзия «парижской ноты»).

     «Старшие» эмигранты–неореалисты (И.Бунин, Л.Андреев, И.Шмелев,  В.Ремизов,  Б.Зайцев и др.)

      Тема осмысления  революции и исторического пути России (Р.Гуль, П.Корнилов, М.Алданов и др.).

     Тема ностальгии как сквозная тема русского литературного зарубежья. Рефлексия по поводу судьбы эмигранта (И.Шмелев, И.Бунин, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Г.Адамович и др.)

     И.А.Бунин в эмиграции. Основные этапы творчества после 1924 г. Трагические ощущения после разрыва с родиной. «Темные аллеи» - итог мировоззренческих и эстетических размышлений о загадочной тайне любви. «Чистый понедельник» - метафорический рассказ о судьбе России: тематика, проблематика, образная системе, особенности поэтики.

     Л.Н.Андреев. Трагическое ощущение времени в рассказе «Иуда Искариот». Историческая основа рассказа. Проблематика, особенности сюжета и композиции. Критические статьи о рассказе «Иуда Искариот»

     Историческая проза М.Алданова. Тетралогия «Мыслитель» («Святая Елена, маленький остров», 1923; «Девятое Термидора», 1923; «Чертов мост, 1925; «Заговор», 1927),  романы о русской революции («Ключ», 1929; «Бегство», 1931, «Пещера», 1935, «Истоки», 1945). Пушкинская традиция в изображении столкновения маленького человека с волей истории. Скрытая полемика с авторами советских исторических романов.

       Б.К.Зайцев – «поэт прозы». Традиции Владимира Соловьева в творчестве Зайцева. Повесть «Голубая звезда» о связи человека со всем окружающим миром.

       И.С.Шмелев как художник старой России, «бытописатель русского благочестия» (архиепископ Серафим). Повесть «Лето Господне» -  идеализация старой патриархальной России. Становление русской души, тема детства в повести. Индивидуальный стиль писателя, особенности языка: «живая, подлинная речь народа со всех концов России».

         А.М.Ремизов «Слово о погибели земли Русской» - размышления писателя о трагической исторической судьбе России. Субъективное, «сновидческое» преображение бытового – от вещного, от «скарба и запахов» к действительности преображенной, идеальной.

      Современная Россия глазами сатириков. «Сатириконцы» Саша Черный, Тэффи, Аркадий Аверченко. Политическая злободневность, публицистичность, широкое использование сатирического символа. (А.Т.Аверченко «Осколки разбитого вдребезги», «Дюжина ножей в спину революции», Саша Черный «Сатира и лирика», «Жажда», Тэффи «Маркита»)

           

Раздел 3.

«Вторая волна» русской литературной эмиграции.

Причины послевоенной эмиграции. Германия и Америка как культурные центры русского зарубежья. Творчество Е.Елагина, В.Юрасова, С.Максимова, Б.Филиппова, Б.Ширяева – неизвестный материк русской литературы. Основная проблематика творчества: изображение трагедии  XX века, преодоление страха и освобождение сознания человека, искусство как способ преодоления трагического раскола мира.

Раздел 4.

«Третья волна» русской литературной эмиграции.

     Поколение «шестидесятников». Неприятие советской государственной системы и советского государства. Причудливое соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы XX века.

      Владимир Набоков как русский и иноязычный писатель. «Другие берега» - автобиографический роман. Воссоздание прошлой патриархальной России на страницах романа, ощущение потерянного рая, ностальгия по прошлому дореволюционной России: «Кончилась навсегда Россия». Неповторимый стиль писателя: мистификация, игра, пародии, словесные кроссворды, «цветные» ощущения – литературные находки Набокова.  

     

             Александр Солженицын. Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына. Роман «В круге первом». Творческая история, различные редакции. Особенности сюжета и композиции. Прием «чрезвычайного сжатия» художественного времени. Хронотоп как важнейший организующий элемент. Способы построения системы персонажей. Синхроническая природа эпоса Солженицына.

