Литературная экскурсия. Её место в изучении предмета.
методическая разработка по литературе по теме

 

 Исследование "Литературная экскурсия. Её место в изучении предмета." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursii_t.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Литературная экскурсия. Её место в изучении предмета.

    Видеоматериалов о писателях у нас создано немало, и нередко учитель просмотром фильма заменяет изучение биографии в классе, рассказ о жизни писателя. Но если через неделю-полторы попросить учеников восстановить в памяти некоторые эпизоды фильма или охарактеризовать личность писателя, они оказываются в большом затруднении. Совсем иначе обстоит дело тогда, когда просмотр фильма подготовлен чтением учебника и книг биографического жанра и им завершается изучение биографии на уроках. Перед просмотром учитель диктует классу вопросы: это побуждает учеников не просто внимательно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран.
      Важно, чтобы вопросы требовали не только освоения биографии писателя, но и оценки фильма. В этой оценке выразится и отношение учащихся к писателю, и степень заинтересованности его биографией.
      Вопросы, разумеется, должны быть разнообразными. Каждая биография и каждый биографический фильм дают материал для нравственного и эстетического воспитания. Вот несколько вопросов, которые «приложимы» к разным биографическим фильмам:

      1. Что нового о жизни и творчестве писателя узнали вы из фильма?
      2. Какие эпизоды из жизни писателя показаны в нем?
      3. Какие эпизоды фильма вы считаете наиболее выразительными?
      4. Какой эпизод фильма наиболее полно, на ваш взгляд, выражает характер писателя? ЗАОЧНАЯ  ЭКСКУРСИЯ  «ЧЕХОВ  В  ЯЛТЕ»


      5. Какие слова современников писателя или его самого вы могли бы сделать эпиграфом к фильму?
      6. Кто из современников писателя охарактеризован в фильме наиболее ярко?
      7. Как помогает музыка фильма понять и почувствовать характер писателя, настроение эпохи?
      8. Какую роль в фильме играют картины природы?
      9. Удачно ли, по вашему мнению, отобраны отрывки из произведений писателя?
      10. Понравилась ли вам игра актеров?
      11. Какие черты личности писателя оказались для вас самыми привлекательными?

      Если после просмотра фильма в классе развернется его обсуждение, ученики не только активно отнесутся к увиденному, но и надолго запомнят его.
      Очень полезно включать в урок по изучению биографии писателя отдельные отрывки из фильма. Как оживится урок, если рассказ учителя о Замоскворечье будет поддержан отрывком из фильма об А. Н. Островском, где превосходно показана снежная, пугливо тоскующая во тьме Москва. Читая классу о поездке Чехова на Сахалин (из книги К. Чуковского «А. П. Чехов»), можно показать часть учебного фильма, и ребятам откроются безлюдные просторы Сибири, величественные и печальные. Не только фильм, но и заочная экскурсия является действенным средством превращения наших уроков в волнующее, увлекательное повествование о жизни писателя.
      Виды заочных экскурсий разнообразны. Сидя за партами, ученики с помощью фотографий и эпидиаскопа могут совершить путешествие в Ясную Поляну, отправиться вместе с Маяковским по Союзу Советов, провести день с Пушкиным в Михайловском.
      Почему возникает необходимость такой формы работы? Может быть, учебные фильмы вполне заменяют заочные экскурсии? Думается, что нет.

Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры. Воспитание - второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов построена работа с классом.

Приоритетность воспитательной практики одно из условий экспериментальной работы школы модели “Экология и Диалектика”.

Воспитание – это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, в основе в своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности.

Как это сделать? Этот вопрос встал передо мной, когда я получила 1 сентября новый 5 класс, в котором провела анкетирование с целью изучения кругозора личности.

Вопросы анкеты предлагаются вашему вниманию.

1. Какому из видов искусства отдаёте предпочтение?
2. Занимаетесь ли в студиях, центрах, школах помимо общеобразовательной школы?
3. Какую художественную литературу читаете? Назовите интересные вам жанры, любимого писателя.
4. Как вы относитесь к изобразительному искусству? Кого из художников и за что наиболее цените?
5. Увлекаетесь ли путешествиями, походами? Что главное для вас в этих видах отдыха?
6. Систематически или по настроению читаете?
7. Посещаете ли выставочные залы, музеи? Назовите яркие впечатления от одного-двух посещений.
8. Бываете ли вы в театрах? Какой спектакль оставил глубокий след? Чем?
9. Чувствуете ли вы классическую музыку? Умеете ли слушать симфонии?

