Разработка открытого урока по рассказу И.А. Бунина "Красавица"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме


Данная разработка позволит учителю, работающему в 11-х  классах, провести лингвостилистический анализ художественного прозаического текста на примере рассказа Бунина.

Цель работы:  убедить детей в необходимости тонко чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не  с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встечи с тем явлением, которое называется чудом поэтики художественного текста. Рассказ Бунина заставит ученика думать, что является отражением одного из закона писательского мастерства. Разработка  может быть использована,  как материал к уроку по творчеству Бунина, а также, как элемент при изучении указанной темы на элективных курсах и факультативах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока21.01 КБ
Office presentation icon презентация к уроку532.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Анализ  рассказа И.А.Бунина «Красавица» (подготовка к написанию части С)

Цель урока: Провести лингвостилистический анализ рассказ, убедиться в том, что анализ текста как языкового целого  позволяет    определить замысел писателя, основную идею произведения, отработать умение выделять главное в тексте, определять позицию автора, выражать свое мнение и аргументировать его, подготовиться к написанию сочинения по прочитанному  тексту.

Методы и приемы:  Комплексная работа с текстом, аналитическая беседа, лекция учителя, использование межпредметных связей, работа по теории литературы.

Оборудование к уроку: Портрет И.А.Бунина, текст рассказа, приложение с высказываниями по теме, мультимедийная презентация к уроку.

Эпиграф к уроку                           Что есть красота ? и почему ее обожествляют люди-

                                                           Сосуд она, в котором пустота, или огонь,                

                                                            мерцающий в сосуде?

                                                                                                                Н.Заболоцкий

                                                                    Ход урока

Звучит музыка. Учитель читает слова, взятые в качестве эпиграфа

? О каком понятии идет речь

Действительно,  говорится о красоте (подумайте, почему именно эти слова взяты мною в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку (ответ в конце урока))

                                                              Слово учителя

Сегодня на уроке будем говорить  о женской красоте, анализируя небольшой рассказ известного русского писателя, Нобелевского лауреата И.А.Бунина. Написанный много лет назад ,он волнует и трогает нас, заставляет сопереживать, сочувствовать т.к. тему  Бунин выбрал (по его же собственным словам) «вечную» -навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человеческие.

Работая над рассказом, анализируя его, мы должны будем еще раз убедиться в том, что внимательное наблюдение над словом, анализ языковых и изобразительных средств позволяют в полной мере определить замысел автора, идею произведения.

Итогом урока должна стать написанная вами творческая работа.

На уроке нам понадобятся знания  по теории литературы

-рассказ

-идея произведения

-тема произведения

-ирония

-художественная деталь

Учитель читает  рассказ

? Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему?

? Какие чувства, эмоции возникали?

Невеселую, совсем не сказочную историю поведал Бунин. Финал поверг в уныние, т. к. нет положительного конца.

? О чем рассказ

Можно выделить основные темы: Судьба мальчика, ставшего никому не нужным  и несоответствие красоты внешней  красоте  внутренней.

? Назовите героев рассказа, кто они (дети обращают внимание, что ни у кого из героев нет имени)

? Почему нет имен (Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему, показать через героев черты общества, для писателя важна  трагедия - через общее к частному)

 О героях мы узнаем из первых строк рассказа. Найдите портретно-характерологические слова, определяющие  их характеры. Расскажите о них.

Чиновник- есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях). Бунин использует метафорический эпитет «Очки цвета йода», что обозначает отстраненность, страх перед жизнью, желание спрятаться  от мира.

Герой самый обычный, вроде порядочный.

Красавица- в начале рассказа  ее образ не прояснен, т.к. по первым словам о ней очень сложно сказать - положительная она героиня или отрицательная.

? Что настораживает в ее описании («зоркий взгляд»)

Мальчик - его образ раскрывается сразу, чувствуется положительная одобрительная окраска.

? С каких слов начинается завязка рассказа

И вот……

? Почему описывая отношения мачехи к мальчику, автор подмечает «И вот…..красавица спокойно возненавидела мальчика….»

? При каком условии  возможна спокойная  ненависть

Красавица равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.

? Что теперь можно сказать об этой женщине

Она злая, бессердечная, жестокая и ……умная, т.к. при своем «зорком взгляде» сумела сделать вид, что не замечает ребенка совершенно.

? Как ведет себя отец в этой ситуации. Почему?

Разные чиновник и мачеха становятся одинаковыми  в отношении к ребенку. Отец боялся красавицы - боялся лишиться ее, т.е ради собственного благополучия, спокойствия, мнимого счастья он принес в жертву детскую жизнь сына.

? Как это все его характеризует

Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, насколько будет принято верное, правильное решение порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом.

? Чем непохож  этот рассказ Бунина на его другие рассказы с точки зрения художественного своеобразия

В этом рассказе отсутствует пейзаж ( описание природы заменено описанием интерьера)

? Почему

Очень сложно говорить о поэтичном, когда в жизни ребенка осталась одна лишь грусть, и наверное жестоко говорить о прекрасном, когда маленький мальчик вместо счастья и радости от детства испытывает лишь страдания.

? Какие еще особенности рассказа можно отметить

Прямая речь в рассказе есть только у героини

? Почему

Она - хозяйка, ее речь соответствует ее статусу ( употребляет Бунин глагол «велела» -глагол в изъявительном наклонении имеет форму повелительного)

Рассказ заканчивается описанием одиночества мальчика

? Какими словами  передает автор его «новую» жизнь

Ребенок не видит вокруг себя живых-все, что осталось- воспоминание о маме (книжечка, сундук), писатель умышленно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, тем самым давая понять, что мир мальчика стал маленьким, совсем сузился.