      Иосиф Бродский. Особенности поэтики.   Поиски новых форм.      Творческий путь. Нобелевская лекция – поэтический манифест Бродского. Примат эстетического над этическим. Творчество – «впадение в зависимость от языка». Книги стихов «Часть речи» и  «Конец прекрасной эпохе». Трагический характер мировосприятия, предчувствие мировой катастрофы. Книга стихов «Урания». Проблема соотношения времени и языка. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, усложненность поэтического синтаксиса. Движение от точных метров к интонационному стиху.

Раздел 5.

Жанр антиутопии в литературе русского зарубежья

Катастрофичное мироощущение и идеологическая борьба в антиутопиях литературы русского Зарубежья. Особенности антиутопии как жанра. Активное обращение к антиутопии в литературе эмиграции как своеобразный отклик на  давление авторитарной политической системы.

         Развитие жанра антиутопии в творчестве Ю.Даниэля «Говорит Москва», В.Войновича «Москва», В.Аксенова  «Остров Крым», А.Гладилина «ФССР».

 Сочетание гиперболизированных деталей реальной жизни с фантастикой.

       Василий Аксенов. Обзор жизни и творчества. Мотив дороги как главный организующий мотив  прозы Аксенова. Общая характеристика творчества в эмиграции.

          Роман – антиутопия «Остров Крым» (1981 г.)  Переплетение фантастики с реальными историческими событиями Гражданской войны. Остров Крым – страна благоденствия, благополучия и золотого века. Открытость острова всеми миру, его космополитичность.

            Развенчание в романе идеи Общей Судьбы и утопических принципов социалистического государственного устройства. Спор в романе о двух путях развития России: славянофильский идеал общины, державности и «западнический» суверенитет личности.

           Герои романа. Марлен Михайлович Кузенков – советский идеолог и Лучников – рыцарь идеи Общей Судьбы.

            Убежденность автора, что русское возрождение и русский социализм не совместимы.

                       

Раздел 6.

Тема войны в творчестве писателей – эмигрантов.

     Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» - трагический рассказ о «будничной» равнодушной войне, калечащей человека физически и морально обыденностью смерти. Толстовские традиции о роли личности в истории.

     Георгий Владимов. Образ России в романе «Генерал и его армия». Толстовское толкование народной войны и русского национального характера, утверждение высокой нравственности. Образ России. Споры вокруг романа «Генерал и его армия» в текущей критике. Реалистические традиции в творчестве Владимова.

     Владимир Войнович. Изображение войны глазами простого солдата в романе – анекдоте «Необычайные похождения Ивана Чонкина». Разрушение официальных мифов о войне. Комическая форма повествования как наиболее адекватная форма выражения абсурдности официальной пропаганды. Юмористические приемы в изображении главного героя Чонкина. Сатира в изображении представителей официальной власти. Гротеск, «говорящие» фамилии, гиперболизация как сатирические приемы.

     Два разных толкования войны, изображение трагедии войны глазами генерала и рядового. Трагическая и гротесковая формы повествования.

Раздел 7.

Сатирические традиции в творчестве писателей-эмигрантов.

    Владимир Войнович. «Шапка» - сатирическая повесть о судьбе русской интеллигенции. Развитие гоголевских традиций в повести, образ «маленького человека» Ефима Семеновича Рахлина. Тема нравственного выбора.

    Сергей Довлатов. Чеховские традиции в творчестве С.Довлатова . Абсурдность человеческого бытия, отсутствие гармонии в циклах «Компромисс» и  «Заповедник» .    Возведение юмористических ситуаций к философскому осмыслению жизни, воплощение человеческих недостатков и благородства. Цикл «Чемодан» - метафорическая история неудавшейся, нереализовавшейся жизни. Довлатов – «художник мира, канувшего в прошлое».

      Саша Соколов «Школа для дураков». Сквозные мотивы  (река, железная дорога, сумерки, детство) в творчестве С.Соколова. Картина мира, предчувствие перемен.

Раздел 8.

Подведение итогов элективного курса.

Место литературы русского зарубежья в едином литературном процессе. Литература русского зарубежья как связующая нить между русской и мировой литературой. Сохранение классического русского литературного языка – заслуга писателей первой волны эмиграции.

Литература для учителя и учащихся.

