Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Учебно-методический комплекс
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Федотова Татьяна Владимировна

  Творчество великого писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По произведениям  Достоевского   снято множество фильмов, поставлена масса спектаклей, что не мешает следующим поколениям режиссёров браться за новое переосмысление его произведений.  Несмотря на то, что Ф.М. Достоевский представляет эпоху  XIX века,  он XXI веке остается одним из самых читаемых и самых загадочных    писателей: вновь перелистывая его произведения современный читатель продолжает открывать для себя все новые грани его гения. В связи с этим главной целью изучения творчества Ф.М. Достоевского является  актуализация воспитательного  потенциала  идей Ф.М. Достоевского, способствующего формированию духовно-нравственных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.m._dostoevskiy_umk.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  составлена  на основании   «рекомендаций  по реализации содержания среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с Федеральным  базисным учебным планом» с учетом новых принципов оценки литературного явления, понимания связи между развитием литературы и общим развитием жизни народа отечественной истории и культуры. Программа способствует приобщению учащихся к работе над текстами произведений великого писателя Ф.М. Достоевского, мемуарными источниками. Учащимся предлагается знакомство с такими теоретико-литературными понятиями, как литературные свидетельства и их достоверность, профессионализм и дилетанство в литературном труде, образ жизни человека литературного труда, эпистолярный жанр, черновик записи, варианты записей и т.д.

Программа предполагает обращение на уроках  к различному иллюстрационному материалу, к установлению межпредметных связей.

В ходе реализации    данной программы предполагается выработать у учащихся следующие навыки:
- умение работать с мемуарной литературой, систематизировать и  анализировать полученные знания;
- осознано прочитывать тексты художественных произведений Ф.М. Достоевского и др. авторов;
- выполнять работы творческого и поискового характера по творчеству Ф.М. Достоевского;  

Цель данного раздела

  Творчество Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По книгам Достоевского в разных странах снято множество фильмов, поставлена масса спектаклей, что не мешает следующим поколениям режиссёров браться за все новые и новые интерпретации его произведений. Весь двадцатый век прошел под знаком все возрастающей всемирной славы писателя. Но интерес к нему не только не ослабевает, а, наоборот, все усиливается. Классик русской литературы XIX века и в XXI веке остается одним из самых читаемых во всем мире писателей: современный читатель продолжает открывать для себя все новые грани его гения. В связи с этим главной целью изучения творчества Ф.М. Достоевского является – актуализация воспитательного  потенциала  идей Ф.М. Достоевского, способствующего формированию духовно-нравственных качеств личности.  

Задачи данного раздела

Важнейшей задачей, стоящей перед учебным заведением, является воспитание высоконравственной личности, способной принимать разумные и ответственные решения . Поэтому особенное звучание приобретает отечественная словесность, в своих лучших произведениях ориентированная на духовные основы бытия. Русская классическая литература органично впитала и диалогично развила фундаментальные философские идеи, придавая новые смыслы человеческой жизни, представляя различные перспективы бытия человека в зависимости от его личного выбора.                                                                                                                  В произведениях великого писателя отечественной классической литературы Ф.М. Достоевского органично сочетаются и диалогично развиваются фундаментальные философские идеи эпохи, без понимания которых у учащихся не происходит полноценного восприятия его произведений.  Знакомство учащихся с философским контекстом произведений Ф.М. Достоевского позволяет преодолеть названные упущения и глубже понять мировоззренческую концепцию писателя. Анализ философских идей героев и автора, их ценностных ориентаций способствует постижению целостности художественного произведения, его историко-культурной значимости и в конечном итоге содействует формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся (толерантности, отзывчивости и др.).

Следует донести до учащихся идею победы добра над злом с помощью веры, нравственного воскресения через покаяние («Преступление и наказание»), необходимости торжества «разумного сердца» («Идиот», «Подросток»), отзывчивой христианской личности («Братья Карамазовы») и др.

Учебно- тематический план курса

Тема, цель

Кол- во часов

1

Художественный мир Ф.М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода.

Цель: познакомить с жизнью  и творчеством Достоевского, особенностями творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм

2

2

Тема « маленького человека» в творчестве Достоевского. ( «Униженные и оскорбленные»,  «Бедные люди»).

