Эпос народов Восточной Сибири.
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Сидорова Ольга Юрьевна

Эпос народов Восточной Сибири.  

( Эпос - повествовательный   род литературы,  героические сказания, песни).

У каждого народа существуют свои представление о зарождении мира. В течение нескольких тысячелетий он помнит своих героев, совершавших подвиги во имя добра и справедливости.

В прежние времена на Руси имена Илья Муромец, Добрыни Никитича, Алеши Поповича воспринимались как имена реально существовавших людей. Родовитые князья вели от них родословную. Например, воин Добрыня Никитич был в родстве с Владимиром Красное Солнышко. Тот же Добрыня Никитич сразился со Змеем Горынычем в его логове на Пучай-реке и победил его, несмотря на многие хитрости Змея. А бурятский герой Гэсэр очищал земли от чудовищ, победил демона севера, людоеда Лубсана. И сегодня мы любим героев национальных сказаний, гордимся их силой и достойной жизнью.

Героические сказания коренных народов Восточной Сибири, появившиеся за многие тысячелетия до прихода в Сибирь русских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Народы Восточной Сибири.65.5 КБ
Package icon buryaty.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

                  Эпос народов Восточной Сибири.

( Эпос - повествовательный   род литературы,  героические сказания, песни).

У каждого народа существуют свои представление о зарождении мира. В течение нескольких тысячелетий он помнит своих героев, совершавших подвиги во имя добра и справедливости.

В прежние времена на Руси имена Илья Муромец, Добрыни Никитича, Алеши Поповича воспринимались как имена реально существовавших людей. Родовитые князья вели от них родословную. Например, воин Добрыня Никитич был в родстве с Владимиром Красное Солнышко. Тот же Добрыня Никитич сразился со Змеем Горынычем в его логове на Пучай-реке и победил его, несмотря на многие хитрости Змея. А бурятский герой Гэсэр очищал земли от чудовищ, победил демона севера, людоеда Лубсана. И сегодня мы любим героев национальных сказаний, гордимся их силой и достойной жизнью.

Героические сказания коренных народов Восточной Сибири, появившиеся за многие тысячелетия до прихода в Сибирь русских.

            Бурятский героический эпос.

С древних времен почитали героя, посланного небом  для очищения земли от демонов и чудовищ. Отцом Гэсэра было божество Эсэгэ Малаан-менгри, живущий в верхнем Мире-на небе. Рождается он на «самом краю земли», в маленькой избушке в семье бедных стариков. Был румян он, крепок, здоров, только с виду очень суров. Ничего ёщё он не пил и не ел, а пелёнки перепачкать успел». Его так и прозвали пачкун. А имя ему дали Нюргай. С самого рождения он проявил чудеса силы и храбрости.

Гэсэр-персонаж тибетских мифов и мифов монгольских народов, включая бурят (Абай гесер хубун), а также ряда тюткских (салары, жёлтые уйгуры, тувинцы, алтайцы) и тибетско-бирманских народностей. Гэсэр-герой эпических сказаний и поэм, объект развитого религиозного мифологического культа. 

Эпос «Гэсэр» включает в себя девять книг, девять ветвей зелёного дерева жизни. Вам предлагается отрывок из второй книги, в которой повествуется о том, как Гэсэр обретает свой истинный облик и имя:

                              Лицо загорелое, красное,

                              Глаза чёрные, ясные,

                              Чёрная коса в аршин,

                               Небесных бурханов сын…

                               В якутское серебряное седло

                               Крепко сел

                               И с этого мгновенья

                               называться стал Гэсэр.

                 

Во всех версиях Гэсэр характеризуется как трикстер: он прибегает к хитрости и колдовству, его поединки, как правило, носят не богатырский, а «шаманский» характер (ловля и уничтожение душ противника). Эта особенность образа Гесера способствовала развитию мифологически-пародийных начал в повествованиях о Гесере, что проявляется прежде всего в его отношениях с Тхотуном, который выступает в большинстве сюжетов «негативным дублёром» Гесера (неудачное подражание, соперничество в сватовстве, посягательство на жену Гэсэра, предательство в войне). В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается двойником Гэсэра, одним из его воплощений.