Художественные произведения для текстуального изучения.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Д.С.    Сборник стих. Символы

Статья «О причинах упадка и о новых течениях  современной русской литературы».

ГИППИУС З.    Сборники стих. Стихи. Дневник; Сияние; Живые лица

ИВАНОВ В.И. Римские сонеты; Римский дневник.

БАЛЬМОНТ К.Д.  Сборники стих. Дар земли; Северное сияние.

ХОДАСЕВИЧ В.Ф.  Сборники стих. Тяжелая лира; Европейская ночь.

АДАМОВИЧ Г.В.   Циклы На Запад; Облака, статья «Комментарии»

СЕВЕРЯНИН И.  Громокипящий кубок; Златолира. Классические розы

ЗАЙЦЕВ Б.К.   Голубая звезда.

 ШМЕЛЕВ И.С.  Лето Господне.

РЕМИЗОВ А.М.  Слово о погибели земли Русской.

БУНИН И.А. Темные аллеи. Чистый понедельник.

АНДРЕЕВ Л.Н.  Иуда Искариот.

АВЕРЧЕНКО А.Т.  Осколки разбитого вдребезги. Дюжина ножей в спину революции.

САША ЧЕРНЫЙ Сатира и лирика. Жажда.

ТЭФФИ  Маркита

НАБОКОВ В.В. Другие берега.

АКСЕНОВ В.Остров Крым.

 ДАНИЭЛЬ Ю. Говорит Москва.

ВОЙНОВИЧ В. Москва 2042; Необычайные похождения Ивана Чонкина; Шапка.

ГЛАДИЛИН А. ФССР.

ДОВЛАТОВ С. Заповедник; Чемодан; сб. Компромисс

СОЛЖЕНИЦЫН А.И.  В круге первом.

ИОСИФ БРОДСКИЙ  Сб. стих. Часть речи; Конец прекрасной эпохе; Урания.

НЕКРАСОВ В.  В окопах Сталинграда.

СОКОЛОВ С. Школа для дураков.

Литература для учителя.

1.   Акимов В.М. Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней. -     СПб,      1995.

2 .  Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. С.-Петербург, 2000.

3.   .Зайцев В.А., Герасименко Н.М. История русской литературы  XX века . -М., 2004

        4.     Зубарева Е.Ю. Проза русского зарубежья  - Изд. Московского ун-та, 2000.

5.      Ильин И. Современное зарубежное литературоведение. – М.,1995.

6.     Коровина Г.Л. «Я возвращусь когда-нибудь…» (Урок по творчеству    .  Набокова в 11 классе)  // Литература в школе. 1994. №5. С.67.

7.     Ланина Б.А. Современная русская литература. Учебное пособие для старшеклассников.- М., 2007.

7.          Михеичева Е.А. Художественный мир Леонида Андреева //Литература в школе. 1998. №5.  С.42.

Оскоцкий В.Д. Русские писатели XX века: Биографический словарь.- М., 2000

В.Г. Петрович, Н.М Петрович. Литература в основной и профильной школе.- М., 2007.

Попова Н.А. Становление русской души. (По повести И.С.Шмелева «Лето Господне») // Литература в школе.1992. №3. С.63.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920 –х  годов. - М., 1991.

Тихомирова Е.В. Проза русского зарубежья и России в ситуации постмодернизма: В 2 ч. М., 2000.

Трубина Л.А. Тема памяти в литературе русского Зарубежья.// Литература в школе. 1996  №6. С.18

Черняк М.А. Современная русская литература . Учебно-методические материалы. – М., 2007.

Ресурсы Интернета

Религиозные деятели и писатели русского зарубежья. Биобиблиографический справочник содержит около 1070 биографий. http://zаrubеhjе.nаrоd.ru/ 

«Галерея Владимира Войновича» — проза, поэзия. Произведения В. Войновича» - проза,  поэзия,    публицистика,    интервью).    Каталог    картин    В. Войновича. http://www.voinovich.ru/ 

Клуб Русских Писателей в Нью-Йорке». Информация о клубе: руководящий состав. Информация об авторах и их произведениях. Изданные произведения. . Http://rws.synnegoria.соm/

