Внеклассное мероприятие по литературе"У каждой собаки своя судьба"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
в основе мероприятия - произведения Л.Андреева "Кусака" и Г.Троепольского"Белый Бим Черное ухо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель:
Ребята, в этом кабинете сегодня собрались ученики сразу нескольких классов. Сама обстановка говорит о необыденности сегодняшнего мероприятия, тему которого я хочу объявить.
Тема такова: «У каждой собаки своя судьба»
Цели:
1.Раскрыть указанную тему посредством приобщения к творчеству русских писателей.
2.Совершенствовать умение выразительно читать текст, а также логично и чётко отвечать на поставленные вопросы.
3.Воспитать у учащихся чуткое, бережное отношение к собакам как к лучшим представителям «братьев наших меньших».
Эпиграфом к уроку будут слова:
Ты всегда в ответе за всех, кого приручил
А. де Сент – Экзюпери
- Эти слова принадлежат великому французскому писателю. Я уверена , что вы знакомы с его творчеством. Из какого они произведения?
Это произведение собой напоминает притчу.
_Что такое притча?
(Рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме)
- Чему учит притча о маленьком принце?
(Доброте , чуткому отношению к людям, любви ко всему живому на Земле…)
Притча о маленьком принце показала вам, как надо жить, чтобы обрести счастье, мир и чувство собственного достоинства. Она убедила, что самое главное находится внутри нас, в нашем отношении ко всему живому на Земле.
Ты всегда в ответе за всех , кого приручил.
Вот фраза, которую можно назвать главной в сказке. Но очень хочется, чтобы эта фраза была одной из главных и вашей жизни.
Учитель:
-Ребята. У вас есть домашние питомцы?
Я хочу попросить вас бережно к ним относиться, потому что они привыкли к вам . полюбили вас и надеются на вашу доброту и помощь. Они всё чувствуют, всё понимают, и рыбки, и попугайчики , и хомячки, и кошки.
Но сегодня хочется поговорить о собаках.
Сколько на свете разных удивительных собак!
(Слайды)
Ребята, какие собаки красивые, благородные. А есть некрасивые…Худые, грязные, с облезлой шерстью, с кровоточащими ранами, порой запуганные, а иногда озлобленные на всех вокруг. А всё потому, что эти собаки никому не нужны, нет у них хозяина, нет дома. Злая у них судьба…
О собаке со злой судьбой рассказал в своём произведении русский писатель Леонид Андреев.
Рассказ ученика о Л. Андрееве.
Леонид Николаевич Андреев- русский писатель, один из самых знаменитых писателей России начала 20 века. В его разноплановом творчестве отведено место произведениям. Посвящённым детям. В них автор затрагивает очень важные для ребёнка вопросы :в чём радость жизни, что такое настоящая дружба, какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми. Среди рассказов, посвящённых детям, есть занимательные истории о животных и о их роли в жизни людей. Такие истории являются поучительными и воспитывают у ребёнка лучшие качества души. Есть у Леонида Андреева замечательный рассказ «Кусака». Он повествует о жизни несчастной собаки.
(Слайды)
О судьбе несчастной собаки в своём монологе расскажет ученица 5 Б класса Шатохина Валерия.
Она никому не принадлежала .У неё не было имени, и никто не знал, где она жила и чем кормилась.
Ребята бросали в неё палками и страшно, пронзительно свистели .Тогда в страхе мчалась она на край посёлка и пряталась в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Только один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца.
- Жучка! Жучка! Поди сюда, не бойся! Да поди, дурра! Ей- богу не трону!
Собаке так хотелось ласки. Она поверила человеку и несмелыми шажками подошла к нему.
- У-у, мразь! Тоже лезет! – пьяница с размаху пнул её в бок носком тяжёлого сапога.
С тех пор собака не доверяла людям, убегала от них, а иногда со злобой набрасывалась и пыталась укусить. Так она и жила.
Жила под террасой пустой дачи, одна, всю зиму.
А весной на даче поселились люди. Среди них была хорошенькая девушка Лёля, которая радовалась всему живому вокруг и всех вокруг любила. Беззвучно подкравшись, собака яростно вцепилась зубами в подол девичьего платья и рванула его.
