Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Белоусова Светлана Николаевна

 

 Тема:  Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

 Цель:  - систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках,      стимулировать познавательную активность учащихся при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина,

           - развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, публичного выступления,

           - воспитывать духовную культуру учащихся, умение работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_belousovoy_s.n.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

    Учитель: Белоусова Светлана Николаевна

 Тема:  Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

 Цель:  - систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках,      стимулировать познавательную активность учащихся при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина,

           - развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, публичного выступления,

           - воспитывать духовную культуру учащихся, умение работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения.

 

   Оборудование: кассета с записью мультфильма «Руслан и Людмила», иллюстрация к отрывку «У Лукоморья», слайды о детстве А.С. Пушкина, рисунки и поделки учащихся к сказкам А.С. Пушкина, книга Воскобойникова «Жизнь замечательных людей», книга сказок А.С. Пушкина.

                                 

                                                   Ход урока:

           У.  Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну «Лукоморье». С чьим именем связана эта страна? Конечно же, с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, со Дня рождения которого в этом году исполнилось 210 лет. Каждому из нас, ребята, знакомы эти строчки:   (вместе)

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

      - Сказки приходят к нам из детства. Все мы родом из детства. И даже такой гениальный человек, как Александр Сергеевич Пушкин был когда-то ребёнком, маленьким кудрявым мальчиком. Сейчас мы побываем в доме у маленького Саши. О детстве поэта, о близких ему людях мы узнаем из выступлений ребят. А вы внимательно слушайте, т.к. вам предстоит выполнить задание на основе прослушанного материала.

  ( Выступления учащихся о детстве поэта, о его няне)

 ( Выполнение задания)

              

      Закончите фразу:

        1. Александр Сергеевич Пушкин родился в -------  году.

         2. А. С. Пушкин родился в городе  ----------------

         3. Знаменитым прадедом Пушкина по материнской линии был ------------------

         4. Бабушку А.С. Пушкина звали   -------------------

         5. Няню А.С. Пушкина звали  ------------------

          6. В доме А.С. Пушкина наравне с русским звучал ------------ язык.

    У. Ребята поделились с нами своими знаниями, если вы захотите ещё больше узнать о детстве поэта, можете почитать книгу «Жизнь замечательных детей», которая находится в читальном зале школьной библиотеки.

   Дома вы должны были написать сочинение-миниатюру «Моя первая встреча с Пушкиным», и сейчас мы послушаем некоторых ребят, они прочитают нам свои сочинения.

 

 Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в сказочную страну «Лукоморье». (На доске вывешивается иллюстрация)

   Давайте же насладимся завораживающей музыкой стихотворных пушкинских строк, почувствуем улыбку поэта и поверим в рассказанные им чудеса. (Просмотр отрывка из мультфильма «Руслан и Людмила»)

            В. – О каких сказочных героях напоминает нам поэт? (Работа с иллюстрацией)

         В. -  А вообще, как вы думаете, что такое «Лукоморье», что обозначает само это слово? Оказывается, это излучина морского берега (от слов «лука» - изгиб и море) Существует несколько версий учёных, где же находится именно то Лукоморье, о котором поведал Пушкин, и некоторые даже предполагают, что оно находится недалеко от наших мест, в Сибири.

       (физкультминутка)

    У.  А теперь давайте и мы прочитаем выразительно это замечательное произведение, но сначала поработаем с трудными словами.

  (чтение отрывка учащимися)

    У.  Я прошу вас ещё раз обратить внимание на строки «Там русский дух, там Русью пахнет…». Для Пушкина русский дух – это подлинно живое, народное, светлое и доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок. «Что за прелесть эти сказки!» - восклицал поэт. И теперь, я думаю, самое время пригласить саму госпожу Сказку.

    

(диалог со Сказкой) 

      У.- А вот и госпожа Сказка. Здравствуй! Расскажи нам, кто ты такая, кому родственницей приходишься?

     Сказка – Я прихожусь родственницей всем актёрам, и всем художникам, и всем поэтам, если они, разумеется, настоящие актёры, поэты и художники.

      У.-  Ты разрешишь задать тебе три вопроса?

