Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок внеклассного чтения  по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием  приемов  технологии критического мышления.Может быть проведен  в  классах  второй ступени обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного  чтения по теме "Л.Петрушевская "Сказка о часах" (5-7 классы)

Цель: знакомство со сказкой  Л.Петрушевской «Сказка о часах».

     

Задачи: - первичное знакомство с произведением  методом поэтапного чтения отрывков  с постановкой проблемных вопросов;

- пробудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что он наблюдал в окружающей действительности;

- задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над непростыми отношениями между Матерью и Ребенком;

 - идейно-нравственное воздействие на личность школьника, воспитание уважения и любви к матери.

Оборудование:

дерево предсказаний;

набор листьев для мнений-предсказаний на каждую группу учащихся;

 плакаты – заготовки для пословиц;

4 «корзины с желудями» для рефлексии.

                                                   ХОД УРОКА

I. Организационный этап

      На столах лежат листья дуба четырех цветов. Детям предлагается выбрать 1 листок, затем они рассаживаются по группам, по цвету листочков. На партах разные часы.

II. Проверка домашнего  задания.

- К какому жанру  относятся произведения, которые мы читали на прошлом уроке?

- К какому виду  рассказов относится рассказ  «Пуськи бятые»?

- Заслушаем ваши переводы рассказа Петрушевской  «Пуськи бятые»

( заслушиваем 2-3 работы).

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Что вы видите у себя на столах? Рассмотрите, потрогайте, послушайте. Какие ассоциации вызвали у вас эти наблюдения?  Теперь я записываю на доске   слово «часы».  Сегодня мы будем читать произведение, которое написала Людмила Стефановна Петрушевская.  Несколько лет тому назад, в 90-е годы она обратилась к жанру «сказки для всей семьи», где Добро всегда побеждает Зло. Сегодня вашему вниманию я предлагаю такую  сказку, название  которой  вы определите сами.  Объедините слова  «сказка» и «часы» предлогом. Форма слов может меняться.  Предлагается итоговый вариант «Сказка о часах».  Читать ее мы будем с остановками.

IV.Чтение произведения

I блок. Остановка 1.

Учитель. Какие слова указывают на то, что это сказка?  Как называется эта часть произведения? Как вы думаете, что оказалось в той коробочке?  Ваши предположения напишите на дубовых листочках. Издавна дуб считается деревом мудрости. Оно живет многие века, много событий видело. Мы назовем дуб – деревом предсказаний. Каждое ваше предсказание прикрепите иголочками на ветку.

II блок. Остановка 2.

Учитель. Подтвердились ли ваши   предположения? Что оказалось в коробочке?

Как же называется наша сказка? Какие ассоциации у вас возникают,  когда вы слышите слово «часы»?  

                 Составим кластер:  какие бывают часы?

                                                              Часы

1. Место использования часов.

2. Характеристика устройства.

3. Свойства часов.

4. Размер.

Как вы думаете, кто является главным героем сказки?

III блок. Остановка 3.

Учитель.  Почему мама прятала часы от девочки?  Каким образом девочка выпросила  часы у девочки? Как вы относитесь к такому поведению дочери?    Для чего  ей нужны были часы? Как вы думаете, что могла сказать старушка девочке?  Предскажите.

IV блок. Остановка 4.

Учитель. Оправдались ли ваши предсказания?   Почему мама решила завести часы?  Как повела себя девочка, когда увидела больную мать?  Что для девочки оказалось важнее: жизнь мамы или  часы? Что стало с героями этой сказки спустя много лет? Предскажите.

V блок. Остановка 5.

Учитель. Кто оказался ближе в своих предсказаниях? Как вы думаете, изменилась девочка или нет?  Что заставило ее измениться?  Как бы вы закончили эту сказку?

 (Заслушивание версий).

VI блок. Зачитывание настоящего конца сказки.

Учитель. Почему девочка  решила  сама завести часы? Что теперь для нее важнее всего? Какую роль в этой сказке играет старушка?

V. Рефлексия.

Учитель. А теперь  давайте составим синквейн.  

Мать                                                                                        Часы  

добрая заботливая                                             волшебные            старинные

спасала любила пожертвовала                    заводятся  отсчитывают  берегут

Пока мир остался жив.                                  Пока мир остался жив.

жизнь                                                             жизнь

 VI. Проверка восприятия текста

Учитель. У каждого дерева есть плоды. У нашего дуба тоже созрели желуди. Сорвите, узнайте, что в нем есть?

Вопросы на желудях:

Назови всех персонажей сказки. Что ты о них думаешь?

Что было сказочного в этой сказке?

