Главные вкладки

    Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
    методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

    Пелевина Ольга Владимировна

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx20.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

    Тип урока - урок изучения нового материала

    Используемые технологии (методики) - информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; элементы дифференцированного обучения и арт-технологии.

    Учебно-воспитательные задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова.

    Цели урока:

    Дидактические:

    познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;

    ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра - сказа, показать его сходства и различия со сказкой;

    провести наблюдения над языком художественного произведения.

    Развивающие:

    продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;

    развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;

    развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

    Воспитательные: 

    Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

    Оборудование:

    текст сказа П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" (отрывок);

    аудиозапись сказа "Медной горы Хозяйка";

    портрет и фотографии П.Бажова, его дома;

    иллюстрации к произведению;

    электронная презентация;

    выставка книг писателя;

    раздаточный материал (викторина).

    На доске: портреты Маяковского, Есенина и Бажова.

    ХОД УРОКА

    I. Новый материал.

    1. Рассказ учителя.

    -Сегодня мы вместе с вами отправимся на Урал, родину удивительного русского писателя-сказочника. Попробуйте угадать, кто из трёх человек, имеющих отношение к литературе, мог быть сказочником? (На доске портреты Маяковского; Есенина; Бажова в окружении внуков) (У Бажова - насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода, он в окружении внуков - на фотографии выглядит старым, мудрым сказочником).

    -Зовут этого писателя Павел Петрович Бажов. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. Давайте отправимся с вами в гости к героине самого известного его произведения Хозяйке Медной горы - Малахитнице.

    Показ электронной презентации.

    1 слайд - Эпиграф:

    Он в светлой памяти народа останется всегда живой.
    И будут жить веками были в чудесном малахите строк,
    И не завянет на могиле чудесный каменный цветок (Е.Хоринская)

    2-4 слайды - портреты сказочника. Что вы знаете о Бажове? (проверка д/з: рассказы учащихся о писателе по материалам учебника)

    5-9 слайды - дом, где родился Бажов; особенности уральской местности; самоцветы.

    10-12 слайды - малахит и изделия из него.

    13-16 слайды - сборник "Малахитовая шкатулка".

    II. Парад героев сказов Бажова.

    Ребята демонстрируют иллюстрации, нарисованные ими к сказам Бажова, рассказывают о героях.

    III. Сказ "Медной горы Хозяйка".

    17-18 слайды - иллюстрации к сказу "Медной горы Хозяйка".

    -Давайте послушаем аудиозапись начала сказа "Медной горы Хозяйка", следя за чтецом по тексту (копии текстов на каждой парте).

    IV. Словарная работа "Устами школьника" (объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера)

    Было жарко - страсть. Парун чистый - жаркий день после дождя
    Робили - работали

    Лазоревку добывали - лазурит, камень светло-синего цвета
    Королек с витком попадался - частица, слиток чистого металла

    Протча - прочее

    В газах зелено, и щёки будто зеленью подёрнулись - у горных мастеров малахитовая пыль въелась в кожу
    Изробленный - измученный, заболевший от непосильной работы
    Артуть девка - девушка, подвижная, как ртуть

    - Вы все читали сказы, они написаны особым языком, много трудных слов вам встретилось в текстах. Что означают эти слова?

    Беспелюха нехочуха, глухой, неряха.

    Жидкое место болото, слабый человек, трясина

    Обломать расстроить, испортить дерево, победить-скрутить

    Зарукавье манжет, часть реки, браслет

    Батажок сумка, сапог, посох

    V. Сравнение понятий "сказ" и "сказка" (в это время 3 ученика собирают разрезанные названия сказов Бажова из шкатулки и пазл-иллюстрацию к одному произведению. Задание - угадать название сказа).

    - Ребята, вы видели костер? Как он разгорается? (Медленно, постепенно).

    -Вот с таким "костром, разгоревшимся и ярко пылающим и согревающим добротой нашу душу и сердце", сравнил творчество П.П. Бажова, другой писатель Евгений Пермяк, называя его "уральским сказителем".

    - К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

    -Действительно, "сказ" и "сказка" - очень близкие слова. Но есть между ними разница.

