Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина
статья по литературе (11 класс) по теме

Лукьяшко Ольга Валентиновна

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возможностями детей, подростков, юношей.

При изучении эпических произведений внимание учащихся неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказывается:

1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эпическую реальность, как преображенную действительность.

2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).

3. Автор как творец, создатель художественного мира произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина

Лукьяшко О.В.,

учитель русского языка

НП ЦО «Лицей «Столичный»»,

г. Москва.

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возможностями детей, подростков, юношей.

При изучении эпических произведений внимание учащихся неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказывается:

1. Тема, проблематика, сюжет. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эпическую реальность, как преображенную действительность.

2. Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).

3. Автор как творец, создатель художественного мира произведения.

        Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. Чтобы помочь школьникам проникнуть в глубь произведения, нужно научить их перечитывать его. Когда речь идет о повести и романе, то особое значение приобретает отбор материала и акцентировка в его интерпретации (какие эпизоды рассмотреть подробно, какие опустить, что выделить в характерах героев, а что оставить без внимания, на каких сторонах авторского идеала сделать акцент).

        Анализ литературного произведения устанавливает результативность работы учеников как читателей и помогает выяснить, какие элементы деятельности развиты.

        В школе плодотворен историко-функциональный подход, когда при истолковании произведения принимается во внимание жизнь его в читательском сознании разных эпох. Названный подход позволяет остановиться на тех сторонах произведения, которые могли казаться менее существенными во время его появления, но приобрели особое значение сегодня.

        При выборе трактовки произведения в школе учитывается психологический аспект – необходимость вызвать интерес учащихся, их потребность в активном соучастии при работе с текстом, поэтому важно знать мнение учеников о произведении, учитывать их восприятие.

        Анализ композиции может обладать и неполной всеобщностью, частичностью охвата материала произведения. Внимание к отдельным компонентам композиции (сюжет, пейзаж), усвоение общей структуры произведения приводит к необходимости «методических приемов».

        Литературоведческий анализ определяет во многом содержание школьного разбора, становясь для учеников основой научного мировоззрения.

        Методика должна учитывать достижения литературоведения не на уровне только комментария, а на уровне концепции художественного творения.

        Цель анализа: создание читательской интерпретации произведения и соотнесение ее с научным исследованием текста, корректирование субъективных представлений читателя.

        Главное назначение приемов анализа – понятийное освоение текста, приближение читателей к авторской мысли в единстве образного и логического ее начала.

        Общие методические требования к изучению эпического произведения рассматривают анализ от содержания к форме. Эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство в неразрывности содержания и формы. В. Кожинов пишет, что «без глубокого анализа формы произведение неизбежно предстает как сообщение о чем-то, а не как самобытный художественный мир». Поэтому особую значимость в нашей работе мы придаем анализу формы произведения И.А. Бунина «Антоновские яблоки», выходя затем на авторскую позицию.

        Приступая к конструированию опытной программы, мы исходим из того, что освоение произведений И.А. Бунина вернее всего начинать с художественного своеобразия писателя как одного из оригинальнейших авторов конца XIX – начала XX в. Именно поэтому первое занятие мы связываем с изучением повести «Антоновские яблоки» (/Тема: «Талант, красивый, как матовое серебро». /Особенности прозы И.А. Бунина. Повесть «Антоновские яблоки»/).

        Цель занятия:

1. Учить раскрывать через форму произведения (пейзаж, портрет, интерьер) основную проблематику повести, выявлять функции пейзажа, портрета, интерьера.

2. Воспитывать в школьниках интерес к личности и творчеству И.А. Бунина.

3. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст.

        Повесть «Антоновские яблоки» позволяет показать функции такого структурного уровня, как изображенный мир.

        Известно, что картина изображенного мира складывается из художественных деталей, портретов, пейзажа, мира вещей, времени, пространства и т.д.

        Все названные элементы имеются в произведении «Антоновские яблоки».

        С учетом этого момента мы и определили шаги нашего первого занятия, обращенного к особенностям прозы И.А. Бунина.

        Особое значение на первом уроке мы придаем обучающему моменту.

        Первый шаг урока после вступительного слова учителя – это коллективная работа класса над выявлением функций пейзажной зарисовки, которая открывает «Антоновские яблоки». «Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождичками, как будто нарочно выпавшими для сева…» (1:2, 158). Второй абзац: «И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада…» (1:2, 159).

        Для того чтобы ученики усвоили функции пейзажа, мы предлагаем им следующие вопросы и задания:

1. Определите характер пейзажа у И.А. Бунина.