Цель: дать понятие о  традициях и новаторстве раскрытия темы « маленького человека», философской и духовной проблематике, протесте против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психологизме романов, художественных приемах раскрытия образов

2

3

Роман « Преступление и наказание». История создания и идейно- художественное своеобразие романа

Цель: дать понятие об истории создания, тематике, проблематике, идейном содержании, композиции романа, художественных приемах

1

4

Роман « Преступление и наказание». Социальные и философские источники преступления Раскольникова. Петербург Достоевского.

Цель: выявить в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, ее развенчание

2

5

Роман « Преступление и наказание». « Ангелы» и « демоны» Родиона Раскольникова.

Цель: рассмотреть образ Раскольникова  в системе образов романа, показать , как в столкновении со своими двойниками – Лужиным, Свидригайловым, с ангелом- хранителем Соней  Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность; показать борьбу добра и зла в душе главного героя; роль снов Раскольникова в идейном содержании романа

2

6

Роман « Преступление и наказание». Мастерство Достоевского- художника.

Цель: раскрыть в процессе анализа романа полифонизм, психологизм повествования, роль детали в романе, символику имен, цифр, цвета, снов, роль евангельских мотивов

2

7

Р\р  Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского

« Преступление и наказание»

Цель: определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть ее

2

Итого:

13

Художественный мир Ф.М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода.

 
Происхождение рода Достоевских. Влияние окружающих людей на формирование мировоззрения писателя  (Мария Федоровна. Михаил Андреевич,   Алена Фроловна, брат Михаил).

Особенности художественного мира  Достоевского  характеризуются  хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей.   Внимание писателя к кризисным моментам в жизни общества, в судьбах людей.  Построение  произведений строится на изображении постоянных конфликтов, борьбы, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически. Конфликты, споры, полемика отражаются и во внутреннем мире героев, стремящихся уяснить свое место в жизни, найти свои ответы на «вечные» вопросы.

Трагическое мировосприятие, предчувствие надвигающейся катастрофы, разлома в мире. Психологизм в изображении жизни народа.

В произведениях всегда поднимаются вечные, философские проблемы (смысл жизни человека, любовь и смерть, борьба добра и зла в душе человека: «Здесь Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Зло неизменно связано с богатством, деньгами, разумом без души, цивилизацией. Добро - дети, красота, вера, природа, христианская любовь).

Христианская философия. Философия антропоцентризма (в центре мироздания - человек, который является высшей ценностью, несмотря на его выбор - добра или зла). Тема свободы - как высшего блага и тяжелого бремени для человека. «Все дозволено???»  «Красота спасет мир» - духовная, христианская, истинная.

Почвенничество - сохранение исконно русских христианских традиций и необходимость заимствования всего лучшего, что создано другими народами.

Достоевский — творец полифонического романа.

Тема « маленького человека» в творчестве Достоевского. ( «Униженные и оскорбленные»,  «Бедные люди»).

Тема "маленького человека"     в творчестве А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"), М.Ю.Лермонтова ("Герой нашего времени").   Ф.М. Достоевский -  автор одной ведущей темы - темы "бедных людей", "униженных и оскорбленных"

Роман  "Бедные люди". Острое звучание темы "маленького человека". Образ главного  героя романа - Макара Девушкина - бедного чиновника, придавленного горем, нуждой и социальным бесправием ".  Присутствие в романе  социально-психологических  "двойников " главных героев, история каждого из которых представляет как бы еще один типичный, возможный поворот судьбы Девушкина и Вареньки.  Гуманистическая направленность "Бедных людей" в критических статьях   Белинского  

 Роман « Униженные и оскорбленные». Жанр произведения.  Направленность исканий    Достоевского  на создание лучших, достойных человека условий его жизни.

Изображение  судеб  неповинных и страдающих героев «пасмурной драмы большого города» (Л. Гроссман).  Образ главного героя   злодея-аристократа князя Валковского как воплощение нравственного падения.  Появление в  романе  у   темы страдания ребенка (судьба Нелли). Художественные приемы для раскрытия образов главных героев

 Роман « Преступление и наказание». История создания и идейно- художественное своеобразие романа

Своеобразие гуманизма Достоевского на примере романа «Преступление и наказание».  История создания романа «Преступление и наказание».   Идейный смысл названия произведения. Столкновение двух  противоположных идей: идеи любви к людям и идеи презрения к ним.  Определение жанра произведения как психологического, бытового, философского, социального романа.

Художественное своеобразие романа.  Композиционное построение романа. Авторское членение произведения. Основная и побочные сюжетные линии. Экспозиция и завязка сюжета. Развитие действия. Внутреннее и внешнее нарастание драматической напряженности в романе. Кульминация внешней детективной интриги и основного конфликта. Развязка внешней интриги и основного конфликта.