«Сергей Довлатов» — неофициальная страница. Биография С. Довлатова. Список произведений. Фотографии http://www.gеосities..соm/sоhо/wоrkshop/4368 . См. также: http://www..dovlatov.ru

«Сергей Довлатов» : повести, рассказы, критика, интервью, письма), библиография. Фотографии. Ссылки на ресурсы, связанные с писателем. http://dovlatov.km.ru/ 

«Русская культура в Прибалтике». Об эстонском отделении Союза писателей России, объединении русских литераторов Эстонии, премиях им. Ф.М. Достоевского и Игоря Северянина. Материалы журнала «Балтика» и газеты «Мир православия». http://www.baltwillinfo.соm/ 

Александр Исаевич Солженицын. Статьи о писателе-публицисте и его произведениях. Тексты выступлений, авторские произведения, статьи в сетевых библиотеках. http://сhаt.ru/~teljonok 

«Тэффи» - произведения Тэффи. Биография Тэффи. Критические статьи о Тэффи. Произведения Тэффи. http://www.teffi.ru./ 

Иосиф Бродский – биография, тексты избранных произведений,

ссылки на сайты о Бродском . http://www.bz.spb.su/brodsky 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Учебно-тематическое планирование программы элективного курса для учащихся 11 класса «Судьба русской литературной эмиграции».


п/п

                           Тема занятия

Кол-во

часов

Виды

работы

Форма

отчета

Теоретико – литературные понятия


1.







2.








3.











4-6









7-8.











9.



10.






11.




12.



13








14.

   








15.




.





16-17.







18-19.



20.




21-22.




23.



.


24.





25.




26.





27..









28.



29.




 


30.



31.







.32.









33-34.

                                                                                       

     Введение. Три волны русской   литературной эмиграции (предпосылки, периодизация,  многообразие литературных направлений). Литературные издания за границей на русском языке.  


   Возникновение понятия  «русское зарубежье». Эмиграция как «Россия в миниатюре» (З. Гиппиус). Осознание писателями-эмигрантами своей роли как хранителей и продолжателей русской национальной культуры.



      «Первая волна» русской литературной эмиграции. Поэты и прозаики модернистских направлений начала века в эмиграции: символисты  

( Д.Мережковский, Н.Минский, К.Бальмонт, З.Гиппиус), акмеисты (Г.Адамович, Г.Иванов, В.Ходасевич), футуристы (И.Северянин).    


   

    «Старшие» эмигранты–неореалисты (И.Бунин, Л.Андреев, И.Шмелев,  В.Ремизов,  Б.Зайцев и др.) Тема осмысления  революции и исторического пути России. Тема ностальгии как сквозная тема русского литературного Зарубежья. Рефлексия по поводу судьбы эмигранта.



    И.А.Бунин в эмиграции. Основные этапы творчества после 1924 года. Трагическое ощущение после разрыва с родиной. «Темные аллеи» - итог мировоззренческих и эстетических размышлений о загадочной тайне любви. Мотивы и образы цикла. «Чистый понедельник» - метафорический рассказ о судьбе России: тематика, проблематика, образная система, особенности поэтики.



  Л.Н.Андреев. Трагическое ощущение мира в рассказе «Иуда Искариот»


 Б.К.Зайцев – «поэт прозы». Традиции Владимира Соловьева в творчестве Зайцева. Повесть «Голубая звезда» о связи человека со всем окружающим миром.


    И.С.Шмелев как художник старой России, «бытописатель русского благочестия» (архиепископ Серафим). Повесть «Лето Господне» -  идеализация старой патриархальной России

         А.М.Ремизов «Слово о погибели земли Русской».

                                                                                   

      Современная Россия глазами сатириков. «Сатириконцы» Саша Черный, Тэффи, Аркадий Аверченко. Политическая злободневность, публицистичность, широкое использование сатирического символа.



  «Вторая волна» русской эмиграции  (1940 – 1950 гг.). Германия (Мюнхен) и Америка как культурные центры русского Зарубежья. Творчество И.Елагина, В.Юрасова, С.Максимова, Б.Филиппова, Б.Ширяева – неизвестный материк русской литературы.