2. Каковы функции пейзажа?

3. С помощью каких средств И.А. Бунин создает «мелодию пейзажа»?

        Первый вопрос должен подвести учащихся к выводу, что пейзаж у И.А. Бунина и зрительный, и слуховой, и осязательный, и обонятельный: «И вот еще запах: в саду костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев…», «…и зелено-золотая иволга вскрикивала резко и радостно, колом проносясь над белыми цветами, над болтливыми галками, обитавшими с многочисленным родством в развалившихся трубах и в темных чердаках, где пахнет кирпичами» (1:2, с. 159).

        Второй вопрос позволяет вспомнить, каковы функции пейзажа. Если у учащихся возникают затруднения, то учитель на этом обучающем этапе может напомнить, что пейзаж часто выступает как место действия, что дает возможность показать, какое влияние он может оказывать на настроение героя, раскрыть некоторые стороны его характера, соотноситься с настроением персонажа, в соответствии с ним или по контрасту создать определенную эмоциональную атмосферу.

        «Подсказки» учителя в данном случае должны быть направлены на активизацию познавательной мысли учащихся.

        Особое значение мы придаем третьему вопросу, хотя он носит дополнительный характер. По признанию самого автора ему всегда было важно определить «мелодию» самого произведения. Бунин начинал писать лишь тогда, когда ему был ясен настрой, «звук», «мелодия вещи».

        Учащиеся должны обратить внимание на:

Роль эпитетов: «ранняя погожая осень», «тихое утро», «подсохший поредевший сад», «тонкий аромат опавшей листвы», «прохладное утро», олицетворений: «Там, в этом маленьком флигеле, плавают клубы дыма…» (1:2, с. 170).

Длительных синтагм (больших предложений), в которых широко применяются повторы, придающие фразе напевность: «ПОМНЮ большой, весь золотой и поредевший сад, ПОМНЮ кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и ЗАПАХ антоновских яблок, ЗАПАХ меда и осенней свежести…» (1:2, 158).

Инверсий (перестановок слов в предложении): с целью создания мелодичности «И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада…» (1:2, 159).

        Необходимо обратить внимание учащихся на ослабленность метафоричности Бунина. Задача метафоры – установить сеть императивных подобий в «многомерном космосе». Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления на другой, но не любой перенос, а продиктованный некоторым сходством между обоими предметами или явлениями. Это сближает метафору со сравнением, но это сравнение скрытое. Суть метафоры, по Ортега - и - Гассету, «состоит в замене одной вещи другою», но не настолько, чтобы стремиться скрыть одной другую. Метафора ловко маскирует один предмет другим» (2, с.143). Это отчасти объясняет, почему Бунин, часто прибегая к сравнениям, чуждается метафоры.

        В коллективной работе мы ставим задачу подготовить учащихся к самостоятельному освоению текста. Поэтому следующий шаг урока - работа по тем же вопросам, но уже задание носит групповой характер.

Класс делится на пять групп, каждой из которых предлагается несколько карточек с цитатами пейзажных зарисовок из произведения «Антоновские яблоки». Школьники должны самостоятельно проанализировать описания бунинской природы.

В течение 10-15 минут (все зависит от уровня подготовленности класса) учащиеся работают самостоятельно по следующим вопросам:

1. Какие особенности бунинского пейзажа можно выявить в прочитанном вами отрывке?

(Доминирующую роль играет пейзаж, имеющий зрительную, осязательную, слуховую, обонятельную особенности).

2. Какое время года и время суток описывает И.А. Бунин?

(Осязательный пейзаж помогает нам ощутить восприятие различных времен года /ранняя осень, середина, поздняя осень/, суток /утра, дня, вечера, ночи/).

3. Какая характерная особенность наблюдается в движении времени ?

(Движение во времени происходит от утра к ночи). «Помню раннее свежее утро». «И до вечера в саду толпится народ…». «К ночи в погоду становится холодно и росисто…».

4. Как вы считаете, пейзаж И.А. Бунина носит субъективный или объективный характер?

(Описание природы субъективно, все происходящие события человек пропускает через свое внутреннее «Я»).

5. Какими средствами изображения предпочитает пользоваться И.А. Бунин? Почему?

(Эпитеты, олицетворения, сравнения – основные художественные средства, помогающие ярче представить те или иные картины, точно передать обстановку действия. И.А. Бунин создает зрительный, слуховой, обонятельный пейзаж при помощи данных художественных средств.)

6. Какое настроение возникает при чтении осеннего пейзажа? При помощи каких художественных средств И.А. Бунин добивается этого настроения?

