Урок-проект "Жизнь без детства"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Урок внеклассного чтения на военную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – проект

«Жизнь без детства»

 Урок внеклассного чтения по повести Богомолова А.О. «Иван»

Учитель: МБОУ СОШ

№ 166 г. Самара

Зайцева Л.А.

2011

Аннотация проекта:

проект посвящен исследованию одной из скорбных страниц великой Отечественной войны – дети на войне. Учащиеся на уроке литературы познакомятся с произведением Богомолова А.О. «Иван», в котором показан подвиг мальчика во время войны. Анализируя данное произведение, характеризуя главных героев повести, учащиеся сделают вывод о невероятном героизме детей на войне, постигнут их самоотверженную преданность  Родине, которую они демонстрировали наравне со взрослыми. Проект дает возможность не только углубить  знания по данному вопросу, но и развивать свои творческие способности.

Участники проекта: учащиеся 7-х классов.

Характеристика проекта:

а) по характеру доминирующей деятельности:

- творческий, исследовательский .

б) по предметно - содержательной области:

- межпредметный (литература, история, живопись, музыка).

в) по продолжительности:

- краткосрочный (1 месяц).

г) по количеству учащихся:

- коллективный (все учащиеся 7 класса).

Работа проводилась в группах.

Дидактические цели проекта:

     1) развитие творческих способностей учащихся;

2) формирование навыков самостоятельной деятельности школьников, умений   видеть проблему и предложить пути её  решения.

Методические задачи:

  1. активировать познавательную деятельность учащихся;
  2. учить анализировать и оценивать произведение как художественное единств ;
  3. познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества Богомолова А.О.

Формируемые умения и навыки работы:

- поиск, обработка и использование информации;

- постановка целей, продумывание содержания, объёма, организация самостоятельной работы;

- развитие аналитических способностей учащихся, их умения работать под анализом и самоанализом учебной деятельности;

- умение характеризовать литературного героя, иллюстрировать свою работу;

- умение использовать межпредметные связи, грамотно излагать свои мысли устно и письменно.

Постановка проблемы:

Что мы узнали нового о судьбах детей на войне; о жизни и творчестве А.О. Богомолова; какую роль играет характеристика персонажей в художественном произведении.

Идея проекта:

Провести  урок  внеклассного чтения в форме защиты  творческих работ учащихся  по повети Богомолова «Иван»; познакомить с судьбами реально живших детей, которые наравне со взрослыми вносили свой вклад  во время ВОв.

Типы ученических исследований:

  1. характеристика героев (Лейтенант Гальцев, капитан Холин, старшина Катасовнов, Иван);
  2. подбор к выбранному герою  стихотворение;
  3. рисунок-иллюстрация  героя;
  4. синквейн .

Этапы проведения проекта:

1.Формулировались темы работы учащихся, определялась форма, в которой желательно провести итоговый урок. После обсуждения было решено, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся в группах. Формировались творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, в группах намечались лидеры, которые сумеют спланировать и проконтролировать работу группы (их 4).

Выдвигалась гипотеза.

2. Осуществлялась помощь в поиске, отборе информации, обсуждался план работы.

3. Чтение произведения. Проходила самостоятельная исследовательская работа, отбиралась, систематизировалась, анализировалась полученная информация.

4. Шла оформительская работа, подготовка выступлений.                

5. Итоговый урок - в форме защиты проектов(характеристика героев, рисунки, выразительное чтение, синквейн).

После него проходил рефлексивный анализ: ученики получили опросные листы, выставили оценку себе и своим одноклассникам.

Итоговый этап: защита проекта(1 урок).

                                                                                                                          

Оборудование: презентация, работы учащихся, компьютер, проектор, тексты повести «Иван».

  1. Вступительное слово учителя:

Война – беспощадное существо, которое не жалеет ни стариков, ни женщин, ни детей. Всем она причиняет одинаковое горе. Каково же было детям! Детям, чье детство пришлось на долгие годы войны. Они рано повзрослели, жили в постоянном страхе, испытывали голод и холод, вынуждены были работать вместо взрослых  до изнеможения, браться за оружие, рано погибать. Можно сказать, что они были лишены детства, той золотой поры, когда мир видится только в светлых красках. Война у них отняла детство.  

Мы каждый год празднуем годовщину, но ветеранов все меньше, все меньше хороших фильмов и книг о войне. Мы начинаем забывать. А это самое страшное, потому что в памяти наша благодарность тем, кто отстоял родную землю от врага, это светлое небо над головой, наше безмятежное детство.