    - Дайте определение сказки (занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).

    - А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Вспомните. (Сказ - это быль с элементами сказочного)

    - Что общего у сказа и сказки? (Есть элемент фантастики).

    -В чем разница между сказкой и сказом? (проверка д/з, таблицы)

    сказка

    сказ

    Волшебные герои - добрые или злые.

    Нет рассказчика.

    Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

    Не имеют реальной основы.

    Герои - люди обыкновенные.

    Фольклорная первооснова.

    Присутствие рассказчика - человека из народа.

    Волшебство и таинственность - неотъемлемая часть повествования.

    - Подберите однокоренные слова к слову "сказ", запишите в тетрадь (сказывать, сказительница, рассказывать).

    - Значит, П.П. Бажов - не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право ("известно, какое время было - крепость" - так сказано в произведениях Бажова).

    - Какие названия сказов получились у ребят, работающих самостоятельно? Смогли отгадать, к какому произведению иллюстрация? (Это произведение "Серебряное копытце")

    VI. Блиц-опрос.

    - У кого в гостях мы сегодня побывали?

    - Что значит "бажить"? (Колдовать, ворожить, накликать)

    - Где родился и жил Бажов? (Урал, Сысерть)

    - Месторождения каких горных пород были открыты на Урале? (Малахит, мрамор, яшма, родонит)

    - Ценный камень уральских гор? (Малахит)

    - Какого цвета малахит? (Нежно-зелёного)

    - Почему книга Бажова называется "Малахитовая шкатулка"? ("Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища")

    - Серебряное..? (копытце)

    - Прозвище старика, взявшего на воспитание сироту? (Кокованя)

    - Имя этой сиротки? (Дарёнка)

    - Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (Хризолиты)

    - Змейка какая...? (Голубая)

    - Из руды делают:что? (Железо)

    - Гигантский змей, хранитель золотых руд? (Полоз)

    - Что мечтал сделать из камня Данила - мастер? (Каменный цветок - этот сказ начнём изучать на следующем уроке)

    - После сегодняшнего урока появилось ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова? Какие сказы вы уже прочитали? Какие хотите прочитать?

    - Что вы узнали нового о Павле Петровиче Бажове?

    - Что вам ещё хочется узнать о нём? (работа в тетрадях: "Хочу узнать о Бажове:")

    VII. Оценивание (проводится во время заполнения таблицы "Хочу узнать о Бажове:" - учащимся раздаются листочки с оценкой, на обратной стороне листа информация о минералах, алмазном фонде страны)

    Домашнее задание.

    1) дать ответы на вопросы викторины по жизни и творчеству Бажова или сказу "Синюшкин колодец" (для тех, кто его уже прочитал);

    2) на выбор: а) подготовить пересказ любимого эпизода; б) найти ответы на вопросы, записанные в тетрадях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "В гостях у Хозяйки Медной горы"

    Проектная деятельность на уроке литературы в 5 классе по сказу П.Бажова с соблюдением основных этапов...

    Внеклассное мероприятие по предмету география "В гостях у хозяйки Медной горы"

    Пояснительная записка.Обобщение на уроках географии."Игровая технология".Форма: "Работа в группе".  Внеклассное мероприятие на тему : "В гостях у хозяйки Медной горы"....

    конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс

    Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»Тема урока: Времена года в разных видах искусства.Тип: погружение в темуЖанр:  с элементами интеграции...

    «В гостях у Хозяйки Медной горы»

    Праздник, посвященный юбилею П.П.Бажова.Цели:Прививать интерес к художественной  литературе, внимательное отношение к текстам произведений.Развивать творческие способности учащихся.Воспитывать бе...

    Презентация "В гостях у хозяйки Медной горы" по сказу П.П.Бажова

    Для успешного усвоения произведения,  учащимся была предложенапрезентация, которую составила сама. Презентация составлена с учетом психологических особенностей глухих учащихся....

    Методическая разработка по предмету чтения в 6 классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" по сказу П.П Бажова

    Методичяеская разработка урока чтения в 6 классе содержит описание этапов работы с текстом сказа П.П.Бажова, обогащением словарного запаса глухих учащихся, расширение кругозора и развитие интереса к ч...