  «Третья волна» русской эмиграции (60-е годы). Поколение «шестидесятников». Неприятие советской государственной системы и советского государства. Причудливое соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы XX века.



    Владимир Набоков как русский и иноязычный писатель. Обзор жизни и творчества. «Другие берега» - автобиографический роман Набокова. Мир детства и отрочества в романе.

Особенности композиции и символика образов.


  Александр Солженицын. Жизненный и творческий путь. Роман «В круге первом». Особенности сюжета и композиции. Способы построения системы персонажей. Синкретическая природа эпоса Солженицына.


Иосиф Бродский. Особенности поэтики. Поиски новых форм.

   

.


Жанр   антиутопии в творчестве русских писателей – эмигрантов (Ю.Даниэль «Говорит Москва», В.Войнович «Москва», В.Аксенов  «Остров Крым»).


Василий Аксенов. Роман – антиутопия «Остров Крым». Переплетение фантастики с реальными историческими событиями Гражданской войны


     Тема войны в творчестве писателей – эмигрантов.     Два разных толкования войны. Трагическая и гротесковая формы повествования.


    Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» - трагический рассказ о «будничной»  войне.


     Георгий Владимов. Образ России в романе «Генерал и его армия». Толстовское толкование народной войны и русского национального характера.


     Владимир Войнович. Изображение войны глазами простого солдата в романе – анекдоте «Необычайные похождения Ивана Чонкина». Юмористические приемы в изображении главного героя Чонкина. Сатира в изображении представителей официальной власти.


Сатирические традиции в творчестве писателей-эмигрантов.


Владимир Войнович. «Шапка» - сатирическая повесть о судьбе русской интеллигенции. Развитие гоголевских традиций в повести, образ «маленького человека» Ефима Семеновича Рахлина.


   Сергей Довлатов. Чеховские традиции в творчестве Довлатова.

 

 Саша Соколов «Школа для дураков». Сквозные мотивы  (река, железная дорога, сумерки, детство) в творчестве С.Соколова. Картина мира, предчувствие перемен. Эсхатологичность романа


  .

Подведение итогов элективного курса.

Место литературы русского зарубежья в едином литературном процессе. Литература русского зарубежья как связующая нить между русской и мировой литературой. Сохранение классического русского литературного языка – заслуга писателей первой волны эмиграции.

Защита итогового реферата.



1








1








1










2











2












1




1






1




1



1







 

1









1










2









2







1





  2





1





  1





1




1





1









1



1






1



1








1








   2


лекция с         составлением тезисов







практикум








литературная гостиная










лекция

семинар

выпуск альманаха








лекция,

урок-диспут












урок - исследование



литературная конференция





презентация проекта «Как играли праздники на Руси»



лекция,



литературная конференция







лекция









лекция









практикум










практикум




лабораторное занятие





читательская конференция





творческая мастерская





лекция





читательская конференция




практикум





лабораторное занятие









лекция



практикум,






лабораторное занятие



лабораторное занятие








лекция









тезисы лекции

сравнительный анализ





работа

источником

«Комментарии»

Г.В.Адамовича






подготовка сообщения

о судьбе поэта,

чтение наизусть стихотворения







конспект,

доклад,

сочинение

презентация книги, подготовка альманаха





составление

конспект,

подготовка вопросов по тексту рассказа










конспект критических статей


презентация

книг





подготовка проекта









презентация книги






тезисы лекции








конспект лекции








сочинение-отзыв









анализ эпизода



анализ стихотворения, чтение наизусть




презентация книги





анализ эпизода









доклад




рецензия





анализ эпизода








тезисы лекции



сопоставительный анализ





отзыв на рассказ



сочинение-миниатюра








тезисы лекции








защита итогового реферата


Литературное направление





Русское литературное зарубежье








Модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, реализм







Реализм и неореализм







Литературные мотивы и образы












Психологизм



Литературные традиции





Художественная деталь, пейзаж








Сатирическое и комическое
























Автобиографичность










Композиция и сюжет







Лирическое произведение




Антиутопия




Фантастика





Трагическая и гротесковая формы повествования







Литературные традиции




Жанр анекдота



Юмор и сатира









Образ «маленького человека» в литературе







Сквозные мотивы

Эсхатологичность







Национальная и мировая литература

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Учебно-методические материалы

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ 2.