(Настроение носит элегический характер (тихая грусть, душевная удовлетворенность), создается с помощью эмоциональных эпитетов: «тихое утро»…

7. Что символизируют антоновские яблоки?

(Символ материального благополучия. Запах яблок чувствуется на протяжении всей повести, постепенно он исчезает из усадеб, улетучивается и материальное благополучие, счастье и душевный комфорт).

8. Что такое осень в жизни человека?

(Символ вечной жизни, мысль о тесной связи человека с природой).

        После проделанной работы учащиеся выходят на обобщение:

● С помощью пейзажа И.А. Бунин рисует сущность предмета не описанием целого, а одной или несколькими деталями.

● Много внимания уделяет цвету.

● Отдельные строки описания, мастерски вставленные в текст, дополняют картину, тем самым перед читателем ярче воздвигается бытовая жизнь.

● Пейзаж служит фоном, на котором действует герои, помогает нам понять чувства человека.

● Благодаря сравнениям, картины природы тоже передают обстановку и перед нами ярче представляются те или иные картины.

● Пейзаж имеет зрительную, слуховую, осязательную и обонятельную особенности.

● Символический пейзаж имеет реалистический характер, философский – и помогает осмыслить жизнь, он тесно связан с бытом крестьян, насыщен такими красками и качествами, которые оказываются способными передать в его конкретной зримой плоти авторские представления о целесообразности жизни человека.

        По этому же принципу организуется и работа с портретом. Опять же мы настаиваем, что первый шаг в освоении портрета должен носить обучающий характер. Следует напомнить школьникам, что всякий портрет характерологичен, что он может быть снабжен авторским комментарием, а может действовать на читателей сам по себе.

● Портрет воздействует на все органы чувств человека.

● Обобщающий портрет помогает представить читателю серость, убогость, бедность жизни.

● Индивидуальный портрет тщательно вырисовывает облик героя.

● Психологический портрет отражает внутреннее состояние души человека, ее муки, переживания, думы о будущем.

        Показательно, что к мысли вымирания дворянского общества Бунин подводит читателя, обращаясь к описанию ИНТЕРЬЕРА. Для анализа предлагаются следующие вопросы:

1. Какая особенность доминирует в описании интерьера?

(Зрительная и обонятельная особенности).

2. Какой главный прием использует И.А. Бунин при описании интерьера?

(Контраст. Обыденной обстановке противопоставляется картина праздника и гуляния).

3. Можно ли утверждать, что между пейзажными описаниями и зарисовками быта есть взаимосвязь? Обоснуйте свою точку зрения.

(Пейзажные картины и описания интерьера имеют осязательную, обонятельную и зрительную особенности. Быт связан с состоянием человека, действует на него. /Описание библиотеки, глава 3.1/).

4. Как можно трактовать образ кукушки?

(Кукушка напоминает человеку о скоротечности жизни).

5. Что привлекает писателя в лакейской?

(Работа, труд).

        Итак, интерьер выражает отношение писателя к жизни дворянства и крестьянства, богат цветовой гаммой, отражает культуру, а также положение народа.

        Таким образом, внимание к форме произведения (пейзажу, портрету интерьеру) ведет школьников к постижению позиции, авторского идеала и способствует овладению ими метазнаний, т.е. умение работать с текстом.

        В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить связный ответ по повести «Антоновские яблоки».

        Таким образом, вводное занятие в нашей программе носит обучающий характер постижения основных компонентов бунинских произведений, что позволяет увеличить долю самостоятельности учащихся при изучении таких произведений, как «Деревня» и «Суходол».

Примечание:

1. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 6 т.М.: ТЕРРА.1996.

2. Долгов К.М. От Киргсегора до Камю.// Очерки евр. фил.-эст. Мысли XX в. М. 1990-с.143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

К урокам литературы в старших классах. Современная проза. (В.П. Астафьев "Царь-рыба" и Л.Улицкая "Казус Кукоцкого")

Пособие может быть использовано на уроках, посвященных русской литературе последних десятилетий: как для изучения программного произведения (В.П.Астафьев "Царь-рыба"), так и для обзорных, последних в ...

Инновационные технологии в использовании интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены инновационные технологии, которые можно использовать при интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема

В статье рассказывается об интерпретации драматического произведения как методической проблеме....

Технологии интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены технологии интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Интерпретация драматического произведения на уроках литературы в старших классах как методическая проблема

Одной из ключевых и наиболее актуальных задач литературного образования в школе является подготовка читателя, которому доступно глубоко личностное, самостоятельное понимание литературного произв...