- Ах, злая собака! – крикнула Лёля. – Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Злющая!
Собаке жилось неспокойно: она боялась людей. Но Лёля была такая добрая, что , забыв обиду, всё же хотела подружиться с ней и даже имя определила: Кусака.
_ Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь? Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась.
_ Я тебя люблю , Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки! Ты не веришь мне , Кусачка?
И Кусачка второй раз в жизни почему- то поверила человеку. Преодолевая жуткий страх, она приблизилась к девочке и дала себя погладить и потормошить.
Лёля обрадовалась:
- Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!
И собачья душа оттаяла- Кусака расцвела: у неё было имя, она потолстела, потому что люди кормили её, шерсть стала гладкая и красивая, и, самое главное, она обрела веру в человека. Она жила рядом с людьми, её любили. Она с радостью выполняла все просьбы людей:
_ Кусачка , милая Кусачка, поиграй ! Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! Ещё , Кусачка, ещё!
Что ещё надо для собачьего счастья?
Но как коротко было оно, это собачье счастье…
Пришла осен6ь. Дачники собрались уезжать в город.
Лёля взволновалась:
_ Как же нам быть с Кусакой?- спросила она у мамы.
_ Кусаку придётся оставить! Бог с ней…
_ Жа- а- лко!- переживала Лёля _ Жа- а- лко!
Дача опустела: хозяева уехали в город.
Кусака долго металась по следам уехавших людей: бегала на станцию, заглядывала в стеклянную дверь пустой дачи и скребла когтями… Никто не ответил ей.
Наступила ночь. И когда уже у Кусаки не было сомнений , что люди её снова предали, бросили, собака завыла. Она выла жутко, настойчиво и безнадёжно.
Собака выла…
Учитель:
Есть ещё один удивительный русский писатель , который в своём творчестве отвёл достойное место изображению жизни собаки. Это Гавриил Троепольский.
Рассказ ученика о Г. Н. Троепольском.
29 ноября исполнилось 105 лет со дня рождения русского писателя Г. Н. Троепольского.Троепольский в своих произведениях выступал в защиту всего живого на земле. Он любил животных и сельскую природу, хотя большую часть времени прожил в городе. Особенно тесно его судьба связала со старинным русским городом Воронежем.
В 1959 году , уже будучи профессиональным писателем, Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме на улице Чайковского свои наиболее плодотворные годы до самой смерти, до 1995 года.
В 1993 году Троепольскому было присвоено звание Почётного гражданина города Воронежа.
Одна из улиц Воронежа названа в честь писателя. Его имя носит и одна из библиотек города.
Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы. Около театра кукол установлен памятник Биму. Авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреат Государственной премии России.
Бим- добрая, преданная, умная собака, герой произведения Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».
(Слайды)
Учитель:
Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» Написана в 1971 г.Это наиболее известное и любимое читателями произведение Троепольского. Писатель был удостоен Государственной премии за повесть в 1976г. В1977г Станислав Ростоцкий снял фильм- трогательный рассказ о судьбе Бима.Этот фильм был назван лучшим русским фильмом года, удостоен Ленинской премии, главной премии на фестивале в Карловых Варах и номинирован на премию « Оскар» как лучший фильм. Он интереснейший и впечатляет так, что трудно сдержать слёзы. Я думаю, что лучше всё увидеть своими глазами.
Фильм довольно продолжительный, поэтому вашему вниманию будут представлены фрагменты, из которых вы всё можете узнать о судьбе Бима. Для лучшего понимания фрагменты будут сопровождаться комментариями учеников.
Прошу вашего внимания!
( Демонстрация эпизодов фильма «Белый Бим Черное ухо».
Чтец № 1
В доме Ивана Ивановича появился маленький неуклюжий щенок ,который в
жизни еще не понимал ровным счетом ничего ,а потому жалобно скулил и безнадежно пытался найти мать .Его хозяин назвал Бимом.