Проанализировав анкеты, пришла к выводу о том, что кругозор большинства учащихся класса узок.

Я задумалась: что может быть реально противопоставлено этому негативному явлению? Какие цели выбирать: благородные, но лёгкие, или сомнительные, но зато легко достижимые? Как сохранить идеалы в наше непростое время? И от того, как я смогу решить эти вопросы, зависит моя способность воспитать детей.

Воспитание – второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребёнка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов я построила свою работу с классом. Нужно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.

На уроках литературы мы изучали такие произведения, как арабские народные сказки “Тысяча и одна ночь”, Н.С. Лесков “Левша”, Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”, по которым в театрах города поставлены спектакли, просмотренные мной с ребятами и родителями.

Цели просмотра: приобщить учащихся к театру; научить сравнивать художественное произведение со спектаклем. Но прежде детям нужно было выработать навыки поведения в театре, в общественном транспорте. Была проведена серия классных часов по культуре поведения, на которых учащихся познакомились с нормами поведения и с необходимостью их придерживаться, то есть учитель передавал ребенку знания о данных нормах. После этого были проиграны некоторые ситуации несколько раз. Это помогло учащимся выработать навыки поведения в театре (Фрагмент классного часа прилагаю).

Знакомство с правилами поведения в театре:

1. Посещение театра начинается еще дома. Небезразлично, в каком виде вы придете в театр. Приятно, когда в театр идут не в повседневном платье или костюме, а в выходном. Словом, устроить себе и окружающим праздник, повышающий настроение.
2. Мальчики при входе должны пропускать девочек вперед, помочь им снять одежду и сдать её в гардероб. В театре мальчик должен быть кавалером.
3. Проходить на свои места в зрительном зале можно только лицом к сидящим. При этом девочек пропускать вперед.
4. Не надо вступать в спор, если твоё место оказалось занятым. Следует в этом случае попросить билетершу или кого-либо из служащих театра выяснить недоразумение.
5. Обсуждать содержание пьесы и игру актеров лучше в антракте.
6. Конфеты и другие лакомства надо есть до начала действия.
7. Совсем необязательно выражать свои чувства чересчур эмоционально, перекрикивая друг друга или аплодируя во время действия, мешая тем самым артистам.

Заканчиваю знакомство с правилами поведения в театре словами И.В. Гёте: “Театр почитался величайшей святыней, и любое нарушение порядка в нем подлежало немедленной каре, как преступление против ее величества публики”.

Кроме посещения театров мы часто проводим уроки-экскурсии. Так, урок знакомства с биографией и творчеством П.П. Бажова проходил в музее в г. Екатеринбурге. Перед экскурсией был проведен классный час на тему “Улица полна неожиданностей”, на котором учащиеся познакомились с правилами поведения в поездке:

1. В автобусе вести себя спокойно. Помнить о том, не причиняют ли неудобства его действия окружающим людям.
2. Соблюдать чистоту в автобусе.
3. В случае необходимости помочь своему соседу.
4. Молодой человек должен первым выходить из автобуса и помочь сойти девочке.
5. Не шуметь, не выражать свои чувства во время экскурсии чересчур эмоционально.
6. Не ходить в непосредственной близости от проезжей части улицы.

Заканчивается классный час отрывками из стихотворения О. Высотской.

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.

Таким образом, мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал.

Форма уроков-экскурсий несёт в себе большой воспитательный потенциал. Учащиеся, побывав в доме писателя, познакомившись, с его биографией и творчеством, и предметами быта, проявляют больший интерес, как к урокам литературы, так и непосредственно к личности этого писателя. А это в свою очередь оказывает огромное воспитательное значение на учащихся. Узнав, что семья Бажовых почитала труд как единственный смысл своей нелегкой жизни, учащиеся по-другому стали относиться к трудовым делам в школе и классе.

Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывают уроки знакомства с личностью других поэтов и писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова оказывают. А также большое влияние оказывает изучение произведений этих писателей.