Все это подтверждает лишь то, что он не живет , а существует: нет радости, света, добра в его жизни. Он живет в «круглом одиночестве»

 (для сравнения «круглый сирота»)

? Вспомним, что говорил о ребенке Бунин в самом начале рассказа («…..от природы живой..»)

Одна женщина сумела изменить жизнь двух людей - одного подчинив себе, второго уничтожила равнодушием, бессердечием, безразличием…..Вот такая она…красавица…

? Сформулируйте идею произведения

Не может женщина быть  достойной уважения, если она жестока в обращении с ребенком. В жизни часто встречается несоответствие красоты внешней красоте внутренней. Детство -самое счастливое и беззаботное время, поэтому страдания детей -очень большая трагедия.

? Почему тогда Бунин назвал рассказ именно «Красавица»

Название рассказа - ирония,  ведь , как мы уже выяснили, писатель так назвал женщину, у которой не было души. Вернемся к эпиграфу - красота бывает обманчивая, главное в человеке его душа и доброе сердце.

 Звучит музыка

? Что же такое красота

Красота-это не то, что сразу бросается в глаза и «кричит» о себе. Чаще всего это не очень приметное, тихое и спокойное явление. Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в людей. Об этом и предупреждал нас И.А.Бунин  в своем рассказе.

Стремясь к любви, ты ищешь красоты,

смотри ж не ошибись, ведь так случается,

что самые прекрасные черты не взгляду,

а лишь сердцу открываются.

В подтверждении слов посмотрите на работу Леонардо да Винчи «Джаконда»

Женщина с неброской внешностью, с легкой грустью в глазах, с доброй улыбкой. Она прекрасна, т.к. доброта - необходимое условие красоты.

Домашнее задание написать сочинение по предложенному тексту ( в качестве эпиграфа к работе можно использовать одно из высказываний) см. приложение

                      Приложение

Молодец красив, да на душу крив. (Пословица)

……Нам бы про души не забыть…(В.Шукшин)

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли….(А.П.Чехов)

…Приветливость и доброта делают человека не только здоровым, но и красивым….(Д.Лихачев)

Внешне хороша , да в жизни тяжела. (Пословица)

Добродетель есть здоровье души…(Прудон)  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ художественного прозаического текста. Рассказ И.А. Бунина «Красавица». … Что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий

Слайд 2

Провести лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина «Красавица». Подготовиться к написанию сочинения по рассказу. Убедиться, что внимательное наблюдение над словом, анализ языковых и изобразительных средств позволяют определить замысел писателя, идею произведения. Обозначить основные нравственные позиции – главное в человеке – сохранение души, богатство его внутреннего мира. Цель:

Слайд 3

Определить замысел писателя, идею произведения. Убедиться в том, что анализ текста как языкового целого, наблюдения над эстетической функцией слова художественного произведения, анализ языковых и изобразительных средств позволяет определить замысел, основную идею произведения. Задачи:

Слайд 4

Методы и приёмы: Комплексная работа с текстом. Отработка умений выделять главное в тексте, определять позицию автора. Работа с терминами по теории литературы. Использование межпредметных связей с русским языком (подготовка к написанию сочинения). Лекция учителя. Эвристическая беседа.

Слайд 5

Оборудование Портрет И. А. Бунина. Текст рассказа. Приложение с высказываниями по теме. Музыкальное сопровождение.

Слайд 6

Ход урока: Слово учителя (цель и задачи урока). Слово о рассказе и его авторе. И.А. Бунин 1870 - 1953

Слайд 7

Работа по теории литературы. рассказ идея произведения тема произведения художественная деталь портрет ирония Работа с эпиграфом. … Что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий

Слайд 8

Чтение текста учителем. Вопросы на восприятие: Понравился ли рассказ? Какие чувства и эмоции вызвал? Анализ рассказа. О чём произведение? Назовите героев рассказа? ( На что обращаем внимание, говоря о них?) Найдите портретно – характерологические определения, характеризующие героев, расскажите о них.

Слайд 9

Герои рассказа ) Красавица (в начале рассказа образ не прояснён, сложно сказать (+) или (–) героиня. Но настораживает деталь «зоркий взгляд»). Мальчик (его образ раскрывается сразу, чувствуется (+) одобрительная окраска). Чиновник (есть слова с (+) оценкой (скромен) и (–) экспрессией (неинтересен во всех отношениях). Деталь – «очки цвета йода»)

Слайд 10

Работа над текстом рассказа С каких слов начинается завязка? Почему, описывая отношение мачехи к мальчику, автор подмечает: «И вот…» (при каком условии возможна «спокойная ненависть») Что теперь можно сказать об этой женщине? Проанализируйте поведение отца в этой ситуации. Почему он так себя ведёт. Как это его характеризует? Чем отличается этот рассказ И.А. Бунина от его других рассказов с точки зрения художественного своеобразия? Почему? Охарактеризуйте речь главной героини, в чём её особенность? Чем заканчивается рассказ? Какими словами Бунин описывает новую жизнь мальчика? Сформулируйте идею рассказа. Как вы объясните название произведения.

Слайд 11

Заключительный этап урока Учащимся предлагается ответить на вопрос, что в их понимании есть красота. После обсуждения вопроса обращаемся к эпиграфу урока, учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока. Делают выводы по уроку, записывают их в тетрадь.

Слайд 12

Заканчивается урок чтением отрывка из стихотворения Стремясь к любви, Ты ищешь красоты, Смотри ж, не ошибись, Ведь так случается, Что самые прекрасные черты Не взгляду, а лишь сердцу открываются. Э. Асадов

Слайд 13

Домашнее задание Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. К своей работе подберите эпиграф (из приложения).

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Разработка открытого урока в рамках конкурса профессионального мастерства. Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

«Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связ...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...