Комедия Гоголя как начало русской реалистической комедиографии
материал по литературе (8 класс) по теме

Соболькова Наталья Владимировна

Материал к урока литературы при изучении комедии Гоголя "Ревизор". Каждый большой художник — это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту — значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую степень духовного, эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя — драгоценный кладезь художественного и душевного, можно сказать, «человековедческого» опыта, имеющего громадное значение для поступательного развития общества. Щедрин называл художественную литературу «сокращенной вселенной». Изучая ее, человек обретает крылья, оказывается способным шире, глубже понять историю и тот всегда беспокойный современный мир, в котором он живет. Великое прошлое невидимыми нитями связано с настоящим. В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно — неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения. Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю. «...Мы не знаем, — писал Чернышевский, — как могла бы Россия обойтись без Гоголя».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комедия Гоголя как начало русской реалистической комедиографии

МКОУ «Могильно-Посельская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Соболькова Наталья Владимировна

1. История создания

  О том, что фабула «Ревизора» принадлежит Пушкину, Гоголь говорил в «Авторской исповеди». Пушкин рассказал Гоголю и о том, что нижегородский губернатор Бутурлин в 1833 году принял за тайного ревизора его самого, ездившего собирать материалы для «Истории Пугачёва» и остановившегося в Нижнем Новгороде. Пушкин рассказал Гоголю и о некоем проезжем, «который в городе Устюжне (Новгородская губерния) выдал себя за чиновника министерства и на этом основании собрал мзду с местных жителей». «На этих двух данных, - пишет В.А. Соллогуб, - задуман был «Ревизор», коего Пушкин называл себя крёстным отцом».

  Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников.

  О начале работы Гоголя над «Ревизором» исследователи не имеют единого мнения.

  Вполне вероятно, что Пушкин мог передать Гоголю сюжет «Ревизора» в 1835 году, но относительно «почти сверхестественно быстрого» завершения двух черновых редакций комедии следует заметить, что черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро; много времени уходило на последующее «оттачивание» произведения.

  Всего над текстом комедии Гоголь работал около 17 лет. За год до смерти, в 1851 году, он прочитал корректуру четвёртого тома 2-го издания своих сочинений и внёс некоторые изменения.

2.Образ России в комедии

  В своих бессмертных произведениях Гоголь правдиво показывал современную автору Россию. Сатирическое перо Гоголя было направлено против уродливых явлений русской жизни 30-40гг. 19 века. Одним из таких явлений был огромный чиновничий аппарат, который высмеивал писатель в своей знаменитой комедии.

  Действие комедии происходит в маленьком уездном городе в начале 30-х годов 19 века. Этим городом управляет группа чиновников, которые вместе и составляют единый центральный образ комедии – чиновничье общество. Друзья-чиновники объединены общими угодливыми чертами, манерой поведения, а индивидуальность каждого только подчёркивает родство всех образов. Характерные черты уездных чиновников – это взяточничество, казнокрадство. Городская казна рассматривается чиновниками в качестве их собственного кармана. Можно сказать, что забота о кармане является в этом обществе главной. Каждый из чиновников думает только о собственном благополучии и процветании, поэтому в городе царят грязь и запустение. Взятки берут все без исключения, в уездном  чиновничестве это считается вполне нормальным занятием. Никого из чиновников не мучает совесть, они только боятся наказания за свои «грешки». Гоголь сатирически показывает всю глупость, невежество, бездарность этих людей. Чиновничество в комедии -  это общество  лицемеров и подхалимов, готовых  на любую подлость ради личной выгоды. Особую роль в городе играет городничий. Он главный человек в уезде, поэтому прямо виновен в том, какие беззакония творятся там. Городничий – человек неглупый и хитрый, но его хитрость направлена только на совершение подлостей. Он гордится тем, что обманул уже несколько ревизоров, весь город этот человек обложил поборами, держит в страхе купечество и простой народ.

  Гоголь высмеивает  в комедии пять чиновников, но это только маленькая частица бюрократической машины, имеющей  такие уродливые черты. Российское чиновничество было тормозом для страны, мешало развитию государства и общества. Чиновничий аппарат изжил себя, считает Гоголь, его необходимо реформировать полностью ради благополучия всей России.

 

3.Проблематика

  На подсказанный Пушкиным сюжет, объединивший вечную коллизию с локальным мотивом чиновничьей инспекции (ревизии), Гоголь написал пьесу, тяготеющую к предельному обобщению, при этом драматург стремился раскрыть и движущие пружины всего происходящего. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» . («Авторская исповедь»)

  Писатель практически отказывается от традиций классицизма и создаёт социально-политическую комедию, которая  представляет собой широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России –х гг., где царствует, по словам Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей».завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, а событие общественного значения.