Например, изучая отрывок из поэмы Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, проводим беседу по следующим вопросам:

  1. В чём проявляется красота русской женщины?
  2. Какие качества свидетельствуют о внутренней чистоте крестьянки? Какова она в работе и отдыхе, в минуты опасности и беды?
  3. Что для нее является мерилом человеческой ценности, критерием отношения к человеку и залогом семейного благополучия?

Во внеурочное время регулярно проводятся литературные гостиные по творчеству этих и других писателей, и это тоже оказывает огромное воспитательное воздействие на учащихся.

Таким образом, приобретая на уроках определенные знания и умения, у учащихся вырабатываются общественные мотивы поведения.

Тайна искусства воспитания как-то ускользает от нас, хотя в каждую эпоху по-своему пытались обозначить её суть. Эта тайна, вероятно, относится к вечным вопросам человечества, таким как счастье, свобода, совесть, любовь, добро и, следовательно, каждый раз с приходом нового времени заново приходится её отыскивать.

Репортаж со спектакля "Три апельсина" в Центре театрального искусства "Дом Мейерхольда".

Привыкнув к походам в Современник на ночные сеансы с покупкой билета за несколько минут до начала, я отправился к Дому Мейерхольда примерно за полчаса до начала предполагаемого спектакля (расписание я знаю, т. к. был там уже дважды). Очутившись внутри, я увидел большое скопление людей и, о ужас, зловредную табличку: нет билетов. Ближайшей постановкой, на которую еще оставались билеты, оказалась известная итальянская сказка "Три апельсина". Видимо, не так уж и плохо я выгляжу - кассирша едва не выписала мне два билета.

Совершенно не помню три дня между покупкой билета и днем спектакля, наверное, они оказались эмоционально пустыми.

Настало воскресенье, до начала постановки оставалось минут 15, я шел к Дому Мейерхольда, наслаждаясь влажным теплым воздухом. Пройдя по Московской, свернул в направлении Современника, и вот я на месте назначения: Володарского, 59.

Массивная темная дверь, украшенная резьбой по дереву отворилась с приятной тяжестью, я вошел. Странно, будничные мысли, словно сговорившись с плохим настроением, входить не пожелали и остались ждать меня снаружи.

Внутри оказалось много народу, но было как-то уютно. Повесив в раздевалке куртку, я в полной мере ощутил себя комфортно. Среди мешанины голосов сознание уловило чью-то фразу о том, что сегодня собралось около 60 человек. Люди потихоньку рассаживались в маленьком зале театра, расположившемся в бывшей гостиной дома-музея Мейерхольда, и я, недолго думая, устроился в последнем ряду, рядом оказались две красивые девушки. До начала оставалось еще несколько минут, я попеременно рассматривал сцену, собирающихся зрителей и многочисленные лампы, надежно укрепленные под потолком. Меня захватило чувство восхищения гармоничностью этого места, современные технологии служат древнему искусству, ничуть не портя его, но немного дополняя.

Вот, наконец, зрители перестали прибывать, воцарилась торжественная тишина, на сцену вышел король - первый персонаж сказки. Действие разворачивалось, и я почувствовал на своем лице улыбку - наверное, ей стало интересно, вот она и вылезла из кармана на более выгодную позицию обзора, любительница халявы.

Поймал себя на мысли, что стыжусь возникшего при первом посещении театра "Доктора Дапертутто" предположения о недостатке актеров как о причине того, что все роли играют только мужчины. Три посещения мне понадобилось, чтобы почувствовать и понять, что стиль commedia dell'arte рулит.

Тем временем король со своей новой подругой, непринужденно пританцовывая, переставляли предметы в тронном зале, после чего ушли по делам. Смена освещения, перед зрителями уже совсем другая картина, выходят изможденные в пути принц со своим верным слугой, устраивают привал...

От отсутствия занавеса театр действительно только выигрывает, как оригинально и забавно происходит смена места действия!

Дальше я просто наслаждался спектаклем, иногда переживая, не слишком ли громко и неуклюже я смеюсь. Постановка получилась немного отличной от оригинальной сказки "Три апельсина", добрее, хотя у этой сказки всегда было множество вариантов.

Несколько неловко себя почувствовал, когда преждевременно перестал хлопать после конца спектакля (в Доме Мейерхольда все актеры после спектакля выходят на аплодисменты, строятся в шеренгу и кланяются), но, кажется, никто не заметил.

