Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Чуркина Наталья Федоровна

 

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  приметишь  с  первого  взгляда.  Очень  уж  отличается  вид  храма  от  обычных  зданий.  Строгая  прелесть  и  грация  линий,  светлая,  радостная  раскраска  строения,  а  высоко  вверху  сверкают  золотом,  отражая  небесный  свод,  нарядные  купола.  Церковь  обычно  ставили  на  возвышенном  месте,  чтобы  отовсюду  она  была  видна,  чтобы  далеко-далеко  разносился  звон  ее  колоколов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целью данной работы является изучение истории храма Пресвятой Богородицы в с.Дивное

Задачи:

1.Изучение литературы по данной теме.

2.Самостоятельный поиск информации и ее анализ.

3.Оформление результатов работы в виде исследовательской работы.

Объект исследования: храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Дивное.

Методы исследования:

1.Эмпирический (изучение и анализ литературы и источников).

2.Беседа с респондентами.

3.Обобщение и систематизация полученных сведений.

Актуальность работы.

Самостоятельное исследование заставит задуматься над проблемой сохранения памяти к историческому прошлому своей малой родины.

Практическая значимость.

Данный проект может применяться на внеклассных мероприятиях, на уроках по региональному компоненту, на уроках истории.

Место проведения исследования: Ставропольский край, с.Дивное.

Введение.

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  приметишь  с  первого  взгляда.  Очень  уж  отличается  вид  храма  от  обычных  зданий.  Строгая  прелесть  и  грация  линий,  светлая,  радостная  раскраска  строения,  а  высоко  вверху  сверкают  золотом,  отражая  небесный  свод,  нарядные  купола.  Церковь  обычно  ставили  на  возвышенном  месте,  чтобы  отовсюду  она  была  видна,  чтобы  далеко-далеко  разносился  звон  ее  колоколов.

Архитектуру  часто  называют  музыкой  в  камне  или  застывшей  музыкой.  Возможно,  эти  слова  возникли  именно  тогда,  когда  человек  глядел  на  прекрасный,  величественный  храм.

Строятся  православные  церкви  алтарем  на  восток,  туда,  где  восходит  солнце.  Ибо  для  верующих  Господь  -  сам  свет  немеркнущий.  Даже  в  молитвах  они  называют  Иисуса  Христа  «солнцем  правды».  Чаще  всего  в  своем  основании  храм  устраивается  в  виде  креста.  Это  означает,  что  он  посвящен  распятому  на  кресте  Господу.  Сверху  здание  храма  обычно  завершается  куполом,  воплощающим  собою  небо.  Вверху  купол  завершается  главою,  на  которой  ставится  крест.  Часто  на  храме  строят  не  одну,  а  несколько  глав.  Церковь  Покрова  Пресвятой  Богородицы  моего  родного  села,  об  истории которой  я  хочу  рассказать,  имеет  семь куполов.  Семь  глав  означают  семь  таинств  и  семь  Вселенских  соборов.

Каждый  храм  посвящен  Богу  и  носит  имя  того  или  иного  события  рели

 гиозной  жизни  или  святого.  К  названиям  церквей,  возводимых  на  Руси,  обычно  добавлялось  «обыденная»,  «ружная»,  «проща».  Обыденный  храм  строился  по  обету  -  во  время  неурожая,  чумы,  мора  и  т.п.  -  из  деревянных  заготовок  за  один  день.  Утром,  на  заре,  закладывали  фундамент,  а  к  ночи  церковь  освящали.  Ружная  церковь  -  на  постоянном  жалованье  (руге)  у  государства  (до  1917г.).  Проща  -  прощение  грехов,  исцеление.  Церкви  эти  назывались  по  находившимся  в  них  чудодейственным  иконам.

лава  1  «У  истоков».