 . Работа с источником. Из «Комментариев» Г.В. Адамовича: «Было это в середине прошлого века. Жила в Лионе молодая и богатая женщина — мадам Гранье. Сохранился портрет ее: глубокие темные глаза, улыбка, легкая рука в браслетах, небрежно лежащая на спадающей с плеч шали... Почти красавица. Мадам Гранье считала себя счастливой: муж, двое маленьких детей, любовь, спокойствие, верность. Но муж заболел раком и умер, а за ним в течение одной недели умерли и дети. Первой мыслью было — покончить с собой. Но самоубийство отталкивает натуры сильные и чистые, — и мадам Гранье решила жить. Не для себя, конечно: все «личное» было кончено — а с тем, чтобы кому-нибудь быть полезной. Но больные больным рознь. Мадам Гранье искала безнадежных, одиноких, всеми забытых. Услышала она как-то про старуху, страдающую раком лица, — и пошла проведать ее. В подвале, на гнилой соломе лежал «живой труп», издающий нестерпимое зловоние. Ни глаз, ни носа, ни зубов — сплошная кровоточащая рана. Мадам Гранье промыла старухе лицо, кое-как одела — и привезла в госпиталь. Врачи и сиделки отшатнулись и не пожелали иметь дела с больной: никогда они такого ужаса не видели... Мадам Гранье убеждала, просила, умоляла их и, наконец, чуть не плача, сказала: «Да что с вами? Чего вы боитесь? Посмотрите, как она улыбается», — и прижалась к старухе щекой к щеке — к гнойной багровой язве, — а потом поцеловала ее в губы. История эта — напоминающая флоберовского «Юлиана» — была недавно рассказана в одной французской газете. В память о мадам Гранье основано общество — «Les dames du Calvair». Все, что делают люди, и все, чем они живут, похоже по форме на конус или пирамиду: внизу, в основании — площадь огромная, и всякой отрасли находится свое место. Наверху все сходится. Что такое литература, что такое искусство? Я прочел рассказ о мадам Гранье — и мне кажется, искусство должно быть похоже на то, что сделала она. Или точнее, на то, чем была она. Не в сострадании дело — а в победе над материей, в освобождении. Скрипки Моцарта поют — об этом. И Павлова иногда — была об этом. «Бессмертья может быть залог» — иначе не скажешь».

- Согласны ли вы с мнением писателя о том, что искусство должно освобождать человека, помогать ему победить материю?

- О. Уальд как-то заметил, что из хороших чувств обычно получается плохое искусство. Опровергает ли его мысль комментарий Г.В. Адамовича?

- Какие значения вы вкладываете в понятия литература и искусство

(Литература в школе. 1991. №5. С. 33.)

                                                           К ЗАНЯТИЮ  3 .

Тема: «Первая волна» русской литературной эмиграции. Поэты и прозаики модернистских направлений начала века в эмиграции

Подготовка к уроку: подготовить краткое сообщение о судьбе поэта серебряного века, выразительное чтение писем и стихотворений по выбору учащихся.

                                   Литература для учащихся.

Дмитрий Сергеевич Мережковский – статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», сборник стихов «Символы».

Зинаида Николаевна Гиппиус – сборники «Стихи. Дневник 1911 – 1921» (Берлин), «Сияние» (Париж, 1939), мемуары «Живые лица» (Прага, 1925), «История  интеллигентской эмиграции в Париже» (Париж, 1951).

Константин Дмитриевич Бальмонт – сборник «Дар земли» (Париж, 1921), «Сонеты солнца, меда и луны» (Берлин, 1923), «Моё – ей» (Прага, 1924), «Северное сияние» (Париж, 1931).

Вячеслав Иванович Иванов – «Римские сонеты» («Современные записки», 1936), «Римский дневник» (1944)

Владислав Фелицианович Ходасевич – сборники «Тяжелая лира» (Берлин, 1923), «Европейская ночь» ( Берлин, 1926).