Художественные приемы Достоевского и композиционные вставки. Роль диалогов и монологов. Усугубление  психологического конфликта    субъективной  трактовкой  времени. Отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев. Введение  в роман   галлюцинации и кошмаров (сны Раскольникова, Свидригайлова)  как прием,   усугубляющий  драматизм происходящих событий. Гиперболичность стиля романа.

Роман « Преступление и наказание». Социальные и философские источники преступления Раскольникова. Петербург Достоевского.

Психологизм коллизии романа. Предпосылки возникновения теории « сильной личности»  оправдывающей право убивать. Авторское отношение к теории героя. Угнетающее  влияние бедности, невыносимые условия проживания.   Жизненные неурядицы в судьбе сестры Дуни.  Знакомство с семейством Мармеладовых, судьба  Сонечки, за счет «падения» которой выживает семья и пьет ее отец. Этап вступления логики жизни   в противоречие с нравственными законами. Сущность  идеи  Раскольникова через  выживание и возвышение за счет других. Деление человечество на два разряда — высших и низших, наделение  первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам.  Причисление себя к Наполеонам. Губительность теории «сильной личности». Петербург  - город, насильственно построенный и неестественно создавшийся.  Цветовая символика при изображении города. Роль улиц, перекрестков и площадей города. Петербург как социальный фон и как действующее лицо в романе. Город как соучастник преступления, совершенного героем и как  возвращение Раскольникова  в мир людей. 

Роман « Преступление и наказание». « Ангелы» и « демоны» Родиона Раскольникова.

Понятие добра и зла. Антиподы и двойники Родиона Раскольникова.   Представители «демонов» в романе. Образы Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова. Основные личностные качества  представителей « зла» (себялюбие, эгоизм, пошлость, цинизм, жестокость).                                                                 Нравственные нормы поведения человека в современном мире. Герои-  « ангелы»  в романе. Характеристика Разумихина, Порфирия Петровича, Сони Мармеладовой. Способность « ангелов»   к самопожертвованию. Влияние «ангелов» и « демонов» на душевное состояние главного героя. Роль эпилога в раскрытии идейно- художественного своеобразия романа.    Сны  Раскольникова как способ раскрытия  бессознательного начала в человеке. Отсутствие четкой грани между сном и действительностью. Сон - неотъемлемая часть композиции романа  Анализ психологического  состояния  героя через   сновидения.   Сон как  предельная концентрация  читателя на развитии сюжета, на описываемой автором системе образов; подготовка  к последующим эпизодам, многие из которых имеют огромное значение для понимания основной идеи романа.

Роман « Преступление и наказание». Мастерство Достоевского- художника.

Полифонизм - противоречивое и противоборствующее   свойство     мира. Особенности психологизма романа « Преступление и наказание». Символика имен, цифр, цвета в романе. Значение для раскрытия идейно- художественного своеобразия  евангельских мотивов. Мастерство Ф.М. Достоевского в изображении портрета как психологической характеристики личности (  стирание границы между внутренними и внешними факторами).  Победа реалистического начала в творчестве писателя.

 

Р\р  Классное сочинение по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

 1. Преступление и наказание в одноименном романе Ф. М. Достоевского.

2. Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Человек и «сверхчеловек» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

4. Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

5. Петербург Достоевского.

6. О милости и жертве (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

7. Система образов в романе Достоевского «Преступление и наказание».

8. Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского  « Преступление и наказание»

9. Образ Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского  « Преступление и наказание»

10. Женские образы романа «Преступление и наказание».

11. «Она справедливая!» (Образ Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание»).

12. «Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» (Образ Мармеладова в романе «Преступление и наказание»).

13. Значение снов в романе «Преступление и наказание».

14. Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».

15. Время в романе «Преступление и наказание».

16. Символика пространства в романе «Преступление и наказание».

17. «Преступление и наказание» — детектив? психологический роман ?

  

 

Список художественных текстов

Ф.М. Достоевский                                                                                                     Роман « Бедные люди», роман « Униженные и оскорбленные»,  роман «Преступление и наказание», повесть « Двойник», роман  « Идиот», « Белые ночи».

А.С. Пушкин

« Станционный смотритель»

Н.В. Гоголь

«Шинель»

 М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

Н.А. Некрасов

«Пьяница», «Тройка»,  «Еду ли ночью по улице темной»,  «Вчерашний день часу в шестом», «Ростовщик»

А.И. Герцен

« Кто виноват?»