В  1864г.  в  селе  была  построена  деревянная  Михайло-Архангельская  церковь.  Строительство  церкви  обошлось  селу  в  23  тысячи  рублей,  кроме  этого  еще  в  6  тысяч обошелся  иконостас  церкви.  Службу  в  церкви  вели  1  священник,  1  дьяк  и  1  псаломщик.  Священник  жил  в  довольно  хорошем  общественном  здании,  а  дьяк  -  при  церковно-приходской  школе,  псаломщик  получал  от  сельского  правления  30  рублей  квартирных.  В  церковной  сторожке  находилась  женская  церковно-приходская  школа.  Мужская  располагалась  в  удобном  собственном  помещении.  Церкви  принадлежало  99  десятин  земли.  Михайло-Архангельская  церковь  находилась  в  районе  современного  парка  культуры  и  отдыха  с.Дивное.  Здесь  же  размещалось  дивенское  кладбище,  где  хоронили  наиболее  уважаемых  в  селе  людей.

К  началу  20  века  церковь  сильно  обветшала.  Поэтому  возникла  необходимость  ее  капитального  ремонта.  В  мае  1901  года  Дивенское  волостное  правление  объявило  конкурс  среди  подрядчиков  на  ремонт  здания  церкви.  Ремонт  включал  в  себя  обновление  иконостаса  и  царских  ворот,  ремонт  крыши  и  стен  церкви.  Желающие  получить  подряд  должны  были  внести  залог  в  1000  рублей перед  началом  работ.  Вскоре  ремонт  церкви  был  произведен,  и  она  просуществовала  вплоть  до  1918  года.

По  мере  роста  благосостояния  и  численности  населения  села  возникла  необходимость  строительства  новой  церкви.

 В  1904  году  была  построена  большая,  красивая,  каменная  Троицкая  церковь  недалеко  от  нынешнего  универмага.  Строительство  церкви  обошлось  селу  в  80  тысяч  рублей,  еще  30  тысяч  рублей  ушло  на  оформление  иконостаса.  Церковь  являлась  одной  из  крупнейших  на  северо-востоке  Ставрополья.  Богослужение  в  церкви  вели  1  священник,  1  дьяк,  1  псаломщик.  Церковь  также имела  99  десятин  земли.  На  одном  из  сельских  сходов  осенью  1905  года  жители  села  определили  стоимость  религиозных  обрядов:  венчание  стоило  5  рублей,  похороны  и  крещение  -  50  копеек.  Данную  процедуру  сход  совершал  и  ранее.

Колокольный  звон  церкви  разносился  далеко  за  пределы  села.  Красота  поражала  людей.  Большую  роль  в  жизни  села  играли  настоятель  Михайловской  церкви  отец  Николай  (Ермолаев)  и  настоятель  Троицкой  церкви  отец  Игнатий  (Макарьев).  Церковь  и  религия  играли  громадную  роль  в  жизни  крестьян.  По  воскресеньям  и  по  религиозным  праздникам  все  село  собиралось  на  церковную  службу.

Кампания  по  борьбе  с  церковью,  начавшаяся  в  СССР,  затронула  и  Дивное.  В  1931-1932гг.  было  срыто  сельское  кладбище  в  районе  парка  культуры.  До  этого  здесь  покоились  тела  местных  видных  людей:  сельских  старост,  священников  и  других.  Зимой  1918  года  сгорела  Михайло-Архангельская  церковь.  Селяне  грешили  на  красноармейцев,  однако  по  утверждению  П.М.Запара,  церковь  сгорела  в  результате  неосторожного  обращения  местного  сторожа  с  огнем.  В  1931-32  гг.  в  Троицкой  церкви  еще  шла  служба,  которую  вел  отец  Ипатий.  В  начале  1933  года  церковь  была  закрыта,  а  в  1934  году  -  разрушена.  Строительные  материалы  пошли  на  строительство  районного  дома  культуры.  Но  люди  собирались  тайно  и  проводили  службу.

В  августе  1942  года  немцы  разрешили  начать  церковную  службу  в  сторожке  бывшей  Троицкой  церкви,  после  чего  советская  власть  не  пыталась  ее  прекратить.