Георгий Викторович Адамович – циклы «на западе» (Париж, 1939), «Облака» (Париж, 1940)

Игорь Северянин – сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Victoria», «Соловей»»Классические розы».

А.Г.Соколов  Судьбы русской литературной эмиграции , М., 1991.

Акимов В.М  Сто лет русской литературы от «серебряного века» до наших дней. СПб, 1995.

Оскоцкий В.Д. Русские писатели XX века: Биографический словарь, М., 1998.

Роговер Г.С. Русская литература XX века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. Учебное пособие. СПб, 2002.

                                                           К ЗАНЯТИЯМ  5 – 6.

Тема: «Старшие» эмигранты–неореалисты (И.Бунин, Л.Андреев, И.Шмелев,  В.Ремизов,  Б.Зайцев и др.) Тема осмысления  революции и исторического пути России.

.Подготовка к уроку-семинару:  класс делится на группы («биографы», «литературоведы», «критики»), каждый готовит задание в соответствии со своей темой:

 1  группа -    Жизнь и творчество писателя в эмиграции.

2  группа -   Развитие реалистических традиций в творчестве.

                -   Комплексный анализ художественного текста.

3 группа - Заранее ознакомиться с сочинением – комплексным анализом          художественного текста и написать рецензию на него, исходя из критериев: глубина содержания, оригинальность подачи материала, логичность, аргументированность, грамотность.

                           

                                                  К ЗАНЯТИЮ 9

                 (Урок – практикум по рассказу Л.Н.Андреева «Иуда Искариот»).                                        

                                                 План урока

    1 . Вступительное слово учителя.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

3. Дискуссия.

4. Работа с критическими статьями.

1 . Вступительное слово учителя. Леонид Андреев вступил в литературу как писатель-реалист, творчество которого сразу же обозна-10 особый круг проблем и резко выраженную индивидуальную манеру письма. Наша с вами задача сегодня — определить этот круг проблем и выявить особенности индивидуальной манеры письма.  

  2.   Исследовательская деятельность учащихся.

 На основании полученных знаний на уроке, посвященном изучению жизни и творчества писателя, впечатлений от прочтения рассказа «Иуда Искариот» определить круг проблем и выявить особенности индивидуальной манеры письма. Результаты анализа можно оформить в таблице

                 СВОЕОБРАЗИЕ  ПРОЗЫ Л.  АНДРЕЕВА

Круг проблем

Особенности индивидуальной манеры письма


Дискуссия.        

  Вопросы .

97

Какие эпизоды рассказа произвели на вас наибольшее впечатление?

Что мы узнаем об Иуде из повести?

Почему повесть начинается с изложения слухов? » Каким настроением окрашено начало 1-й главы? Какими средствами создается это настроение?

Меняется ли природа на протяжении действия повести?

М. Горький устами героя романа «Фома Гордеев» Якова Маякина сказал как-то: «У каждого человеческого дела два лица... Одно на виду у всех — это фальшивое, другое — спрятано — оно и есть настоящее». Что фальшивое, а что настоящее в Иуде в этой повести Л. Андреева?

Как встретили ученики Иуду? (Обратите внимание на авторский комментарий, сопровождающий поведение героев!)

Чем отличается Иуда от других учеников Христа?

Поступками Иуды движет любовь к Христу?

Соответствует ли сюжет рассказа вашим представлениям об Иуде? Почему?

Христос в рассказе и Христос как Бог-сын — похожи ли они?

4. Работа с критическими статьями.

Критика признала высокое психологическое мастерство рассказа, но отрицательно отнеслась к основной мысли произведения «о низости рода человеческого». В трактовке Л. Андреева в предательстве был повинен не только Иуда, но и трусливые ученики Иисуса.

Согласны ли вы с таким авторским допущением Л. Андреева 'или писатель был обязан следовать каноническому сюжету?

       Рассказ в первоначальной редакции имел название «Иуда      Искариот и другие».

Как вы считаете, какое из названий — первоначальное или исправленное автором — лучше отражают проблематику

(предательство учителя его верными апостолами) рассказа?

Л. Андреев так охарактеризовал содержание рассказа: «Нечто по психологии, этике и практике предательства».