       С.-  Отчего же? Пожалуйста. За свою жизнь я ответила на столько вопросов, что ответить ещё на три меня не затруднит.

       У.-  Скажи нам, сколько тебе лет, извини за нескромность.

        С.-  Что же тут нескромного? Отвечать на такие вопросы трудно тем, кому лет меньше или больше, чем они хотят. А мне ровно столько, сколько я хочу.

        У-.  Всё-таки, сколько же, много или мало?

        С. - Много и мало.

         У.- А теперь скажи, чем ты занимаешься?

         С.- Учу и забавляю. Когда забавляю, учу, когда учу, забавляю.

         У.- Ну, а теперь последний вопрос: каково твоё образование?

         С.- Что?

         У.- Где, когда, у кого и чему ты училась?

         С.- О, везде, всегда и у всех. У зверей, у людей, у деревьев, у трав и у книг. Училась прежде, учусь теперь и буду учиться ещё долго-долго. А научилась я всему тому, чему учу других.

         У.- Чему же, например?

         С.-  Например, отличать поддельное от настоящего, простоту – от глупости, ум - от хитрости, , гнев – от злости. Учу не бояться страха, смеяться над тем, что смешно, чёрное называть чёрным, белое – белым. Вот чему я учу.

         У.- Я вижу, что пришла ты к нам не с пустыми руками.

          С.- Да, я пришла с сундучком и хочу, чтобы ребятав отгадали, что за предметы находятся в нём.

            Викторина:

  1. Волшебный персонаж одной из сказок А.С. Пушкина, говоривший всегда только правду.(зеркальце).
  2. Волшебный персонаж, выполняющий любое желание. (золотая рыбка).
  3. Отчего уснула царевна в «Сказке о мёртвой царевне…»? (яблоко).
  4. Что грызла белочка в «Сказке о царе Салтане…»?

   

      Задания по группам (1 гр. разгадывает кроссворд, 2 гр. составляет из букв имена персонажей пушкинских сказок)

    У. Стихи Пушкина вдохновили великих композиторов на создание прекрасных произведений: композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила», а Римский-Корсаков вдохновился «Сказкой о золотом петушке» и «Сказкой о царе Салтане»

   Итак, ребята, мы не прощаемся со сказочными героями, они нас будут сопровождать всю нашу жизнь и заставлять верить в то, что добро всегда будет побеждать зло.

   Солнцем русской поэзии называют Александра Сергеевича Пушкина. Давайте и мы смастерим своё солнышко, и то,  насколько оно получится красивым и лучистым, зависит только от вас. Вы будете называть положительные качества пушкинских героев, а я буду прикреплять к солнышку лучики. Я хочу, чтобы и вы, ребята, обладали этими качествами, и тогда ваш жизненный путь будет освещать такое же лучистое солнышко.

      Подведение итогов.

    Домашнее задание: выучить «У Лукоморья», прочитать  «Сказку о мёртвой царевне…», нарисовать иллюстрации (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по физике в 8-м классе по теме "Путешествие по сказочной стране Электронии"

Урок повторения, закрепления ранее приобретенных знаний, умений, навыков учащихся по данной теме...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии (урок-проект) "Игра-путешествие в сказочную Страну добра"

В начале учебного года была проведена психодиагностика познавательных процессов таких как: слуховое восприятие, память – зрительная, слуховая, опосредованная, внимание, мышление, речь, величина,...

Презентация по английскому языку для 2 классов по теме "Путешествие в сказочную страну."

Данная презентация рассчитана на повторение алфавита,названий цветов,животных и цифр на английском языке.Мероприятие  проводится в увлекательной и интересной форме-путешествии в сказочную страну ...

Путешествие в сказочную страну (конкурсная программа для младших школьников)

Данная конкурсная программа направлена на повышение у детей интереса к чтению, раскрытие перед ними богатство и разнообразие сказок, на развитие у детей любви к книгам....

Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».

Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...

Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

Цель:- систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках,      стимулировать познавательную активность учащихся при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина,- развивать тв...

«Путешествие в сказочное царство Лукоморье»

(Урок закрепления) "Закрепление умножения и деления чисел 2, 3, 4" Цель урока: Закрепить навык табличного умножения и деления. Повторение решения составных задач....