Весной  1964  года  власти  принимают  решение  о  закрытии  церкви  в  центре  села, ибо  это  «разлагает»  молодежь.  Верующим  было  предложено  перебраться  на  край  села.  Многие  дивенцы  пришли  в  церковь,  чтобы  помочь  перенести  церковную  утварь,  иконы.  Процессия  двигалась  с  пением  молитв  через  все  село.  Все  это  вылилось  в  своеобразную  форму  протеста  против  решения  властей.  Более  30  лет  в  Покровской  церкви  села  отслужил  отец  Серафим  (в  миру  Невечеря).  

Глава  2  «История  праздника,  храмы  в  честь  Покрова  Богородицы».    

14  октября  православные  христиане  празднуют  Покров  Божией  Матери.  Праздник  Покрова  Божией  Матери  был  установлен  на  Руси  в  княжение  св.  благоверного  князя  Андрея  Юрьевича  Боголюбского  (1155-1174гг.)  Основанием  послужило  константинопольское  чудо  910  года,  описание  которого  сохранилось  в  житии  св.  Андрея  Константинопольского,  Христа  ради  юродивого.  В  житии  рассказывается,  что  когда  святой  Андрей  вместе  с  Епифанием,  учеником  святого,  молились  в храме,  вдруг  как  бы  раскрылся  над  ними  свод  храма,  и  святой  Андрей  увидел  Пресвятую  Деву,  окруженную  множеством  ангелов  и  святых.  Она  молилась  и  простирала  над  богомольцами  храма  омофор.  «Видишь  ли  ты  Царицу  всех?»  -  спросил  Андрей  ученика,  не  веря  своим  глазам.  «Вижу,  отче  святый,  и  ужасаюсь»,  -  ответил  Епифаний.

Через  78  лет  внуки  тех,  над  кем  Божия  Матерь  держала  омофор  (большое  головное  покрывало)  во  Влахернском  храме,  отправились  на  великий  и  опасный  подвиг  -  крестить  русских  дикарей-язычников,  учить  их  читать,  писать  и  просто  жить  по-человечески,  а  не  «зверинским  обычаем».  С  тех  пор  и  хранит  православную  Русь  простертый  над  ней  Покров  Пресвятой  Богородицы,  а  забытый  греческой  Церковью  праздник  стал  на  Руси  одним  из  любимых.

Покров,  Покровское,  Покровские…  Сколько  городов,  деревень,  сел,  фамилий  русских  людей  связано  с  праздником  Покрова  Пресвятой  Богородицы.  А  сколько  всегда  строилось  на  Руси  Покровских  монастырей  и  храмов.  Сегодня  только  в  Москве  и  Московской  области  их  более  ста.  Не  стал  исключением  и  храм,  воздвигнутый  в  моем  родном  селе.  Самым  первым  Покровским  храмом,  построенным  на  Руси  более  восьми  сот  лет  назад,  стал  храм  Покрова  на  Нерли.   Эту  церковь  называют  «белой  лебедью»  русской  архитектуры,  красавицей,  сравнивают  с  невестой.  Храм  был  построен  в  1165  году  Андреем  Боголюбским  в  память  о  старшем  сыне  Изяславе,  умершем  от  ран  после  похода  в  Волжскую  Булгарию.  Сам  поход  закончился  победой.  От  своего  деда  Владимира  Мономаха  князь  Андрей  унаследовал  мужество  и  благородство,  а  за  свое  благочестие  получил  прозвище  -  Боголюбский.  Он  выстроил  свыше  30-ти  храмов  и  монастырей  и  установил  праздник  Покрова  божией  Матери.