Вы согласны с авторской характеристикой тематики и проблематики произведения или готовы поспорить с писателем?

Французский философ и историк Э. Ренан в книге «Жизнь Иисуса» фактически очеловечил эту фигуру, лишил ореола богасыновства и чудодейственной силы.

Можно ли найти схожие мысли об Иисусе Христе в исследуемом нами рассказе Л. Андреева?

Реакция на рассказ современной писателю критики была резко отрицательной. В вину Л. Андрееву ставили вольное обращение с христианским мифом, подчеркнуто богоборческие тенденции рассказа.

Согласны ли вы с политическим звучанием рассказа в обстановке реакции, начавшейся в России после подавления первом русской революции 1905—1907 гг.?

Работа с источником.

 Вниманию учащихся предлагаются несколько отрывков из критической статьи о творчестве Л. Андреева, в которых идет речь о повести «Иуда Искариот». Задача учащихся — согласиться и дополнить или опровергнуть мнение критика по тем или иным аспектам произведения.

К ЗАНЯТИЯМ 21 – 22.

Тема: Жанр   антиутопии в творчестве русских писателей – эмигрантов (Ю.Даниэль «Говорит Москва», В.Войнович «Москва», В.Аксенов  «Остров Крым»).

                                              Вопросы и задания к уроку.

Ю. Даниэль. Говорит Москва.

К чему привел эксперимент, описанный в повести?

Как повествование от первого лица помогает самораскрытию персонажа? Как складываются отношения между персонажами до и после объявления  Дня открытых убийств?

В чем состоит смысл названия?

Как решается тема ответственности человека за жизнь всех людей?

  В. Войнович Москва 2042.

Каким образом реализуется  пародийная основа романа?

Кто явился прототипом Сим Симыча Карнавалова?

Каким образом лозунги Москорепа создают пародийный характер романа?

Как показана тема бунта и насилия?

Как раскрывается в романе тема творчества7

Какую роль выполняют говорящие фамилии?

В. Аксенов «Остров Крым.

Как переплетаются реальные исторические факты из политической жизни России  с фантастикой в сюжете романа?

Какие приемы использует автор в изображении острова?

Как выражаются споры западников и славянофилов о будущем пути развития России в романе Аксенова?

Какую роль в романе играет любовный сюжет?

Что вызвало споры в критике после выхода романа – антиутопии «Остров Крым» в печать.

                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Темы итоговых  рефератов.

Самиздат и тамиздат. Альманах «Метрополь»: судьба его авторов.

Повествователь и персонажи в романах В.Аксенова.

«Московская сага» В.Аксенова как роман–эпопея.

Языковые и стилистические особенности аксеновской прозы.

Образ «Верного Руслана» Г.Владимова и традиции русской литературы.

Особенности художественного освоения материала в повести В.Войновича «Иванькиада».

Трагикомическая структура сатирической повести В.Войновича «Шапка».

Документальная основа романа А.Гладилина «Меня убил скотина Пелл».

Образы детей в прозе Ф.Горенштейна.

Авторская трактовка библейских мотивов и сюжетов в романе Ф.Горенштейна «Псалом». Полемика вокруг романа.

Чеховские традиции в рассказах Сергея Довлатова.

Ирония и самоирония в прозе Сергея Довлатова.

Пространственно-временная организация романов А.Зиновьева.

Парадоксальная проза Ю.Мамлеева.

«Школа для дураков» Саши Соколова и образ подростка в современной литературе.

Образ повествователя и авторская ирония в романе Саши Соколова «Палисандрия»

Роман-эпопея А.Солженицына «Красное колесо»: особенности поэтики.

Трактат «Как нам обустроить Россию» и особенности публицистики Александра Солженицына.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащен...

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"

Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"

Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...

рабочая программа элективного курса "Нормы русского литературного языка" 11 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...

Элективный курс по литературе « Культура речи и нормы русского литературного языка»

      Образовательная программа «Культура речи и нормы русского литературного языка » (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ &la...

"Нормы русского литературного языка" элективный курс 11 класс

Элективный курс "Культура речи. Нормы русского литературного языка"11 класс рассчитан на 2 учебных часа в неделю....