Учебная литература

 Литература. Учебник. 10 класс. В 2-х частях. Часть 2, 2010 г. 
Лебедев Юрий Владимирович

Литература. Учебник. 10 класс, 2008 г. 
Курдюмова Тамара Федоровна  Демидова Нина Алексеевна

В мире литературы. 10 класс. Учебник, 2007 г. 
Кутузов А.Г.

 Литература. Учебник. 10 класс. В 2-х частях. Часть 1, 2011 г.
Маранцман Владимир Георгиевич, Полонская Ольга Дмитриевна

Научная литература

Бавильский Д. Физиология Достоевского: Частный случай современного диалога с Достоевским // Октябрь. 1995. - № 12. - С. 174-178.

 Бамбуляк Г.В. О некоторых особенностях символических обобщений у Достоевского // Эстетические позиции и художественное мастерство писателя. Кишинев: Штиинца, 1982. - С. 59-69.

Белопольский В.Н. Достоевский и философия: Связи и параллели / Сб. статей. Ростов-на-Дону: Издательство Института массовых коммуникаций, 1998. - 102 с.

Достоевский: материалы и исследования. – Т. 1-15.

Топоров В.Н. О структуре романов Ф.М. Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995. – С. 193-259.

Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. – Л., 1987.

Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. – Л., 1985.

Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. – Свердловск, 1987.

Касаткина Т.А. Характерология Ф.М. Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. – М., 1996.

Темы рефератов

Влияние жизни на творчество Ф.М. Достоевского

Миросозерцание Достоевского. Жизнь, судьба, поиск истины.  

Полифонизм романов Достоевского. Особенности психологического анализа.

История создания романа «Преступление и наказание». Трансформация замысла.

Метафизический характер творчества Достоевского. «Проклятые вопросы» в романе «Преступление и наказание».

Антроподицея в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание.

Достоевский о сущности духовной буржуазности. «Практический» человек Лужин и его роль в романе «Преступление и наказание».

Сонечка Мармеладова. Голгофа и воскресение героини. Проблема идеала Содомского и Мадонны.

Опыт страдания и искупления греха как путь человек к истинной свободе (наказание Раскольникова).

Проблема свободы в творчестве Ф.М. Достоевского. (Круг свободы, изначальная и конечная свобода, опыт страдания и искупления греха как путь к истинной свободе, трагизм свободы, аристократизм свободы, «бегство от свободы»).

Тема человеческого страдания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема безумия в мировой литературе.

Эпиграфы к урокам по творчеству Ф.М. Достоевского

«В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно - полезно» (Ф. М. Достоевский).

 Я приду помолиться в собор,

                        Там я камень с души моей скину.

                        У святых, чудотворных икон

                        Преклоню я усталую спину…

                                  Попрошу, чтобы Бог мне простил

                                  Все грехи мои (ныне и прежде).

                                  А по смерти – к себе допустил.

                                  Тем живу я в великой надежде.

                                                                        Сергей Сидорин.

«… он учит через Христа открывать свет во тьме, открывать образ и подобие Божие в самом падшем человеке, учит любви к человеку, связанной с уважением к его свободе. Достоевский проводит нас через тьму, но не тьме принадлежит у него последнее слово. (…) Сама тьма у него светоносна. Свет Христов побеждает мир, просветляет всякую тьму» (Н.А. Бердяев).

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

                                                                   Ф.М. Достоевский. “Братья Карамазовы”

Контрольные вопросы

Жизненный и творческий путь выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского

 Петербург в произведениях Ф.М. Достоевского

Мир « униженных и оскорбленных» на примере произведений Ф.М. Достоевского

Общие черты в произведениях Ф.М. Достоевского, Н. В. Гоголя, А.С. Пушкина

Смысл названия романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Идейно- художественное своеобразие  романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Смысл теории Родиона Раскольникова

Значение и анализ  событий , предшествующих преступлению Раскольникова.

Женские образы в романе « Преступление и наказание»

Роль эпилога в романе « Преступление и наказание»

Двойники и антиподы Главного героя в романе «Преступление и наказание»

Символика в романе « Преступление и наказание»

Сон- как неотъемлемый элемент композиции в романе Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Роль автора в романе Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Милосердие и сострадание на страницах романа « Преступление и наказание»

Итоговый тест  по творчеству  Ф.М. Достоевского

Укажите годы жизни Ф.М. Достоевского.