Взяв куртку, я вышел на улицу, улыбка привычно сползла в карман, а вот будничных мыслей и плохого настроения, которые собирались меня ждать, я на крыльце не обнаружил. Наверное, услышав мой смех, посчитали меня спятившим и привязались к какому-нибудь более здоровому индивидууму. Я пошел в "Yes Pizza", взял кусок пепперони с колой и привычно сел у окна, остывать. В голове бесновались всякие оптимистические настроения, особняком от них надежно обосновалось уважение к Всеволоду Мейерхольду и его последователям. Мейерхольд оставил потрясающий след во времени, которое, как известно, не проходит.

Среди многообразных форм функционирования литературного произведения существует одна крайне интересная, но обойденная вниманием современного литературоведения: литературная экскурсия. Большой опыт теории экскурсионного дела, накопленный в 1920-е годы пока не востребован. Такой социально и просветительски значимый и богатый возможностями феномен бытования литературы как литературная экскурсия отошел, кажется, исключительно в область прикладных интересов туристического бизнеса. Соответственно проектирование экскурсий теоретически не осмыслено и не имеет сколь-нибудь продуманной концептуальной основы.

          Они, экскурсии, безусловно, оживляют преподавание. Не надо перечислять типы и темы экскурсионной работы, связанной с уроками литературы, так как это достаточно известно, и тесно связано с местными условиями: в больших городах к услугам школ экскурсионные бюро, предлагающие и тематику и организационное устройство экскурсий, но подготовка  к экскурсии – одна из важных составляющих образовательного процесса.

Тот, кому доводилось проводить экскурсии всем классом в музеи или места, связанные с жизнью писателя, знает, что это нелегкое мероприятие, требующее немалой выдержки от учащихся. Продуктивность экскурсии не всегда бывает ровной, так как часть класса из-за пассивности или недостаточности времени для вдумчивого осмотра (комнаты тесны, витрины невелики) так или иначе выпадает из актива экскурсантов. Обычно и руководители музейных экскурсий предпочитают вести осмотр с небольшими группами учащихся. Да и вообще пассивно слушать руководителя экскурсии способны далеко не все учащиеся: это закономерно и вовсе не связано с недисциплинированностью учащихся. Они хотят сами осмотреть, сами узнать, сами выбрать то, что их интересует. Поэтому весьма целесообразно (особенно для старших классов) внести самостоятельность и самодеятельность в экскурсию. Надо превращать экскурсии в « экспедиции», при которых дается полная самостоятельность учащимся в наблюдениях и осмотре экспонатов. Перед учащимися ставили задачу, общую для всего класса: « Почему жива память о писателе, поэте?». Класс разделится на маленькие группки, взявшиеся исследовать отдельные вопросы (некоторые периоды жизни и творчества писателя, история создании отдельных произведений, литературных героев).

Эта полностью самостоятельная работа носит исследовательский характер. На заключающем уроке школьники сообщают результат своей экспедиции и делают сообщения по заданным темам. Экскурсии приносят больше практической пользы, если они заранее подготовлены.

              Этапы подготовки:

-сбор информации о писателе или поэте;

-постановки цели и задач;

-сбор информации о писателе, анализ разных источников;

-сообщение по заранее подготовленным вопросам;

-создание атмосферы заинтересованности, возбуждение интереса к личности писателя;

-внимание к рассказу экскурсовода.

              Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы и в школьном преподавании литературы. Проецируя текст произведения в реальные условия жизни писателя, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым.

              Во-первых, меняется восприятие художественного текста. Строки знакомого произведения приобретают предельную конкретность. Ученики, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого осмысления.

              Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства; знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома обретают облик, голос, говорят языком литературных героев. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие известные места в насыщенный особым смыслом культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край.

                С каждым годом литературные экскурсии занимают все большее место в работе учителя-словесника.

На самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффективными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству того или иного автора.

Например, в доме-музее И.С. Тургенева, который находится в Спасском- Лутовинове Орловской области, даже в том, как расположены постройки, отразилось отношение матери писателя Варвары Петровны к сыну: флигель, построенный для И.С. Тургенева, окнами выходил на конюшни, где пороли крестьян. Непростые отношения матери и сына становятся более понятны, когда видишь с какой любовью Варвара Петровна обустраивала дом для писателя, и в то же время, старалась напомнить ему лишний раз « кто в доме хозяин».