По первости, по причине совершеннейшей беспомощности Бима, Ивану Ивановичу приходилось кормить его из бутылочки молоком и укачивать на руках своих . Уже через короткое время Бим окреп ,сделался любознательным щенком и даже из-за своего любопытства стал проказничать. Хозяину подчас приходилось воспитывать питомца моралью и легким трепанием уха.
Время шло. Бим рос, а вместе с ним росла привязанность к хозяину. Да и Иван
Иванович признавал , что Бим прочно вошел в его жизнь и занял в ней почетное
место. Добротой своей , безграничным доверием и лаской взял его Бим. Иван Иванович отвечал собаке тем же. Они вместе проводили все время: отдыхали,
ходили на охоту и даже читали книги. Хозяин читал ,а Бим внимательно слушал.
Иван Иванович и Бим стали неразлучны , они нуждались друг в друге как в чем- то жизненно важном.
« Все будет хорошо, Бимка,»- так подбадривал хозяин своего любимого питомца.
( ЭПИЗОД фильма № 1)
ЧТЕЦ № 2
« Все будет хорошо ,Бимка! …» - говорил Биму Иван Иванович.
Но не все всегда в жизни бывает хорошо : в дом Ивана Ивановича и Бима пришла беда. Хозяину вдруг стало очень плохо: осколок подполз под сердце. Скорая забрала его в больницу .Бим почувствовал беду.
---- Ждать ,мальчик, ждать!- это были последние слова ,которые слышала собака от хозяина.
Слово «ждать» стало главным для Бима. Ждать! Вот теперь вся цель его жизни. Он перестал есть ,потому что очень тосковал и ждал…
А когда совсем отчаялся, отправился на поиски хозяина. И теперь , кроме слова ждать, главным стало еще одно – « искать».Он бегал по улицам города , заглядывая в каждый укромный уголок . Бегал целыми днями ,одинокий и грустный. А по ночам выл…
( ЭПИЗОД фильма № 2)
ЧТЕЦ № 3
На трудном пути Бима в поисках своего хозяина встречались разные люди. Одни откровенно презирали собаку ,стараясь отругать ,а то и пнуть ногой. В них было столько жестокости и враждебности по отношению к Биму!
От такого обращения Бимка еще больше почувствовал свое одиночество. Сердце его щемила тоска. Только то, что ему непременно нужно было найти своего хозяина , заставляло его как-то держаться ,жить.
Встречались Биму и люди , которые смогли понять собачью боль , старались хоть чем-то помочь. Таких , к сожалению, было немного. В их числе девушка Даша. Она нашла дом, где жили Бим и Иван Иванович ,узнала от соседки о произошедшей беде и даже привезла Биму письмо от хозяина ,которого разыскала в столичной больнице.
« Бим , бедный Бим, раздавленный , больной и без капли надежды ,почувствовав запах хозяйских рук, положил голову на лист, а из глаз его покатились слезы. Это были слезы надежды».
И надежду принесла Даша . Как же Биму не потянуться к девушке ,которая связывала его с хозяином ! Вот она , радость !
Но Дашу куда-то увозил поезд …
( ЭПИЗОД ФИЛЬМА №3(-1-2-3))
ЧТЕЦ №4
Девушка Даша оставила глубокий след в душе Бима.А вскоре жизнь подарила собаке встречу с еще одним добрым человеком- с мальчиком Толиком.
Толик очень любил животных , поэтому когда встретил Бима , решил непременно ему помочь. «Так нашелся у Бима новый маленький друг», который решил взять его к себе жить.
(ЭПИЗОД №4)
«Все равно найду!»- говорил Толик. И он искал Бима. Часто можно было видеть в городе ,как чистенький мальчик останавливал прохожих и спрашивал:
- Дяденька, вы не видели белую собаку с черным ухом ?
ЧТЕЦ № 5
Стихотворение « С грустью хожу я по городу».
С грустью брожу я по городу,
Озадачен вопросом своим:
«Где ж разыскать эту гордую
Собаку по имени Бим…
Мне в твое ухо бы черное
Прошептать, как ты мною любим,
Мысли твои все прочел бы я,
Ты – друг мой, ты – ласковый Бим,
Город встречается с вечером,
И трамваи проходят звеня.