а) 1856-1904

б) 1821- 1881

в) 1801-1861

г) 1824-1884

 

В каком учебном заведении получил образование Ф.М. Достоевский?

а) в Петербургском университете

б) в Высшем военном инженерном училище

в) в Царскосельском лицее

г)  в Московском университете

 Укажите причину ареста Ф.М. Достоевского.

а) нелегальное издание антиправительственного  журнала, членство в политическом кружке Петрашевского

б) публикация романа « Бедные люди»

в) открытый призыв к свержению самодержавия

г) совершение уголовного преступления

Достоевский отбывал каторгу :

а) в Братске

б) в Мценске

в) в Вятке

г) в Омске

Как назывался журнал, который Ф.М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?

а) « Современник

б) « Отечественные записки»

в) « Москвитянин»

г) « Время»

Укажите основную тему раннего творчества Ф.М. Достоевского.

а) тема сильной личности

б) тема « униженных и оскорбленных»

в) тема крепостничества

г) тема социального протеста

Какой роман Ф.М. Достоевского был назван В.Г. Белинским « первым социально-  психологическим романом в русской литературе»?

а) « Преступление и наказание»

б) « Бедные люди»

в) « Неточка Незванова»

г) « Униженные и оскорбленные»

Укажите имя и отчество Раскольникова

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

Сколько по времени длится действие романа « Преступление и наказание» ( до эпилога) ?

а)  1 год

б) полгода

в) 1 месяц

г) 14 дней

Что хочет доказать Раскольников убийством старухи – процентщицы?

а) что он тоже имеет право на обогащение

б) что он принадлежит к разряду « право имеющих»

в) что в России вообще нет законности

г) что старуха  - бесполезное,  никому не нужное , а даже вредное существо

 Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке забыл взять деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) из-за страха быть разоблаченным

г) герой, спрятав деньги, не смог потом найти место тайника

Кто взял на себя вину Раскольникова?

а) Разумихин

б) маляр Миколка

в) Соня Мармеладова

г) Аркадий Свидригайлов

Петербург в романе « Преступление и наказание»  является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления

г) красивым городом

 Какой смысл заключен в названии романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание» ?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершенному преступлению

в) не всякое преступление влечет за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершенное преступление

Образ Сони Мармеладовой  в романе « Преступление и наказание» символичен. Он является воплощением:

а) гордости

б) пошлости

в) христианского смирения

г) бунтарства

 Первой жертвой Раскольникова была старуха- процентщица, второй-…

а) Катерина Ивановна

б) Соня Мармеладова

в) Девочка на бульваре

г) Лизавета

Какое событие в романе явилось крушением « идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

 Каким образом автор развенчивает теорию Раскольникова?

а) автор сам указывает на ее ошибочность

б) ее ошибочность доказывает Свидригайлов

в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории

г) доказывает ее ошибочность самим фактом наказания преступника

 Основным композиционным принципом романа «Преступление и наказание» является :

а) антитеза

б) взаимодополнение

в) сопоставление характеров

г) повтор ситуаций, деталей, символов

 Укажите, какой конфликт является основным в романе « Преступление и наказание».

а) социальный ( Раскольников- старуха- процентщица)

б) психологический ( Раскольников- Порфирий Петрович)

в) идейный ( Раскольников- Соня Мармеладова)

г) внутренний ( происходящий в душе главного героя)

Эталон ответов

№ вопроса

ответ

1

б

2

б

3

а

4

г

5

г

6

б

7

б

8

 в

9

г

10

б

11

б

12

б

13

в

14

г

15

в

16

г

17

в

18

в

19

а

20

г

Критерии оценок:

От  100% до 90% - « отлично»

О т 89% до 70% - « хорошо»

От 69 % до 50% - « удовлетворительно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Хлебников. Жизненный и творческий путь

Презентация, посвященная биографии и творчеству В. Хлебникова...

Жизненный и творческий путь М.В.Ломоносова (2)

2 часть презентации(одна большая разбита на две) отражает достижения учёного...

Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь. Мировоззрение писателя.

Презентация знакомит с этапами жизненного и творческого пути писателя, его мировоззреческими позициями....

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...

Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"

Технологическая карта построена с использованием технологий:  проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...

"Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского, урок в 10 классе

Урок литературы для учащихся 10 класса, урок с при менением метода "урок наоброт"...