Известен  Покровский  храм  в  селе  Акулово.  В  начале  19  века  селом  и  окрестностями  владела  графиня  Варвара  Петровна  Шереметьева-Разумовская.  В  1807  году  она  и  построила  этот  каменный  храм  на  месте  старой  деревянной  церкви,  которая  простояла  здесь  более  ста  лет,  но  к  тому  времени  сильно  обветшала.  В  1812  году  наполеоновские  солдаты  почти  полностью  сожгли  село  и  разграбили  церковь:  сломали  иконостасы  всех  трех  приделов  и  похитили  иконы,  в  том  числе  и  храмовую  -  Покрова  Пресвятой  Богородицы.  Но  часть  церковной  утвари  удалось  спасти  -  графиня  спрятала  ее  в  своем  доме.  Незадолго  до  смерти  Варвара  Петровна  пожертвовала  15  тысяч  рублей  на  вечное  содержание  Покровской  церкви.  Сама  же  умерла  в  бедности.

Московскому  храму  Покрова  Пресвятой  Богородицы  на  Лыщиковой  горе  исполняется  310  лет.  Лыщиково  происходит  от  древнерусского  слова  «лыскать»  -  блестеть,  сверкать,  сиять.  Вот  и  сияет  этот  храм  своими  святынями  более  трехсот  лет.  Он  никогда  не  закрывался.  Все эти  годы  многие  поколения  верующих  приходили  сюда  помолиться  и  попросить  помощи  у  Царицы  Небесной.  И  помощь  всегда  приходила.  Сегодня  же,  как  и  во  всех  православных  храмах,  звучит  праздничное  песнопение:  «Радуйся,  Радосте  наша,  покрый  нас  от  всякаго  зла  честным  Твоим  омофором».  

Храм  Покрова  Пресвятой  Богородицы  «что  на  рву».  450  лет  назад  его  повелел  построить  царь  Иван  Грозный  в  честь  победы  над  Казанским  ханством.  1  октября  1552  года,  в  праздник  Покрова  Божией  Матери,  начался  штурм  Казани,  который  закончился  победой  русского  войска.  Покровский  собор  -  воинский  храм.  А  еще  -  это  воплощение  идеи  «Москва  -  Третий  Рим».  Архитектурный  образ  библейского  Нового  Иерусалима,  образ  Царствия  Небесного.  В  храме  не  только  молились  -  его  считали  иконой,  запечатленной в  камне.  Восемь  больших  куполов  -  это  и  восемь  побед  русского  оружия.  Это  и  восьмиконечная  путеводная  вифлеемская  звезда.  А  главный  придел -  в  честь  Покрова  Богородицы  -  объединяет  остальные  главы,  собирает  их.  Это  -  символ  покровительства  и  заступничества  Божией  Матери  над  Церковью  Христовой,  над  всей  Русской  землей.    

Глава  3  «Храм  в  наши  дни».

Вплоть  до  конца  20  века  церковь функционировала  на  улице  8  Марта,  107.  Но  время  шло,  жителей села  становилось  все  больше,  во  многом  изменилось  отношение  к  религии,  вере.  Действующей  церкви  было  мало,  да  и  сама  церковь  требовала  ремонта.  И в  1988  году  на  сходе  села  было  принято  решение  о  строительстве  новой  церкви.  Место  было  выбрано  по  улице  Шевченко,  17а  неслучайно:  недалеко  от  центра  села  и  недалеко  от  кладбища.  С  помощью  предпринимателей,  во  главе  которых  находился  В.А.Титаренко  (ныне  покойный)  были  оформлены  все  необходимые  документы  и  вырыт  котлован  под  фундамент  будущей  церкви.  

В  том  же  году  заложили  фундамент.  На  этом  стройка  пока  заморозилась  из-за  нехватки  денежных  средств.  Во главе  всех  первоначальных  дел  по  строительству  церкви  стоял  священник,  протоиерей  Иоанн  Гаркуша,  ныне  покойный.  А  рядом  с  будущей  большой  церковью  было  построено  здание  воскресной  школы,  где  отвели  большое  пространство  для  молельного  зала,  алтаря и  подсобных  помещений:  непосредственно  для  занятий  воскресной  школы,  свечной  лавки,  помещение  для  священника.  В 2002 году  в  Великий  пост  Крестным  ходом  был  совершен  переход  из  церкви  по  улице  8  Марта  в  здание  воскресной  школы,  где  и  поныне  иногда  совершается  богослужение.  Название  церкви  осталось  прежним.  С  этого  времени  настоятелем  церкви  Покрова  Пресвятой  Богородицы  был  назначен  иерей  Георгий  Чекрыгин. 