Древнейшее ядро образа Гэсэра — ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ (ср. индийского Раму). В устной монгольской традиции (и в бурятской версии эпоса) за Гэсэром утвердилась репутация истребителя демонов и чудовищ (мангусов). Демоноборчество сближает Гэсэра с тибетским масангом и сходным с ним бурятским Буха-нойон баабайем. Как король-избранник и даже первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного «космического яйца»), Гэсэр восходит к добуддийской, бонской традиции. В монгольских версиях отзвуком подобной интерпретации, возможно, является обращение Гэсэра к властелину ада Эрлику — «Старший брат мой» (Эрлик может рассматриваться как умерший первый человек). В ряде вариантов эпоса земной отец Гэсэра — горный дух. Учитывая связь с божеством священной горы, что по концепциям тибетской мифологии согласуется с небесным происхождением героя, а также с мировой горой, Гэсэр воспринимается как правитель «центра» (это соответствует генеалогическим мифам о тибетских правителях), противопоставленный правителям окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности культурного героя. Иногда сам Гэсэр — властитель одной из четырёх стран света — севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гэсэра — Кром (возможно, от Рум — иранское наименование Византии). Под влиянием индийской и буддийской мифологий отцом Гэсэра оказывается Брахма или — в ладакской (западнотибетской) версии и во всех монгольских — Индра (монг. Хормуста; у западных бурят его место занимает иногда шаманское божество Эсэгэ Малаан-тэнгэри). По сходству функций либо внешнему облику воплощения Гесера (или его чудесного скакуна) близки ряду персонажей ламаистского пантеона; как божество войны Гэсэра (тиб. Далха, монг. Дайсун-тэнгэри или Дайчин-тэнгэри) иногда отождествляется с Джамсараном. Более поздним (с кон. 18 в.) является отождествление Гесера с богом войны в китайской мифологии — Гуань-ди.

Существовали мистерии, посвящённые некоторым сюжетным циклам Гэсэриады. В Тибете и у монгольских народов были широко распространены поверья о причастности духа героя (и его самого) к исполнению эпической поэмы, о его особой связи с певцом. В культовой практике Гэсэр как универсальное охранительное божество (подобно большинству шаманских божеств) выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гэсэр иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены также многие соратники и противники Гэсэра, у монгольских народов объектом культового поклонения является только Гэсэр.

  1. Имя Гэсэра и его героико-мистический ореол были использованы С. В. Лукьяненко в «Дозорах»: один из персонажей цикла, Гесер (он же Борис Игнатьевич) — Светлый Иной (Великий), начальник Ночного Дозора Москвы.

В Хрониках Дюны Френк Герберт «Детьми Гессера» (Бене Гессерит) назвал организацию, занимающуюся человеческой селекцией

.

                        Якутский героический эпос.

ОЛОНХО – это общее название древних якутских сказаний о борьбе богатырей человеческого рода, против злых чудовищ.

Герой сказания Нюргун Боотур родился на небе, но был отправлен на землю, потому что ему судьбой предназначено быть главой вольных богатырей могущественной страны, чтобы «защитить племена айыы и оградить улусы солнца».

Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы (якутск. Абааhы) — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха. Третью группу олонхо объединяет тема зашиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон (якутск. Үрүҥ Айыы Тойон), бог-покровитель лошадей Кюн Джёсёгёй (якутск. Күн Дьүөhэгэй), богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных — Иэйиэхсит и Айыысыт (якутск. Айыыhыт) и др.

                               Абай Гэсэр.

Бурхан-(тюрко-монг. Модификация слова «будда» или словосочетания «Будда-хан») в мифах некоторых тюркских, монгольских народов обозначение Будды, бога , идола. В монгольской мифологией (особенно у бурят) Бурханом может стать любое божество, просто злой дух: Архи-Бурхан, Саган-Бурхан-дух оспы и др.

Ульгень-в мифах алтайцев и шорцев верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых небесных духов.

Эсэге Малан-Тенгри – отец плешивое небо;в мифах бурят один из 55 западных тенгри, глава всех 99 тенгри.

               

ОЛОНХО –это общее название древних якутских сказаний о борьбе богатырей человеческого рода, против злых чудовищ.

Арсан Дуолай - владыка Нижнего мира.

Ала  Буурай – старуха с деревянной колодкой на ногах, жена владыки Нижнего мира.

Улус Айыы – улус солнечный, то есть племя солнечное, происходящее от солнца.

Улуу Тойон- владыка многолюдного племени, обитающих на нижних ярусах неба, враждебный жителям Среднего мира.

есно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

] Литература

  1. С.Ш. Чагдуров Поэтика Гэсэриады / М-во культуры Респ. Бурятия. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. – 368 с.
  2. С.Ш. Чагдуров Происхождение Гэсэриады. Опыт сравнительно-истори-ческого исследования древнего словарного фонда / Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Бурят. ин-т обществ наук. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980. – 272 с.
  1. С.Ш. Чагдуров Стихосложение Гэсэриады / Акад наук СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Ин-т



Подписи к слайдам:

Эпос народов Восточной Сибири

У каждого народа существуют свои представления о зарождении мира.В течение нескольких тысячелетий он помнит своих героев, совершавших подвиги во имя добра и справедливости.
В прежние времена на Руси имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича воспринимались как имена реально существующих людей, родовитые князья вели от них родословную.
Воин Добрыня Никитич был в родстве с Владимиром Красное Солнышко. Тот же Добрыня Никитич сразился со Змеем Горынычем в его логове на Пучай –реке и победил его, несмотря на многие хитрости Змея.
А бурятский герой Гэсэр очищал земли от чудовищ, победил демона севера, людоеда Лубсана. И сегодня мы любим героев национальных сказаний, гордимся их силой и достойной жизнью.Героические сказания коренных народов Восточной Сибири, появившиеся за многие тысячелетия до прихода в Сибирь русских.
Гэсэр (Гесер, Гэсэр-хан) — персонаж монгольского, бурятского и тибетского эпоса «Гесэриада»; прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан, Александр Македонский, а этимология его тибетского имени Кесар.
Гэсэр. Памятник в Улан-Удэ.
Гесер (Гэсэр) персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар), мифологий монгольских народов, включая бурят (Абай Гэсэр хүбүүн). Первоначальное ядро сказания сложилось в северо-восточном Тибете. Государство Лин, которое не имело правителя (короля), был послан один из трёх сыновей небесного владыки. Он возрождается в Лине в семье одного из князей безобразным, сопливым ребёнком по имени Джору (в ряде вариантов он зачат матерью от горного духа). Его преследует дядя по отцу .В детстве мальчик проявляет чудесные способности, уничтожает различных демонов, одерживает победу в конном состязании за обладание красавицей Другмо (Рогмо-гоа, Урмай-гоохон), троном и сокровищами Лина. Затем он получает с неба чудесного скакуна, обретает свой истинный величественный облик и имя Гесер (в монг. версиях  Гэсэр-хаан, обычно именуемый «владыкой 10 стран света, искоренителем 10 зол в 10 странах света»). Гэсэр побеждает демона севера, людоеда Лубсана .
Бурятский героический эпос.
С древних времен почитали героя, посланного небом для очищения земли от демонов и чудовищ. Отцом Гэсэра было божество Эсэгэ Малаан-менгри, живущий в верхнем Мире-на небе. Рождается он на «самом краю земли», в маленькой избушке в семье бедных стариков. Был румян он, крепок, здоров, только с виду очень суров. Ничего ёщё он не пил и не ел, а пелёнки перепачкать успел». Его так и прозвали пачкун. А имя ему дали Нюргай. С самого рождения он проявил чудеса силы и храбрости.
Гэсэр-персонаж тибетских мифов и мифов монгольских народов, включая бурят (Абай гесер хубун), а также ряда тюткских (салары, жёлтые уйгуры, тувинцы, алтайцы) и тибетско-бирманских народностей. Гэсэр-герой эпических сказаний и поэм, объект развитого религиозного мифологического культа. Эпос «Гэсэр» включает в себя девять книг, девять ветвей зелёного дерева жизни.
Вам предлагается отрывок из второй книги, в которой повествуется о том, как Гэсэр обретает свой истинный облик и имя: Лицо загорелое, красное Глаза чёрные, ясные, Чёрная коса в аршин, Небесных бурханов сын…
В якутское серебряное седло крепко сел и с этого момента стал называться Абай Гэсэр.
Абай Гэсэр.
Якутский героический эпос.ОЛОНХО – это общее название древних якутских сказаний о борьбе богатырей человеческого рода, против злых чудовищ.Герой сказания Нюргун Боотур родился на небе, но был отправлен на землю, потому что ему судьбой предназначено быть главой вольных богатырей могущественной страны, чтобы «защитить племена айыы и оградить улусы солнца».
Повествование Олонхо о Нюргуне начинается с описания дивной красоты Средней страны (Земли), где 90 речек, где 9 разьяренных жеребцов,9 выссоких мыса.
Представление о зарождении матери-земли в космическом пространстве. В них отражается особое мифологическое пространство человека, для которого все равны6 человек, дерево, гора.
Действие в олонхо происходит в трёх мирах — Верхнем (якутск. Үөhээ Дойду), Среднем (якутск. Орто Дойду) и Нижнем (якутск. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.
И сегодня мы любим героев национальных сказаний, гордимся их силой и достойной жизнью.
Попробуем сказать по-бурятски
Здравствуйте – сайн байна (сэн бґэна)Привет – мэндэ (мэндґэ)До свидания – баяртай (баяртґэ)Меня зовут Пётр – нэрэмни ПётрКак зовут тебя? – Нэрэшни хэн бэ? (нэрэшни хэн бэ?)Как дела? – Канэhэрэк амэрба? (канахэрэк амэрбэ)Как живете? – Хэр байнат? (Хэр бґэнат?)Как живешь? – Хэрбайнаш? (Хэр бґэнаш?)Поздравляю вас с праздником! – Таниие hайндэрөөр амаршалнаб! (Танґие хэндэрґор амаршалнґап!)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гомер. "Илиада". Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса.

Методическая разработка помогает закрепить знания о мифологии Древней Греции, знакомит учащихся с поэмой Гомера "Илиада"....

Понятие о героическом эпосе-олонхо.

Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко...

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...

Западная Сибирь. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

Географическое положение, геология и полезные ископаемы Западной Сибири...


 

Комментарии