Но, как известно, этот материал с успехом может быть использован и при ознакомлении с определенной исторической эпохой, и при заключительных занятиях по конкретной теме, где роль литературной экскурсии будет сводиться к закреплению материала.

В работе над художественным текстом, литературные экскурсии занимают, на первый взгляд, не столь значительное место. Действительно, если имеются экскурсии, в которых целиком или частично может уложиться материал биографии писателя или характеристики эпохи, то ни одна экскурсия не заменит непосредственного анализа текста.

Какова же роль литературной экскурсии на этом этапе работы над изучением личности писателя , да нужна ли она вообще здесь? Да, нужна, и помощь может оказать немалую.

           Самое простое, что может сделать литературная экскурсия при работе над текстом художественного произведения—это быть иллюстрацией или комментарием, а иногда и содействовать образному восприятию произведения. Например, экскурсии, которые проводил известный теоретик и практик литературно-краеведческой работы Н.Н. Анциферов в 20-е годы по «Петербургу Достоевского», когда, идя по пути Раскольникова или Свидригайлова, он вместе со своими слушателями становился как бы свидетелем и даже участником описываемых событий. Такова экскурсия по «Петербургу Пушкина», но только по тем местам, которые описаны в его произведениях (а их много), экскурсия «по местам Печорина» на Кавказских Минеральных водах, на Бородинское поле, по местам Орловской области, описанным в «Записках охотника» и т. п.

       Литературная экскурсия, проведенная в процессе работы над произведением, дает возможность читателям постигнуть и психологию творчества писателя. Например, посещение мест, воссозданных художниками слова, не только наглядно проиллюстрирует их произведения, но и введет учеников в тот мир чувств, переживаний, который помогал автору в воссоздании этих картин.

        В процессе литературно-краеведческой работы одну из главных ролей играет эмоциональный характер восприятия. Переде учителем, организующим и ведущим экскурсию, стоит задача прежде всего увести своих слушателей в состояние заинтересованности, которая при наиболее удачном сочетании элементов показа и рассказа, может перейти в состояние увлеченности. Для этого нужно, чтобы у учащихся создалось определенное настроение, т. е. общее эмоциональное состояние, которое в течение всего времени экскурсии и даже не-, которое время после нее окрашивает его переживания. Создание этого настроения целиком зависит от объектов показа и от рассказа ведущего, способствует более глубокому усвоению его идейного смысла.

Перед посещением музея учитель обычно ставил учащимся задачу: внимательно следить за экспозицией, за рассказом экскурсовода, чтобы потом, на уроках, отметить, какие именно факты из истории отображены в произведении.

Таким образом, экскурсионный материал, использованный на уроке как средство более доступного объяснения, конкретизации и иллюстрации одного из моментов биографии или творчества писателя, как средство раскрытия органической связи между литературой и жизнью, вполне оправдывает себя. Он не только делает урок более интересным и содержательным, не только дал ученикам некоторые представления о литературных

традициях, но, что гораздо важнее, поможет раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей. Кроме того, приведенные факты позволят заглянуть в «творческую лабораторию» писателя увидеть, как материал действительности под пером художника становится материалом литературного произведения.

Сообщение литературно-краеведческих сведений дает наибольший эффект в усвоении знаний учащимися тогда, когда оно умело сочетается с демонстрацией наглядных пособий.

Главное назначение наглядности по литературе — помочь правильному восприятию образов художественного произведения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той действительности, которая отражена писателем, в обстановке которой он жил и работал.

Литературные экскурсии могут быть и заочные, когда учитель демонстрирует наглядные пособия и берет на себя роль гида.

По-своему литературные наглядные пособия отличны от других учебных пособий тем, что они демонстрируют локальный материал; по способу отражения действительности они могут быть условно разделены на три группы: натуральные, изобразительные и графические.

К натуральным пособиям мы относим подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие непосредственное отношение к литературе: письма или рисунки писателя, мемориальные вещи, первые издания произведений, уникальные экземпляры газет, журналов, рукописи, документальные фотографии. Такие подлинники, как прижизненное О издание книги Н. Островского «Как закалялась сталь», том журнала «Современник» за 1860 год, экземпляры 1 газеты «Комсомольская правда» со стихотворениями В. ^ Маяковского, рассматриваются учащимися с огромным интересом и особым эмоциональным подъемом.