Понемногу  начали  собирать  средства  на  продолжение  строительства. Помогали  прихожане,  кто  сколько  мог,  предприниматели,  колхоз  «Маныч»,  предприятие  «Мясопереработка»,  Сбербанк  и  многие  другие.  В  2002 году  было  продолжено  строительство  новой  церкви.  Большую  помощь  оказал  НО  «Благотворительный  фонд  Святителя  Николая  Чудотворца»  в  Москве.  Строили,  как  говорят,  всем  миром.  Купола  были  сделаны  в  городе  Волгодонске  на  специальном  заводе. Купола  такие  же,  как  на  храме  Христа  Спасителя  в  Москве.  Покрашена  церковь  в  голубой  цвет,  согласно  церковным  канонам.  Многие  задавались  вопросом:  почему  церковь  из  нежно-желтого  перекрасили  в  небесно-голубой.  Дело  в  том,  что  желтый  - это  цвет  грунтовки,  таким  образом  ее  готовили  к  основной  покраске.  В  данный  момент  идет  роспись  стен,  частично  алтаря.  Но  в  великие  праздники  здесь  уже  проходит  богослужение,  о  чем  говорит  большая,  новая  колокольня.

А  в  настоящее  время  по  указу  святейшего  владыки  Кирилла  в  селе  служатся  богослужения  и  в  новом  храме,  и  в  отремонтированной  церкви  по  улице  8  Марта,  которая  теперь  носит  имя  преподобного  Серафима  Соровского.  В  селе  также  имеется  часовня Александра  Невского,  где  раз  в  неделю  служатся  водосвятные  молебны,  работает  церковная  лавка.  

Заключение.

Я  знаю…  Я  верю…  Грань  между  этими  утверждениями  зыбка  и  подвижна.  Знание  и  вера  -  тайны  нашего  внутреннего  мира,  нашей  души,  где рядом  уживаются  счастье  и  горе,  доброта  и  жестокость,  любовь  и  ненависть.  И  еще  -  вера  и  надежда,  которые  не  покидают  человека  в  самые  трудные  и  даже  безнадежные  мгновения  жизни.

В  разное  время  в  разных  странах  по-своему  шло  развитие  общества.  Но  повсюду  люди  рано  или  поздно  приходили  к  общему  для  всех  организованному  поклонению  высшим  силам,  к  вере  во  многих  богов  или  в  единого  Бога.  Вера  -  спутник  человека  от  первого  мгновения  жизни  до  конца.  Она освящает  рождение,  любовь,  добрые  дела  и  вместе  с  родственниками  оплакивает  смерть.  Вера  стала  источником  вдохновения  для  поэтов,  скульпторов,  архитекторов,  драматургов.

Без  веры  немыслимы  нравственное  развитие,  укрепление  сил  добра  в  борьбе  со  злом,  победа  совести над  бессовестностью,  любовь  к своей  родине  и  ее  защита.  Но  любовь  к  Родине  невозможна  без  любви  к  родине  малой,  без  знания  ее  истории,  развития.  Поэтому  данная  работа  -  дань  уважения  моему  родному  краю,  моему  селу.    

Литература:

Брусилов  Б.П.  Хлеб  да  соль  в  посты  и  праздники.  -  Москва,  «Советский  спорт»,  1996г.

Край  наш  Ставрополье.  Очерки  истории.  -  Ставрополь,   1999г.

Крючков  И.В.  Возникновение  и  развитие  сел  Апанасенковского  района:  история,  экономика,  экология.  -  Ставрополь,  СГУ,  2000г.

Я  познаю  мир:  Детская энциклопедия:  Религии.  -  Москва,  «Олимп»,  1998г.