Демонстрируется слайд №1, на нем статья из социальной сети  о ветеране войны. Так быть не должно!

Мы мало знаем о подвигах детей на войне, а их было немало. Некоторые дети становились сынами полка. Послушайте рассказ  об одном мальчишке, который защищал Родину (Слайд №2). Это не единичный случай участия детей на войне: в тылу, в лесу с партизанами, среди врагов. Их имена надо знать(Слайды  №3-7).

- О ком вы слышали? Пример безграничной храбрости детей на войне мы можете найти и в литературе (В. Катаев «Сын полка», А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.).

- Какие еще примеры вы можете привести из литературы?(Ученики приводят свои примеры).

Одно из произведений, повествующих о героизме детей на войне – повесть Богомолова А.О. «Иван».(Слайд №8).

  1. Защита проекта 1 группой:

а) характеристика лейтенанта Гальцева(спрашивается любой участник данной группы, поэтому готовы должны быть все);

б) один-два ученика читают подобранное стихотворение наизусть;

в) один ученик из группы вешает на доску приготовленный рисунок-иллюстрацию, комментируя, что на нем изображено;

г)чтение синквейна.

Проблемный вопрос: Какую роль этот герой сыграл в сюжете повести?

3.Защита  проекта 2 группой

а) характеристика капитана Холина(спрашивается любой участник данной группы, поэтому готовы должны быть все);

б) один-два ученика читают подобранное стихотворение наизусть;

в) один ученик из группы вешает на доску приготовленный рисунок-иллюстрацию, комментируя, что на нем изображено;

г)чтение синквейна.

Проблемный вопрос: Можно сказать, что Холин и разведка использовали ребенка в своих операциях?

4.Защита проекта 3 группой:

а) характеристика старшины Катасонова(спрашивается любой участник данной группы, поэтому готовы должны быть все);

б) один-два ученика читают подобранное стихотворение наизусть;

в) один ученик из группы вешает на доску приготовленный рисунок-иллюстрацию, комментируя, что на нем изображено;

г)чтение синквейна.

Проблемный вопрос: Какую роль сыграл этот герой в идейном содержании повести?

5.Защита проекта 4 группой

а) характеристика Ивана(спрашивается любой участник данной группы, поэтому готовы должны быть все);

б) один-два ученика читают подобранное стихотворение наизусть;

в) один ученик из группы вешает на доску приготовленный рисунок-иллюстрацию, комментируя, что на нем изображено;

г)чтение синквейна.

Проблемный вопрос: Какие чувства вызывает судьба Ивана: жалость или гордость?

5.Заключительное слово учителя

Я надеюсь, что этот урок стал для вас уроком памяти. Мы должны помнить о том, что победа в 45-м нам досталась не только благодаря нашим бравым солдатам, но и нашим мальчикам, которые не пожалели себя, вырвали эту победу ценой своей жизни. Сколько вас полегло, у скольких пропало безвозвратно детство, сколькие погибли слишком рано! Наши мальчики… И девочки, ведь много и девчонок радистками, санитарками, партизанками ушло на фронт. Спасибо вам мальчики, спасибо вам девочки…

Звучит песня на стихи Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» в исполнении А. Варум. В это время на экране демонстрируются слайды о войне(Слайды №10-28).

6. Подведение итогов, награждение

Ученики заполняют опросные листы. Объявляются результаты творческих работ учащихся. Сбор отчетных работ, объединение их в сборник.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Детство Томаса Эдисона" из серии "Мы родом из детства""

1)Введение:место изобретений Т.Эдисона в нашей жизни, умение Т.Эдисона         совмещать изобретательство и предпринимательство , важность этого качества для со...

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

статья "Детство – это мы с тобою, детство – это я и ты!"

«Добрый вечер, наши уважаемые…Обожаемые...Любимые...И любящие нас родители и учителя!» - этими словами началось общешкольное родительское собрание «Наша школьная жизнь», которое состоялось 27 января 2...

Последний звонок "Кораблик детства - уплывает в детство"

Праздник последнего звонка "Кораблик детства - уплывает в детство" проводился в гимназии "Эврика" 25 мая 2012 года, классный руководитель 11 "Б" класса - Атаманова Г.А....

Сценарий последнего звонка "Детство, детство ты куда спешишь....."

Прощание со школой очень волнительный день для учащихся, родителей и учителей, ведь ребята вступают во взрослую жизнь, где необходимо решать многие вопросы и принимать решения самостоятельно....