Что имела в виду старушка, когда сказала: «Ну что же, пока что мир остался жив».

Вспомни пословицу, которая подойдет к этой сказке. Напиши ее на листке.

Пословицы вывешиваются вокруг дуба.

Учитель. Каждый из вас испытал на уроке определенное эмоциональное состояние: интерес, радость от благополучного конца сказки, от дружной работы, а, возможно, и грусть. Возьмите желудь и положите в корзину “настроения”. Если испытываете другое эмоциональное состояние, напишите на желуде с другой стороны и положите в 4-ую корзину.

VII. Домашнее задание.  Написать отзыв о  сказке по заданному плану.

Приложение

Л. Петрушевская

СКАЗКА О ЧАСАХ

      Жила-была одна бедная женщина. Муж у неё давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у неё росла красивая и умная и всё вокруг себя замечала: кто во что одет, и кто что носит.

       Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

       Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да всё не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку,

Остановка № 1

       А в той коробочке часики.

       Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:

— Девочка, сколько времени?

А девочка отвечает:

— Без пяти минут пять,

— Спасибо, — говорит старушка. Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.

— Сколько времени, девочка? Она и отвечает:

— Без пяти пять, бабушка.

— Твои часы стоят, — говорит старушка. — Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело.

Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается.

Остановка № 2

Вечером она спросила у матери:

— Скажи, а как часы заводятся?

— Никогда не заводи часы, которые ты найдёшь случайно, — сказала мать. — Может произойти большое несчастье, запомни это. Ночью мать прятала часики. А девочка не спала и все видела. Днем она гуляла с часиками и встречала любопытную старушку. Старушка спрашивала, сколько времени и даже сказала что не настоящие.

Вечером она спросила у матери: — Мамочка, а у нас есть часы?

— Когда-то были часы у моей мамы, — ответила дочке мать. — Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.

— О, как бы мне их хотелось иметь! — вздохнула девочка.

— На них слишком печально смотреть, — ответила мать.

— Мне нисколько! — воскликнула девочка. Но однажды вечером девочка не успела, часики спрятать и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.

— Вот, — закричала девочка, — ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!

— Не дам! — сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдёт от неё, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у неё ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдёт жить к одной старушке, та её приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.

Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперёд.

— Здравствуй! — сказала, появившись, старушка. — Ну, сколько времени?

— Сейчас половина шестого, — ответила девочка.

Тут старушка вся как-то передёрнулась и закричала:

— Ой, ой, ой, кто же завёл часы?! — закричала старушка. — Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?

— Может быть, — сказала девочка и побежала, испуганная, домой.

— Стой! — закричала ещё громче старушка. — Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!

— Не отдам, — сказала девочка и хотела убежать, но старушка её задержала:

Остановка № 3

— Погоди. Тот, кто завёл эти часы, тот завёл время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время её жизни, и ей придётся каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрёт. Но это ещё полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.

— А мне какое дело? — сказала девочка. — Это не ваши часы, а мои.

— Если я умру, то умрёт день, ты что! — закричала старушка. — Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если моё время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.

— Я отдам тебе всё, что пожелаешь, — говорила она. — Счастье, богатого мужа, всё! Но только узнай, кто завёл часы.

— Мне нужен принц, — сказала девочка.

— Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завёл часы! Будет тебе принц! — закричала старушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Её мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.

— Мамуля! — сказала девочка. — Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завёл часы? Мама сказала:

— Это я завела часы.

Девочка высунулась в окно и закричала старушке:

— Это мама завела часы, успокойтесь! Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть.

Мать сказала девочке:

— Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:

— Что же. Теперь, ты каждый час будешь у меня /просить мои часы?

— Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.

Девочка сказала:

— Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?

— Сможешь, но тогда я умру, — ответила мать. Девочка сказала:

— Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придётся тебе всюду ходить за мной.

Мать сказала:

— Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла.

Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя.И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.

С тех пор прошло много лет.

Остановка № 4

Девочка выросла, вышла замуж за принца. У неё теперь было всё, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама её жила, как прежде.

Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:

— Время моей жизни кончается. Часы идут всё быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. И ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдёт ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и пусть больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнает про них.

— Хорошо, — сказала дочь, — а ты не пробовала их завести?

— Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.

— Давай я попробую, — сказала дочь.

— Что ты, не прикасайся к ним! — закричала мать. — Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!

Прошло три минуты, и мать стала умирать.

Остановка № 5

Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела. Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на её руке и заплакала.

— Зачем? Зачем ты завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?

— Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребёнок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.

Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:

— Ну что же, пока что мир остался жив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....

Урок внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок"

План-конспект урока по литературе в 5 классе по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок"...