Ищет тепла человеческого
Мой Бим. Так ищи же меня !
ЧТЕЦ № 6
«Ждать и искать». Смысл этих слов для Бима изменился под действием тяжелого груза бед, выпавших на его долю. Но движимый какой-то неведомой силой , он продолжал ждать и искать и в поисках своих все так же бродил по улицам…Теперь он был похож на настоящую бездомную собаку , одинокую, больную и злую. Для бездомных собак существуют люди, которые отлавливают их, помещают в фургон и куда-то увозят, чтобы решить участь несчастных животных.
Такой фургон стал последним пристанищем для Бима…
А в это время выздоровевший Иван Иванович спешил домой, спешил к своему любимому, преданному другу .Встреча уже близка.
И она состоялась. К сожалению ,слишком поздно…
Иван Иванович открыл дверь фургона, положил руку на голову лежащего Бима-верного, преданного, любящего друга.
Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли. Бим был мертв.
ЧТЕЦ № 7
Иван Иванович берет ружье и отправляется туда ,где так часто они бывали вместе с Бимом.
Четыре выстрела ,выпущенные из его ружья, стали символом скорби и памяти о верном и любимом друге.
(ЭПИЗОД ФИЛЬМА №5)
ЧТЕЦ №8
Стихотворение «Слышу- выстрел стихает».
Слышу- выстрел стихает
Над простором лесным…
А мне кажется- лает
Белый Бим,
Белый Бим.
И доверчиво смотрит
В человечьи глаза,
Будто вовсе не помнит
Ни скитаний ,ни зла.
В ясный день
И под вечер
Под ненастьем любым
Выбегает навстречу
Белый Бим,
Белый Бим…
Дай обидчику сдачу
И не сгинь в темноте,
И душою незрячих
Научи доброте.
Чтец №9
Прошло время. В доме Ивана Ивановича появилось маленькое неуклюжее существо-щенок. Добрый человек теперь его будет воспитывать и любить. Но разве кто-нибудь сможет заставить Ивана Ивановича забыть Бима ? Разве сможет забыть он охотничьи зори, подаренные старым преданным другом, его доброту и всепрощающую дружбу? Нет , этого он не забудет никогда…
(ЭПИЗОД № 6)
Вот и закончилось мероприятие, тема которого определена так: «У каждой собаки своя судьба».
Какая бы ни была эта собачья судьба, ясно одно: она зависит от нас с вами.
_Ребята, что по- вашему мы, люди, должны сделать, чтобы жизнь собак, которые окружают нас сегодня, была менее печальной, чем жизнь наших героев, Кусаки и Бима?
( Бережно относиться. Заботиться о них, не бить, не выбрасывать на улицу, не лишать возможности общения и т д)
Ребята, давайте бережно относиться к собакам, да и ко всему живому на Земле, к каждой букашке, птичке, зверюшке. Поверьте, что только тогда все будут по- настоящему счастливы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-598505-1424634230.jpg)
Внеклассное мероприятие: "Правила дорожные знать каждому положено!"
- Закрепить и уточнить знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. - Развитие логического мышления, памяти, сравнения, умение составлять целое из частей. Ра...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.
Описание: предлагается сценарий мероприятия «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-671851-1443162320.jpg)
Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой
Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой.Цели:познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;ра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118245-1550409032.jpg)
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе «Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи…» (романы И.С. Тургенева и эпоха)
Мероприятие направлено на знакомство учащихся с отдельными фактами биографии И.С. Тургенева, с романами писателя, повышение интереса к чтению прозаического текста, к литературному наследию И.С. Турген...
Внеклассное мероприятие по литературе "Своя игра"
Игра предназначена для учеников 7-8 классов. В игровой форме ученики смогут повторить и обобщить свои знания в области литературы....
Внеклассное мероприятие по литературе "Каждый выбирает для себя …." (по творчеству В.М. Шукшина).
Внеклассное мероприятие по литературе "Каждый выбирает для себя …." (по творчеству В.М. Шукшина)....