  В образе мелкого петербургского чиновника Хлестакова Гоголь воплотил  хлестаковщину – особое порождение российского сословно-бюрократического строя. Ведь этот человек не просто выдаёт себя за того, кем он хочет быть, но кем не является и никогда не будет. От этого изображения он имеет материальную выгоду, а значит, своеобразно превышает свои права и полномочия.

4.Образ Хлестакова в комедии

  Образ Ивана Александровича Хлестакова – один из самых характерных и замечательных в творчестве Гоголя, «любимое дитя его фантазии». В нём сказалась страсть художника  к гиперболе, преувеличениям почти гротескным, любовь к изображению «многосторонних» характеров. И образ мыслей Ивана Александровича типичен для большинства героев Гоголя: аналогичность, бессвязность его речей просто ошеломляет. И, конечно, с образом Хлестакова связана некоторая «чертовщина», налёт фантастичности. Ну, дейсвительно, не наваждение ли: солидный и опытный городничий принимает «фитюльку» за «значительное лицо». Мало того, весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несёт «ревизору» дань, умоляет о защите, старается «умаслить» этого ничтожного человечка

  Сюжет комедии прост и гениален. Особая, гоголевская черта в нём – отсутствие со стороны мнимого ревизора каких-либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведёт себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы. Главное здесь то,что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают («сами себя высекли»). Но в такой ситуации на месте ревизора необходим человек, наделённый совсем особыми свойствами.

  Свойства эти – самые обыкновенные. Ну, например, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку «предназначена». Ведь это же свойственно каждому из нас «хоть на минутку», по мнению Гоголя. Феерическая сцена вранья на приёме у городничего проявляет это качество героя с невиданной силой. Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Хлестаков – гений вранья, он переживает свой звёздный час. Гомерический размах ошарашивает присутствующих: «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его «делают ружьём». Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. В мгновенье ока, как сказочный джин, он строит и рушит целый фантастический мир-мечту современного меркантильного века, где всё измеряется сотнями и тысячами рублей.

  Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, но скачет дальше во весь опор: «Да  что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого…я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам. Я везде, везде…».

   Но что это? Всё рушится тоже, как в сказке: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж…». Нет, нет, он уже опомнился: «Что же я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже».

  Но сейчас его время. Он – герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего. Он – «значительное лицо», которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус. Он уже осознал себя в новой роли: и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: «В дороге издержался», то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: «Денег нет у вас?»

  Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпания об стол карт, бахвальства шалопая и  удальства покорителя сердец (за вычетом способности довершить и это и любое другое предприятие).

  И исчезает Хлестаков особенным образом. Это «фантасмагорическое лицо», «как лживый олицетворённый обман, унеслось вместе с тройкой бог весть куда» (Гоголь). Ведь это лишь мираж, призрак, порождённый нечистой совестью и страхом.

  Да прекрасен образ Хлестакова – великое создание Гоголя. Он весь вдохновение, полёт. Это собрание многих качеств. В нём и маленький чиновник, и великий фантазёр, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий. Но это и символическое, обобщённое изображение современного русского человека, «который стал весь ложь, уже сам того не замечая». (Н.В.Гоголь)

Литература:

  1. Н.В.Гоголь  «Ревизор»
  2. Русские писатели. /Библиографический словарь/ - М.: «Просвещение», 1990
  3. Э.Л.Войтоловская «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». – Л.: 1971

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ремарок в комедии Гоголя

"Роль ремарок в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" - методические материалы в помощь учителям литературы, школьникам, студентам. Дана подробная классификация ремарок, способы и цель авторского использования...

Комплексный анализ комедии Гоголя "Ревизор"

Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Тест по комедии Гоголя "Ревизор"

Тест для самостоятельной работы учащихся с текстом комедии Гоголя "Ревизор" как на уроке, так и в качестве домашнего задания....

Тест по комедии Гоголя "Ревизор"

Контрольный тест по комедии НюВю Гоголя "Ревизор" включает в себя задания трех уровней:1) Задания с открытым ответом, проверяющие знание текст комедии2) Задания с закрытым ответом3) Задание с разверну...

итоговый урок по комедии гоголя ревизор

презентация позволяет проверить знания учащихся по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя...

Контрольная работа по комедии Гоголя "Ревизор"

Итоговые вопросы для устной или письменной проверки знаний по "Ревизору"...