Методическая разработка к уроку
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Рассказ А.П.Чехова "Ионыч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p-4.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

Методическая разработка

 к уроку

 Рассказ А.П.Чехова «Ионыч»

10 класс

Россия

Краснодарский край

Красноармейский район

ст. Новомышастовская

МБОУ СОШ № 12

Учитель русского языка и литературы

                                                                                         Быкова Раиса Петровна

2012 год

Рассказ А.П.Чехова «Ионыч»

         Рассказ А.П.Чехова «Ионыч» в учебниках преподносится как произведение, обличающее «затхлую мещанскую среду», которая губит главного героя. В городке и семье, с которой общается Старцев, мол, царят пошлость, скука, безвкусица.

         Но так ли это на самом деле?

        Необходимо столкнуть различные точки зрения и, проанализировав текст рассказа, прийти к истене. А истина, я считаю, в том, что не «среда заела» одарённого человека, а сам Старцев виноват в том, что превратился в «Ионыча». Он, как и Белокуров в «Доме с мезонином», - «тяжёлый и ленивый малый».

       Прежде чем доказывать учащимся это положение, нужно определиться в понятиях. Согласно словарю Ожегова, «пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусногрубый». Слово «скука» имеет два значения:

       1. тягостное душевное состояние, томление от отсутствия дела или интереса к окружающему.

       2. отсутствие веселья, занимательности, создающее тягостное настроение.

      Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Итак, скука – томление от отсутствия дела или интереса к окружающему. Старцев – врач, и на работе скучать ему не приходилось.

       Был у него вначале и интерес к окружающему миру, другим людям, в особенности к семье Туркиных. Скучно ли у тех в доме? Обратимся к тексту: «… у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой».  Мы видим, что о скуке тут говорить не приходится: ни в первом, ни во втором значении. Хозяева принимают гостей с сердечной простотой. «Сердечный» - значит «задушевный, искренний, добрый». Для семьи характерны не только приветливость, радуший к гостям, прекрасные отношения между собой. В безнравственности и грубости Туркиных заподозрить невозможно. Занимаются они и благотворительностью, ставя спектакли с этой целью.

Может быть, стоит говорить о некотором отсутствии вкуса у Туркиных, то есть чувства понимания красивого, изящного. Например, Вера Иосифовна сочиняет романы «о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни».

         В качестве возражения можно привести пример великого писателя графа Льва Толстого, много сделавшего для своих крестьян, а под конец порвавшего со своей средой.

Да ведь у самого Антона Павловича в рассказе «Дом с мезонином» выведен образ дворянской девушки Лиды Волчаниновой, которая как раз активно занималась общественной деятельностью, состояла учительницей в земской школе в деревне, принадлежащей ее семье. И пусть она не графиня, но ее отец имел высокий чин. Более того, сестра Лиды – Женя влюбилась в художника!

Обычно ученики после этого спрашивают: «Как же так? Значит, Чехов противоречит сам себе?»

- противоречия могут быть у любого писателя. Но не надо торопиться с выводами.

       Нужно помнить, что автор произведения и рассказчик не одно и то же лицо. Тем более нельзя отождествлять героя и автора. Но читаем дальше. Несмотря на «неправдоподобие и нехудожественность романов Веры Иосифовны», всё-таки «слушать было приятно, удобно, и в голову  шли все такие хорошие, покойные мысли – не хотелось вставать…». Вспомните юмористический рассказ о графоманке, которая  мучила чтением своих опусов редактора. Здесь совершенно другая картина. Вдумайтесь: слушателям не скучно, к ним приходят «хорошие мысли». Пусть в первую очередь приятно не от чтения хозяйки, а от обстановки в доме, душевного комфорта в семье – это не противоречит песням, доносившимся из городского сада. Сентиментальное настроение, навянное чтением романа, переходило в более глубокое чувство – возвышенную грусть от «Лучинушки». И что важно: у хозяйки не возникает мысли о том, чтобы отдать в печать свои сочинения. У неё нет самодовольства. Да, Чехов показывает слабые места семьи Туркиных: не слишком высокая одарённость, некоторое однообразие жизни. Но изображает он это не обличающее, а с иронией. Тут можно назвать претензии на остроумие хозяина дома, его искусственный язык. Однако заметим: острил Иван Петрович, «смеясь одними только глазами». Что касается особых словечек, придуманных им, то любая семья или приятельская компания использует набор излюбленных фраз, особых слов – нечто вроде микрожаргона.

          И на одну и ту же тему в тесном кругу могут говорить много раз, причём часто повторяясь. Кстати, И.Бунин в воспоминаниях о Чехове упоминает: «Как почти все, кто много думает, он нередко забывал то, что уже не раз говорил».

          В обрисовке дома Туркиных немало смешного. Забавно изображение игры на рояле Екатерины Ивановны. В учебнике отмечается, что она «перекрещенная в мещанского «Котика». Кстати, жена А.П.Чехова – О.Книппер, по свидетельству знакомых, нередко обращалась к нему так: «Дусик».

          Катерина, под влиянием похвал её игре на пианино, мечтает о консерватории. О чём же мечтает Дмитрий Ионович Старцев? Самым светлым периодом его жизни была влюблённость в Екатерину Туркину. Но чувство это было неглубоким. У Старцева не хватило энергии, он не смог добиться признания у любимой. Характерен эпизод на кладбище, где назначила ему свидание, дурачась, «Котик» . Вначале  идёт описание красоты, умиротворённости природы: «От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем». А вот отношение героя: «Он подумал, что это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние…»

          В этой мысли интересны два момоента. Дмитрий Старцев, даже охваченный любовным чувством, способен к высокопарной руссудительности. Эта назидательность, резонёрство, банальность с годами развивается у него всё сильнее. А с другой стороны, эта мысль свидетельствует о том, что Старцев уже готов сдаться перед жизненными трудностями, сломиться, отказаться от достижения счастливой, достойной жизни. Бывая у Туркиных, он не внёс в их жизнь ничего нового, что бы придало ей разнообразие, не проявил свой талант. Почему он перестал там бывать? То обывательское, пошлое, всегда ему присущее, окончательно заглушило у него все благородные чувства. Ведь даже в день, когда он сделал предложение, у него мелькает в сознании соображение о большом приданом. В дальнейшем же его совершенно «жадность одолела».

          Екатерина запомнила Дмитрия с лучшей стороны. Разочаровавшись в своих возможностях стать пианисткой, она идеализировала Старцева. Но, увы, тот уже превратился в «Ионыча», который «спешно принимал больных в Дялиже» и копил деньги. Ионыча пугает то новое, что он заметил в девушке, в которую когда-то был влюблён. Он боится нарушить свой покой.

         Так что ему нечего сетовать на городских обывателей. Сам-то Старцев не посещает театр, концерты, библиотеку. Вместо общих разговоров о лучшем будущем ему надо было подавать пример благородств, высоконравственной жизни. Но он опускается, ведёт по сути животное существование.

          Выходит, не среда, не окружающие люди повинны в том, что жизнь может оказаться неудавшейся. Человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, а сам строить себе достойную жизнь.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...