С их помощью можно раскрыть и своеобразие изучаемого периода, колорит эпохи, подтвердить правдивость ж типичность изображенных в литературе явлений; он должен соответствовать содержанию и теме учебного материала, быть доступным возрасту учащихся. Прежде чем показывать экспонаты в классе, учитель обязан выяснить следующие сведения об источнике: где, когда и при каких обстоятельствах был найден данный документ, кто является .его автором, для какой цели он был создан и какую роль сыграл в свое время. Необходимо также установить, на каком этапе урока, когда удобнее показать его при изложении нового материала.

Наиболее распространенным видом наглядности по литературе для заочной экскурсии является наглядность изобразительная, к которой относятся такие краеведческие пособия, как портреты писателей, картины живописи, репродукции и иллюстрации, воспроизводящие природу края, быт и труд местного населения, фотографии, рисунки макеты и модели исторических зданий, памятников и других достопримечательных мест. Подобный материал обогатит представления учащихся об эпохе, жизни и творчестве писателя.

               К графическим наглядным пособиям краеведческого типа мы относим литературные

карты края  условными обозначениями мест, интересных в историко-литературном

отношении; ним же относятся маршрутные карты, топографические схемы путешествий писателя или героя художественного произведения, хронологические таблицы важнейших

литературных событий, рекомендательные списки книг и др. Пособия такого типа изготовляется учащимися по заданию учителя. Ученик, приступая к созданию, например, литературной карты края, должен предварительно ознакомиться с художественной и критической литературой, выписать краеведческие сведения из разнообразных источников, обработать и сгруппировать собранный материал, подумать о его расположении и оформлении. Делается это под наблюдением и непосредственным руководством учителя. Графические краеведческие пособия могут быть с успехом использованы на уроке для осмысления отдельных периодов биографии писателя, например:

«Странствования по Руси А.М Горького»; для показа места действия в топографии литературного произведения: «Поход Игоря на половцев», «План Бородинского сражения», «Местожительство Обломова в Петербурге», «Путешествие некрасовских странников»; для ознакомления с развитием литературы в данном крае и его значением в культурной жизни всей страны: «Литературная карта Смоленщины», «Лермон- товские места в Пензе.

При изучение «Капитанской дочки» мы пользовались картой путешествия Пушкина по Уралу в районы восстания Пугачева.

Цель экскурсий на вступительных занятий на уроках литературы в старших классах— показать общественные проблемы, выдвинутые жизнью и привлекающие внимание писателей в данный исторический момент. Учитель литературы не может при этом ограничиться сухой исторической справкой об общественно-политической обстановке эпохи. Не отвлеченными общими фразами и не цифрами экономической статистики, а живыми примерами из истории родного края воссоздаст он обстановку для правильного подхода к восприятию и анализу содержания изучаемого произведения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "От окраины к центру (из опыта создания литературной экскурсии)

Материал может быть интересен учителям литературы и педагогам дополнительного образования...

Методическая разработка экскурсии "По местам работы родителей "

Раработка направллена на профориентацию  учащихся. ...

Виртуальная экскурсия «Памятные места города Шелехова»

Цель: создание условий для более глубокого ознакомления школьников с историей и культурой города Шелехов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников-земляков, историей побратимских с...

Виртуальная экскурсия по местам боевой славы, посвященная 75-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Виртуальная экскурсия по местам боевой славы, посвященная 75-летию  освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков....

Экскурсия " По местам боевой славы Черноморского городского поселения "

Нынешний 2018 год знаменуется 75 - летием со дня освобождения Краснодарского края  от немецко - фашистских захватчиков. Экскурсия   "По местам боевой славы Черноморского городского...

"Экскурсия по местам боевой славы" (Презентация) 12.05.2020г.

Рассказ о Великой Отечественной войнеВеликая война великой страны.Великая Отечественная война – боль и гордость русского народа, величайшая страница российской истории, и память о ней будет жить...

Экскурсии по местам боевой славы.

Материал содержит отчет о проделанной работе в номинации «И пусть поколения знают, и пусть поколения помнят»...